Файл: Грибов, М. М. Регулируемые амортизаторы радиоэлектронной аппаратуры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Амортизатор работает следующим образом.

При необходимости изменения собственной частоты, например в случае резонанса, поршень под действием механизма 5 перемещается влево пли вправо. Одновре­ менно с началом движения поршня открывается кран 5, и газ из одной полости свободно перетекает в другую. В момент прекращения движения поршня осуществляет­ ся перекрытие крана, и полость А в работе амортизатора не участвует.

Таким образом, частота собственных колебаний амор­ тизатора является функцией длины пневматической пру­ жины, т. е. суммы объемов емкости 3 и полости Б. По­ скольку давление в полостях А и Б одинаково, взаимное изменение их объемов не приводит к изменению статиче­ ского уровня 1г. амортизируемого объекта.

В выражении для частоты малых собственных коле­ баний пневматического амортизатора

шо = V Pnafg/Pnob

для объекта постоянного веса все параметры, кроме при­ веденной высоты сжатого газа b постоянны, поэтому

vaa— klVb ,

где k = const.

Значит, при изменении величины b в 4 раза частота собственных колебаний изменяется в 2 раза. Например, при 6 ^ 2 . . . 32 частота изменяется в 4 раза.

Поскольку рабочая площадь обычно невелика ( ~ 30 см2) для четырехкратного изменения частоты, на­ чальный объем сжатого газа Vo должен изменяться в ин­ тервале 60... 960 см3, что легко осуществимо.

Выполненные испытания макетов пневматических амортизаторов показали работоспособность и полезность амортизатора с регулируемой частотой собственных ко­ лебаний.

7.2. Универсальные амортизаторы >

Основная особенность амортизаторов второй группы— наличие упругого элемента с переменной жесткостью, воспринимающего нагрузки любого направления. Это качество позволяет использовать «универсальные» амор­ тизаторы для защиты РЭА, устанавливаемой на различ­ ные носители.

135

1'оройдальный амортизатор [23] (рис. 111) содержат корпус 1 и шток 2, связанные между собой через упру­ гий элемент 5 в виде тороида, а также ограничительные кольца 3 и 4, фасонные трубы которых взаимодействуют с упругим элементом 5. При перемещении штока 2 вдоль своей оси происходит деформация упругого элемента 5> причем усилие на него передается через соответствующие кольца 3 пли 4.

Амортизаторы такого типа могут устанавливаться на самолетах, кораблях, колесном и гусеничном транспорте. Расчеты показывают, что амортизатор даже при отсут­ ствии дополнительной емкости имеет небольшую жест­ кость, и следовательно, достаточно низкую частоту соб­ ственных колебаний (около 7 Гц). Отношение макси­ мальной статической нагрузки к минимальной может составлять 25. Амортизатор может обеспечить эффектив­

ность виброизоляции колебаний

60% при частотах

возмущения /0> 10 Гц.

 

При необходимости амортизатор может быть снабжен дополнительно внесенной емкостью. При этом собствен­ ная частота колебаний может быть значительно сниже­ на. Введение дополнительного объема позволяет, кроме того, применить термокомпенсатор, что особенно важно для такого «всенаправленного» амортизатора, так как обеспечение регулировки уровня хотя бы по трем направ­ лениям является чрезвычайно сложным и мало надеж­ ным делом.

136


Тороидальный амортизатор с сухим трением. Устрой­ ство тороидального амортизатора, снабженного механиз­ мом формирования силы сухого трения [13], показано на рис. 7.12. Амортизатор содержит упругую оболочку 1, заполненную сжатым газом, и расположенный внутри нее фрикционный демпфер, выполненный в виде двух коаксиально расположенных втулок 2 и 6. Втулка 2 вы­ полнена из эластичного материала п связана с упругой

Рис. 7.12. Тороидальный амортизатор с сухим трением.

оболочкой 1, а втулка 6 надета на соединенный с амор­ тизируемым объектом шток 5 и установлена между его ограничительными буртиками 3 и 4.

Амортизатор работает следующим образом.

При выходе штока 5 из положения статического рав­ новесия сначала выбирается зазор между буртиками 4 и торцом втулки 6.

