Файл: Владимиров, Ю. В. Производство стальной ленты за рубежом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
Из специальных лентопрокатных станов, установленных за рубежом до 1966 г . , можно отметить следующие.
Фирмой Армко стил (США) в Балтиморе в 1965 г. был установлен непрерывный стан для производства плющеной и обычной катаной узкой стальной ленты с прямоугольными кромками. В его состав входят две клети 350 с вертикальными валками и две клети 250 дуо с горизонталь ными валками /64/.
В 1966 г . фирмой Армко Питсбург (США) установлен в Льеже (Бель гия) стан для производства стальной ленты толщиной 0,1-3,5 мм, шири ной до 660 мм с декоративным пластмассовым или металлическим (нано сится электролитическим меднением) покрытием /30/. Ленту толщиной 0,5-1,25 нм выпускают с тисненым рисунком глубиной 0,075-0,125 мм, накатываемым при дрессировке полосы на дрессировочном стане. Рисунок наносят на одну сторону полосы. Лента с накатанным рисунком предназ начается для отделки автомобилей, радио- и телевизионных приемников
и других изделий домашнего и конторского |
назначения. |
|||
Отделением Эфениа стил дивижн фирмы |
Нэшнл |
стэндард (США) на |
||
заводе |
в |
Ныо-Джерси установлен лентопрокатный |
стан, состоящий из трех |
|
клетей |
дуо с горизонтальными валками с бочкой |
диам.150 мм, длиной |
||
635 мм |
и |
двух клетей с вертикальными валками. |
На стане производят |
плющеную и катаную ленту из высокоуглеродистой стали толщиной 0,25-
-1 ,8 нм, шириной от 6,5 до 400 |
нм с катаной кромкой. Кроне того, |
на |
||
заводе 'имеются станы Сендзимир, |
прокатывающие точную по размерам |
|
||
тонкую ленту шириной до 330,мм из такой же стали /10/. |
|
|
||
В 1969 г . на заводе фирмы Арнольд энджиниринг |
(Аллегени Ладлам |
|||
стил) в Маренго, США, построен цех для прокатки с |
узкими допусками |
|||
ленты толщиной 0,025-1,27 мм, шириной до 250 мм /65/. В цехе |
пло |
|
||
щадью 3160 м^ установлено три многовалковых стана: 101, 406 |
и 430 |
и |
другое оборудование (муфельная проходная печь для отжига ленты, ус тройство для ее мойки перед отжигом и др.). На стане 430 применили одну из первых в США систем Регаль для регулирования толщины проката с применением ЭВМ, что позволило точно воспроизводить запрограммиро ванный цикл прокатки данной плавки стали и сплава.
Втом же году в США введено в эксплуатацию оборудование для производства ленты на заводе Каяхога фирмы Юнайтед Стейтс стил близ Кливленда /66/. Оно включает реверсивный стан холодной прокатки, дрессировочный стан и колпаковые печи для светлого отжига рулонов. Цех выпускает на этом оборудовании ленту из углеродистой стали тол щиной от 0,2 до 0,47 мм, шириной 380-400 мм.
Вбольшом количестве (в 1970 г. выпущено 37 тыс.т,в том числе 24 тыс.т из нержавеющей стали) производит ленту завод фирмы Компани
61
дэ форк де Шатильон в Пон-де-Руале (Франция) /67/. Французская фирма Крезо-Луар также имеет в Ондене лентопрокатный цех мощностью 20 тыс. т/год, из них 50% - из нержавеющей стали. Небольшой цех по производ ству узкой ленты построен этой фирмой в Ифни.
Парком лентопрокатного оборудования располагает завод в Солеме, один из шести предприятий французской фирмы Валлурек, выпускающий ежемесячно 3,5 -4,0 тыс.т холоднокатаной ленты /68/. На этом заводе установлены реверсивный стан кварто, на котором осуществляют холодную прокатку ленты с высокими скоростями (например, ленту шириной 550 мм прокатывают со скоростью 4,2 -5,0 м/с) и два стана Сендзимир для про катки ленты из высоколегированных сталей и особотонкой ленты (толщи ной до 0,05 мм) из низколегированных сталей.
На заводе фирмы Артур Ли энд санз (Англия) в 1970 г . установлен новый стан с клетью кварто для прокатки ленты и8 углеродистой и кор розионностойкой стали толщиной 0,3-3,17 мм, шириной до 470 мм,в руло нах весом до 4т из подката толщиной до 3,65 мм. Стан имеет рабочие валки диам. 254 мм и опорные диам. 610 нм с длиной бочки до 610 мм. Скорость прокатки около 5 м/с /57/.
