Файл: Казьмин, В. М. Вероятностный метод анализа контактного взаимодействия забойных крепей с боковыми породами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. Оптимальное значение вероятности остаточных деформаций пе­ рекрытий механизированной крепи Pfl( onTj определяется как абсцисса

точки пересечения прямых Л и

А = Л

+ гг к •р .

п

Оптимальная вероятность надежной работы перекрытия в пределах упругости определяется из выражения

Ру(оп т) = 1 - Рд(опт)

По найденной величине Р у (опт) ПРИ помощи графика режима работы

перекрытия Р^ = f (Миэг) определяется оптимальная величина рас­

четного изгибающего

момента.

 

7.

Коэффициент

снижения запаса

прочности определяется из от­

ношения

 

 

 

К -

М опт

 

 

-------------------

.

(4.15)

см шах

Реализация изложенной выше идеи применительно к оптимизации прочностных параметров жесткой части перекрытия крепи М-87Д была

осуществлена совместно с Д.Л. Вожиком (4 2 ], собравшим необходи­

мые данные

по эксплуатационной надежности верхняков индивидуаль­

ной крепи и

перекрытий этой крепи в условиях комбината "Донецк-

уголь". Решению поставленной задачи предшествовали типизация гор­

но-геологических условий применения механизированной крепи М-87Д

и определение фона деформаций в этих условиях [43]. Под наблюде­ нием в течение 13-38 месяцев находилось 25 лав с крепью М-87Д.

В результате проведенного анализа горно-геологических факторов, влияющих на надежность перекрытий, были выделены три типа ус­

ловий.

К первому типу отнесены шахтопласты с породами

II класса

по обрушаемости по

классификации ДонУГИ.

 

Ко

второму типу

отнесены шахтопласты с породами I

класса по

обрушаемости со слабыми неустойчивыми породами непосредственной кровли.

К третьему типу отнесены шахтопласты с породами I класса по обрушаемости, где непосредственная кровля представлена глинистыми и песчано-глинистыми сланцами средней устойчивости.

Среднемесячная интенсивность деформаций балок перекрытий в ус­ ловиях первого типа кровель составила 0,00412, в условиях второго типа - 0,0017 и в условиях третьего типа - 0,0002.

В дальнейшем задача решалась применительно к наиболее небла­ гоприятным условиям применения механизированных крепей, характе­ ризующихся наибольшей интенсивностью деформации перекрытий.

Полученные данные позволили установить -.мвисим:>сть среднемесяч­ ной интенсивности деформаций верхняков индивидуальной крепи от ве­

103


роятности их деформаций (рис. 4 .5), Полученная зависимость аппрок­ симирована формулой

= 0,0195

+ 0,0246 Рд.

(4.16)

Коэффициент

п определился как отношение

числа перестановок

секций механизированной крепи (количество передвижек) к числу пе­ рестановок верхняка индивидуальной крепи за одно и то же время. Поскольку установленная зависимость для верхняков (4.16) получена при переставлении за цикл в среднем 45% верхняков в лаве, а ско­ рость подвигания забоя, оборудованного механизированной крепью, планируется примерно в 2,5 раза большей, чем скорость подвигания

забоя при индивидуальном креплении, значение коэффициента

п полу­

чено равным 5,0.

 

 

 

После

введения этого коэффициента в выражение (4.16)

и замены

свободного члена 0,0195

(определяющего фон деформаций для верхня­

ков)

величиной 0,00412

(определяющей фон деформаций для перекры­

тия)

получена зависимость интенсивности деформаций перекрытий А

от вероятности работы перекрытий за пределами упругости

 

 

Лп = 0,00412 + 0.123Рд ,

(4.17)

Допустимая вероятность работы балки перекрытия крепи М-87Д

за пределами

упругости

определена как абсцисса точки пересечения

прямых

Ан и

.

- 0,00412 + 0,123Рд и оказалась равной

0,136.

При помощи вероятностной характеристики режима работы пере­

крытия Ру ^ f

(Ми з г )

(рис. 4.6) определен соответствующий допус­

тимой вероятности деформаций расчетный (оптимальный) изгибающий момент, как равный 0,74 от максимального; коэффициент допусти­ мого снижения запаса прочности жесткой части перекрытия крепи М-87Д также составил

Кс

Мопт

0,74

0,74.

