Файл: Казьмин, В. М. Вероятностный метод анализа контактного взаимодействия забойных крепей с боковыми породами.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
Известно, что металлическая конструкция может нести нагрузку, работая за пределами упругости. Момент сопротивления стальной конструкции при работе в пластической стадии гораздо выше момента сопротивления в упругой стадии, что является предпосылкой для со з нательного снижения расчетного сопротивления в упругой стадии , а следовательно, сознательного допущения вероятности остаточных де формаций. Получая при перегрузке остаточные деформации, стальная конструкция не только не теряет, но, наоборот, увеличивает (до оп ределенного предела) свою несущую способность. В результате внеш няя нагрузка уравновешивается и деформирование прекращается; при повторном возникновении такой же перегрузки конструкция может вос принять ее без добавочной деформации.
Согласно расчетам, максимальное сопротивление перекрытия меха низированной крепи М-87Д при работе за пределами упругости пре вышает сопротивление его в упругой стадии в 1,43 раза. В целях вы явления фактической несущей способности перекрытия этой крепи за пределами упругости и определения величин остаточных, деформаций, возникающих при перегрузках, автором совместно с Д.Л.Вожиком про ведены лабораторные испытания перекрытия на прочность. Испытания проводились на 500-тонном прессе. Поскольку конструкция пресса не позволяла имитировать нагружение по принятой при расчете перекрытия схеме (рис. 4.2,6), испытания проводились по эквивалентной схеме нагружения (рис. 4 .2,а ), обеспечивающей возникновение в наиболее неблагоприятном сечении такого же изгибающего момента, как и при расчетной схеме (рис. 4 .2,в). Замеры остаточных прогибов произво дились в месте приложения нагрузки.
Результаты испытания представлены на рис. 4.3, из которого видно, что перекрытие работало в пределах упругости при нагружении пример но до 139 т, несколько превышавшем эквивалентную расчетную нагруз ку. В дальнейшем, по мере увеличения нагрузки, перекрытие продол жало оказывать сопротивление, работая за пределами упругости. При достижении 20%-ной перегрузки (165 т) нагрузка была снята; оста точный прогиб оказался при этом равным примерно 7 мм. При втором цикле нагружения перекрытие восприняло нагрузку 165 т без допол нительных остаточных деформаций (работая, как и в упругой стадии); деформации стали нарастать только при дальнейшем увеличении на грузки; при доведении ее до 177 т (при 29%-ной перегрузке) и разгружении перекрытия остаточный прогиб увеличился еще на 5 мм. Пос ле этого перекрытие подвергалось трехкратным нагружениям при по степенном увеличении нагрузки. При перегрузке на 42% от расчетной в упругой стадии (194 т) произошла потеря устойчивости нижнего лис та перекрытия, т.е. фактический запас прочности перекрытия при рабо те его за пределами упругости составил 1,42. Понятно, что небольшая остаточная деформация перекрытия не может ни повлиять на работо способность механизированного комплекса, ни вызвать опасность трав
мирования рабочих. Перегрузка же может возникать лишь изредка; |
как |
|||
показали исследования [4 0 ], |
перекрытие |
обычно не |
контактирует с |
кров |
лей концами и имеет в этом |
случае 3 - |
5-кратный |
запас прочности. |
98
|
|
|
4энВ = ,37т |
||
г— |
------- |
|
— |
5--------- ------------- |
|
Ф |
7Г0 |
| |
ПО |
||
|
|||||
V |
780 |
" Г |
|
* w oo |
а
Р и с . 4.2. Схема испытания перекрытия крепи Л\-87Д на прочность
Р и с . 4.3. Результаты на гружения перекрытия кре пи М-87Д за пределами упругости
Необходимо также отметить, что в процессе эксплуатации нет нужды заменять слегка деформированные перекрытия, так как они, работая в одном ряду с недеформированными, берут на себя часть возникающих перегрузок, что обеспечивает снижение вероятности надежной работы всего комплекта перекрытий в пределах упругости по экспоненциаль ному закону.
Изложенное (а также успешный опыт эксплуатации верхняков ин дивидуальной крепи при расчетном пролете, меньшем фактической длины верхняков) и явилось предпосылкой для постановки задачи обоснования более легкой расчетной схемы перекрытий, обусловливающей снижение их веса.
Естественно, такая схема должна обеспечить необходимую эксплуа тационную надежность перекрытий, т.е. предварительно необходимо определить допустимую вероятность работы перекрытий за пределами упругих деформаций, а затем уже установить расчетную схему, при которой вероятность деформации перекрытий не превышала бы до пустимого уровня.
Воснову решения задачи оптимизации прочности перекрытий
механизированных крепей автором положена идея расчета пере крытий таким образом (найти и применить такую расчетную схему),
99
чтобы средний срок службы перекрытий в упругой стадии был равен установленному нормативом [17]. Эта идея базировалась на следующих с ообра жениях.
Перекрытия секций лавокомплекта механизированной крепи правомер но рассматривать в процессе их работы как систему невосстанавливаемых однородных элементов, срок службы которых, с точки зрения тео рии надежности, определяется средним временем безотказной работы
Т. При снижении надежности "лавокомплекта перекрытий по экспонен
циальному закону (существование такого закона изменения надеж ности как механизированной крепи в целом, так и перекрытий было показано радом исследователей) установленное нормативом среднее время работы перекрытий Т может быть обеспечено, если интен-
Срн сивность отказов (деформаций) перекрытий будет не более величины, определяемой по формуле
Л |
(4.7) |
н ~ |
где X - своего рода норматив допускаемой интенсивности деформаций.
