Файл: Грибов, М. М. Регулируемые амортизаторы радиоэлектронной аппаратуры.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
разом , |
д л я йарйанта |
с регуля+ором ур овн я |
со0=^27,7 с-1, |
и для варианта с термокомпенсатором |
|
||
|
со'о=26,3 с-1, со"о= 30,5 с-1. |
|
|
При |
нагревании |
частота собственных |
колебании |
уменьшается, в рассматриваемом случае это уменьшение составляет со0/со'0= 1,05 раза;
При охлаждении частота собственных колебаний увеличивается в со"0/со0=1,1 раза.
Как следует из расчета, изменение частоты незначи тельно ч может не учитываться.
Рис. 7.4. Двухобъемный амортизатор.
Двухобъемный амортизатор (рис. 7.4) снабжен упру гим шарниром, являющимся одновременно направляю щим устройством, ограничителем хода и элементом, вос принимающим поперечные колебания [17]. Упругий эле мент содержит заполненный сжимаемой рабочей средой корпус 1, закрытый крышкой 2 и разделенный на две полости А и Б направляющим элементом 3, и шток 4 с отверстиями 5 и 6, связывающий эти две полости. На правляющий элемент выполнен в виде упругого шарни ра, а шток 4 соединен с крышкой 2. Работает упругий
элемент следующим образом.
При движении крышки 2 вниз из положения статиче ского равновесия происходит одновременно сжатие ра бочей среды в полостях А и Б и перетекание ее из А в Б. Но так как в положении статического равновесия отвер стие 5 находится от направляющего элемента 3 на рас стоянии /г, меньшем хода w корпуса 1, то на участке хода
w—/г отверстие 5 оказывается |
перекрытым, а емкость |
Б — практически отключенной |
от емкости А. При этом |
9—547 |
120 |
Жесткость и энергоемкость этого участка хода резко воз-- растают. Аналогично происходит гашение энергии и при перемещении крышки 2 вверх. В крайних положениях хода остаток кинетической энергии гасится за счет сжа тия элемента. Поперечные колебания также гасятся эле ментом, взаимодействующим со штоком 4.
Был испытан двухобъемный амортизатор, имеющий следующие характеристики: рабочая площадь 5 = 35,5 см2,
статический |
прогиб ш Ст = 1 0 мм, |
динамический |
прогиб |
ку= 10 мм, |
высота в статическом |
положении Ь = 70 мм. |
|
Диапазон изменения статических нагрузок d = 25. |
Часто |
та малых собственных колебаний для минимальной на
грузки Р „ и п = 71 Н |
составляет 5 |
Гц, а для максималь |
ной— 2,5 Гц. При |
изменении |
статической нагрузки |
в амортизаторе обеспечивается пропорциональное изме нение избыточного давления [9]Д
Испытания на вибростенде ВУС-70/200 с грузами ве
сом |
70, |
200 и 550 Н показали, что |
при частотах |
вибра |
||||
|
|
|
ции /в, равных 10 |
и 20 Гц, |
||||
|
|
|
амплитуды |
перемещений |
||||
|
|
|
амортизированного |
объ |
||||
|
|
|
екта |
были соответственно |
||||
|
|
|
в 3,5 и к раз меньше ам |
|||||
|
|
|
плитуды |
|
перемещения |
|||
|
|
|
основания |
(эффектив |
||||
|
|
|
ность изоляции Э\ равна |
|||||
|
|
|
70 и 80%), |
а при частоте |
||||
|
|
|
/в>30 Гц объект оставал |
|||||
|
|
|
ся |
практически |
|
непод |
||
Рис. |
/.5. |
Двухобъемпын аморти- |
вижным |
(3 —100%). Ам- |
||||
плитуды |
измерялись виб- |
|||||||
затор |
со |
сферическим шарниром. |
рогр' фом |
|
B p 'j |
Частота |
собственных колебаний, определенная эксперименталь-. но, для всех трех грузов составляла 3 Гц.
На рис. 7.5 изображен двухобъемный амортизатор, отличающийся тем, что направляющая снабжена сфери ческим шарниром, это повышает долговечность конст рукции н стабилизирует демпфирующую силу [21]. Такие амортизаторы могут работать при значительных пере косах объекта относительно основания. Амортизатор со держит заполненный рабочей средой корпус 1, закрытый крышкой 2 и диафрагмой 3 и разделенный на две поло сти А и Б направляющим элементом. Последний имеет упругий шарнир 4 и шток 5, соединенный с крышкой и
130
снабженный отверстиями а и б. Направляющий элемент снабжен сферическим шарниром, одна из частей кото рого выполнена в виде шара 6 с отверстием, в котором перемещается шток, а в другой части размещен упругий шарнир.
При движении крышки вниз из положения статиче ского равновесия происходит одновременное сжатие ра бочей среды в полостях и перетекание ее из полости А в полость Б. После перекрытия отверстия а жесткость и
Рис. 7.6. Чертеж двухобъемного амортизатора.
