Файл: Кунянский, И. А. Организация смазочного хозяйства на предприятиях машиностроения учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

1

2

3

4

Масло

индустри­ 5,24—7,07

0,35

0,007

альное 45

(машинное

 

 

 

С), ГОСТ 1707—51

 

 

 

Масло для направ­

2,5-2,6

Отсут­

0,1—0,з

ляющих

скольжения

 

ствие

 

металлорежущих

 

 

 

станков

(ВНИИНГ1

 

 

 

401),

ГОСТ 11058—64

 

 

 

Смесь 9096 кероси­

2,6—3,3*

0,14*

0,007*

на

осветительного,

 

 

 

ГОСТ 4753—49 и 1096

 

 

 

масла индустриально­

 

 

 

го 20, ГОСТ 1707—51

 

 

 

Смазка универсаль­

 

 

 

ная

среднеплавкая

 

 

 

УС-2,

ГОСТ

 

 

 

1033—73**

5

0,007

0,03

Отсут­ ствие

Отсут­ ствие

Продолжение табл. 2

6

Наружные узлы крупных и сред­ них станков

Направляющие скольжения столов, салазок, шпиндельных бабок, тра­ верс, винтовых пар. Подшипники винтов перемещения столов, салазок й' траверс (обеспечение равномерно­ сти перемещения медленно движу­ щихся узлов)

8

Авто­ © трактор­ ное АС-Б

Подшипники скольжения

шлифо­

О

вальных

шпинделем

резьбошлифо­

 

вальных станков

 

 

 

 

Направляющие качения

столов

и

 

 

салазок,

роликовых цепей,

блоков

и

 

 

тросов противовеса координатно-рас­

 

О

точных станков, открытые зубчатые

 

передачи, сменные шестерни, меха­

 

низмы фиксации пинолей, перемеще­

 

ния столов и центровых бабок, а

 

 

также подшипники

качения преци­

 

 

зионных станков, конструкции кото­ рых не позволяют применять жидкие смазки

Смазка ВНИИ НП —

Втирание

в

поверхность

гильз

о

232 по ВТУ НП 108—

 

 

 

шпинделей

и

масштабных

линеек

 

61

 

 

 

координатно-расточных станков

 

* Характеристики даны для масла, входящего в смесь. **_Срок действия с 1 января 1975 г. до 1 января 1980 г.


приятия, по адресам: г. Москва, Авиамоторная б, ВНИИНП (по смазкам) и г. Новокуйбышевск, Куйбышевская область, фили­ ал ВНИИНП (по маслам).

Контроль качества смазочных материалов. Контроль необ­ ходимо осуществлять: при поступлении смазочных материалов «а предприятие, в процессе хранения и в процессе работы обо­ рудования.

Контроль основных свойств масел и консистентных смазок должен проводиться в соответствии со стандартами, приведен­ ными в табл. 3.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 3

Физико-химические

гост

Физико-химические

гост

свойства смазок

масло

смазка

свойства смазок

масло

смазка

 

 

Вязкость . . . .

33—66

7163—63

Температура

4333-48

Коксуемость . .

5987—51

В С П Ы Ш К И

6356-52

Зольность . . .

1461-59

1461-59

Температура

1533-42

 

Содержание водо-

 

 

застывания

растворимых

 

 

Температура

 

 

кислот . . . .

6307—60

6307-60

 

679о—5о

каплепадения

 

Содержание воды 2477-65 2477-65

 

Пенетрация

5346—50

Содержание меха-

 

 

нических приме-

6370-59 1036-50

Содержание сво-

 

6707—57

с е й ...................

бодиых щелочей

 

 

6479-53

 

 

 

Проверка качества и соответствия сертификатам масел и смазок, поступающих на центральный склад, а также храня­ щихся в цеховых кладовых, и масел в станках (по отдельным' пробам) должна производиться в химической лаборатории за­ вода 1 (см. выше).

5. РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ В СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛАХ

Потребность в смазочных материалах по предприятию надо рассчитывать с учетом следующих статей расхода:

смазка основного технологического и вспомогательного обо­ рудования, а также энергетического и подъемно-транспортного, и заливка емкостных систем;

охлаждение инструмента и деталей, приготовление смазоч­ но-охлаждающих жидкостей, заполнение масляных ванн при термообработке, доливка и смена масла в трансформаторах (по данным главного технолога и главного энергетика);

эксплуатация, ремонт и внутр.И!гар1ажный расход для авто­ мобильного и другого внутризаводского транспорта (по данным транспортного цеха 2) ;

1 Заводы, у которых нет химических лаборатории, должны производить анализы масел на соседних предприятиях по договоренности.

2 На заводах, где нет транспортных цехов, — по данным начальника отдела снабжения или начальника АХО

15


перепуск, обкат,ка, смазка и консервация машин -и продук­

ции, выпускаемой по

производственному плану

предприятия

(по данным главного технолога).

смазку ос­

Расчет потребности

смазочных материалов на

новного технологического и вспомогательного оборудования про­ изводится по нормам расхода смазочных материалов, приме­ няющихся в системе ППР.

Потребность в маслах для каждой группы оборудования рассчитывается, исходя из средней нормы расхода, то формуле:

п - рХНхСх Д хК

10“

где П — потребность в масле для данной группы оборудова­ ния, т/год;

Р — количество физических единиц действующего обо­ рудования данной группы, шт.;

Я— средняя норма расхода масла или смазки за смену на физическую единицу оборудования, данной груп­ пы, г;

С— сменность работы оборудования на планируемый год; Д — число рабочих дней в году (может изменяться для

разных групп оборудования); К — коэффициент использования данной группы оборудо­

вания.

Полученные по каждой группе оборудования данные сум­ мируют по видам смазочных материалов и получают общую потребность предприятия в смазочных материалах.

Если расчет производится по нормам расхода на одну еди­ ницу ремонтной сложности (R), то в приведенной формуле про­

изведение РХН заменяют произведением %RXn,

оборудования

где ~ZR — суммарная ремонтная сложность

данной группы;

у:

п— норма расхода на единицу ремонтной сложности этой группы.

Количество масла на заливку емкостных систем берется по данным годового графика смены масла. ' г

При расчете потребности в смазочных материалах рекомен­ дуется пользоваться книгой «Справочник норм расхода и пот­ ребности .смазочных материалов», под редакцией Е. Н. Емино-

ва, М., «Химия», 1969.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО СКЛАДА СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Все смазочные материалы, получаемые предприятием, долж­ ны поступать на центральный склад смазочных материалов, а оттуда-выдаваться цехам.

Ответственность за работу склада возлагается на заведую­ щего складом, который административно подчинен начальни­

16


ку ‘Отдела снабжения завода, а в вопросах выдачи смазочных материалов цехам-пот.ребнтелям руководствуется лимитными картами и указаниями инженера по смазочному хозяйству при ОГМ завода. В подчинении заведующего складом находятся кладовщик-учетчик, агент по доставке нефтепродуктов, груз­ чики, мойщики тары, оператор регенерационной станции и сле­ сарь склада.

Емкость центрального склада зависит от мощности и специ­ фики производства предприятия и определяется на основании:

ассортимента смазочных материалов, потребляемых пред­ приятием, и годового расхода их (по видам и маркам);

'способа доставки смазочных материалов на склад (в желез­ нодорожных цистернах, таре, бочках);

способа хранения смазочных материалов.

В зависимости от емкости центральные склады делятся на три группы.

Ориентировочная емкость склада с учетом этих признаков приведена в табл. 4.

