Файл: Вопросы управления и эффективности строительного производства (сборник статей)..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
механизация замоноличивания стыков плит покрытия и
ограждающих конструкций;
автоматические и полуавтоматические захваты для стро повки и расстроповки;
радиофикация и телефонизация монтажных механизмов и мест производства работ вне прямой видимости;
применение унифицированных приспособлений но техни ке безопасности.
Внедрение только части этих мероприятий позволит со кратить затраты труда на монтаже сборных железобетонных конструкций на 12— 15%.
Бетонные работы являются наиболее трудоемкими. Объем этих работ за последние годы в тресте резко повысился, а уро вень их механизации почти не изменился. Для Выполнения возросшего объема работ потребовалось значительное уве личение численности бетонщиков. За пятилетие количество рабочих возросло в 3 раза, а выработка на рабочего только на 5% (табл. 4).
Из общего числа на бетонировании занято 52% рабочих, на арматурно-сварочных работах 18%, на опалубочных 30%. При этом управлением и эксплуатацией машин занято 9% ра бочих, выполнением работ механизированным способом 22— 23%, работой с применением простейшего ручного инстру мента 70—68%.
Таблица 4.
Динамика технико-экономических показателей на бетонных работах
Показатели |
Един. |
1966 г. |
1970 г. |
|
изм. |
||||
|
|
|
||
Объем работ |
Т Ы С . М 3 |
41,97 |
130,20 |
|
Объем работ на 1 млн. руб. |
* |
2,59 |
6,12 |
|
Численность рабочих |
чел. |
101 |
296 |
|
Выработка на 1 рабочего |
м 3 |
1,8 |
1,9 |
|
Уровень механизации |
% |
73,8 |
84,5 |
|
Удельный вес ручного труда по операциям распределяет |
||||
ся следующим образом: |
|
|
% |
|
установка опалубки |
|
|
18,2 |
|
разборка опалубки |
|
|
8,8 |
20
прием бетона из кузова автосамосвала |
6,8 |
погрузка бетона в бадью |
3,3 |
подноска бетона к месту укладки |
20,0 |
установка арматуры |
14,0 |
укладка и уплотнение бетона |
28,9 |
Ориентировочные расчеты показывают, что весь |
объем |
бетонных работ на годовую программу строительства по ве личине объема, укладываемого в одном месте, распределяется следующим образом:
100—300 м3 |
55 ТЫ С. |
м 3 |
или |
59% |
|
300—500 ». |
29 |
» |
» |
|
30% |
500—1000 м3 |
11 |
» |
» |
|
11% |
Итого |
95 |
» |
» |
|
100% |
Остальные работы выполнялись на мелких рассредоточен |
|||||
ных объектах и малых объемах, |
где комплексную |
механиза |
цию работ использовать невозможно.
Анализ показал, что существующая технологическая схе ма производства бетонных работ несовершенна, наблюдаются большие затраты ручного труда, значительные потери мате риалов, низкое качество бетонной смеси, что сдерживает тем пы роста производительности на бетонных работах. В тресте бетонная смесь на объекты доставляется в основном автосамо свалами, а подача бетона к месту укладки кранами. Между тем практика показывает, что бетонную смесь на объекты эф фективнее доставлять специальными видами транспорта, краны целесообразнее использовать преимущественно на мон тажных работах (установка арматуры, монтаж, демонтаж и перестановка опалубки, вспомогательного оборудования и ин вентаря), а бетонную смесь подавать и распределять с помо щью специальных бетоноукладчиков. При бетонировании мел ких -рассредоточенных объектов целесообразно применять ленточные бетоноукладчики, на одноосном прицепе, перемеща емые трактором «Беларусь» конструкции ЦНИИОМТП с вы летом стрелы 5—7 м, производительностью 15 м3 бетона в час. Обслуживает машину один человек.
Для кардинального решения проблемы сокращения руч ного труда на бетонных работах и повышения его производи тельности необходимо создать своего рода индустрию товар ного бетона и арматуры. Следует организовать крупные спе циализированные предприятия по производству товарного бе тона, опалубки и арматуры для строек определенного эконо мического района, независимо от их ведомственной принад лежности. Бетонную смесь необходимо доставлять заранее в
21
требуемом количестве к определенному сроку с учетом ме ста ее укладки.