энергоемкость этого участка хода возрастают. Аналогич но происходит гашение энергии и при ходе крышки вверх В крайних положениях остаток энергии гасится за счет сжатия упругого шарнира. Шар обеспечивает свободное движение штока даже при перекосе крышки относитель но корпуса в несколько градусов [28].
На рис. 7.6 дан чертеж двухобъемного амортизатора, который благодаря конструктивным изменениям имеет малые габариты. Внешний вид двухобъемного аморти затора показан на рис. 7.7. Все описанные амортизаторы имеют примерно одинаковые характеристики.
Как уже отмечалось выше, частота небольших собст венных колебаний может существенно уменьшаться при подключении дополнительных емкостей. Таким образом может быть обеспечена частота собственных колебаний,
9* |
131 |
лельно упругой оболочке. Демпфер состоит из двух коаксиально расположенных втулок 2 и 3. Втулка 2 выпол нена из эластичного материала и связана с упругой обо лочкой 1. Втулка 3 надета на поршень 5, соединенный с амортизируемым объектом (на чертеже не показан) через шток 4 и установлена между двумя ограничиваю щими элементами 6 и 7.
При перемещении штока 4 с поршнем 5 сначала вы бирается зазор между элементом 6 и торцом втулки 3.
0,5(Я —/г), сила |
сухого тре |
Рис. 7.9. |
Гпдропиевматиче- |
|||
ния не передается на шток, |
||||||
CKiiii амортизатор с автома |
||||||
что |
повышает |
эффектив |
тическим |
регулированием |
||
ность |
впброударозащнтных |
демпфирования. |
||||
свойств |
устройства. |
превышает величину |
||||
Если |
амплитуда колебании |
0,5(Я—К), то элемент 6 пли 7 после выбора зазора упи рается в торец втулки 3 и на шток 4 воздействует сила сухого трения, возникающая вследствие осевого переме щения втулки 3 относительно втулки 2. После успокое ния колебаний сила сухого трения не будет передавать сяна шток 4.
Недостатком такого амортизатора является зависи мость коэффициента трения от внешних условий. Однако она проявляется лишь при резонансе и ударных воздей ствиях, так как при работе в зарезонансной области ме ханизм сухого трения вообще не участвует в работе амортизатора.
133
Гидропневматическ'ий амортизатор с автоматическим регулированием демпфирования [19, 26]. Гидропиевматический амортизатор содержит упругий элемент 1 (рис. 7.9) и баллон 10, разделенный эластичной диаф
рагмой 9 на две полости |
(а и б). Первая |
заполнена |
|||||
жидкостью, а вторая — сжатым газом. Полость а |
соеди |
||||||
нена с упругим |
элементом трубопроводом |
2 через вен |
|||||
|
|
тиль <?, который связан с ре |
|||||
|
|
гулировочным устройством, |
|||||
|
|
предназначенным |
для |
изме |
|||
|
|
нения |
коэффициента |
демп |
|||
|
|
фирования. |
Регулировочное |
||||
|
|
устройство |
|
представляет |
|||
|
|
собой |
корпус |
7 |
с жидко |
||
|
|
стью, в котором расположен |
|||||
|
|
подпружиненный |
в направ |
||||
|
|
лении действия силы пор |
|||||
|
|
шень 6 со штоком 4. По |
|||||
|
|
лость b корпуса 7 соедине |
|||||
|
|
на трубопроводом 8 с по |
|||||
Рис. 7.10. Амортизатор с регу |
лостью |
а баллона |
10. |
|
|||
лируемой частотой |
собствен |
Атортпзатор |
|
работает |
|||
ных колебаний. |
следующим |
образом. |
В за- |
||||
|
|
висимотп от давления |
жид |
кости в полости а шток 4, демпфируя пружину 5 регу лировочного устройства, воздействует соответствующим образом на вентиль 3. Этому воздействию соответствует определенный коэффициент демпфирования амортиза тора. При увеличении нагрузки Р вентиль перекрывает ся больше п жесткость демпфирования увеличивается.
Описываемый амортизатор является разновидностью двухобъемного амортизатора, снабженного регулируемой дополнительной емкостью, что позволяет при необходи мости изменять частоту собственных колебаний и ухо дить таким образом от резонанса.
Амортизатор с регулируемой частотой [22, 27]. Амор тизируемый объект 1 (рис. 7.10) установлен на упругом элементе 2, закрепленном на основании 4. Полость 3 упругого элемента 2 заполнена сжатым газом. Дополни тельная емкость 9 разделена поршнем 6 на две полости А и Б, также заполненные сжатым газом. Пор шень соединен с приводным механизмом 5. Полость 3 сообщается с полостью Б. Полости 71 и Б соединены тру бопроводом 8 с установленным в нем краном 7.
134