Файл: Клыков, Ю. И. Ситуационное управление большими системами.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
Например, в |
производственном комплексе |
предприятия |
||||
на уровне технологических линий решения |
принимаются |
|||||
в соответствии с состоянием линий и команд |
управления, |
|||||
поступающих |
из |
цехов, которым принадлежат |
линии. |
|||
В морском порту |
организация |
погрузочно-разгрузочных |
||||
работ и контроль за их выполнением |
осуществляются |
|||||
главной диспетчерской порта |
и диспетчерскими |
погру |
||||
зочно-разгрузочных районов, |
хозяйств |
и служб |
порта. |
Диспетчер порта (верхний уровень управления) состав ляет сменно-суточный план работы погрузочио-разгру- зочных районов порта на основе анализа текущего со стояния районов в соответствии с поставленной целью управления портом. Диспетчеры районов (второй уро вень управления) составляют сменно-суточные планы отдельных районов в соответствии с планом управления портом и текущим состоянием районов. Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ каждый район распола гает необходимым контингентом портовых рабочих и перегрузочного транспорта. Районы имеют в своем со ставе причалы, на которых осуществляется перевалка грузов. Обработкой судов на причалах руководят стиви доры (низший уровень управления), которые распреде ляют по судам бригады портовых рабочих и перегрузоч ную технику в соответствии с планом работы районов и текущим состоянием причалов и грузоперевалочной тех ники. Сменно-суточные планы реализуют заявки на ра бочую силу, автотранспорт, вагоны и другие объекты. При этом предусматривается такая последовательность работ, при которой обеспечивается: максимальное сокра щение времени простоя судов и железнодорожных ваго нов; максимальное использование погрузочно-разгрузоч ных механизмов (кранов, специальных автомашин и т. д.); максимальная перевалка грузов по прямому ва рианту (судно — железнодорожный вагон, судно — авто машина, судно —судно) и др. Содерясательная модель морского порта, которую использует диспетчер, сод^: > жит описание элементов порта (суда, грузы, причалы, перегрузочный транспорт, краны, склады, портовые рабочие^и т. д.) и отношений между ними. При этом различаТотся отношения подчинения по управлению: комму
никационные, функциональные и др. В общем |
случае |
в "Морском порту может быть более трех уровней |
управ |
ления. На рис. 1-2 приведена трехуровневая структура морского порта, состоящая из трех районов и восьми
16
Район |
Район |
Район |
Jfs1 |
ЯП |
№3 |
Причал |
Причал |
№3 |
|
|
Рис. 1-2. |
причалов. Стрелками показано отношение подчинения по управлению между элементами структуры. Коммуника ционные отношения характеризуют структурные связи между элементами порта. К связям этого типа относятся водные, шоссейные и железные дороги, по которым осу
ществляется |
транспортировка |
грузов. |
Функциональные |
||||
отношения |
характеризуют связи |
между работами, |
про |
||||
водимыми |
в 'порту. Состояние |
(ситуация) |
морского |
пор |
|||
та в момент времени t содержательно |
определяется как |
||||||
совокупность |
элементов порта, связанных |
между |
собой |
||||
пространственно-временными |
-и |
другими |
отношениями |
||||
в момент t. |
Работа морского порта внешне выглядит, как |
изменение ситуаций, т. е. элементов порта и отношений между ними.
Таким образом, состояние сложной системы опреде ляется в общем случае как множество отношений, за данное на дискретной совокупности элементов системы. Экспликация понятия ситуации сложной системы через отношение позволяет использовать для описания ситуа ций сложных систем язык абстрактной алгебры. А6-' страктно-алгебраяческий уровень описания сложных си стем удобно использовать при изучении общих свойств систем и построении абстрактной теории систем. В этом' направлении в настоящее время сделаны только первые шаги [Л. 51—53].
Для описания процесса принятия решений в сложных системах необходимо иЬпользовать__язык," формирующий правила установления конкретных" отношений между эле-
2—272 |
Т О.О. .. . Р.. .У. .•ЛИЧНАЯ _ — * i 7 |
ментами объекта управления в соответствии с заданны ми целями управления. В отличие от абстрактно-алге браических языков описания структуры и законов функ ционирования сложных систем язык принятия решений является не только средством формализации состояний сложной системы и процессов управления системой, но и служит способом формализации процесса формирова ния моделей решения задач управления. Создание тако го языка, как отмечалось выше, является центральной проблемой теории ситуационного управления сложными системами.
Рассмотрим постановку задачи управления сложной системой. Анализ структуры управления широкого клас са систем (гидротехнические комплексы, системы пред приятий, транспортные системы, вычислительные систе мы и др.) показывает, что на каждом уровне управления между числом допустимых решений R и числом состоя ний уровня S имеется отношение |S|;>|i/?|. Например, такая система как четырехсторонний уличный перекре сток имеет число возможных состояний порядка 21 0 0 , а число различных решений в самом простейшем случае, равно двум: не менять сигнал светофора и изменить сиг нал светофора на противоположный. Для такой системы как аэропорт число типовых решений вида «послать са молет А на стоянку В», «на рейс С посадить N пассажи ров» и т. д. не превышает 100, а число возможных си туаций порядка 21 0 0 0 . Таким образом, задача принятия решений на любом уровне управления сложных систем может быть сформулирована как поиск такого разбие ния множества ситуаций на классы, при котором каждо му классу соответствует решение, оптимальное с точки зрения критерия функционирования.