 

 

 

Т а б л и ц а 4

Группа

Емкость склада, т

Способ доставки

Способ хранения

склада

смазочных материалов

смазочных материалов

I

От 100 до 70

В железнодорожных цистер­

Резервуары

п

Меньше 70 до 50

нах и в таре

В автоцистернах п в таре

(бочки)

in

Меньше 50 до 30

В автоцистернах н в бочках

 

Прием смазочных материалов па предприятих I группы про­ изводится следующим образом. При получении извещения же­ лезной дороги о прибытии цистерн со смазочными материала­ ми начальник склада обязан, ознакомившись с данными об их количестве и марках; подготовить для слива исправные емко­ сти с очищенными и промытыми внутренними поверхностями.

Цистерны или бочки с маслом, прибывающие на централь­ ный склад от поставщика (с нефтебазы, нефтезавода), должны иметь выданный поставщиком паспорт, подтверждающий соот­ ветствие масел требованиям ГОСТ или ТУ. При приемке пар­ тии масла необходимо: сверить соответствие номера цистерны (бочки) с ее номером, указанным в вагонном листе, проверить наличие паспорта на содержание цистерны и, удостоверившись, в правильности оформления документации, произвести тщатель­ ный наружный осмотр предъявляемой к сдаче партии масла. При осмотре проверяется отсутствие повреждений в цистернах или бочках, наличие и сохранность .пломб, а также четкость маркировки на таре.

После наружного осмотра следует отобрать в соответствии с ГОСТ пробу смазочных материалов и направить в заводскую химическую лабораторию для проведения анал


Смазочные материалы, прибывшие в поврежденной таре, либо в таре с нечеткой маркировкой, в цистернах, без плобм или с поврежденными пломбами, отбраковываются и сливают­ ся в отдельную емкость. От них отбираются контрольные пробы.

Результаты сдачн-шрием,ки смазочных материалов должны быть отражены в акте, который составляется совместно прием­ щиком от завода и представителем железной дороги.

После слива масел на складе в .резервуары в последних за­ меряют уровень специальными приборами: поплавкового типа, рейками, лотами или мерными стеклами. Пользуясь специаль­ ными переводными таблицами, по уровню можно определить количество масла в резервуаре.

Помимо операций по сливу, хранению и раздаче смазочных материалов, центральный оклад производит прием на регенера­ цию отработанных масел и обтирочных материалов.

Центральный склад смазочных материалов представляет со­ бой обычно одноэтажное кирпичное здание с полуподвалом, пе­ рекрытие которого находится выше уровня земли. В полупод­ вале размещаются резервуары для свежих масел, насосное от­ деление и баки для отработанных масел, а все прочие объекты склада — раздаточная, склад тарных смазок, регенерационное отделение, вспомогательные помещения и др. — на первом эта­ же.

Помещение центрального склада должно быть просторным, изолированным от пыли, грязи и влаги. Пол и панели должны быть выложены метлахской плиткой.

Двери и коробки должны быть обиты с двух сторон листо­ вым железом по асбесту. Помимо естественного света, разреша­ ется применение электрического освещения с пожаро-безопасной проводкой.

Электропроводка должна быть укреплена на изоляторах, причем выключатели и предохранители должны быть вынесены из помещения (см. п. 10 «.Противопожарные-мероприятия»). Все металлическое оборудование (резервуары, баки, насосы, мас­ лопроводы, монорельсы и др.) должно быть заземлено.

Воспрещается хранить в помещении склада материалы, не имеющие отношения к смазке.

Для обогрева технологических отделений склада применя­ ется паровое или водяное отопление. Температура внутри зда­ ния должна поддерживаться в пределах 15—20° С без резких; перепадов при смене времени года.

В окладских помещениях должна быть обеспечена хорошая вентиляция, так как скопление паров смазочных материалов, непрерывно выделяющихся из различных емкостей склада, вредно влияет на здоровье обслуживающего персонала и небе­ зопасно в пожарном отношении. Обычно применяют вентиля­ ционную систему с естественным притоком овежего воздуха и

18