Файл: Кусмарцев, В. С. Автоматизация строительного производства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основными частями контакторов являются: электро­ магнит (состоящий из сердечника, якоря и втягивающей катушки), контакты и рычажная система, соединяющая якорь и контакты. Кроме того, он имеет: дугогаси тель­ ные камеры, пружины и вспомогательные или блокиро­ вочные контакты, сокращенно называемые блок-контак­ тами, служащими для осуществления различных пере­ ключений и сигнализации.

Если замкнуть цепь обмотки втягивающей катушки, то якорь будет притягиваться к сердечнику и через ры­ чажную систему замкнет главные контакты. Если цепь обмотки разомкнуть, то якорь электромагнита отпадет и контакты разомкнутся.

Если что-либо помешает якорю контактора достиг­ нуть конечного положения и катушка при этом останет­ ся включенной, она может сгореть.

Катушки контакторов должны обеспечивать четкое и надежное включение якоря при 85% номинального зна­ чения напряжения и «е должны перегреваться при 100% номинального напряжения сети. Напряжение отпадения якоря, называемого напряжением отпуска, составляет 30—70% (для контакторов переменного тока).

Магнитные пускатели. Магнитные пускатели состоят из одного или двух контакторов, снабженных блок-кон­ тактами и встроенными элементами теплового реле, смонтированных на общей панели.

Тепловое реле действует при помощи биметалличе­ ского элемента и служит для защиты двигателя от .недо­ пустимых перегрузок. Поскольку тепловая защита не предохраняет двигатель от токов короткого замыкания, в главной цепи магнитного пускателя предусматривают плавкие предохранители.

Магнитный пускатель с одним контактором называет­ ся нереверсивным и осуществляет пуск только в одном направлении. Магнитный пускатель с двумя контактора­ ми носит название реверсивного и служит для включе­ ния электродвигателя в прямом и обратном направ­ лении.

В строительном производстве широко распростране­ ны воздушные магнитные пускатели серии ПМЕ. Они рассчитаны на мощность 1,1-МО квт при напряжениях: 36, 127, 220, 380 и 500 в, переменного тока частотой

50 гц.

23

Нереверсивный пускатель (рис. 4 а) состоит из трех­ полюсного закрытого кожухом / контактора, блок-кон­ такта 2 с н.о. контактом, катушки 3 и двухполюсного теплового реле 4.

На рис. 4 б показано устройство реверсивного маг­ нитного пускателя, состоящего из двух контакторов, смонтированных на общей плите 1. Каждый из контак­

24


торов имеет три главных контакта 2, катушки 3 и одно­ го блок-контакта 4, двухполюсного теплового реле 5, являющегося общим для обоих контакторов.

Одновременное замыкание обоих контакторов исклю­ чается благодаря механической блокировке якорей ка­ тушек электромагнитов.

Магнитные пускатели серии ПМЕ монтируют на ров­ ной, жестко закрепленной вертикальной площадке (до­ пустимое отклонение от вертикали ±5°). Пускатели рас­ считаны на работу при температуре окружающего возду­ ха от —40 до -|-40оС. Их запрещается эксплуатировать в условиях тряски, вибрации и ударов. Только при соблю­ дении всех этих правил они будут надежно работать.

Путевые и конечные выключатели. Путевые выключа­ тели — это контактные автоматические аппараты, пред­ назначенные для осуществления переключения в цепях управления в зависимости от пути, проходимого управ­ ляемым механизмом или его рабочим органом. Вот по­ чему их части называют датчиками перемещений.

Путевые выключатели кинематически связаны с уп­ равляемыми механизмами и осуществляют отключение, переключение и включение электрических цепей под воз­ действием исполнительных механизмов оборудования е определенных положениях, предотвращая переход за установленные границы.

В основном устройство всех путевых переключателей аналогично. Они имеют одну или несколько пар контак­ тов, в состав которых входит один неподвижный и один или несколько подвижных. Неподвижные закрепляются в корпусе. Подвижная часть контакта помещается на штоке или рычаге, которые перемещаются под воздейст­ вием упоров автоматизируемого агрегата и производят размыкание закрытых и замыкание нормально открытых контактов.

На рис. 5 а показан путевой выключатель простейше­

го действия с еамовозврагом.

Работает

он следующим

образом. При перемещении

штока, под

воздействием

упора, закрепленного на подвижных частях оборудова­ ния, планка 2 с подвижными контактами отходит вниз, и верхние контакты 4 размыкаются, а нижние 3 замы­ каются. Как только воздействие на шток 1 прекратится, пружина 5 возвращает устройство в первоначальное со­ стояние.

25


На рис. 5 б показан путевой выключатель момен­ тального действия с самовозвратом. При воздействии движущейся части рабочего органа на ролик рычага 4 последний поворачивается и при помощи передаточных устройств поворачивает поводок 3, на котором закреп­ лены подвижные контакты 5. Это приводит к размыка­ нию нормально закрытых контактов и к замыканию

Рис. 5. Путевые переключатели:

а — линейного; б — моментного действия.

нормально открытых. Возврат в исходное положение осуществляется с помощью пружин. Неподвижный кон­ такт 2 укреплен в корпусе 1.

Конечный выключатель — это путевой выключатель, останавливающий электродвигатель привода или пере­ ключающий цедь управления реверсивного электродвигагеля с одного направления вращения на другое в двух крайних положениях.

И промежуточный и конечный выключатели уста­ навливаются очень близко от рабочей зоны агрегатов, поэтому надо их тщательно защищать от засорения ме­ таллической пылью, от брызг масла и охлаждающей жидкости.