Наиболее современным реверсивным станом кварто для холодной прокатки ленты в настоящее время можно считать стан с опорными вал ками диам.216 мм и длиной бочки 520 мм завода фирмы Лиз Дж.Б энд санз в Уэст-Бромуич в Англии /39-42/ (см.табл.П ). Этим станом, из готовленным фирмой Леви Робертсон эндниниринг (Англия), заменили в
1970 г. два |
аналогичных старых стана. |
На нем можно прокатывать из |
|||
подката толщиной 1,03-2,0 мм со скоростью 5,08 |
м/с ленту из низко- |
||||
и высокоуглеродиотых сталей шириной до 457 мм, |
толщиной 0,25-1,2 мм |
||||
с допуском + |
0,076 |
мы, который соответствует требованиям британского |
|||
стандарта |
BS 1449-64 для ленты из высокоуглеродистой стали. Ниже |
||||
приведены нормы Британского стандарта |
8>S 1449-64 на ленту из высоко |
||||
углеродистой стали, мм: |
|
|
|
||
|
Номинальная толщина |
Допуски по толщине при ширине ленты |
|||
|
ленты |
|
Д0 225 |
225 |
|
|
До 0,15 |
+ 0,015 |
+ 0,02 |
||
|
0,15-0,4 |
+0,02 |
+0,03 |
||
|
0,4 |
-0,7 |
+0,03 |
+0,04 |
|
|
0,7 |
-1,2 |
+0,04 |
+0,05 |
|
|
1,2-2,6 |
+0,05 |
+0,06 |
Стэн работает с поддержанием постоянного зазора между валками с точностью 0,00127 мм путем применения особых гидросистем для их регу лирования и предварительного профилирования,для чего используется счет но-решающее устройство. Толщина полосы контролируется непрерывно и
62
автоматически. Став ииеет тиристорный привод. Дня перевалки валков применяют специальное устройство, которое позволяет сменить весь комплект за 30 мин, а рабочие валки - за 10 мин. Особенностью стана является использование отдельной гидросистемы при работе скрапных и гильотинных ножниц и выполнении некоторых вспомогательных операций.
В последние годы в лентопрокатном производстве, как и в произ водстве широких полос, наблюдалась тенденция к применению станов но вых конструкций, обеспечивающих получение полосы (особенно тонкой)
точных размеров с поверхностью высокого качества (классе 8-12 по ГОСТ 2789-59), чему в значительной мере способствовало внедрение новых, высокоэффективных способов шлифовки и полировки бочки валков (напри мер, керамическими кругами).
Многовалковые станы. Широкое распространение получают многовалко вые станы с числом валков от б до 20, из которых наибольшее применение находят двадцативалковые станы типа Сендзимир /28/ и Зундвиг /51;69/ (см.табл.11). Для станов первого типа характерно наличие цельнолитой станины, второго - составной станины в виде опрокидывающейся рамы (станы Рона-Зундвиг) или четырехколонной конструкции.
Преимуществом многовалковых прокатных отвнов является возмож ность прокатки р повышенными обжатиями благодаря большой жесткости велковой системы и осуществления деформации с сокращением числа опера ций промежуточной термической обработки. Например, на станах Сендзимир итальянской фирмы Инноченти (см .табл.I), на которых можно прокатывать ленту с минимальной толщиной 0,01 мм, обжатие за проход для низкоуг
леродистой стали может достирать 50%, |
а для коррозионностойких ста |
лей (с 17%Сг или 1 8 и 8%Сг ) - |
25%. Суммарное обжатие может |
достигать 97% /49/. При этом допуски по толщине ленты могут быть сле дующими:
Толщина ленты, мм |
Допуски по толщине, нм |
0,075 |
+0,003 |
0,1 |
+0,004 |
0,5 |
+0,005 |
Клети станов оборудованы гидравлическим устройством для устра нения прогиба опорных валков. С целью уменьшения разнотолщинности полосы использован гидравлический механизм продольного перемещения промежуточных валков. Рабочие валки изготовлены из высоколегирован ной инструментальной стали или из твердого сплава с карбидом вольфра ма.
