Файл: Грибов, М. М. Регулируемые амортизаторы радиоэлектронной аппаратуры.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
Амортизатор работает следующим образом.
При необходимости изменения собственной частоты, например в случае резонанса, поршень под действием механизма 5 перемещается влево пли вправо. Одновре менно с началом движения поршня открывается кран 5, и газ из одной полости свободно перетекает в другую. В момент прекращения движения поршня осуществляет ся перекрытие крана, и полость А в работе амортизатора не участвует.
Таким образом, частота собственных колебаний амор тизатора является функцией длины пневматической пру жины, т. е. суммы объемов емкости 3 и полости Б. По скольку давление в полостях А и Б одинаково, взаимное изменение их объемов не приводит к изменению статиче ского уровня 1г. амортизируемого объекта.
В выражении для частоты малых собственных коле баний пневматического амортизатора
шо = V Pnafg/Pnob
для объекта постоянного веса все параметры, кроме при веденной высоты сжатого газа b постоянны, поэтому
vaa— klVb ,
где k = const.
Значит, при изменении величины b в 4 раза частота собственных колебаний изменяется в 2 раза. Например, при 6 ^ 2 . . . 32 частота изменяется в 4 раза.
Поскольку рабочая площадь обычно невелика ( ~ 30 см2) для четырехкратного изменения частоты, на чальный объем сжатого газа Vo должен изменяться в ин тервале 60... 960 см3, что легко осуществимо.
Выполненные испытания макетов пневматических амортизаторов показали работоспособность и полезность амортизатора с регулируемой частотой собственных ко лебаний.
7.2. Универсальные амортизаторы >
Основная особенность амортизаторов второй группы— наличие упругого элемента с переменной жесткостью, воспринимающего нагрузки любого направления. Это качество позволяет использовать «универсальные» амор тизаторы для защиты РЭА, устанавливаемой на различ ные носители.
135
1'оройдальный амортизатор [23] (рис. 111) содержат корпус 1 и шток 2, связанные между собой через упру гий элемент 5 в виде тороида, а также ограничительные кольца 3 и 4, фасонные трубы которых взаимодействуют с упругим элементом 5. При перемещении штока 2 вдоль своей оси происходит деформация упругого элемента 5> причем усилие на него передается через соответствующие кольца 3 пли 4.
Амортизаторы такого типа могут устанавливаться на самолетах, кораблях, колесном и гусеничном транспорте. Расчеты показывают, что амортизатор даже при отсут ствии дополнительной емкости имеет небольшую жест кость, и следовательно, достаточно низкую частоту соб ственных колебаний (около 7 Гц). Отношение макси мальной статической нагрузки к минимальной может составлять 25. Амортизатор может обеспечить эффектив
ность виброизоляции колебаний |
60% при частотах |
возмущения /0> 10 Гц. |
|
При необходимости амортизатор может быть снабжен дополнительно внесенной емкостью. При этом собствен ная частота колебаний может быть значительно сниже на. Введение дополнительного объема позволяет, кроме того, применить термокомпенсатор, что особенно важно для такого «всенаправленного» амортизатора, так как обеспечение регулировки уровня хотя бы по трем направ лениям является чрезвычайно сложным и мало надеж ным делом.
136
Тороидальный амортизатор с сухим трением. Устрой ство тороидального амортизатора, снабженного механиз мом формирования силы сухого трения [13], показано на рис. 7.12. Амортизатор содержит упругую оболочку 1, заполненную сжатым газом, и расположенный внутри нее фрикционный демпфер, выполненный в виде двух коаксиально расположенных втулок 2 и 6. Втулка 2 вы полнена из эластичного материала п связана с упругой
Рис. 7.12. Тороидальный амортизатор с сухим трением.
оболочкой 1, а втулка 6 надета на соединенный с амор тизируемым объектом шток 5 и установлена между его ограничительными буртиками 3 и 4.
Амортизатор работает следующим образом.
При выходе штока 5 из положения статического рав новесия сначала выбирается зазор между буртиками 4 и торцом втулки 6.
Если амплитуда колебаний не превышает величины 0,5(Я + /г), сила сухого трения не передается штоку,
врезультате чего повышается эффективность виброизо ляции. При амплитуде перемещения, большей 0,5 (H+h), буртики 3 или 4 штока после выбора зазора упираются
вторец втулки 6 и на шток 5 воздействует сила сухого трения, возникающая вследствие осевого перемещения втулки 6 относительно втулки 2. После успокоения коле баний сила сухого трения не будет передаваться штоку 5.