26

В тех случаях, когда требуется надежная работа пе­ реключателя .при очень малых перемещениях и небольшом^давлении на него, применяются микропереключа­

тели.

Обычно число контактов и мощность включаемой це­ пи, с помощью путевых выключателей, бывают недоста­ точны. Поэтому их импульс передается сначала на про­ межуточное реле.

2> 2. Релейно-контактные схемы

Перечисленные выше релейно-контактные аппараты и электродвигатели с их связями, образуют релейно-кон­ тактную схему, в которой можно выделить: 1) схемы или цепи главного тока и 2) вспомогательные цепи.

Вспомогательные цепи включают в себя: цепи управ­ ления, состоящие из кнопок, катушек реле, контактора и их контактов (замыкающих или размыкающих цепи управления); цепи защиты, сигнализации и цепи блоки­ ровки между отдельными элементами схемы.

Для облегчения чтения схемы цепи главного тока вычерчиваются жирными линиями, а вспомогательные цепи — топкими. Все элементы вспомогательной цепи вычерчиваются на схеме в условном обозначении по ГОСТ 3025—59 и ГОСТ 7624—62.

В системе механизмов с гидравлическими или пневма­ тическими приводами силовая электрическая цепь отсут­ ствует, так как роль цепей главного тока в них выпол­ няют гидропроводы или воздухопроводы.

Для релейно-контактных схем существуют два спо­ соба изображений: свернутый и развернутый.

Принципиальная свернутая (полная) схема. В этой схеме элементами чертежа являются электрические ап­ параты (реле, контакторы, двигатели и т. д.), которые изображаются как единое целое. Все контакты террито­ риально объединяют и указывают на оси катушки, а иногда и на механические или магнитные связи между ними. В схеме косвенно отражены конструктивные осо­ бенности всех элементов цепи, число контактов, общее число выводов и т. д.

Для изучения принципов действия устройств автома­

27


тики свернутые принципиальные схемы удобны своей наглядностью. По ним легко представить не только фи­ зические, но и конструктивные особенности отдельных аппаратов. Для сложных автоматических установок та­ кие схемы получаются очень громоздкими и запутанными. Последнее объясняется тем, что при большом числе эле­ ментов цепи провода, соединяющие катушки с контакта­ ми, или многократно пересекаются друг с другом, или делают длинные петли. Все это затрудняет выявление характера связей между элементами и последователь­ ность их включений.

Принципиальные развернутые схемы. В этих схемах элементами чертежа являются электрические цепи, со­ стоящие из контактов и катушек различных аппаратов. Наглядность достигается изображением проводов в виде прямых линий без поворотов и пересечений, т. е. под­ черкивается, что цепь является основой схемы. В развер­ нутых схемах каждый электрический аппарат условно расчленяется на составные части, которые разносятся по элементарным электрическим цепям. Каждая элементар­ ная цепь, как правило, содержит одну катушку и ограни­ ченное число контактов, которые размещаются в после­ довательности их срабатывания, а отдельные цепи размещаются параллельно друг другу по горизонталям и.вертикалям и присоединяются по концам к полюсам источников питания. Места электрического соединения проводов отмечаются точками.

Цепи, предназначенные для выполнения определен­ ных операций, группируются вместе, а в примечаниях указывается, какие операции выполняет каждая группа цепей.

Коммутирующие устройства на принципиальных схе­ мах изображаются, как правило, в отключенном состоя­ нии, т. е. при отсутствии тока во всех цепях схемы и от­ сутствии внешних принудительных сил, воздействующих на подвижные контакты.

Соблюдение этих условий облегчает рассмотрение электрических связей и делает ясным, от каких контак­ тов зависит замыкание и размыкание цепей. Это большое преимущество развернутых схем. Недостаток их в том, что по схеме невозможно представить себе конструкцию входящих в нее элементов. Поэтому приходится простав­ лять условные обозначения каждого двигателя, аппара-.

28

та, прибора и давать подробное описание, объясняющее конструктивную связь отдельных элементов.

Катушки реле обычно обозначают заглавными буква­ ми, соответствующими первой букве названия того устройства, в которое входит катушка. Например: РМреле максимальное токовое, PH—реле нулевое, РБ—реле блокировочное, РВ—реле времени, РТ—реле тепловое, Л — контактор линейный, У — контактор ускорения, В— контактор вперед, Н — контактор назад, КУ — кнопка управления и т. д.

Если в схему входят несколько одинаковых аппаратов, то для отличия их перед буквенным обозначением ста­ вят цифры, обозначающие повторяемость прибора. На­ пример (для катушек), 1Л, 2Л, ЗЛ, или 1, IV,2У и т. д. Соответствующие им контакты носят те же обозначения, но с индексом, указывающим повторяемость контактов

—Л1, 1Л2, 2Л[ и т. д.. Все это будет более понятным,если рассмотреть схемы и описание их, приведенные ниже.

Монтажные схемы. На основании монтажных схем производится установка аппаратуры на щитах и пультах и выполняются все электрические соединения.

2 - 3. Схемы автоматического управления электроприводом

В задачу автоматического управления элект­ роприводом входит выполнение следующих операций:

подключение электродвигателя к сети; обеспечение максимальной скорости разгона электро­

двигателя от положения покоя до нормальной скорости вращения при заданной нагрузке;

ограничение тока в цепях двигателя во время пуска и разгона последнего (там, где это необходимо) до допу­ скаемых пределов;

остановка электродвигателя; осуществление реверсирования (если это требуется).

Наибольшее распространение в автоматических си­ стемах при мощности до 10 квт имеют асинхронные эле­ ктродвигатели с короткозамкнутым ротором, являющи­ еся наиболее простыми по устройству и обслуживанию.

29