Файл: Казьмин, В. М. Вероятностный метод анализа контактного взаимодействия забойных крепей с боковыми породами.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
и подставив их в приведенную выше исходную формулу, получим
М |
М |
Мкр |
пр |
||
|
+ |
3 |
|
Wпр |
1,73 Wи / |
или
и |
м |
кр |
(4.21) |
Mvпр ^ м » + |
|
|
Коробчатая форма поперечного сечения в местах сопряжения пе рекрытия с гидроопорами, как правило, нарушается и имеет вид сече ния, изображенного на рис. 4.8,6. В этом случае величина отношения момента сопротивления изгибу к моменту сопротивления кручению рез ко уменьшается, что приводит к более резкому увеличению приведен ного изгибающего момента. Так, для перекрытия той же крепи формула для вычисления приведенного изгибающего момента в сечении над опо рой будет иметь вид
М |
2 |
2 |
|
(4.22) |
|
М . + 6 М |
|
|
|||
ипр |
и ■ |
|
кр ■ |
|
|
Результаты сравнительного анализа вероятностных характеристик |
|||||
перекрытий первого типа (см. |
рис. 4 |
.7,а) представлены на рис. 4.9. |
|||
Из сопоставления графиков |
видно, |
что, если сечение перекрытия |
|||
не ослаблено в месте |
сопряжений с |
гидроопорами, есть основание счи |
тать бытующее представление о более тяжелых условиях работы плитового перекрытия по сравнению с балочным не соответствующим дей ствительности. Известно, что опасность деформирования конструкции тем больше, чем ближе реальная нагрузка к максимальной расчетной. Изрис. 4.9 также видно, что вероятность восприятия плитовым пере крытием нагрузки, находящейся в пределах от 0,7 до 1,0 расчетной, меньше, чем балочным перекрытием (поскольку графики, характери зующие режим работы плитовых перекрытий, располагаются в этой зо не выше графика, характеризующего режим работы балочного перекры тия). Правда, плитовое перекрытие может воспринять нагрузку, пре вышающую расчетную (при условии расчета его на прочность как ба лочного), но это превышение составляет 3% при ширине плиты 60 см и 7% - при ширине плиты 90 см. Однако вероятность подобной пере грузки чрезвычайно мала и даже при условии работы гидроопор лишь
врежиме постоянного сопротивления составляет величину порядка 0,01. Иное дело, если коробчатое сечение перекрытия нарушено в месте
сопряжения с гидроопорами; тогда в случае расчета перекрытия шири ной 60 см как балочного перегрузка может составить уже не 3%, а 18% и вероятность перегрузки при номинальном сопротивлении гидро опор уже составит величину порядка 0,03. Это свидетельствует о це лесообразности применения иных конструктивных решений сопряжения
109
р
Р и с . 4.9. Вероятностные характеристики режимов работы перекрытий
первого типа ( см. рис. 4.7, а) |
|
|
|
|
|
|
1 - балочное перекрытие; 2 - плитовое |
перекрытие |
шириной 60 |
см; |
|
3 |
плитовое перекрытие шириной 90 см; |
4 |
- плитовое |
перекрытие |
ши |
риной 60 см при ослабленном поперечном |
сечении в месте сопряжения |
||||
с |
гицроопорами |
|
|
|
|
Р
Р и с . 4.10. Вероятностные характеристики режимов работы перекрытий
второго |
типа (см . рис. 4 .7,6) |
|
||
|
1 |
- |
балочное перекрытие; 2 - плитовое перекрытие шириной 60 см; |
|
3 |
- |
плитовое перекрытие шириной 90 см; |
4 - плитовое перекрытие ши |
|
риной 60 см при ослабленном поперечном |
сечении в месте сопряжения |
|||
с |
гидроопорами |
|
110
гидроопор с перекрытием рассматриваемого типа, не обусловливающих нарушения хорошо сопротивляющегося кручению коробчатой формы по перечного сечения, а при наличии ослабленного сечении - о необхо димости расчета перекрытия как плитового.
В то же время становится очевидным, что перекрытия механизи рованной крепи М-87Д (с ослабленным сечением в месте сопряжения с гидроопорами и рассчитанные на прочность как балочные) имеют в
действительности заниженный по сравнению с нормативным запас проч ности (фактический запас прочности по пределу текучести порядка 0,85). Это открывает еще один резерв запаса прочности перекрытий этой крепи и дает основание в случае учета крутящих моментов при расчете перекрытия на прочность (т.е. при расчете перекрытия как плитового) снизить запас прочности на 15% по сравнению с установ ленным в предыдущем разделе.