Централизованное приготовление бетона с доставкой в специализированном транспорте, механизация подачи, рас пределения и укладки бетонной смеси, применение эффектив ной многократно оборачиваемой опалубки, централизованная заготовка арматурных каркасов и закладных деталей в соче тании с опалубочными элементами, применение эффективных методов бетонирования — таковы важнейшие направления сокращения затрат ручного труда на этом виде работ.
Малярные работы в тресте выполняет специализирован ное управление № 7. Объем этих работ в течение пятилетки изменялся незначительно и последние два года имел тенден цию к снижению. Выработка на 1 рабочего в физических еди ницах возросла почти в 2 раза. Вместе с тем уровень механи зации работ за пятилетие практически не изменился в соста вил 74—77%, а уровень механизации труда находился в пре делах 11 —14 (табл. 5).
|
|
|
Таблица |
5 |
Динамика технико-экономических показателей |
|
|||
на малярных работах |
|
|
||
Показатели |
изм. |
1 9 6 6 г. |
1 9 7 0 |
г. |
|
|
|
|
|
Объем работ |
ТЫС. м2 |
3 8 5 ,1 |
4 3 4 ,2 |
|
Объем работ на 1 млн. руб. СМР |
» |
2 3 ,8 |
2 0 ,3 |
|
Численность рабочих |
чел. |
1 1 8 |
7 2 |
|
Выработка на 1 рабочего |
м2 |
1 3 ,2 |
2 7 ,3 |
|
Уровень механизации работ |
% |
7 3 ,6 |
7 7 ,0 |
|
Уровень механизации труда |
% |
11 |
14 |
Наибольший удельный вес по объему составляет улуч-
шенная клеевая окраска поверхностей. В 1970 г. в тресте было выполнено 214,5 тыс. м2 этого вида окраски или 49,5% от годового объема малярных работ.
В качестве объекта для пооперационного анализа затрат труда на улучшенной клеевой окраске был выбран клуб на 800 мест, строящийся в г. Орджоникидзе. Объем окрашивае мых поверхностей составил 18725 м2. На этом объекте был проведен эксперимент по механизированному нанесению шпаклевки при помощи удочек с последующей отделкой по-
22
всрхностей под «шагрень». В результате количество опера-< ций снизилось с 10 до 8, л количество ручных операций с б до
2 (табл. 6).
|
|
|
Таблица 6 |
|
Результаты механизации малярных работ |
||||
Показатели |
Един |
Средние |
Экспери |
|
изм. |
по тресту |
ментальные |
||
|
Затраты труда на 100 м2 окраши-
,ваемых поверхностей, в том числе механизированные
ручные Выработка на 1 рабочего Количество выполняемых операций
в том числе ручных
чел.- ч. |
89,3 |
1 |
бд |
% |
13,1 |
56,0 |
|
% |
86,9 |
44,0 |
|
М 2 |
8.9 |
49,4 |
|
шт. |
10 |
8 |
|
» |
6 |
2 |
|
Анализ показал, что около 60% ручного труда на этих работах может быть полностью исключено за счет повыше ния качества сборных железобетонных изделий и конструкций (плит пбкрытий, гипсолитовых перегородок, стеновых пане лей и др.), повышения уровня заводской готовности столяр ных изделий, приборов отопления (столярные изделия долж ны быть подготовлены под последнюю окраску, а приборы отопления и трубы в огрунтованпом виде).
На основании проведенного анализа можно сделать вы воды:
1) в тресте «Севосетннпромстрой» проводится работа по совершенствованию организации и технологии строительного производства, повышению уровня его механизации и комплек сной механизации, что обеспечило перевыполнение плановых заданий по росту производительности труда на отдельных видах работ;
2) за счет внедрения мероприятий по совершенствованию организации, технологии и механизации производства мон тажных, бетонных и малярных работ можно сократить затра ты труда на 26,2 тыс. чел.-дня и высвободить для других ра бот 119 рабочих. Годовой экономический эффект составит око ло 150 тыс. руб.
23