 

М шах

1,0

 

 

Поскольку оценивалась эксплуатационная надежность перекрытий,

имеющих запас прочности

в пределах упругости 1,05, величина рас­

четного коэффициента снижения запаса прочности была уточнена и составила

К= 0,/4 -1,05 = 0,78.

Р-

Коэффициент допустимой перегрузки перекрытия определился как

ш

1

1

1,28.

Кс

0,78

 

 

 

Р

 

 

104


Р и с . 4.5. К определению допусти­ мой вероятности работы перекрытия крепи М-87Д за пределами упругих деформаций

1

-Л в

= 0,0195

+

0,02426

Р ;

2

-

А

= 0,00412

+

0,0246

P „;

3

-

Лп

= 0,00412

+ 0,123

Рд;

4

- А„

 

 

 

 

Как показано выше, прочность перекрытия при работе за пределами упругости выше, чем при работе в упругой стадии, в 1,43 раза. Сле­ довательно, даже при допущении рекомендуемой перегрузки, запас проч­ ности перекрытия исходя из условий работы конструкции в пластичес­ кой стадии составит

1 1,28

Что касается установления оптимальной расчетной схемы перекрытия, то здесь имеется известная свобода выбора. Внешний вид этой схемы может быть каким угодно; необходимо лишь, чтобы определяемый по этой схеме расчетный изгибающий момент в различных сечениях сос­ тавлял 78% от изгибающего момента, получаемого при наиболее тя­ желой схеме загружения (при контактировании перекрытия концами или только серединой междустоечного участка). Так, можно, например, отнести точки контакта перекрытия с кровлей на некоторое расстояние от концов перекрытия или оставить наиболее тяжелую схему загру­

жения ради ее простоты без изменения, но соблюдать при расчете гео -

Р и с . 4.6. К определению коэффи­ циента допустимого снижения за­ паса прочности перекрытия крепи М-87Д (при расчете перекрытия как балочного)

105

896 8

метрических характеристик сечений перекрытия следующее условие прочности:

[а] =

М,шах

^ а

(4.18)

0,9 Wпл

 

 

W - момент

где

- максимальный изгибающий момент, кГ*см;

ГПаХ

 

 

пл

сопротивления соответствующего сечения конструкции в^пластической стадии, см ; - предел текучести материала, кГ/см .

Рассчитанные по этому условию 10 опытных конструкций облегчен­ ных перекрытий (вес балки перекрытия уменьшился на 100 кг) для крепи М-87Д были изготовлены на Дружковском машиностроительном заводе им. 50-летия Советской Украины и испытаны на шахте им.Абакумова комбината "Донецкуголь" в западной лаве пласта m3. За два года работы облегченньсс перекрытий деформаций не наблюдалось.

4. 3. Установление условий применения единого,

метода расчета перекрытий на прочность

Установленные в предыдущем разделе условия оптимального расчета перекрытий крепи М-87Д получены исходя из применения плоской расчетной схемы (перекрытие рассчитывалось при проекти­ ровании как балка на двух опорах, оценивалась эксплуатационная надежность рассчитанных именно таким образом перекрытий и, как для балки, были даны рекомендации по оптимизации прочностных параметров этих перекрытий). Следует признать, что применение плос­ кой схемы при расчете плитовых конструкций перекрытий на прочность оказалось оправданным. Надежность перекрытий оказалась весьма высокой, а отдельные случаи разрушения перекрытий объяснялись глав­ ным образом низким качеством изготовления,недостаточной прочностью сварных швов, отсутствием проверочного расчета листовых деталей на местную устойчивость и пр. Высказывания о неточности такого мето­ да расчета и беспокойство о прочности перекрытий в связи с тем, что в плитовых конструкциях под нагрузкой возникают не только из­ гибающие, но и крутящие моменты, не без основания не восприни­ мались расчетчиками всерьез, поскольку, во-первых, в типичных для перекрытий механизированных крепей замкнутых коробчатых попереч­ ных сечениях напряжения от крутящего момента составляют всего несколько процентов от напряжений-, вызываемых изгибающим момен­

том, и, во-вторых, допускаемую в результате игнорирования крутящих моментов незначительную погрешность в сторону уменьшения проч­ ности перекрытия многократно компенсирует ряд факторов. Известно, например, что практически невозможно подобрать состоящее из тести­ рованных элементов сложное сечение, имеющее в точности заранее за­ данный коэффициент запаса прочности; момент сопротивления получен­ ного сечения или несколько превышает требуемый по условиям проч­ ности (тогда такое сечение считают приемлемым), или оказывается

106


несколько меньше заданного (тогда конструктор применяет прокат следующего номера по ГОСТу, что приводит к получению момента сопротивления, превышающего заданный); известно также, что в реаль­ ных условиях перекрытия контактируют с кровлей отдельными площад­ ками, а не в точках (как это принимается по расчетной схеме), что также приводит к завышению запаса прочности, и пр.

