Файл: Коломников, В. П. Динамика объемов и продолжительности производства продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

грамм, очевидна. В то время как об улучшении показателей в любой повторяющейся ситуации извест­ но уже давно, кривая обучения дает возможность предсказать величину достигнутого улучшения на объ­ ективной количественной основе. Другие элементы стоимости оценивают, в свою очередь, на основе предсказания количества затрачиваемых человеко-ча­ сов. Многие крупные фирмы используют предсказание времени проектирования производства для оценки зат­ рат, установления цен и графика поставок, определе­ ния производственных площадей, типа инструментов, складских запасов, рабочей силы, оборотного капитала и других производственных нужд. Его используют также при решении вопросов о закупке или собствен­ ном изготовлении оборудования, при регулировании затрат и бюджета, определении степени рентабель­ ности, установлении целей и оценке производительности оборудования [ 3 6 ] .

Широко распространено мнение, что основная тео­ рия кривой обучения остается верной независимо от вида промьпшенности - авиационной, металлообрабаты­ вающей, текстильной или кондитерской [ 3 7 ] . В то

время как можно ожидать улучшения показателей при выполнении любого производственного задания, точно так. же верно и то, что она не обязательно имеет оди­ наковую степень важности. Значение и полезность кри­ вой наиболее велики для тех отраслей промышленно­ сти, которые выпускают относительно сложную продук­ цию, требующую высоких затрат труда, и имеют дли­ тельные производственные циклы. Производство карка­ сов самолетов соответствует этим требованиям, н о . точно также им отвечают и другие отрасли промыш­ ленности, включая хотя бы производство ракет, элек­ тронику, производство промышленного оборудования или печатных машин.

Применение кривой обучения не означает устране­ ния обычных методов оценки затрат времени. В сущ­ ности, ее сторонники заявляют, что она заполняет пробелы, остающиеся после использования обычного

- 124 -

метода оценки. Обычный подход к оценке затрат тру­ да в человеко-часах для новых измененных видов продукции должен предусматривать "стандартное'’' ко­ личество человеко-часов. В зависимости от определе­ ния стандартных затрат рабочего времени этот опти­ мум, или конечная цель,не будет достигнут до тех пор, цока не будет достигнут определенный уровень эффективности производства.

Несмотря на существующие проблемы, представ­ ляется возможным сделать некоторые положительные выводы. Практика показывает, что кривой производ­ ственного обучения пользуются в большем числе слу­ чаев различных производственных ситуаций, чем пред­ полагалось ранее, и что это основано не на примене­ нии предвзятой модели развития в планировании. Ли­ нейная кривая обучения, широко используемая в пред­ сказании потребностей производственных затрат вре­ мени, надежна в определенных доверительных преде­ лах. Однако наклон кривой имеет тенденцию к коле­ баниям для различных фирм, изготовляющих одинако­ вую продукцию, для неодинаковых видов продукции одной фирмы, а также для моделей основного вида продукции, выпускаемого одной фирмой. Для каждой из этих категорий изменение превышает 6%. Величина изменения наклона кривой до некоторой степени огра­ ничивает использование старых данных о средних ве­ личинах наклонов, особенно в тех случаях, когда важ­ на точность. С другой стороны, данные производствен­ ного прогресса могут быть наиболее ценными при усло-?- вии, что они записаны и проанализированы достаточно подробно, чтобы можно было провести разумные срав­ нения и определить параметры кривой для новых и измененных видов продукции. Нелогично ожидать уни­ версальности в скорости обучения, потому что условия производства в некоторых отношениях уникальны для каждого типа оборудования и продукции. С учетом этих условий можно ожидать большее постоянство наклона, но на это следует смотреть скорее как на исключение, чем как на правило. Это не означает, что

- 125 -


промышленные средние данные нельзя использовать;

всущности, преимущество их использования заключа­ ется в возможности сравнить производительность различных предприятий. Однако следует ясно предста­ вить себе их недостатки.

Обязательно нужно учитывать значительный потен­ циальный прогресс во многих отраслях промышленно­ сти и усовершенствованные средства его изменения.

В равной степени важно иметь в виду, что прогресс, учитываемый кривой обучения, является результатом сознательных усилий по модернизации, и он не являет­ ся автоматическим. Следовательно, положение вещей,

всущности, может ухудшиться, если только эти уси­ лия не будут продолжены. С целью контроля необхо­ димо проявить осторожность, чтобы не упустить воз­ можностей прогресса, устанавливая слишком высокие потребности в затратах рабочего времени. Несомненно, применение конкретной модели кривой прогресса повли­ яет на производительность.

