Файл: Кунянский, И. А. Организация смазочного хозяйства на предприятиях машиностроения учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Масло |
индустри 5,24—7,07 |
0,35 |
0,007 |
||
альное 45 |
(машинное |
|
|
|
|
С), ГОСТ 1707—51 |
|
|
|
||
Масло для направ |
2,5-2,6 |
Отсут |
0,1—0,з |
||
ляющих |
скольжения |
|
ствие |
|
|
металлорежущих |
|
|
|
||
станков |
(ВНИИНГ1 |
|
|
|
|
401), |
ГОСТ 11058—64 |
|
|
|
|
Смесь 9096 кероси |
2,6—3,3* |
0,14* |
0,007* |
||
на |
осветительного, |
|
|
|
|
ГОСТ 4753—49 и 1096 |
|
|
|
||
масла индустриально |
|
|
|
||
го 20, ГОСТ 1707—51 |
|
|
|
||
Смазка универсаль |
|
|
|
||
ная |
среднеплавкая |
|
|
|
|
УС-2, |
ГОСТ |
|
|
|
1033—73**
5
0,007
0,03
Отсут ствие
Отсут ствие
Продолжение табл. 2
6
Наружные узлы крупных и сред них станков
Направляющие скольжения столов, салазок, шпиндельных бабок, тра верс, винтовых пар. Подшипники винтов перемещения столов, салазок й' траверс (обеспечение равномерно сти перемещения медленно движу щихся узлов)
8
Авто © трактор ное АС-Б
□
Подшипники скольжения |
шлифо |
— |
О |
|||
вальных |
шпинделем |
резьбошлифо |
|
|||
вальных станков |
|
|
|
|
||
Направляющие качения |
столов |
и |
|
|
||
салазок, |
роликовых цепей, |
блоков |
и |
|
|
|
тросов противовеса координатно-рас |
|
О |
||||
точных станков, открытые зубчатые |
|
|||||
передачи, сменные шестерни, меха |
|
|||||
низмы фиксации пинолей, перемеще |
|
|||||
ния столов и центровых бабок, а |
|
|
||||
также подшипники |
качения преци |
|
|
зионных станков, конструкции кото рых не позволяют применять жидкие смазки
Смазка ВНИИ НП — |
— |
— |
— |
Втирание |
в |
поверхность |
гильз |
— |
о |
232 по ВТУ НП 108— |
|
|
|
шпинделей |
и |
масштабных |
линеек |
|
|
61 |
|
|
|
координатно-расточных станков |
|
* Характеристики даны для масла, входящего в смесь. **_Срок действия с 1 января 1975 г. до 1 января 1980 г.
приятия, по адресам: г. Москва, Авиамоторная б, ВНИИНП (по смазкам) и г. Новокуйбышевск, Куйбышевская область, фили ал ВНИИНП (по маслам).
Контроль качества смазочных материалов. Контроль необ ходимо осуществлять: при поступлении смазочных материалов «а предприятие, в процессе хранения и в процессе работы обо рудования.
Контроль основных свойств масел и консистентных смазок должен проводиться в соответствии со стандартами, приведен ными в табл. 3.
|
|
|
|
Т а б л и ц а 3 |
||
Физико-химические |
гост |
Физико-химические |
гост |
|||
свойства смазок |
масло |
смазка |
свойства смазок |
масло |
смазка |
|
|
|
|||||
Вязкость . . . . |
33—66 |
7163—63 |
Температура |
4333-48 |
— |
|
Коксуемость . . |
5987—51 |
— |
В С П Ы Ш К И |
6356-52 |
||
Зольность . . . |
1461-59 |
1461-59 |
Температура |
1533-42 |
|
|
Содержание водо- |
|
|
застывания |
— |
||
растворимых |
|
|
Температура |
|
|
|
кислот . . . . |
6307—60 |
6307-60 |
|
679о—5о |
||
каплепадения |
|
|||||
Содержание воды 2477-65 2477-65 |
|
|||||
Пенетрация |
— |
5346—50 |
||||
Содержание меха- |
|
|
||||
нических приме- |
6370-59 1036-50 |
Содержание сво- |
|
6707—57 |
||
с е й ................... |
бодиых щелочей |
— |
||||
|
|
6479-53 |
|
|
|
Проверка качества и соответствия сертификатам масел и смазок, поступающих на центральный склад, а также храня щихся в цеховых кладовых, и масел в станках (по отдельным' пробам) должна производиться в химической лаборатории за вода 1 (см. выше).
5. РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ В СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛАХ
Потребность в смазочных материалах по предприятию надо рассчитывать с учетом следующих статей расхода:
смазка основного технологического и вспомогательного обо рудования, а также энергетического и подъемно-транспортного, и заливка емкостных систем;
охлаждение инструмента и деталей, приготовление смазоч но-охлаждающих жидкостей, заполнение масляных ванн при термообработке, доливка и смена масла в трансформаторах (по данным главного технолога и главного энергетика);
эксплуатация, ремонт и внутр.И!гар1ажный расход для авто мобильного и другого внутризаводского транспорта (по данным транспортного цеха 2) ;
1 Заводы, у которых нет химических лаборатории, должны производить анализы масел на соседних предприятиях по договоренности.
2 На заводах, где нет транспортных цехов, — по данным начальника отдела снабжения или начальника АХО
15
перепуск, обкат,ка, смазка и консервация машин -и продук
ции, выпускаемой по |
производственному плану |
предприятия |
(по данным главного технолога). |
смазку ос |
|
Расчет потребности |
смазочных материалов на |
новного технологического и вспомогательного оборудования про изводится по нормам расхода смазочных материалов, приме няющихся в системе ППР.
Потребность в маслах для каждой группы оборудования рассчитывается, исходя из средней нормы расхода, то формуле:
п - рХНхСх Д хК
10“
где П — потребность в масле для данной группы оборудова ния, т/год;
Р — количество физических единиц действующего обо рудования данной группы, шт.;
Я— средняя норма расхода масла или смазки за смену на физическую единицу оборудования, данной груп пы, г;
С— сменность работы оборудования на планируемый год; Д — число рабочих дней в году (может изменяться для
разных групп оборудования); К — коэффициент использования данной группы оборудо
вания.
Полученные по каждой группе оборудования данные сум мируют по видам смазочных материалов и получают общую потребность предприятия в смазочных материалах.
Если расчет производится по нормам расхода на одну еди ницу ремонтной сложности (R), то в приведенной формуле про
изведение РХН заменяют произведением %RXn, |
оборудования |
где ~ZR — суммарная ремонтная сложность |
|
данной группы; |
у: |
п— норма расхода на единицу ремонтной сложности этой группы.
Количество масла на заливку емкостных систем берется по данным годового графика смены масла. ' г
При расчете потребности в смазочных материалах рекомен дуется пользоваться книгой «Справочник норм расхода и пот ребности .смазочных материалов», под редакцией Е. Н. Емино-
ва, М., «Химия», 1969.
6. ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО СКЛАДА СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Все смазочные материалы, получаемые предприятием, долж ны поступать на центральный склад смазочных материалов, а оттуда-выдаваться цехам.
Ответственность за работу склада возлагается на заведую щего складом, который административно подчинен начальни
16
ку ‘Отдела снабжения завода, а в вопросах выдачи смазочных материалов цехам-пот.ребнтелям руководствуется лимитными картами и указаниями инженера по смазочному хозяйству при ОГМ завода. В подчинении заведующего складом находятся кладовщик-учетчик, агент по доставке нефтепродуктов, груз чики, мойщики тары, оператор регенерационной станции и сле сарь склада.
Емкость центрального склада зависит от мощности и специ фики производства предприятия и определяется на основании:
ассортимента смазочных материалов, потребляемых пред приятием, и годового расхода их (по видам и маркам);
'способа доставки смазочных материалов на склад (в желез нодорожных цистернах, таре, бочках);
способа хранения смазочных материалов.
В зависимости от емкости центральные склады делятся на три группы.