На рис. 4.10 представлены результаты вероятностной оценки режи мов работы перекрытий второго типа (см. рис. 4.7,6). Из сопоставления графиков рис. 4.10 следует, что крутящие моменты здесь оказывают более заметное влияние, чем в рассмотренных ранее случаях. Так, при ширине перекрытия 60 см возможна перегрузка на 6%, а при ши рине 90 см - на 14% по сравнению с балочным (хотя вероятность перегрузки составляет всего 0,004). Особенность режима работы пере крытия такого типа проявилась в том, что ослабление поперечного се чения в местах сопряжения со стойками не вызывало дополнительной
перегрузки (вернее, значения М |
пр |
в |
ослабленных сечениях не пре- |
||
вышали значений М |
пр„ |
в сечении посредине пролета и не нашли отра- |
|||
|
|
|
|
„ |
|
жения в вероятностной характеристике, |
строящейся по результатам |
"максимальных значений М при каждом из вариантов контактиро
вания), а это позволяет сделать вывод о целесообразности приме нения рассмотренного варианта сопряжения с гидроопорами в пере крытиях рассматриваемого типа (что и имеет место в конструкции посадочной части перекрытия крепи "Донбасс").
Из сопоставления графиков вероятностных характеристик (рис. |
4.11) |
||||
■для перекрытия третьего типа |
(см. рис. 4 .7,в) |
видно, |
что режим |
ра |
|
боты этого перекрытия также |
имеет свои |
особенности. |
В частности, |
||
при ширине 60 и 90 см коэффициенты возможной |
перегрузки составля |
||||
ют соответственно 1,02 и 1,03, а в случае ослабления |
поперечного се |
||||
чения в месте српряжения с гидроопорой - |
1,07. |
|
|
Анализ результатов исследований показал также, что степень влия ния крутящего момента зависит не только от конструктивной схемы, ширины и формы поперечного сечения перекрытия, но и от его пара метров. Так, например, чем длиннее передняя консоль (см. рис. 4.7,а),
тем меньше |
будет отличаться величина приведенного изгибающего мо |
|
мента М |
ир |
от изгибающего момента М . Следовательно, единый метод |
|
и |
(или единые принципы) расчета перекрытий нельзя привести к схеме решения плоской задачи (расчету балочной конструкции), поскольку эта схема не учитывает различного в каждом конкретном случае влия ния крутящего момента и потому не может обеспечить одинаковой на дежности перекрытий различных типов и параметров.
111
р
Р и с . 4.11. Вероятностные характеристики режимов работы перекрытий
третьего типа (см . рис. 4 .7 ,в) |
|
||
|
1 |
- балочное перекрытие; 2 - плитовое перекрытие шириной 60 см; |
|
3 |
- |
плитовое перекрытие шириной 90 см; |
4 - плитовое перекрытие ши |
риной 60 см при ослабленном поперечном |
сечении в месте сопряжения |
||
с |
гидроопорами |
|
Сделанное в предыдущем разделе замечание к установлению опти мальной расчетной схемы перекрытия М-87Д остается в силе и в от ношении установления единых условий оптимального расчета перекры тий различных конструкций, т.е. и в этом случае имеется известная свобода выбора такой схемы при единственно непременном выполнении условия учета (и исчерпания при применении новой схемы) выявлен ных запасов прочности перекрытия крепи М-87Д (1,28 исходя из усло вий заданного срока службы механизированной крепи и 1,15 из-за недоучета при расчете напряжений от крутящего момента в ослаблен ном сечении, т.е. п = 1,28-1,15 = 1,47). Проведенные автором рас четы показали, что это условие будет соблюдено при применении сле дующих единых принципов расчета перекрытий на прочность.
1. Перекрытие рассчитывается на совместное действие изгиба и кручения при номинальном сопротивлении гидроопор статической на грузке.
2. В качестве расчетного принимается максимальное значение при веденного изгибающего момента М , определяемое, согласно энер гетической теории прочности, при о& ом из двух вариантов контакти рования перекрытия с кровлей:
а) точки контактов отнесены от концов перекрытия на расстояние, равное 0,15 длины соответствующих консолей, и смещены в обе сто роны от продольной оси перекрытия на суммарное расстояние, равное 0,5 его ширины, величины смещений точек контактов от продольной оси обратно пропорциональны величинам соответствующих опорных реакций;
б) точки контактов отнесены в обе стороны от середины междустоечной части перекрытия на суммарное расстояние 0,15 ее длины и смещены в обе стороны от продольной оси перекрытия на суммарное расстояние, равное 0,5 его ширины; величины смещений каждой из то
112
чек контактов принимаются соответственно обратно пропорциональными величинам номинального сопротивления близлежащих гидроопор или величинам возникающих в этих точках опорных реакций.
