Файл: Кунянский, И. А. Организация смазочного хозяйства на предприятиях машиностроения учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПРАВЛЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

У Н И В Е Р С И Т Е Т ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В М А Ш И Н О С Т Р О Е Н И И

И. А. КУНЯНСКИ И

ОРГАНИЗАЦИЯ СМАЗОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

МАШИНОСТРОЕНИЯ

Допущено научно-методическим советом в качестве учебного пособия для слушателей заочных курсов повышения квалификации ИТР по ремонту технологического оборудования машиностроительных заводов

Мо с к в а

«МАШ И II О С Т Р О Е Н И Ех>

1 974

К 91 УДК 621.89.008

Кунянский И. А. Организация смазочного хозяйства на предприятиях машиностроения. М., «Машиностроение»,

1974, с. 52.

В учебном пособии освещены основные вопросы ор­ ганизации смазочного хозяйства на предприятиях ма­ шиностроения. Изложены требования, предъявляемые к службе смазки оборудования, описана структура орга­ низации и управления смазочным хозяйством, даны рекомендации по распределению обязанностей между подразделениями предприятия и исполнителями, обес­ печивающими оборудование смазкой. Описаны реко­ мендуемые смазочные материалы, даны указания по их использованию и замене, а также по контролю каче­ ства.

Описана организация складов смазочных материалов; даны формы документации по смазке оборудования, приведены указания по сбору и регенерации отрабо­ танных масел и противопожарным мероприятиям.

Ил. 21. Табл. 15. Спнс. лит. 8 назв.

Гсс. публичная Председатель научно-методического совета

’би'Л—о10г ч"

и| <х

курсов

повышения квалификации

-’-"V,. -/-ОЙТР |о

ремонту

технологического оборудо­

читдд;

вания ^машиностроительных заводов Ю. С. БО­

РИСОВ.

 

 

 

 

 

 

Научный редактор В. В. ПУШКИН

©

Университет технического прогресса в машиностроении

при НТО Машпром,

1974.

Иосиф Абрамович Кунянский

ОРГАНИЗАЦИЯ СМАЗОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Редактор издательства П. А. Кунин Технический редактор Г. И. Андреева

Корректор Ж- Л. Оуходолова

Сдано в набор 19/VI

1974 г.

Подписано к печати 28/VIII 1974 г.

Т-16018

Формат 60x 907т

Бумага типографская >6 2

Печ. л. 3,25

Уч.-нзд. л. 3,5

Тираж 3000 экз.

 

Заказ №

2613

Бесплатно

_____ Издательство , Машиностроение* 107885, Москва, Б-78. 1-й Басманный пер., д. 3_____

Серпуховская типография


ВВЕДЕНИЕ

Своевременная, 'рациональная омазка технологического обо­ рудования способствует увеличению сроков службы и сохране­ нию точиостп его работы благодаря уменьшению сопротивле­ ния трению и нагревания, а следовательно, и уменьшению изно­ са детален и узлов машин.

Между тем, организация работы по омазке оборудования на машиностроительных заводах нередко находится на недостаточ­ но высоком уровне и сводится в основном к доставке масла на производственные участки, доливке его в картеры станков и сбору отработанных масел. На ряде заводов цеховые кладовые смазочных материалов не укомплектованы надлежащим сма­ зочным инвентарем, нет передвижных станций, а имеющиеся не оборудованы фильтрами тонкой очистки. Контроль качества за­ литого в оборудование масла в ряде случаев осуществляется лишь визуально.

Эти и некоторые другие недостатки, имеющиеся на пред­ приятиях ;в организации работы по смазке оборудования, от­ рицательно сказываются на его техническом состоянии, приво­ дят к увеличению объемов ремонтных работ и расходов на них.

Эффективность работы по омазке оборудования на пред­ приятии может быть достигнута лишь при правильной органи­ зации смазочного хозяйства, которая помогает повысить про­ изводительность оборудования, снижает расходы на его ре­ монт и эксплуатацию, сокращает внеплановые простои.

Предлагаемый материал предназначен для инженерно-тех­ нических работников, занимающихся вопросами рациональной организации смазочного хозяйства на машиностроительных предприятиях, в основном для технологического я частично энергетического и подъемно-транспортного оборудования.

1. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОРГАНИЗАЦИИ СМАЗОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

Организация смазочного хозяйства на машиностроительном предприятии включает в себя следующее:

1)учет оборудования, подлежащего смазке;

2)выбор надлежащих видав и марок масел и смазок и сос­ тавление карт смазки;

2-2613

3

3)организацию шрнема, хранения и выдачи .масел на цент­ ральном складе и в цеховых кладовых;

4)лабораторный контроль качества поступающих на завод

смазочных материалов;

5)нормирование расхода смазочных материалов;

6)надзор за исправностью смазочных систем и приспособ­ лений и правильным применением смазочных .материалов;

7)организацию труда рабочих, занятых омазкой оборудова­

ния;

8)обор и регенерацию отработанных масел.

В зависимости от категорий ремонтной сложности (КРС) оборудования и расхода смазочных материалов в год пред­ приятия подразделяются на группы (табл. 1). Таблица

Таблица 1

Группа заводов

Суммарная ремонтная

Расход смазочных

еложность оОорудования

материалов, т/год

 

по заводу

 

 

 

I — крупные

30 000 и выше

Свыше -100

до 500

II — средние

Меньше 30 000 до 10 000

Свыше 250

400

III — малые

Меньше 10 000

100

250

составлена по данным расчета и анализа категорий ремонтной сложности оборудования, на машиностроительных заводах по группам: металлорежущее, кузнечно-прессовое, подъемно­ транспортное и прочее оборудование.

2. СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ СМАЗОЧНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ ПРЕДПРИЯТИЯ

Службой смазки оборудования предприятия руководит глав­ ный механик предприятия через инженера по смазке оборудо­ вания при отделе главного механика (ОГМ).

Смазочным хозяйством цеха руководит цеховой механик, получающий указания от инженера по смазке оборудования.

Вподчинении цехового механика находятся слесари по ремонту

исмазке оборудования и работники цеховой кладовой смазоч­ ных материалов.

Смазка оборудования в цехах должна производиться рабо- чими-станочниками (электриками, крановщиками и т. д.) и сле- сарями-ремо,пташками по схемам и картам смазки при осмот­ рах и ремонтах под руководством механика цеха или бригади­ ра слесарей-ремонтников.

Получение и хранение смазочных материалов я смазочно-

разливочного инвентаря для эксплуатационных нужд осущест­ вляется цеховыми кладовщиками для заводов I и II групп, а на небольших по мощности предприятиях (заводах III группы), где нет цеховых кладовых для смазочных материалов — зав­ хозом цеш.

4


Ремонт, промывка и очи-сша от загрязнений смазочно-раз- ливочного инвентаря и емкостей для масел, находящихся в цехах, осуществляется подсобными рабочими цеха.

Ручная смазка оборудования, затравка масленок и конт­ роль поступления смазочных материалов к точкам смазки в требуемых количествах осуществляется рабочими-станочни- ками, а также электриками, крановщиками и т. д.

Поддержание всех смазочных устройств оборудования в ис­ правном состоянии в процессе их эксплуатации, а также пе­ риодическую замену масел в (картерах оборудования и их про­ мывку осуществляют слесари по ремонту и смазке оборудова­ ния.

В работу по рациональному ведению смазочного хозяйства машиностроительных предприятий должен вовлекаться значи­ тельный круг работников различных специальностей и квалифи­ каций. Ниже приводятся типовые схемы связи в управлении смазочных хозяйством предприятий применительно к приведен­ ной выше классификации (рис. 1, 2, 3).

Рис. 1. Связь в управлении смазочным хозяйством: Предприятия I группы

2 *

5

Рис. 2. Связь в управлении смазочным хозяйством. Предприятия И группы

3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ МЕЖДУ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

И ИСПОЛНИТЕЛЯМИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБОРУДОВАНИЯ СМАЗКОЙ

Отдел главного механика. В ОГМ разрабатываются нормы смазки и лимиты по каждому цеху на масла 1 и обтирочные ма­ териалы, составляются и .представляются в отдел снабжения завода заявки на эти материалы, а также на смазочный инвен-

1 Здесь имеются в виду не только собственно масла, но и смазки, а также смеси.

6

Рис. 3. Связь в управлении смазочным хозяйством Предприятия III группы

гарь. ОГМ обеспечивает оборудование схемами и картами смаз­ ки, контролирует все звенья смазочного хозяйства и каче­ ство смазки, организует цеховые кладовые смазочных масел и ведет технический надзор за регенерационной станцией и цент­ ральным складом масел.

Отдел снабжения. Отдел представляет заявки в вышестоя­ щие организации, получает фонды на их реализацию и обеспе­ чивает наличие на центральном окладе необходимого количест­ ва и ассортимента смазочных масел, охлаждающих жидкостей, смазочного инвентаря и обтирочных материалов. Организует централизованную доставку масел в цеховые кладовые по пред- ■ варительным заявкам цехов, регенерацию масел и их повтор­ ное использование, выдает получателям выписки из паспортов и сертификатов на масла и охлаждающие жидкости.