При изменении статической нагрузки на амортизатор
пропорционально изменяется избыточное давление в нем, а следовательно, и сила сухого трения, возникающая вследствие рабочего давления в амортизаторе. Очевидно, что механизм сухого трения действует только по верти кальной оси.
137
Список литературы
1. А б ж и р к о Н. Н. Определение ускорений амортизированной
|
аппаратуры при испытании на удар.—-«Вопросы радиоэлектро |
|||
|
ники», серия общетех-ническая, № 11, 1966. |
|||
2. А к о п я н |
|
Р. А. Пневматические |
подвески зарубежных авто |
|
|
мобилей большой грузоподъемности. — «Автомобильная промыш |
|||
|
ленность», № 2, 1959. |
А. К. Судовые впброгаси- |
||
3. А л е к с е е в |
А. М., С б о р о в с к и п |
|||
4. |
тели. М., Судпромгиз, 1962. |
|
||
А н а н ь е в |
|
И. В., К о л б и и Н. М. Ударное демпфирование ко |
||
|
лебаний.—«Вибрационная техника», -материал семинара МДНТП, |
|||
5. |
1966. |
|
И. М. Теория колебаний. М., «Наука», 1965. |
|
Б а б а к о в |
||||
6. Б о л ь ш е е |
|
Л. Н., С м и р н о в Н. В. Таблицы математической |
||
7. |
статистики. М., «Наука», 1965. |
|
||
Б р а у д о |
С. И. Сохранение надежности. М., «Сов. радио», 1965. |
|||
8. Г р и б о в |
М. М. Выбор основных параметров к оси активного |
|||
|
полуприцепа к тягачам ЗИЛ-157, ЗИЛ-131А. (Материалы Всесоюз |
|||
9. |
ного совещания. Выпуск НАМИ, М., 1960. |
|||
Г р и б о в |
М. М. Пневматические амортизаторы для виброзащиты |
|||
|
наземной аппаратуры. — «Приборы н |
системы управления», 1970, |
№1.
10. |
Г р и б о в |
М. М. |
Гидропневматический |
амортизатор. — «Обмен |
||
11. |
опытом в радиопромышленности», вып. 4, 1969. |
|
||||
Г р и б о в |
М. М. Расчет основных параметров пневматических |
|||||
|
амортизаторов. — «Обмен |
опытом в |
радиопромышленности», |
|||
12. |
вып. 12, 1969. |
|
|
|
|
|
Г р и б о в |
М. М. Пневматический амортизатор с термокомпенса |
|||||
13. |
тором.— «Обмен опытом в |
радиопромышленности», вып. |
6, 1970. |
|||
Г р и б о в |
М. М. |
Приборный амортизатор. — «Обмен |
опытом |
врадиопромышленности», вып. 8, 1970.
14.Г р и б о в М. М. Расчет частоты собственных колебаний пнев матических амортизаторов. — «Обмен опытом в радиопромышлен
15. |
ности», вып. 11, 1971. |
|||
Г р и б о в |
М. М. Гидропиевмат-ическпй амортизатор. Автор, свид. |
|||
16. |
№ 239808. — «БИ», 1969, № 11. |
|||
Г р и б о в |
М. М. Устройство для гашения колебаний. Авт. свид. |
|||
17. |
№ 241157, — «БИ», |
1969, № 13. |
||
Г р и б о в |
М. М. Пневматический амортизатор. Авт. свид. |
|||
18. |
№247728. — «БИ», |
1969, № 22. |
||
Г р и б о в |
М. М. Устройство для гашения колебаний. Авт. свид. |
|||
19. |
№ 254268. — «Б И», 1969, № 31. |
|||
Г р и б о в |
М. М. Гидропневматический амортизатор. Авт. свид. |
|||
20. |
№ 254269. — «БИ», |
1931, № 69. |
||
Г р и б о в |
М. |
М. |
Пневматический амортизатор. Авт. свид. |
|
21. |
№ 267264 — «БИ», 1970, № 12. |
|||
Г р и б о в |
М. |
М., |
Пе ч к у ров В. М. Упругий элемент. Авг, |
свид. № 274556 — «БИ», 1970, №-21.
