Файл: Кунянский, И. А. Организация смазочного хозяйства на предприятиях машиностроения учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
обеспечение оборудования схемами и картами смазки, смазочными устройствами;
составление графиков смены масел в картерах и масляных емкостях и практическое обеспечение производства этих работ в "сроки, установленные графиками;
систематическую проверку качества очистки и смазки обору дования рабочими цеха после окончания смен.
Кладовщик цеховой кладовой смазочных материалов под чинен механику цеха. Он обязан:
принимать поступающие с центрального склада смазочныематериалы (при централизованном снабжении) или своевремен но получать нефтепродукты на центральном складе смазочных материалов по соответствующим документам;
хранить и выдавать масла и смазки в соответствии с су ществующими документами;
вести учет расхода отпускаемых смазочных материалов по типам оборудования и представлять данные механику цеха;
•поддерживать в нормальном техническом состоянии цехо вые емкости для хранения масел, организовывать их промыв ку, вести учет промывок;
следить за состоянием и исправностью хранимого в кладо вой смазочво-разливочного инвентаря, промывать его и при не обходимости направлять в ремонт;
принимать отработанные масла, производить их отстой и сдавать их на центральный склад.
Слесарь-смазчик оборудования в цехе подчинен механику цеха или бригадиру слесарей-ремонтников; он обязан;
получать смазочные материалы из цеховой кладовой и до ставлять их к оборудованию;
промывать картеры, коробки, корпуса редукторов и т.д., системы смазки и производить слив отработанных и заливку свежих масел соответствующих видов и марок в сроки, указан ные в графике, в соответствии с картами смазки;
следить за исправностью применяемого им смазочно-раз ливочного инвентаря и в случае неисправности заменять его в цеховой кладовой;
ремонтировать и регулировать регистрирующие, контроль ные и уплотнительные устройства и маслоуказатели, устранять утечки масла из трубопроводов и других соединений в период между ремонтами, если это не требует сложной разборки сма зываемого оборудования;
производить замену, ремонт, регулировку и настройку насо сов, лубрикаторов, питателей, масленок, гидроаппаратуры и других смазочных устройств по заданному режиму подачи смаз ки к каждой смазываемой точке;
производить соответствующие отметки в графиках омазкн оборудования о проведенных промывках, сменах .масла и о ра боте смазочных систем оборудования;
10
тщательно изучить карты смазки обслуживаемых машин, пользуясь в случае необходимости помощью механика цеха или мастера (бригадира) до смазке;
знать -общее количество смазочных материалов (по видам и маркам), требующихся для ежедневного смазывания механиз мов овоепо участка. До начала работы проверять наличие сма зочных материалов на рабочем месте и в случае отсутствия ка кого-либо вида смазки позаботиться о пополнении его запаса;
наблюдать за работой -смазочных систем; ежедневно прове рять состояние всех смазываемых точек своего участка, руко водствуясь «Инструкцией по эксплуатации смазочных систем»; при обнаружении неисправностей в смазочной системе, ко торые не могут быть устранены слесарем-смазчнком, доклады
вать бригадиру ремонтных слесарей; при обнаружении сильного нагрева узлов трения или подо
зрительных шумов и стуков немедленно сообщить механику, це ха; при резком, угрожающем характере этого явления дать сиг нал к остановке агрегата;
следить, чтобы к трущимся поверхностям имеете со смаз кой не проникали посторонние примеси (пыль, грязь, вода, ве тошь, окалина и т. п.), для чего:
а) перед смазкой узла трения удалять находящиеся у на ливных отверстий грязь, пыль и посторонние предметы;
б) при заполнении резервуаров смазочных систем пропус кать смазку через фильтрующие приспособления;
в) следить, чтобы крышки смазочных систем и смазочного инвентаря были в исправности и плотно закрыты;
после слива отработанного масла, перед заправкой свежим очищать или заменять фильтры, протирать внутренние поверх ности картера, резервуара чистыми концами, смоченными в ке росине, после чего просушить сжатым воздухом или проветри ванием в течение 3,5 ч при открытых люках картера;
устранять потери смазочных материалов, течи в соединени ях труб, фланцев и т. д.;
ежедневно перед окончанием работы опоражнивать масло улавливающие приспособления в предназначенные для этого бидоны раздельно по видам и маркам смазочных материалов. Собранную за сутки отработанную смазку сдавать в цеховую кладовую смазочных материалов;
следить за чистотой и исправностью вверенного ему смазоч ного инвентаря. Перед концом смены бывший в употреблении инвентарь .протереть чистой обтиркой или концами и в чистом виде поместить в шкаф или в ящик -на своем передвижном ра бочем месте;
во время приема-сдачи смены узнать у сдающего о всех по лученных им за смену распоряжениях и обнаруженных в про цессе работы неполадках, на которые следует обратить особое внимание;
3-2613 |
11 |
систематически повышать свой .производственно-технический уровень и улучшать качество .работы;
соблюдать правила техники безопасности и противопожар ные правила.