Если амплитуда колебаний не превышает величины 0,5(Я + /г), сила сухого трения не передается штоку,

врезультате чего повышается эффективность виброизо­ ляции. При амплитуде перемещения, большей 0,5 (H+h), буртики 3 или 4 штока после выбора зазора упираются

вторец втулки 6 и на шток 5 воздействует сила сухого трения, возникающая вследствие осевого перемещения втулки 6 относительно втулки 2. После успокоения коле­ баний сила сухого трения не будет передаваться штоку 5.

При изменении статической нагрузки на амортизатор

пропорционально изменяется избыточное давление в нем, а следовательно, и сила сухого трения, возникающая вследствие рабочего давления в амортизаторе. Очевидно, что механизм сухого трения действует только по верти­ кальной оси.

137

Список литературы

1. А б ж и р к о Н. Н. Определение ускорений амортизированной

 

аппаратуры при испытании на удар.—-«Вопросы радиоэлектро­

 

ники», серия общетех-ническая, № 11, 1966.

2. А к о п я н

 

Р. А. Пневматические

подвески зарубежных авто­

 

мобилей большой грузоподъемности. — «Автомобильная промыш­

 

ленность», № 2, 1959.

А. К. Судовые впброгаси-

3. А л е к с е е в

А. М., С б о р о в с к и п

4.

тели. М., Судпромгиз, 1962.

 

А н а н ь е в

 

И. В., К о л б и и Н. М. Ударное демпфирование ко­

 

лебаний.—«Вибрационная техника», -материал семинара МДНТП,

5.

1966.

 

И. М. Теория колебаний. М., «Наука», 1965.

Б а б а к о в

6. Б о л ь ш е е

 

Л. Н., С м и р н о в Н. В. Таблицы математической

7.

статистики. М., «Наука», 1965.

 

Б р а у д о

С. И. Сохранение надежности. М., «Сов. радио», 1965.

8. Г р и б о в

М. М. Выбор основных параметров к оси активного

 

полуприцепа к тягачам ЗИЛ-157, ЗИЛ-131А. (Материалы Всесоюз­

9.

ного совещания. Выпуск НАМИ, М., 1960.

Г р и б о в

М. М. Пневматические амортизаторы для виброзащиты

 

наземной аппаратуры. — «Приборы н

системы управления», 1970,

1.

10.

Г р и б о в

М. М.

Гидропневматический

амортизатор. — «Обмен

11.

опытом в радиопромышленности», вып. 4, 1969.

 

Г р и б о в

М. М. Расчет основных параметров пневматических

 

амортизаторов. — «Обмен

опытом в

радиопромышленности»,

12.

вып. 12, 1969.

 

 

 

 

Г р и б о в

М. М. Пневматический амортизатор с термокомпенса­

13.

тором.— «Обмен опытом в

радиопромышленности», вып.

6, 1970.

Г р и б о в

М. М.

Приборный амортизатор. — «Обмен

опытом

врадиопромышленности», вып. 8, 1970.

14.Г р и б о в М. М. Расчет частоты собственных колебаний пнев­ матических амортизаторов. — «Обмен опытом в радиопромышлен­

15.

ности», вып. 11, 1971.

Г р и б о в

М. М. Гидропиевмат-ическпй амортизатор. Автор, свид.

16.

№ 239808. — «БИ», 1969, № 11.

Г р и б о в

М. М. Устройство для гашения колебаний. Авт. свид.

17.

№ 241157, — «БИ»,

1969, № 13.

Г р и б о в

М. М. Пневматический амортизатор. Авт. свид.

18.

№247728. — «БИ»,

1969, № 22.

Г р и б о в

М. М. Устройство для гашения колебаний. Авт. свид.

19.

№ 254268. — «Б И», 1969, № 31.

Г р и б о в

М. М. Гидропневматический амортизатор. Авт. свид.

20.

№ 254269. — «БИ»,

1931, № 69.

Г р и б о в

М.

М.

Пневматический амортизатор. Авт. свид.

21.

№ 267264 — «БИ», 1970, № 12.