Ориентировочная емкость склада с учетом этих признаков приведена в табл. 4.
|
|
|
Т а б л и ц а 4 |
Группа |
Емкость склада, т |
Способ доставки |
Способ хранения |
склада |
смазочных материалов |
смазочных материалов |
|
I |
От 100 до 70 |
В железнодорожных цистер |
Резервуары |
п |
Меньше 70 до 50 |
нах и в таре |
|
В автоцистернах п в таре |
(бочки) |
||
in |
Меньше 50 до 30 |
В автоцистернах н в бочках |
|
Прием смазочных материалов па предприятих I группы про изводится следующим образом. При получении извещения же лезной дороги о прибытии цистерн со смазочными материала ми начальник склада обязан, ознакомившись с данными об их количестве и марках; подготовить для слива исправные емко сти с очищенными и промытыми внутренними поверхностями.
Цистерны или бочки с маслом, прибывающие на централь ный склад от поставщика (с нефтебазы, нефтезавода), должны иметь выданный поставщиком паспорт, подтверждающий соот ветствие масел требованиям ГОСТ или ТУ. При приемке пар тии масла необходимо: сверить соответствие номера цистерны (бочки) с ее номером, указанным в вагонном листе, проверить наличие паспорта на содержание цистерны и, удостоверившись, в правильности оформления документации, произвести тщатель ный наружный осмотр предъявляемой к сдаче партии масла. При осмотре проверяется отсутствие повреждений в цистернах или бочках, наличие и сохранность .пломб, а также четкость маркировки на таре.
После наружного осмотра следует отобрать в соответствии с ГОСТ пробу смазочных материалов и направить в заводскую химическую лабораторию для проведения анал
Смазочные материалы, прибывшие в поврежденной таре, либо в таре с нечеткой маркировкой, в цистернах, без плобм или с поврежденными пломбами, отбраковываются и сливают ся в отдельную емкость. От них отбираются контрольные пробы.
Результаты сдачн-шрием,ки смазочных материалов должны быть отражены в акте, который составляется совместно прием щиком от завода и представителем железной дороги.
После слива масел на складе в .резервуары в последних за меряют уровень специальными приборами: поплавкового типа, рейками, лотами или мерными стеклами. Пользуясь специаль ными переводными таблицами, по уровню можно определить количество масла в резервуаре.
Помимо операций по сливу, хранению и раздаче смазочных материалов, центральный оклад производит прием на регенера цию отработанных масел и обтирочных материалов.
Центральный склад смазочных материалов представляет со бой обычно одноэтажное кирпичное здание с полуподвалом, пе рекрытие которого находится выше уровня земли. В полупод вале размещаются резервуары для свежих масел, насосное от деление и баки для отработанных масел, а все прочие объекты склада — раздаточная, склад тарных смазок, регенерационное отделение, вспомогательные помещения и др. — на первом эта же.
Помещение центрального склада должно быть просторным, изолированным от пыли, грязи и влаги. Пол и панели должны быть выложены метлахской плиткой.
Двери и коробки должны быть обиты с двух сторон листо вым железом по асбесту. Помимо естественного света, разреша ется применение электрического освещения с пожаро-безопасной проводкой.
Электропроводка должна быть укреплена на изоляторах, причем выключатели и предохранители должны быть вынесены из помещения (см. п. 10 «.Противопожарные-мероприятия»). Все металлическое оборудование (резервуары, баки, насосы, мас лопроводы, монорельсы и др.) должно быть заземлено.
Воспрещается хранить в помещении склада материалы, не имеющие отношения к смазке.
Для обогрева технологических отделений склада применя ется паровое или водяное отопление. Температура внутри зда ния должна поддерживаться в пределах 15—20° С без резких; перепадов при смене времени года.
В окладских помещениях должна быть обеспечена хорошая вентиляция, так как скопление паров смазочных материалов, непрерывно выделяющихся из различных емкостей склада, вредно влияет на здоровье обслуживающего персонала и небе зопасно в пожарном отношении. Обычно применяют вентиля ционную систему с естественным притоком овежего воздуха и
18