Файл: Кунянский, И. А. Организация смазочного хозяйства на предприятиях машиностроения учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

обеспечение оборудования схемами и картами смазки, смазочными устройствами;

составление графиков смены масел в картерах и масляных емкостях и практическое обеспечение производства этих работ в "сроки, установленные графиками;

систематическую проверку качества очистки и смазки обору­ дования рабочими цеха после окончания смен.

Кладовщик цеховой кладовой смазочных материалов под­ чинен механику цеха. Он обязан:

принимать поступающие с центрального склада смазочныематериалы (при централизованном снабжении) или своевремен­ но получать нефтепродукты на центральном складе смазочных материалов по соответствующим документам;

хранить и выдавать масла и смазки в соответствии с су­ ществующими документами;

вести учет расхода отпускаемых смазочных материалов по типам оборудования и представлять данные механику цеха;

•поддерживать в нормальном техническом состоянии цехо­ вые емкости для хранения масел, организовывать их промыв­ ку, вести учет промывок;

следить за состоянием и исправностью хранимого в кладо­ вой смазочво-разливочного инвентаря, промывать его и при не­ обходимости направлять в ремонт;

принимать отработанные масла, производить их отстой и сдавать их на центральный склад.

Слесарь-смазчик оборудования в цехе подчинен механику цеха или бригадиру слесарей-ремонтников; он обязан;

получать смазочные материалы из цеховой кладовой и до­ ставлять их к оборудованию;

промывать картеры, коробки, корпуса редукторов и т.д., системы смазки и производить слив отработанных и заливку свежих масел соответствующих видов и марок в сроки, указан­ ные в графике, в соответствии с картами смазки;

следить за исправностью применяемого им смазочно-раз­ ливочного инвентаря и в случае неисправности заменять его в цеховой кладовой;

ремонтировать и регулировать регистрирующие, контроль­ ные и уплотнительные устройства и маслоуказатели, устранять утечки масла из трубопроводов и других соединений в период между ремонтами, если это не требует сложной разборки сма­ зываемого оборудования;

производить замену, ремонт, регулировку и настройку насо­ сов, лубрикаторов, питателей, масленок, гидроаппаратуры и других смазочных устройств по заданному режиму подачи смаз­ ки к каждой смазываемой точке;

производить соответствующие отметки в графиках омазкн оборудования о проведенных промывках, сменах .масла и о ра­ боте смазочных систем оборудования;

10


тщательно изучить карты смазки обслуживаемых машин, пользуясь в случае необходимости помощью механика цеха или мастера (бригадира) до смазке;

знать -общее количество смазочных материалов (по видам и маркам), требующихся для ежедневного смазывания механиз­ мов овоепо участка. До начала работы проверять наличие сма­ зочных материалов на рабочем месте и в случае отсутствия ка­ кого-либо вида смазки позаботиться о пополнении его запаса;

наблюдать за работой -смазочных систем; ежедневно прове­ рять состояние всех смазываемых точек своего участка, руко­ водствуясь «Инструкцией по эксплуатации смазочных систем»; при обнаружении неисправностей в смазочной системе, ко­ торые не могут быть устранены слесарем-смазчнком, доклады­

вать бригадиру ремонтных слесарей; при обнаружении сильного нагрева узлов трения или подо­

зрительных шумов и стуков немедленно сообщить механику, це­ ха; при резком, угрожающем характере этого явления дать сиг­ нал к остановке агрегата;

следить, чтобы к трущимся поверхностям имеете со смаз­ кой не проникали посторонние примеси (пыль, грязь, вода, ве­ тошь, окалина и т. п.), для чего:

а) перед смазкой узла трения удалять находящиеся у на­ ливных отверстий грязь, пыль и посторонние предметы;

б) при заполнении резервуаров смазочных систем пропус­ кать смазку через фильтрующие приспособления;

в) следить, чтобы крышки смазочных систем и смазочного инвентаря были в исправности и плотно закрыты;

после слива отработанного масла, перед заправкой свежим очищать или заменять фильтры, протирать внутренние поверх­ ности картера, резервуара чистыми концами, смоченными в ке­ росине, после чего просушить сжатым воздухом или проветри­ ванием в течение 3,5 ч при открытых люках картера;

устранять потери смазочных материалов, течи в соединени­ ях труб, фланцев и т. д.;

ежедневно перед окончанием работы опоражнивать масло­ улавливающие приспособления в предназначенные для этого бидоны раздельно по видам и маркам смазочных материалов. Собранную за сутки отработанную смазку сдавать в цеховую кладовую смазочных материалов;

следить за чистотой и исправностью вверенного ему смазоч­ ного инвентаря. Перед концом смены бывший в употреблении инвентарь .протереть чистой обтиркой или концами и в чистом виде поместить в шкаф или в ящик -на своем передвижном ра­ бочем месте;

во время приема-сдачи смены узнать у сдающего о всех по­ лученных им за смену распоряжениях и обнаруженных в про­ цессе работы неполадках, на которые следует обратить особое внимание;

3-2613

11


систематически повышать свой .производственно-технический уровень и улучшать качество .работы;

соблюдать правила техники безопасности и противопожар­ ные правила.