Однако в связи с постановкой задачи о разработке единого ме­ тода расчета перекрытий на прочность (а под этим мы понимаем ус­ тановление единых исходных условий расчета, обеспечивающих оди­ наковый запас прочности перекрытий различных параметров) и увели­

чением ширины перекрытий возникла необходимость проанализировать

влияние крутящих

моментов на режим работы перекрытий при раз­

личных их конструктивных схемах и параметрах [ 26 ]. При проведении такого анализа представлялось возможным установить и единые ус­ ловия оптимального расчета перекрытий различных конструкций на прочность путем сопоставления вероятностных характеристик их режи­ мов работы с характеристикой работы перекрытия крепи М-87Д, для которого эти условия были . определены.

Известно, что базовые части перекрытий механизированных крепей состоят из перекрытий одностоечных или двухстоечных рам (рис. 4.7) и в зависимости от ширины могут быть балочными или плитовыми, а перекрытия дву'хстоечных рам могут иметь несимметричные (рис.4 .7,а) или симметричные (рис. 4.7,6) консоли. Вероятностные характеристики режимов работы изображенных на рис. 4.7 типов перекрытий при раз­ личной их ширине - 30 см (принимается за балочное), 30 и 00 см (принимаются за плитовые), - и были исследованы.

Построение вероятностных характеристик режимов работы перекры­ тий производилось путем перебора всех возможных вариантов контак­ тирования. Перекрытия во всех случаях разделялись по длине и шири­ не на равновеликие участки. Суммарное сопротивление гидроопор для простоты расчетов и удобства сравнительного анализа принималось равным единице. Для плитовых перекрытий вычислялось значение от­ ношения приведенных изгибающих моментов для каждого вари­

анта контактирования к величине максимального изгибающего момен­

та М (т.е. к величине изгибающего момента, обычно принимае-

и max

мого за расчетный), чтобы для удобства анализа аргумент искомой функции выразить в относительных величинах; для балочных перекры­

тий вычислялось отношение изгибающих моментов М и М

; после

и

и шах •

определения частоты каждой из величин найденных отношений строились

графики вероятностных характеристик режимов работы

перекрытий.

Величина приведенного изгибающего момента М

вычислялась

Ипр

 

исходя из энергетической теории прочности, устанавливающей условие

[4 4 ]:

М = \ /а 2и + Зт2р ‘

(4.19)

107


к моменту сопротивления изгибу

а

 

 

 

]

б

щ

в

¥

Р и с,

4.7. Типичные схемы

базовых частей

перекрытий механизирован­

ных крепей

 

 

■у»»////

а

Р и с . 4.8, Типичные поперечные сечения' жестких перекрытий механизи­ рованных крепей

а - сечение консолей и междустоечного участка; б - сечение в мес­ тах сопряжения с опорами

 

Для того чтобы

связать величины нормальных

сгИ и касательных

т

кр

напряжений с

величинами изгибающего М

и

крутящего Лч

кр

 

^

и

 

 

моментов и получить выражение для вычисления величины приведен­

ного изгибающего момента М , необходимо найти отношение момен- ипр

та сопротивления кручению W

в сечениях конструкции перекрытия. Расчеты показали, что отношение этих величин типичной для перекрытий механизированных крепей ко­ робчатой формы поперечного сечения (рис. 4.8,а) практически величи­ на постоянная. Так, например, для перекрытия крепи М-87Д, несмотря на переменную его высоту, оно колеблется от 1,65 до 1,73. Приняв отношение равным максимальному (что пойдет в конечном счете в запас прочности), получим для перекрытия этой крепи

 

Wкр = 1,73

Wи.

 

 

 

(4.20)

Представив

напряжения^], сг

и

т в виде

 

 

Ми

М

И

кр

 

 

 

 

 

 

пр

и

 

т

кр

м

=

. •а =

 

>

и

 

кр

1.73Wи

 

 

 

 

 

Wкр

108