Если такое разбиение получено, то управление объ ектом на любом уровне выглядит следующим образом. По ситуации s(t), зафиксированной в момент времени t, определяется класс, которому принадлежит s(Q. Затем выбирается команд управления, соответствующая этому классу, по которой ситуация s(i) преобразуется в ситуа цию s ( £ + l ) и т. д. Процесс преобразования (экстрапо ляции) ситуаций продолжается до тех пор, пока очеред ная ситуация либо попадает в заранее фиксированный класс, либо исчерпается заданное число этапов экстра поляции. Цепочка команд управления, сформированная на заданном уровне управления определяет последова-
18
тельность решения задач управления на нижележащем уровне.
При ситуационном управлении перебор осуществля ется по типовым решениям, число которых даже для сверхсложных систем (вычислительная система страны, межконтинентальные транспортные системы и т. п.) име ет порядок 102—'103. Решение задач такой размерности под силу современным ЦВМ.
Ситуационное управление позволяет принципиально-! решить проблему выхода на любой уровень обобщения ситуаций. С практической точки зрения решение этой w проблемы представляет большой интерес, так как в рас-.; поряжении пользователя не всегда имеется необходимая \ ЦВМ. Например, при управлении аэропортом иногда возникают ситуации, когда необходимо принимать реше ние в течение нескольких секунд, а ЦВМ, имеющаяся в распоряжении диспетчерской службы аэропорта, не позволяет оперировать с уровнем детального описания команд управления (например, с такими командами, как «самолет А посадить на взлетно-посадочную полосу 5», «самолет С поднять в воздух» и т. п.). В этом случае осуществляется переход на более высокий уровень реше ний, например «произвести посадку летательных аппара тов, находящихся в зоне А», «поднять в воздух лета тельные аппараты 5» и т. д.
Рассмотрим основные требования к языку имитации, на котором базируется ситуационное управление слож
ными системами. Излагаемые ниже принципы |
языка |
|
имитации заимствованы из работ |
[Л. 6—18]. |
ч . |
1-2. ЯЗЫК СИТУАЦИОННОГО |
УПРАВЛЕНИЯ |
|
Язык ситуационного управления базируется на еле-/1 дующих основных принципах: дискретность, псевдофизичность, универсальность, порождаемость, моноплано вость, иерархичность, расширяемость, макроструктур-; , ность и динамичность. В соответствии с принципом • дискретности большая система представляется как сово купность множеств: ситуаций, управлений (решений), возмущений и др. Согласно этому принципу единицами (знаками), языка имитации являются п-е отношения, отображающие связи между элементами объектов управ ления. Принцип псевдофизичности обусловливается кон кретным характером связей между объектами сложной • системы. Этот принцип предполагает наличие изомор-
2» |
19; |
физма между структурой знака и структурой отношений
между элементами объекта управления. Как |
известно |
[Л. 19], в абстрактно-алгебраических языках |
знаки не |
имеют соответствия с реальными предметами, обозначе ниями которых они служат, даже если они согласно не которой договоренности и отражают определенные пла ны содержания (имеют договорные значения). При псев дофизическом характере языка имеет место соответствие между связями знаков внутри языка и связями между теми предметами внешнего мира, которые отображают ся в рассматриваемых знаках. Например, ситуация «са
молет ИЛ-18 движется к аэропорту |
Внуково» |
представ |
|||||
ляется |
на |
псевдофизическом |
языке |
'как упорядоченная |
|||
тройка |
< |
(«самолет ИЛ-18»), («предмет |
х |
движется |
|||
к предмету |
у»), |
(«аэропорт |
Внуково») > . |
'В |
структуре |
||
знака отражены |
конкретные |
объекты («самолет ИЛ-18», |
|||||
«аэропорт |
Внуково») и конкретное пространственное от |
ношение между ними («двигаться к ... ») . Использование
псевдофизического языка позволяет |
строить |
внутри язы |
ка модели ситуаций управляемого |
объекта, |
позволяю |
щие вычислительной машине вырабатывать целесообраз ное поведение во внешнем мире.
Язык программирования современных вычислитель ных машин не обладает такой.способностью. Различные по своему характеру задачи, решаемые на вычислитель ной машине (например, анализ текста литературного произведения, сочинение музыки, доказательство теорем, решение системы уравнений), будучи запрограммирова ны и введены в машину, полностью теряют свою специ фику и выполняются машиной формально одинаково в соответствии с заложенной в нее жесткой интерпрета-
,ц-ией машинных команд. Процесс создания моделей внешнего мира оказывается вне вычислительной маши
ны, в нее вводятся лишь результаты этого процесса в ви де программ. Единственной возможностью расширения способностей машины к решению задач управления сложными системами является создание внутри нее псев дофизической системы.
Принцип универсальности .предполагает использова ние в языке имитации отношений и правил их преобразо вания, позволяющих строить модели решения задач управления широкого класса больших систем. Этот прин цип обусловливается универсальным характером связей между объектами сложных систем.
20