Преимущества систематического подхода к оценке потребностей в затратах рабочего времени на раз­ личных стадиях производства очевидны. Обдуманное применение кривой обучения должно улучшить основу для принятия решений по ряду проблем. Ее исполь­ зование должно повлечь за собой заметное усовершен­ ствование контрольной информации, включая размеры прибыли или потерь, ожидаемых на любой стадии проектирования. Однако, хотя преимущества системати­ ческого подхода очевидны, нужно заметить, что субъ­ ективное мнение все еще играет важную роль в таких прогнозах, так как методика еще недостаточно раз­ вита для тогчэ, чтобы не могли получить готовые от­ веты на некоторые существующие проблемы. Для даль­ нейшего накопления знаний в области кривых обучения необходимы новые исследования. На данном этапе раз­ вития кривая обучения не является научным инстру­ ментом или универсальным средством. С другой сто­ роны, руководство вынуждено делать некоторые пред­

-126 -

положения о будущем. В этом плане данная мето­ дика обеспечивает удовлетворение ближайших нужд производства.

ЛИ Т Е Р А Т У Р А

1.Ф е д о р е н к о Н.П. О разработке системы оп­

тимального функционирования экономики М ., 'Н ау­

к а ', 1968.

2.Г в и ш и а н и Д.М . Основы научной разработки проблем управления социалистической промышлен­ ностью. М ., Госкомитет Совета Министров СССР

по науке и технике, 1966.

3.

М о д и н

А . А . и

др. Организация

управления

 

производством

в капиталистических фирмах. М .,

 

'Экономика',

1971.

 

 

4.

М о д и н

А .А .,

Я к о в е н к о

Е.Г. Организа­

 

ция и управление производственным процессом на

 

промышленном предприятии. М ., 'Н аука ', 1972.

5.

Р а з у м о в

И.М . и др. Организация и планиро­

 

вание

машиностроительных предприятий. М „ 'М аш -

 

ги з ',

I960.

 

 

 

 

 

J R

Г р у з н о в

И.И. На потоке новый станок. Одес­

 

са, изд-во

'М а я к ',

1969.

 

7.

В и _ш н е в С .М .

Экономические параметры, М .,

 

'Н аука ', 1968.

 

 

 

 

8.

Р о м а н

В.

Промышленная революция в развитии

 

общества. Перевод с румынского. М ., Политиздат,

 

1969.

 

 

 

 

 

 

9.

Л ь в о в

Д .С .

Экономика качества

продукции. М .,

 

"Экономика',

1972.

 

 

10.

К о р о б о в

 

В .А . Статистическая обработка и

 

анализ информации с применением метода наимень­

 

ших квадратов. В сб. 'Стандартные программы",

 

М „ ЦЭМИ АН СССР, 1969.

 

- 127 -


11.Ф р е н к е л ь А .А . Многофакторные корреля­ ционные модели производительности 'груда. М ., 'Экономика", 1966.

12.Е з е к и е л М ., Ф о к с К. Методы анализа корреляций и регрессий. М ., "Статистика", 1966.

13.Ю л. Дж. : и К е н д а л . Теория статистики.

М., Госстатиздат^ 1966.

14.Алгоритмический язык АЛГОЛ-80. М ., "М ир", 1965.

1 5 . М и н а й ч е в а Г. Программа решения на ЭВМ "М инск-22" многофакторных корреляционных моде­ лей. М ., Информстандартэлектро, 1960.

16. Экономика социалистических промышленных пред­ приятий. М ., Госполитиздат, 1969, стр. 129, 134 и

др.

17.Положение о социалистическом государственном производственном предприятии. М ., "Экономика", 1968, стр. 8, 9, 14.

18.Т е п л о в Г.В. Теория и практика планирова­ ния на промышленном предприятии. М ., "Экономи­ ка ", 1970, стр. 26-27.

19.Н о в а ц к и й В.Ф. Метод планирования темпов выпуска изделий. Вып. 6. М ., ГОСИНТИ, 1962.

20.П о м е р а н ц е в В .В . Расчеты в перспектив­ ном планировании. М ., "Экономика", 1966.

21.Экономика социалистической промышленности. М .,

Политиздат, 1966, стр. 337-346.

22.К о н т о р о в и ч В.Г. Производственная про­ грамма и производственные мощности. В кн. 'О рга­ низация и планирование промышленных предприятий?

М., Политиздат, 1967, стр. 286-292.

23.Я к о в е н к о Е.Г. Проблемы управления пара­

метрами

развития производства. М .э "Н аука";

1973.

24.

B r o

c

k h

o f f

К. A

te s t

fo r

the

 

product

l i f e

c y c le ,

1967»

t .

35» N

3 -4 ,

25.

p . 4 73 -484 .

G .Z. A new Product A nalysis

E r b

e

n

 

and D ecision

Model. Management Seince,

 

1968,

V.

14,

N 8 ,

p. 4 9 0 -5 1 7 .

 

- 128 -


26 . G

l a s s

 

С

e

p

е #1

 

a к .

Zur

A rbeit

 

mit Anlaufkurven fur die Planung des

 

Anlaufs

newer

Erzeugnisse.

"F ertigu n g -

 

stechnik

und

B e trie b ", 1964,

B.

14 ,

 

N 2 , S . 115 -119 .

 

 

 

 

 

 

 

 

27 . N о г d

O.C. Growth of a new product.

 

Cambridge,

M assachusetts;

the

M .J .T .

 

Tress, 1963»

Chapters, v o l. 3 - 6 ,

p . IQ -

28 .

76.