138
Пневматический амортизатор. Авт. свйд. № 274552. — «БИ», 1970, № 21.
iL® ° |
|
Пневматический амортизатор. Авт. |
|
свид. |
||||||
№ 274553, — «БИ», 1970, № 21. |
И. Г. Регулятор уровня пневма- |
|||||||||
24. Г р и б о в |
М. М., Д м и т р и е в |
|||||||||
тнческон 'подвески. Авт. свид. № 302530. — «БИ», 1970, № |
15. |
|||||||||
2о. Г р и б о в |
М. М. Амортизатор с постоянным статическим уров |
|||||||||
нем. - |
«Обмен опытом в |
радиопромышленности», вып. |
1, |
1971. |
||||||
2Ь. Г р и б о в |
М. М. Амортизатор с автоматическим регулированием |
|||||||||
демпфирования. — «Обмен |
опытом |
в |
радиопромышленности», |
|||||||
вып. 3, |
1971. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
27. I р и б о в М. М. Амортизатор с регулируемой частотой собствен |
||||||||||
ных колебаний. — «Приборы и |
системы |
управления», 1972, |
№ 2. |
|||||||
28. Г р и б о в |
М. М., П е ч к у р о в |
В. М. Упругий элемент. — «Об |
||||||||
мен опытом^в радиопромышленности», вып. 2, 1972. |
обору |
|||||||||
29. Г у р е ц к и й |
В. В. О предельных |
возможностях защиты |
||||||||
дования |
от |
воздействия |
ударов. — «Известия |
АН СССР, |
ОТН, |
|||||
Механика», 1965, № 2. |
|
Б. |
Испытания |
радиоэлектронной |
||||||
30. Д а м м е р р |
А., Г р п ф ф и и |
|
аппаратуры па воздействие климатических и механических усло |
|||
31. |
вий. Пер. с англ. М., «Энергия», 1965. |
«Мир», 1971. |
||
Действие ядериого взрыва. Сборник переводов. |
||||
32. |
Д ж. Д а м е р, К. Б р у н е т т н , Л. Ли. Расчет и |
коиструирова- |
||
33. |
вание электронной аппаратуры. М., «Энергия», 1964. |
|||
И л ь и н с к и й |
В. С. 'Вопросы |
изоляции вибрации |
и ударов. М., |
|
|
«Сов. радио», 1960. |
|
|
|
34. |
И л ь и н с к и й |
В. С. Защита |
аппаратов от динамических воз |
|
|
действий. М., «Энергия», 1970. |
|
|
35.И о р и ш Ю. И. Защита самолетного оборудования от вибрации. М., Обороигиз, 1949.
36. И о р и ш Ю. И. Виброметрпя. М., «Машиностроение», |
1963 |
||||||
37. |
К а л а б р о |
С. Р. Принципы и |
практические вопросы |
надежно |
|||
38. |
сти. М., «Машиностроение», 1966. |
удары в радиоаппаратуре. М., |
|||||
К а р п у ш и и |
В. Б. Вибрации и |
||||||
39. |
«Сов. радио», 1971. |
|
|
|
|||
Ко л о век и и |
М. 3. Нелинейная теория виброзащитных си |
||||||
40. |
стем. М., «Наука», 1966. |
|
по математике для научных |
||||
К о р н Г., |
К о р и |
Т. Справочник |
|||||
|
работников и 'инженеров. М., «Наука», 1970. |
|
|||||
41. К р а г е л ь с ' к и й |
Н. В., Щ е д р о в |
В. С. Развитие науки о тре |
|||||
42. |
нии. М., Машгиз, 1955. |
|
|
|
|||
К р а м е р Г., |
Л и т б е т т е р М. Стационарные случайные про |
||||||
43. |
цессы. М., «Мир», 1969. |
|
А. И. Курс теоретической |
||||
Л о й ц я и с к и й |
Л. Г. и Л у р ь е |
||||||
44. |
механики. Гостехиздат, 1938. |
|
|
|
|||
Ма л и и с к и й |
В. Д., О м е р Д. Н., Т е п л и ц к и й Л. Я. Испы |
||||||
45. |
тания радиоаппаратуры. М., «Энергия», 1965. |
|
|||||
Ма л к и н |
И. |
Г. Некоторые задачи теории нелинейных коле |
|||||
46. |
баний. Гостехиздат, М., 1956. |
|
|
|
|||
М а м о и т о в |
М. А. Вопросы термодинамики тела переменной |
||||||
|
массы. Обороигиз, М., 1961. |
|
|
|
|||
47. М и х а й л о в |
А. 'В. Эксплуатационные допуски и надежность |
в радиоэлектронной аппаратуре. М., «Сов. радио», 1970.