В обязанности рабочего-станочника входит:

пусковая смазка, в начале смены, предусмотренная схемой'и картой смазки, и регулирование количества поступающей смаз­ ки; постоянное наблюдение за уровнями смазки в смотровых стеклах редукторов и резервуаров маслоиасосов, а также за указателями поступления масла к ответственным деталям; по­ полнение смазки с установленной периодичностью; пб оконча­ нии смены — уборка и чистка оборудования; содержание индиви­ дуального смазочного инвентаря в соответствии с техническими требованиями.

4. СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Для смазки технологического оборудования может быть ре­ комендована номенклатура смазочных масел и консистентных смазок, приведенная в табл. 2.

При замене нм,портных смазочных материалов отечествен­ ными исходят из характеристики и режима работы импортно­ го оборудования, для .которого фирмой установлен данный ре­ жим и вид смазочного материала.

Рекомендации по замене импортных -масел и консистентных смазок, указанных в руководствах к станкам зарубежных фирм, конструктивно значительно отличающимся от отечественных, можно получить во Всесоюзном научно-исследовательском ин­ ституте нефтеперерабатывающей промышленности (ВНИИНП), а также в других ‘компетентных специализированных органи­ зациях.

Для получения рекомендации по замене импортных масел или смазок необходимо указать:

наименование оборудования, завод-изготовитель (фирма);

.наименование смазываемых узлов и детален; материал трущихся .пар каждого узла; нагрузку на каждый узел или деталь (кгс/см2) ;

для валов, шпинделей и т. д. скорость и частоту вращения; рабочую и окружающую температуру (°С) и относительную влажность среды в % для каждого смазываемого узла и де­

тали;

наименование системы подачи масел ik парам трения; специфические условия эксплуатации трущихся деталей; . точное наименование масла, рекомендованного фирмой; срок службы масла в системе смазки.

Все эти данные должны быть высланы в 3-х экземплярах с сопроводительным письмом, подписанным руководителем пред-

12


OJ

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 2

 

 

 

 

 

 

Наименование

Кинемати

Кислотное

Золь­

Механи­

 

Основной

Условное

 

обозначение

и марка смазочного

ческая

число КОН

ность, %

ческие

Область применения

замени­

на станках,

материала,

вязкость

мг/г масла

примеси, %

инвентаре,

ГОСТ или ТУ

при 50° С

(не более)

(не более)

(не более)

 

тель

в картах

 

ВУ 50

 

 

 

смазки

1

2

3

А

5

6

7

1 8

 

Масло для высоко­ 1,40—1,72 0,04

0,005

Отсут­

скоростных механиз­

 

ствие

мов Т (вазелиновое),

 

 

ГОСТ 1840—51

 

 

Масло

индустри­ 1,86—2,26

0,14

0,007

Отсут­

альное 12 (веретенное

 

 

ствие

2), ГОСТ 1707—51

 

 

 

Масло индустриаль­ 3,81—4,59

0,2

0.G07

0,007

ное 30 (машинное Л),

 

 

 

ГОСТ 1707—51

Малонагружениые узлы трения ме­

Инду­

ханизмов,

работающих

с

большими

стриаль­

. скоростями: подшипники шпинделей,

ное 12

гильзы, блоки, направляющие шпин­

 

дельных бабок

координатно-расточ­

 

ных станков, коробки скоростей лег­

 

ких

станков,

приборы

(счетчики,

 

указатели

длины хода гильз

и др.);

 

подшипники качения шлифовальных

 

шпинделей,

 

шпинделей

изделий, ме­

 

ханизмы подачи, направляющие сто­

 

лов и шлифовальных бабок резьбо­

 

шлифовальных станков,

подшипники

 

шпинделей и механизмов шпиндель­

 

ных бабок

зубошлифовальных

стан­

 

ков

,

 

 

 

 

 

 

 

 

Шпиндели

станков,

работающих

Инду­

с частотой

 

вращения 10 000

об/мин,

стриаль­

подшипники

электродвигателей

при

ное, 20,

частоте вращения до 1500 об/мин

30

Среднезагруженпые

узлы

преци­

Инду­

зионных станков, работающих со

стриаль­

средними скоростями:

коробки ско­

ростей редукторов, приводные ме­

ное 45

ханизмы и отдельные зубчатые и

 

червячные

передачи

 

 

 

 

 

Д

©

©