 

 

 

T .P . Factors

A ffectin g

W r i g h t

 

 

the

Cost

of A irplanes. Journal

 

of

Aero­

 

n au tical

S ein ces,

February,

1936,

 

29.

p, . 122 -128 .

 

J .R .

and

S

t r

a

­

G

r a w

f o r d

 

u s

E. World

War

II

 

A cceleration

of

 

Airframe Production, Hg AMC, Dayton,

 

Ohio, 1947.

A.D .

P roductivity

Changes

30 . S

e

a r

1

e

 

in Selected Wartime Ship Building Pro-

 

gramms,

Monthly

Labor

Review

(v o l.

61,

 

N

6 ,

December

1945), p. 1132 -1147 .

 

31* M

e n s

f

о г

t

h

E.

Airframe

Pro­

 

duction,

A irc ra ft

Production,

v o l.

 

October,

1947,

 

p.

338~395.

 

 

 

 

32.

H i r s c h

 

W.Zo

Manufacturing

Pro­

 

gress Functions. The Review of Econo­

 

mics

and S ta tis tic s

(v o l.

34,

May

1952)

 

p.

 

143-145.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

33 . An Improved R ational

 

and Mathematical

 

Explanation of the Progress Curve in

 

Airframe

Production,

 

Stanford Research

 

In s titu te ,

C alifornia,A ugust'

 

1949»

34 .

Р* 5*

 

 

 

 

 

 

 

P.

The

A ir­

G a r g A . , M i l i m a n

 

c ra ft Progress. Curve

M odified

fo r

 

 

Design Changes-. The Journal

In d u strie -

 

al Engineering,

Janury, 1 9 6 1 ,p.

2 3 -2 7 .

- 128 -


35*

H o f f m a n

F.S. Comments on

the

 

 

Modified Form of the Aircraft Progress

 

Functions (Santa Monica, California:

 

 

The Hand Corporation, 1950)»

 

A.

36. C o n w a y

R.W.

and S c h u l t z

 

The Manufacturing Progress

Function.

 

 

The Journal

of

Industrial

Enginiring,

37*

t o I .

X,

H 1 ,

1959.

Incresing U tiliz a ti­

R e n o

R.

Cole.

 

on ’of

Cost-Quantity Relationship

in

 

 

Manufacturing. The Journal of Indu­

 

 

stria l

Enginiring

(May, 1958),

p. 173'

 

177.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ

МЕТОДА НАИМЕНЬШИХ КВАДРАТОВ

1. Begin integer повтор, Ю;

input

 

(ю); fo r

 

повтор

:= 1

step

1

u n til

 

ю do

L,

N,

M,

2 .

Begin

integer

I ,

J ,

E,

P,

G,

 

F 1,

Z7;

Real

C,

D,

S ,

 

F,

H,

Б 1,

Б2,

 

 

Б 3 , Б 4,

Б5,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ; Бб, Б7, ц , з , ж;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 .

Input

(L ,

N, C,

D,

S,

F,

H,

Б 1,

Б2,

БЗ »

5 .

Б4,

Б5,

Б6.

Б7,

M, Ц, 3, Ж);

F,

H,

Б1,

 

Output С -Е/ L, N,

C,

D,

S ,

 

 

Б2, БЗ, Б4,

Б 3 ,

Бб, Б7,

M, Ц, 3, Ж);

 

6 .

Begin

re a l

 

p1,

p2,

Y 1,

Y2,

Y3,

E1,

R1 »

 

R2,

R3,

R4,

R3,

R6,

 

 

Z6,

3 ,

N1, L1 ,

7 . W,

Z1,

Z2,

 

Z3,

Z4,

Z5,

 

8 .

S1,

S2,

S3,

S4;

 

В,

A,

M1,

Ш,

U,

 

Array

Г,

Я

 

f1 :M j,

 

9.

T C1:M+1]

 

Y,H

£1:NJ

,

 

G20:

 

 

Ш£1 :M, 1 :M+1J ,

X f1 :M ,1 :N ];

 

 

 

BEGIN

ARRAY V f1 :L ,1 :N J ;

,

 

 

 

 

 

10; INPUT (Y . V ) ;

Y,

,

,

,

,

, V,

r3 /* ) ;

 

11 .

OUTPUT

(

E ,

3 /

 

S

 

1 2 . Э : = 1 0 ~ 1 5 ;

 

 

UNTIL L DO FOR J:=1

 

13 . FOR lV=1

STEP 1

 

14 .

STEP 1

UNTIL N

DO X

Tl,JJ

 

 

;

 

IF

D^O THEN BEGIN FOR I:= 1

STEP 1

 

15.

UNTIL N DO BEGIN IF D=1 THEN

 

 

YflJ:=1/Y

 

ГI);

IF D=2 THEN BEGIN IF

16.

Y [ I ]

£

0

 

THEN OUTPUTTe’",

l)"E IS E

Y [ IJ;=LN

(YCIJ)

END;

 

IF D=3 TEtEN

 

17-

Y r i j :=

Y Cl] f

2 END END;

IF C=0 THEN

Z4; =M;

- 131