48.Не в е Ж. Математические основы теории вероятностей. «Мир», М., 1969.
139
49. |
Г р и б о в |
М. |
М., |
Ж ва к и и Ю. |
Й. К оцёнкевиброзапиггйы$ |
||
|
свойств амортизаторов. — «Обмен |
опытом |
в радиопромышленно |
||||
|
сти», вып. 9, 1972. |
Внутреннее трение при колебаниях упругих |
|||||
50. П а н о в к о |
Я. |
Г. |
|||||
51. |
систем. Физматгиз, I960. |
II. |
II. Устойчивость и колеба |
||||
П а н о в к о |
Я. |
Г., |
Г у б а н о в а |
||||
52. |
ния упругих систем. М., «Наука», |
1967. |
проектирования под |
||||
П а р х и л о в ск и й |
И. Г. Основы |
теории |
|||||
|
вески автомобиля |
с нелинейной |
|
упругой |
характеристикой.— |
||
53. |
«Автомобильная промышленность», 1955, № 2. |
||||||
II а р х и л о в с к и и |
И. Г. Пневматические и гидропневматнчс- |
||||||
|
сКпе подвески автомобилей. — «Автомобильная й тракторная про |
||||||
5-1. |
мышленность», |
1957, № 3. |
|
|
|
||
П а р х и л о в с к н й |
II. Г. Спектральная плотность распределе |
||||||
|
ния неровностей микропрофиля дорог и колебания автомобиля.— |
||||||
|
«Автомобильная промышленность», 1961, № 10. |
55.Патент ФРГ № 1228947, кл. 63с, 40. Устройство для регулиро вания высоты рамы или кузова, 1966.
56.Патент ФРГ № 1229399, кл. 63с, 41. Клапан регулировки высоты кузова, 1966.
57.Патент Франции № 1241761, кл. В62. Автоматическое устройство в пневмоподвеске, 1961.
58.Патент США № 3, 337, 167 кл. 248, 24, 1967.
59. |
П е в з н е р |
Я. М. и Г о р е л и к |
А. М. Пневматические и гидро- |
||||
60. |
пневматические подвески. М., Машгиз, 1963. |
|
1964. |
||||
По л о в к о |
А. М. Основы теории надежности. М., «Наука», |
||||||
61. |
П о т е м к и н Г. А. Вибрационная защита |
и проблемы стандар |
|||||
62. |
тизации. М., Изд. стандартов, 1969. |
|
|
||||
П у г а ч е в |
В. С. Теория случайных функций и ее применение |
||||||
63. |
к задачам |
автоматического |
управления. М., Физматгиз, 1962. |
||||
П у г а ч е в |
В. С. Введение |
в теорию вероятности. М., «Наука», |
|||||
64. |
1968. |
Г. О. Пневматическая |
подвеска |
автомобиля. М., Маш |
|||
Р а в к II и |
|||||||
65. |
гиз, 1963. |
|
|
|
|
равночастотными |
опо |
Р и в и н Б. И. Системы вибронзоляции с |
|||||||
|
рами. — «Известия |
вузов СССР. Машиностроение», 1966, № |
3. |
||||
66. Р о з е н в а с с е р |
В. Н. Колебания нелинейных систем. М., «Нау |
||||||
|
ка», 1969. |
|
|
|
|
|
|
67.Р о т е ибер г Р. В. Подвеска автомобиля и его колебания. «Ма шиностроение», М., 1972.
68. Р о т е н б е р г |
Р. В. Теория |
подвески |
автомобиля. М., |
Машгиз, |
||||
69. |
1960. |
Дж. Техника надежности |
систем. Пер. с |
англ. М., |
||||
С а и д лер |
||||||||
70. |
«Наука», 1966. |
Д., Эй д л ин |
Б. Е. Расчет |
и конструирование |
||||
С а ч к о в |
Д. |
|||||||
71. |
радиоаппаратуры. Госэнергоиздат, 1957. |
|
теории случайных |
|||||
С в е ш н и к о в |
А. А. |
Прикладные методы |
||||||
|
функций. М., «Наука», |
1968. |
|
|
|
|
72.С и л а е в А. А. Спектральная теория подрессорпвання транспорт ных машин. М., «Машгиз», 1963.
73. С м о т р и ц к н й Н. И. Гидропневматическая подвеска, ее ха рактеристика и особенности.—«Автомобильная промышленность», 1960, № 8.
74.С т о к е р Дж. Нелинейные колебания в механических и электри ческих системах. М., ИЛ, 1952.
140