Г р и б о в

М.

М.,

Пе ч к у ров В. М. Упругий элемент. Авг,

свид. № 274556 — «БИ», 1970, №-21.

138


Пневматический амортизатор. Авт. свйд. № 274552. — «БИ», 1970, № 21.

iL® °

 

Пневматический амортизатор. Авт.

 

свид.

№ 274553, — «БИ», 1970, № 21.

И. Г. Регулятор уровня пневма-

24. Г р и б о в

М. М., Д м и т р и е в

тнческон 'подвески. Авт. свид. № 302530. — «БИ», 1970, №

15.

2о. Г р и б о в

М. М. Амортизатор с постоянным статическим уров­

нем. -

«Обмен опытом в

радиопромышленности», вып.

1,

1971.

2Ь. Г р и б о в

М. М. Амортизатор с автоматическим регулированием

демпфирования. — «Обмен

опытом

в

радиопромышленности»,

вып. 3,

1971.

 

 

 

 

 

 

 

 

27. I р и б о в М. М. Амортизатор с регулируемой частотой собствен­

ных колебаний. — «Приборы и

системы

управления», 1972,

№ 2.

28. Г р и б о в

М. М., П е ч к у р о в

В. М. Упругий элемент. — «Об­

мен опытом^в радиопромышленности», вып. 2, 1972.

обору­

29. Г у р е ц к и й

В. В. О предельных

возможностях защиты

дования

от

воздействия

ударов. — «Известия

АН СССР,

ОТН,

Механика», 1965, № 2.

 

Б.

Испытания

радиоэлектронной

30. Д а м м е р р

А., Г р п ф ф и и

 

аппаратуры па воздействие климатических и механических усло­

31.

вий. Пер. с англ. М., «Энергия», 1965.

«Мир», 1971.

Действие ядериого взрыва. Сборник переводов.

32.

Д ж. Д а м е р, К. Б р у н е т т н , Л. Ли. Расчет и

коиструирова-

33.

вание электронной аппаратуры. М., «Энергия», 1964.

И л ь и н с к и й

В. С. 'Вопросы

изоляции вибрации

и ударов. М.,

 

«Сов. радио», 1960.

 

 

34.

И л ь и н с к и й

В. С. Защита

аппаратов от динамических воз­

 

действий. М., «Энергия», 1970.

 

 

35.И о р и ш Ю. И. Защита самолетного оборудования от вибрации. М., Обороигиз, 1949.

36. И о р и ш Ю. И. Виброметрпя. М., «Машиностроение»,

1963

37.

К а л а б р о

С. Р. Принципы и

практические вопросы

надежно­

38.

сти. М., «Машиностроение», 1966.

удары в радиоаппаратуре. М.,

К а р п у ш и и

В. Б. Вибрации и

39.

«Сов. радио», 1971.

 

 

 

Ко л о век и и

М. 3. Нелинейная теория виброзащитных си­

40.

стем. М., «Наука», 1966.

 

по математике для научных

К о р н Г.,

К о р и

Т. Справочник

 

работников и 'инженеров. М., «Наука», 1970.

 

41. К р а г е л ь с ' к и й

Н. В., Щ е д р о в

В. С. Развитие науки о тре­

42.

нии. М., Машгиз, 1955.

 

 

 

К р а м е р Г.,

Л и т б е т т е р М. Стационарные случайные про­

43.

цессы. М., «Мир», 1969.

 

А. И. Курс теоретической

Л о й ц я и с к и й

Л. Г. и Л у р ь е

44.

механики. Гостехиздат, 1938.

 

 

 

Ма л и и с к и й

В. Д., О м е р Д. Н., Т е п л и ц к и й Л. Я. Испы­

45.

тания радиоаппаратуры. М., «Энергия», 1965.

 

Ма л к и н

И.

Г. Некоторые задачи теории нелинейных коле­

46.

баний. Гостехиздат, М., 1956.

 

 

 

М а м о и т о в

М. А. Вопросы термодинамики тела переменной

 

массы. Обороигиз, М., 1961.