В обязанности рабочего-станочника входит:
пусковая смазка, в начале смены, предусмотренная схемой'и картой смазки, и регулирование количества поступающей смаз ки; постоянное наблюдение за уровнями смазки в смотровых стеклах редукторов и резервуаров маслоиасосов, а также за указателями поступления масла к ответственным деталям; по полнение смазки с установленной периодичностью; пб оконча нии смены — уборка и чистка оборудования; содержание индиви дуального смазочного инвентаря в соответствии с техническими требованиями.
4. СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Для смазки технологического оборудования может быть ре комендована номенклатура смазочных масел и консистентных смазок, приведенная в табл. 2.
При замене нм,портных смазочных материалов отечествен ными исходят из характеристики и режима работы импортно го оборудования, для .которого фирмой установлен данный ре жим и вид смазочного материала.
Рекомендации по замене импортных -масел и консистентных смазок, указанных в руководствах к станкам зарубежных фирм, конструктивно значительно отличающимся от отечественных, можно получить во Всесоюзном научно-исследовательском ин ституте нефтеперерабатывающей промышленности (ВНИИНП), а также в других ‘компетентных специализированных органи зациях.
Для получения рекомендации по замене импортных масел или смазок необходимо указать:
наименование оборудования, завод-изготовитель (фирма);
.наименование смазываемых узлов и детален; материал трущихся .пар каждого узла; нагрузку на каждый узел или деталь (кгс/см2) ;
для валов, шпинделей и т. д. скорость и частоту вращения; рабочую и окружающую температуру (°С) и относительную влажность среды в % для каждого смазываемого узла и де
тали;
наименование системы подачи масел ik парам трения; специфические условия эксплуатации трущихся деталей; . точное наименование масла, рекомендованного фирмой; срок службы масла в системе смазки.
Все эти данные должны быть высланы в 3-х экземплярах с сопроводительным письмом, подписанным руководителем пред-
12
OJ |
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 2 |
|
|
|
|
|
|
|
||
Наименование |
Кинемати |
Кислотное |
Золь |
Механи |
|
Основной |
Условное |
|
обозначение |
||||||
и марка смазочного |
ческая |
число КОН |
ность, % |
ческие |
Область применения |
замени |
на станках, |
материала, |
вязкость |
мг/г масла |
примеси, % |
инвентаре, |
|||
ГОСТ или ТУ |
при 50° С |
(не более) |
(не более) |
(не более) |
|
тель |
в картах |
|
ВУ 50 |
|
|
|
смазки |
||
1 |
2 |
3 |
А |
5 |
6 |
7 |
1 8 |
|
Масло для высоко 1,40—1,72 0,04 |
0,005 |
Отсут |
скоростных механиз |
|
ствие |
мов Т (вазелиновое), |
|
|
ГОСТ 1840—51 |
|
|
Масло |
индустри 1,86—2,26 |
0,14 |
0,007 |
Отсут |
альное 12 (веретенное |
|
|
ствие |
|
2), ГОСТ 1707—51 |
|
|
|
|
Масло индустриаль 3,81—4,59 |
0,2 |
0.G07 |
0,007 |
|
ное 30 (машинное Л), |
|
|
|
ГОСТ 1707—51
Малонагружениые узлы трения ме |
Инду |
|||||||||
ханизмов, |
работающих |
с |
большими |
стриаль |
||||||
. скоростями: подшипники шпинделей, |
ное 12 |
|||||||||
гильзы, блоки, направляющие шпин |
|
|||||||||
дельных бабок |
координатно-расточ |
|
||||||||
ных станков, коробки скоростей лег |
|
|||||||||
ких |
станков, |
приборы |
(счетчики, |
|
||||||
указатели |
длины хода гильз |
и др.); |
|
|||||||
подшипники качения шлифовальных |
|
|||||||||
шпинделей, |
|
шпинделей |
изделий, ме |
|
||||||
ханизмы подачи, направляющие сто |
|
|||||||||
лов и шлифовальных бабок резьбо |
|
|||||||||
шлифовальных станков, |
подшипники |
|
||||||||
шпинделей и механизмов шпиндель |
|
|||||||||
ных бабок |
зубошлифовальных |
стан |
|
|||||||
ков |
, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Шпиндели |
станков, |
работающих |
Инду |
|||||||
с частотой |
|
вращения 10 000 |
об/мин, |
стриаль |
||||||
подшипники |
электродвигателей |
при |
ное, 20, |
|||||||
частоте вращения до 1500 об/мин |
30 |
|||||||||
Среднезагруженпые |
узлы |
преци |
Инду |
|||||||
зионных станков, работающих со |
||||||||||
стриаль |
||||||||||
средними скоростями: |
коробки ско |
|||||||||
ростей редукторов, приводные ме |
ное 45 |
|||||||||
ханизмы и отдельные зубчатые и |
|
|||||||||
червячные |
передачи |
|
|
|
|
|
Д
©
©