На станах Сендзимир завода фирмы Присижн металз дивижн (Гамиль тон Ватч) в США ленту из нержавеющих сталей шириной до 300 мм полу чают холодной прокаткой со следующими допусками по толщине /70/:
6*
Толщина, ш |
Допуски, им |
0,01-0,025 |
+ 5% |
0,025-0,25 |
+ 0,0025 |
0,25-0,63 |
+0,005 |
0,03-1,0 |
+0,0075 |
1,0-1,65 |
+0,013 |
Станы Сендзимир в настоящее время являются основным типом многовалковых станов, используемых для производства тонкой и особотонкой ленты, особенно из коррозионностойких сталей /27/. На этих станах можно прокатывать полосы, ширина которых значительно больше максимальной ширины ленты (630 мм). Число станов Сендзимир (впер вые они были установлены в 1937 г . ) в 1969 г . во всем мире дос тигло 289 /71/, причем только для прокатки.полос из коррозионностойкой стали шириной более 600 мм их использовали в Японии (21),
вкапиталистических странах Западной Европы (33), в США и Канаде
(30). По данным фирмы Сендзимир (США), 96J6 холоднокатаной полосы из коррозионностойкой стали в мире прокатывают на многовалковых станах /72/. В 1969 г. для прокатки стальной полосы шириной до 650 мм на металлургических заводах США применяли 12 станов Сендзи
мир с длиной бочки валков до 800 мм, В настоящее время максимальная скорость прокатки на станах Сендзимир составляет 7,5 м/с.
Недостатками многовалковых станов является слабый отвод тепла от валков и малая эффективность использования водно-масляной эмуль сии в качестве технологической смазки. В связи с этим за рубежом
валки смазывают и охлаждают жидкими минеральными маслами вязкостью I ,2-1,6 Е при 38°С. Количество необходимой смазки составляет I50-- 180 л/ч на I кВт установленной мощности /23;73/.
Продолжительность операции по перевалке на многовалковых ста нах значительно сократили благодаря применению кассетного способа установки валков /74/* Для намотки прокатанной ленты на многовалко вых станах Западной Европы используют барабанные моталки. Ряд ста нов имеет автоматическое управление с применением ЭВМ /75; 76/.
Станы МКВ. К станам нового типа, которые обеспечивают высокую точность размеров узкой и особенно широкой холоднокатаной полосы, относятся станы МКВ (.Mehrwalzen-Kalt-W*lzwerk - многовалковый стан холодной прокатки) фирмы Шлёманн (ФРГ), достаточно подробно описанные в литературе /26; 38; 61; 62/. Одной из первых(в 1964 г.) применила такие станы для прокатки ленты минимальной толщиной 0,1 мм и максимальной шириной 610 мм английская фирма Ланкашир корби стил в Корби /50/.
64
A - В
Вид едоки
Рис.2. Схема расположения валков в рабочей клети
I - рабочие |
|
стана кварто МКВ: |
|
||
валки |
между опорными валками боль |
||||
шого диаметра; |
2 |
- |
промежуточные валки; |
3 - при |
|
жимные ролики; |
4 |
- |
опорный мостик; 5 - |
устройство |
|
для поджатия рабочих валков со стороны выхода рас |
|||||
|
|
|
|
ката |
|
Стан МКВ (рис.2), |
|
представляющий собой по существу стан квар |
|||
то, отличается тем, |
что его рабочие (неприводные) валки смещены в |
направлении прокатки относительно главных опорных (приводных) вал ков. Рабочие валки поддерживаются промежуточными валками и прижим ными профилирующими роликами. Все это в значительной мере способст вует устранению изгиба рабочих валков и повышению точности размеров прокатываемой полосы. Например, по данным фирмы Шлёманн, на этих станах можно прокатывать полосу из трансформаторной стали с 1,5 даже шириной 1000 мм и толщиной 0,5 мм с допусками по толщине +0,02 мм, а полосу из стали с 0,1% С шириной 600 мм и толщиной 0,35 мм - с допусками +1% (при ширине 1000 мы это соответствует + 0,005 мм).
Весьма эффективно могут работать станы МКВ в многоклетевом непрерывном исполнении \,рис.З;. Первым станом такого типа'является четырехклетевой стан фирмы Хеш в ФРГ (см.табл.II) /26;45;46;53-56/.
Станы Тейлора. Полосы с узкими допусками по толщине получают на другом стане нового типа-стане Тейлора (рис.4), который рабо тает, например, на заводе фирмы Джоунс энд Лафлин стил в Янгста уне, США (см.табл.11) /31-33; 55/. На этом стане очаг деформации образуется двумя рабочими валками разного диаметра. Рабочий валок I меньшего диаметра (или две рабочих валке различного диэметра) при водится за счет трения от одного или двух промежуточных валков 2, которые опираются не опорные валки 3. Различают пяти- и шестивал ковые клети. Промежуточные валки приводятся от сдвоенного дви-