3. Условие необходимой прочности выражается формулой
мпр |
(4.23) |
[о] ------------ ^ст . |
|
О 9W |
|
"цл |
|
Указанные величины смещений точек контактов с |
кровлей от концов |
и от осей перекрытий установлены в результате учета напряжений только от изгибающего и крутящего моментов. Естественно, что при введе нии в расчет возникающих в перекрытии дополнительных напряжений (например, от перерезывающих сил) эти расстояния необходимо скор ректировать.
Разумеется, эти исходные положения, единые для прочностного рас чета жестких перекрытий (или жестких базовых частей составных пе рекрытий) различных схем и параметров, отвечают требованиям опти мальной надежности перекрытий при применении механизированных кре пей в условиях II класса пород по обрушаемости (по классификации бывшего ВУГИ), поскольку базируются на результатах проведенных именно в этих условиях исследований эксплуатационной надежности перекрытий крепи М-87Д. Что касается применения рассчитанных этим методом перекрытий в более благоприятных условиях кровель 1 и IV классов по обрушаемости, то метод гарантирует прочность, обеспечи вающую эксплуатационную надежность перекрытий не менее допускае мой нормативом. Для перекрытий, предназначенных к применению в ус ловиях тяжелых кровель III класса по обрушаемости, изложенные в пунктах 2 и 3 исходные положения расчета также остаются едиными, а пункт 1 требует корректировки в направлении увеличения нагрузки от гидроопор; до проведения более глубоких исследований это увели чение, очевидно, целесообразно принять равным допускаемому техни ческими условиями уровню перегрузки гидроопор и учесть путем вве дения повышающего коэффициента 1,25.
Результаты этих исследований использовались при разработке ру ководящих материалов по расчету перекрытий и оснований механизиро ванных крепей на прочность.
ЗАКЛЮ ЧЕНИЕ
Специфика контактного взаимодействия забойной крепи с боко выми породами, характеризующаяся массовостью случайных вариантов контактирования поддерживающих и опорных конструкций секши! или рам крепи с неровностями боковых пород, обусловливает необходимость применения при шахтных исследованиях этого процесса статистических, а при теоретических исследованиях - вероятностных методов.
Вслед за нашедшим широкое применение статистическим методом шахтных исследований контактируемости в ИГД им. А.А. Скочинского разработан теоретико-вероятностный метод оценки и анализа процесса контактного взаимодействия индивидуальной и механизированной крепей с боковыми породами, позволяющий исследовать и оптимизировать их конструктивные схемы и параметры на стадии проектирования. Право мерность исходных положений вероятностного метода и результатов его применения подтверждена экспериментально.
Использование вероятностного метода позволило, во-первых, выя вить правомерность применения единой методики шахтных исследований контактируемости балочных и плитовых перекрытий с кровлей, особен ности контактируемости и распределения сопротивления механизирован ных крепей с балочными и плитовыми перекрытиями, влияние на контактируемость и распределение сопротивления крепи расположения гид роопор и изменения соотношения их сопротивления, изменения расстоя ния между секциями, конструктивной схемы секций крепи и перекры тия, во-вторых, произвести сравнительную оценку крепей различных конструкций и определить перспективные конструкции и направления
конструирования |
механизированных крепей |
поддерживающего типа с |
||||
точки зрения |
повышения |
контактируемости |
и |
сопротивления |
крепи |
|
на призабойном |
участке, |
определяющих в значительной мере |
эф |
|||
фективность |
ее |
применения.' Вероятностный |
метод позволил объяс |
нить причину самопроизвольной разгрузки стоек (и определить величи ны потерь их сопротивления) при перестановке соединяемых в шар нирах верхняков индивидуальной крепи, оценить надежность схем креп ления забоя индивидуальной металлической крепью, выявить необхо димость создания верхняка новой конструкции в целях повышения на дежности крепи, определить условия рационального применения различ ных типов сопряжения гидроопор с перекрытиями и основаниями сек ций механизированной крепи, установить условия оптимального расчета верхняков и перекрытий на прочность. Этот метод дает возможность объяснить и предсказать ряд явлений, а также решать исследователь ски- и инженерные задачи.
114