Если принять срок службы перекрытий равным сроку службы механи зированной крепи, который определен утвержденными Госпланом СССР
нормами [41] в 4 года (без капитального ремонта), то среднемесячный норматив деформаций перекрытий будет равен
(4.8)
V i r ~~°’ 02‘
Следовательно, задача сводится к определению таких условий рас чета перекрытий механизированных крепей на прочность (расчетная схема, условие прочности и др .), при которых установленный средне месячный норматив деформаций Лн будет обеспечен.
Напомним, что имеется в виду такая остаточная деформация, при которой несущая способность перекрытия не может быть потеряна. Пе рекрытие может выйти из режима работы в упругой стадии (появятся ос таточные деформации), но необходимая несущая его способность будет обеспечена за счет повышения сопротивляемости конструкции при ра боте ее за пределами упругости,т.е. будет обеспечено условие
W |
< |
(4.9) |
У |
пл |
где VVф—фактический момент сопротивления перекрытия, развиваемый
при максимально возможном нагружении; W - момент сопротивления
перекрытия в упругой стадии; W - момент сопротивления перекры
тия в пластической стадии.
100
Обоснованию более легкой расчетной схемы перекрытия должно пред шествовать установление коэффициента снижения запаса прочности пе рекрытия. Поскольку опыта эксплуатации перекрытий различной надеж ности не имеется, при решении этой задачи целесообразно использо вать данные по эксплуатационной надежности (интенсивности деформа ций) верхняков индивидуальной крепи, которые имеют различные за пасы прочности, и перекрытий серийной механизированной крепи М-87Д, широко применяющейся в промышленности, что обусловливает возмож ность получения представительных статистических данных по надеж ности.
Автором предложен следующий путь установления коэффициента сни
жения запаса прочности |
перекрытий |
[17]. |
|
|
1. |
Наносятся оси |
координат |
(рис. 4 .4 ), где на |
оси абсцисс откла |
дываются значения вероятностей деформаций верхняков и перекрытий |
||||
Рд , а по оси ординат-среднемесячная интенсивность |
их деформаций А. |
|||
Вероятность деформаций Рд определяется по формуле |
|
|||
Рд = |
1 - |
|
|
(4.10) |
где Ру - |
вероятность безотказной работы перекрытия в пределах уп |
|||
ругих |
деформаций, определяемая при помощи вероятностной харак |
теристики режима работы перекрытия.
Среднемесячная интенсивность деформации определяется как отно шение деформированных верхняков (или балок перекрытий) к среднему количеству недеформированных конструкций в течение месяца.
Единица времени - месяц принята в силу установившейся традиции учета среднемесячных деформаций верхняков и перекрытий. Разуме ется, замена единицы времени (например, временем цикла) на прин ципах решения задачи не отразится: пришв же за единицу времени месяц, можно наиболее оперативно использовать имеющуюся инфор мацию.
- 2. На оси ординат откладывается значение среднемесячного норма тива деформаций перекрытий Л .
Р и с . 4.4. К идее оптими зации надежности перекры тий механизированных крепей
1 " V Лов+кРд;
2 - А = А 0 + к Р д ;
3 - А |
А0п+ пкрд; |
п |
|
4 - А н |
|
101
3. На основании результатов шахтных исследований надежности в няков индивидуальной крепи устанавливается зависимость вида
А в = f ( Pд) , |
(4.11) |
которая представляется в виде графика.
Следует ожидать, что количество деформаций будет пропорционально вероятности деформаций и график функции Ав = f (Рд ) изобразится
в виде прямой. Очевидно, эта прямая не пройдет через начало коор динат, поскольку даже в случае расчета верхняка на восприятие но минальной нагрузки при контактировании с неровностями кровли кон цами (т.е. при расчете на 100% -ную надежность) будут иметь место деформации из-за влияния неучитываемых факторов (посадка стоек "на жесткую", динамические нагрузки, разброс давления срабатывания предохранительных клапанов, недостаточное качество материала и из готовления конструкции и др.). Поэтому график искомой зависимости
опишется формулой вида |
|
||||
А_ - |
о |
\ + |
кР •» |
|
(4.12) |
в |
в |
д |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где коэффициент |
А |
будет |
численно характеризовать интенсивность |
||
|
|
|
в |
|
|
деформаций при расчетной 100%-ной надежности конструкции в упру гой стадии (эта величина названа автором фоном деформаций), а к - коэффициент пропорциональности интенсивности деформаций верхняков от уровня их расчетной надежности в упругой стадии.
4. По результатам шахтных исследований надежности перекрытий механизированных крепей, рассчитанных на 100%-ную вероятность ра
боты в пределах упругости, |
определяется для них фон деформаций А . |
|||||||||
5. |
Определяется зависимость |
|
|
п |
||||||
|
|
|
||||||||
Ап |
|
Г(Рд). |
|
|
|
|
(4.13) |
|||
Поскольку природа деформаций верхняков и перекрытий едина, для |
||||||||||
определения |
этой |
зависимости достаточно из точки |
А |
провести пря- |
||||||
мую, |
параллельную прямой |
А ^ = A q + кР ^ |
|
|
п |
|||||
, и, |
скорректировав |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
угол ее наклона, получить для перекрытий |
|
|
|
|||||||
А |
|
= |
А |
+ п•к •Р , |
|
|
|
(4.14) |
||
|
п |
|
о |
п д |
' |
|
|
|
|
где п - коэффициент, показывающий, во сколько раз интенсивность эксплуатации перекрытий более, чем верхняков.
102