 

 

 

47. М и х а й л о в

А. 'В. Эксплуатационные допуски и надежность

в радиоэлектронной аппаратуре. М., «Сов. радио», 1970.

48.Не в е Ж. Математические основы теории вероятностей. «Мир», М., 1969.

139



49.

Г р и б о в

М.

М.,

Ж ва к и и Ю.

Й. К оцёнкевиброзапиггйы$

 

свойств амортизаторов. — «Обмен

опытом

в радиопромышленно

 

сти», вып. 9, 1972.

Внутреннее трение при колебаниях упругих

50. П а н о в к о

Я.

Г.

51.

систем. Физматгиз, I960.

II.

II. Устойчивость и колеба­

П а н о в к о

Я.

Г.,

Г у б а н о в а

52.

ния упругих систем. М., «Наука»,

1967.

проектирования под­

П а р х и л о в ск и й

И. Г. Основы

теории

 

вески автомобиля

с нелинейной

 

упругой

характеристикой.—

53.

«Автомобильная промышленность», 1955, № 2.

II а р х и л о в с к и и

И. Г. Пневматические и гидропневматнчс-

 

сКпе подвески автомобилей. — «Автомобильная й тракторная про­

5-1.

мышленность»,

1957, № 3.

 

 

 

П а р х и л о в с к н й

II. Г. Спектральная плотность распределе­

 

ния неровностей микропрофиля дорог и колебания автомобиля.—

 

«Автомобильная промышленность», 1961, № 10.

55.Патент ФРГ № 1228947, кл. 63с, 40. Устройство для регулиро­ вания высоты рамы или кузова, 1966.

56.Патент ФРГ № 1229399, кл. 63с, 41. Клапан регулировки высоты кузова, 1966.

57.Патент Франции № 1241761, кл. В62. Автоматическое устройство в пневмоподвеске, 1961.

58.Патент США № 3, 337, 167 кл. 248, 24, 1967.

59.

П е в з н е р

Я. М. и Г о р е л и к

А. М. Пневматические и гидро-

60.

пневматические подвески. М., Машгиз, 1963.

 

1964.

По л о в к о

А. М. Основы теории надежности. М., «Наука»,

61.

П о т е м к и н Г. А. Вибрационная защита

и проблемы стандар­

62.

тизации. М., Изд. стандартов, 1969.

 

 

П у г а ч е в

В. С. Теория случайных функций и ее применение

63.

к задачам

автоматического

управления. М., Физматгиз, 1962.

П у г а ч е в

В. С. Введение

в теорию вероятности. М., «Наука»,

64.

1968.

Г. О. Пневматическая

подвеска

автомобиля. М., Маш­

Р а в к II и

65.

гиз, 1963.

 

 

 

 

равночастотными

опо­

Р и в и н Б. И. Системы вибронзоляции с

 

рами. — «Известия

вузов СССР. Машиностроение», 1966, №

3.

66. Р о з е н в а с с е р

В. Н. Колебания нелинейных систем. М., «Нау­

 

ка», 1969.

 

 

 

 

 

 

67.Р о т е ибер г Р. В. Подвеска автомобиля и его колебания. «Ма­ шиностроение», М., 1972.

68. Р о т е н б е р г

Р. В. Теория

подвески

автомобиля. М.,

Машгиз,

69.

1960.

Дж. Техника надежности

систем. Пер. с

англ. М.,

С а и д лер

70.

«Наука», 1966.

Д., Эй д л ин

Б. Е. Расчет

и конструирование

С а ч к о в

Д.

71.

радиоаппаратуры. Госэнергоиздат, 1957.

 

теории случайных

С в е ш н и к о в

А. А.

Прикладные методы

 

функций. М., «Наука»,

1968.

 

 

 

 

72.С и л а е в А. А. Спектральная теория подрессорпвання транспорт­ ных машин. М., «Машгиз», 1963.

73. С м о т р и ц к н й Н. И. Гидропневматическая подвеска, ее ха­ рактеристика и особенности.—«Автомобильная промышленность», 1960, № 8.

74.С т о к е р Дж. Нелинейные колебания в механических и электри­ ческих системах. М., ИЛ, 1952.

140