7


Отдел технического контроля и химическая лаборатория. ОТК производит прием поступающих на центральный склад масел.

Химическая лаборатория проверяет соответствие поступив­ ших на центральный склад свежих и рагеиерированниых масел паспортным A-aiHiHbiiM, ГОСТам или другой документации, а так­ же периодически проверяет физико-химический состав масел на действующем оборудовании.

Заведующий центральным складом смазочных материалов предприятия подчиняется начальнику отдела снабжения. Тех­ ническое руководство окладом осуществляет инженер по смаз­ ке, который обязан:

наблюдать за своевременной доставкой смазочных материа­ лов на центральный склад;

следить за техническим состоянием и правильной эксплуа­ тацией оборудования оклада, обеспечить раздельное хранение масел по сортам и маркам, контролировать основные правила перекачки масел по трубопроводам, обеспечивать своевремен­ ную очистку и ремонт резервуаров, тары и другого инвентаря;

принимать отработанные масла от кладовщиков цеховых кладовых н сдавать их на регенерационную станцию или от­ правлять в цехи на технологические нужды, а также другим организациям;

принимать от .регенерационных станций очищенные масла; отбирать пробы смазочных материалов и регенерированных масел и отправлять их в химическую лабораторию для провер­

ки соответствия техническим условиям; следить за соблюдением противопожарных травил в соот­

ветствии с существующими инструкциями.

Кладовщик-учетчик центрального склада смазочных мате­ риалов обязан:

принимать, хранить и выдавать смазочные материалы в це­ ха, вести учет их расхода в соответствии с лимитами;

вести учет поступления па склад всех смазочных материа­ лов, тары и оборудования;

организовывать слив масел из получаемых ем,костей; обеспечивать стабильность качества смазочных материалов

при хранении, в частности, предохранять их от загрязнений и попадания влаги;

соблюдать противопожарные правила и поддерживать чи­ стоту и порядок на территории склада.

Оператор по обслуживанию регенерационной установки обя­ зан:

получать на складе отработанные масла по видам (сортам)

имаркам, производить отстой и регенерацию их иа установках

всоответствии с технологическим процессом, следить за чисто­ той и исправностью регенерационного оборудования.

8


отбирать н сдавать пробы регенерированных масел для ана­ лиза их соответствия техническим условиям;

сдавать масла после регенерации на центральный склад для повторного их использования;

приготавливать реагенты; соблюдать противопожарные правила и поддерживать чис­

тоту и порядок в помещении.

Обязанности инженера по смазке оборудования. Инженер по ,смазке оборудования подчинен главному механику завода и отвечает за смазку оборудования на предприятии. Он обязан:

рассчитывать потребность и составлять заявки на смазоч­

ные и обтирочные материалы и смазочный

инвентарь для

предприятия;

главному механи­

представлять эти заявки на утверждение

ку завода и затем в отдел снабжения завода;

на

предприятие

следить за своевременным поступлением

смазочных материалов в необходимом количестве и в соответ­ ствующем ассортименте;

разрабатывать инструкции по храпению и выдаче смазоч­ ных материалов, по уходу за -смазочным оборудованием и ин­ вентарем и контролировать выполнение этих инструкций;

организовывать централизованное снабжение цехов смазоч­ ными материала-ми и следить за состоянием расхода и учета смазочных -материалов на предприятии в целом (определять лимиты расхода смазочных и обтирочных материалов по каж­ дому цеху, составлять лимитные карты и ежемесячные графики доставки смазочных материалов в цеха);

выявлять причины остановки (или выхода из строя) обору­ дования, связанные с неудовлетворительной смазкой, и через механиков цехов -или бригадиров слесарей-ремонтннков устра­ нять эти причины;

участвовать в рассмотрении рационализаторских предложе­ ний по смазке оборудования, по улучшению смазочной техни­ ки, а также принимать участие в исследовательских работах и испытаниях по применению смазочных материалов новых ви­ дов (сортов) и смадочных приборов новых конструкций;

инструктировать работников службы смазки и организовы­ вать систематическое проведение занятий по повышению их квалификации.

Механик цеха осуществляет:

технический надзор за содержанием и смазкой оборудова­ ния, наличием и исправностью смазочных устройств;

инструктаж административно-технического персонала цеха по -вопросам смазки и содержания оборудования;

организацию работы кладовой смазочных материалов и контроль за содержанием смазочных материалов;

представление заявок в отдел главного механика на смазоч­ ный инвентарь, схемы и карты смазки и т. -п.;

9