Файл: Борисов, П. А. О чем говорят камни Карелии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эта важная, хотя и вспомогательная роль местного населения в поисковых работах не прекращается и в на­ ше время, когда все серьезные открытия делаются спе­ циалистами-геологами, пользующимися современными, научно обоснованными приемами исследования и совер­ шенной техникой изысканий.

В состав геологических партий входят проводники из местного населения. Обычно это старожилы, люди бы­ валые, хорошо знающие свой район, его дороги, тропки, обнажения каменных пород. Вот несколько примеров из практики автора.

В течение ряд лет, начиная с 1923 года, мы вели в северной Карелии поисковые работы на пегматитовые жилы с фарфоровым камнем и слюдой. Геологических карт в то время еще не было, а простые географиче­ ские карты обследуемых районов далеко не удовлетво­ ряли геологов. В таких условиях, да еще при плохой обнаженности пород, скрытых под лесом, болотами и ледниковыми наносами, направлять поисковые марш­ руты без указаний проводников было весьма затрудни­ тельно. В задачу экспедиций входило скорейшее откры­ тие жильных месторождений полевого шпата и слюды с промышленными запасами этих ценных и дефицитных ископаемых. В течение 4—5 лет в Карелии были откры­ ты сотни ранее неизвестных пегматитовых жил, а в 1928 году было найдено и самое крупное в то время ме­ сторождение керамического сырья (полевого шпата и кварца)—жила имени Чкалова в Амбарной губе Чуиинского залива Белого моря.

Автор не может не вспомнить с признательностью нескольких проводников из местных жителей, которые своими знаниями района действительно содействовали открытию многих месторождений.

Вот, к примеру, рыбак из села Керети, впоследствии известный карельский сказитель М. М. Коргуев. В те­ чение нескольких лет он был неизменным проводником

129


экспедиции. Невысокого роста, кряжистый, с вырази­ тельным лицом, заросшим русой окладистой бородой, неутомимый в ходьбе и гребле, веселый собеседник и рассказчик, «Матюша», как его ласково называли гео­ логи, прекрасно знал всю местность в районе Чупинского залива и прилегающее побережье Белого моря. М. М. Коргуеву было известно, где выступают на по­ верхность «белые камни», то есть пегматитовые жилы — предмет поисков экспедиции. При его активном уча­ стии геологи всегда находили скальные выходы этих пород.

Вспоминается и другой проводник — В. Гагарин, крестьянин из деревни Новоселы, расположенной невда­ леке от Чернореченского залива Белого моря. Это был уже настоящий «искатель камней», хорошо осведомлен­ ный о пегматитовых жилах. В свое время он работал забойщиком на одном из месторождений горы Панфи­ лова Варакка на южном берегу Чернореченской губы. В. Гагарин хорошо разбирался в том, какие жилы бо­ гаты слюдой или полевым шпатом, в каких породах они залегают. Избрав себе профессию «поисковика», он от­ крыл не менее десятка промышленных объектов на тер­ ритории между Чупинским и Чернореченским заливами Белого моря. В честь его была названа группа жил

уАмбарной губы («жилы Гагарина»).

Вдеревне Лоушки на берегу Лоухского озера прожи­ вал еще один знаток пегматитовых жил своего района— Ф. Родионов. Он с увлечением выискивал старые слю­

дяные разработки и по их следам находил новые жилы.

Вопрос о промышленных перспективах открытого месторождения иногда бывает трудно решить, и геоло­ ги часто спорят между собой, стоит ли тратить время и средства на постановку больших разведочных работ, если новое месторождение не обещает хороших резуль­ татов.

130

Вот случай из практики.

В 1928 году автор в сопровождении своего провод­ ника М. Коргуева шел маршрутом из Амбарной губы Чупинского залива через возвышенность, носящую на­ звание Амбарный мох. На северном склоне горы, подни­ мающейся над болотом на высоту 30—40 метров, была встречена небольшая «белая» жилка из пегматита мощ­ ностью в несколько десятков сантиметров. Она продол­ жалась под покровом мха и через 70 метров вышла на вершину горы и скрылась под валунным ледниковым наносом, достигнув мощности всего лишь 3—4 метра. Поэтому жила не представляла большого интереса как источник полевого шпата. Отсутствовала здесь и слю­ да. Проводник оценил жилу как «негожую». Геолог усомнилися в этом, и они оба стали осматривать верши­ ну горы. В двух-трех местах из-под наноса выглянули пятна белого чистого кварца в виде окон. Попробовали с них отодрать мох — пятна кварца оказались в несколь­ ко метров в поперечнике, и их окружал зернистый пег­ матит. В другом месте обнаружилось «окно» из сплош­ ного полевого шпата.

Эти пятна могли быть мелкими выходами пегмати­ тового тела, не связанными в крупное жильное тело друг с другом и с той жилкой, которая была прослеже­ на на склоне горы. Но могло быть и иначе — на верши­ не горы эта жилка могла расшириться в перейти в боль­ шую пегматитовую жилу. Так именно и считал геолог.

Для того, чтобы окончательно разрешить этот во­ прос, нужно было провести крупные земляные работы, исследовать форму и строение найденного пегматитово­ го тела и произвести на нем взрывы. Проведенная ра­ бота увенчалась неожиданным успехом: на вершине го­ ры была обнаружена огромная пегматитовая жила (жи­ ла им. Чкалова), которая в течение десяти с лишним лет снабжала отечественную фарфоровую промышлен­ ность высококачественным керамическим сырьем —

131


полевым шпатом, кварцем и собственно пегматитом. Жилка на склоне горы оказалась ответвлением главно­ го жильного тела.

Рассказанное служит иллюстрацией приемов поиско­ вых работ, когда в основе их лежит «обнажение», то есть видимый выход горных пород. Но геологи откры­ вают и недоступные непосредственному наблюдению месторождения, скрытые под мощными наносами. За по­ слевоенные годы геологическая наука шагнула далеко вперед. На помощь геологу пришли совершенно новые методы поисковых работ, для которых требуется специ­ альная аппаратура.

Одним из наиболее эффективных методов поисковых работ является магнитометрия. Известно, что некото­ рые рудные минералы, например, магнитный железняк обладают естественными магнитными свойствами. Они действуют на магнитную стрелку, которая вблизи куска такой руды ведет себя беспокойно, меняет постоянное направление с севера на юг, то есть, как говорят гео­ логи, обнаруживает магнитные аномалии. Горные по­ роды, содержащие магнитный железняк, при приближе­ нии к ним с компасом всегда обнаруживают эти анома­ лии. Чем больше содержится в породе рудного минера­

ла, тем интенсивнее около

нее магнитные аномалии

и тем больше «волнуется»

магнитная стрелка. Такие

аномалии наблюдаются даже тогда, когда горная поро­ да, более или менее насыщенная магнитным минералом, скрыта под другими, немагнитными каменными порода­ ми или под мощным пластом ледниковых наносов.

Усовершенствованные, очень чувствительные специ­ альные магнитометрические приборы (магнитометры) позволяют найти невидимые глазу породы, содержащие железную руду, и даже оконтурить площадь их распро­ странения.

Действие магнитных сил сказывается не только на поверхности земли, но и в воздухе, на сотни метров

132

вверх, где создается «магнитное поле». Таким образом, поместив чувствительный магнитометр в самолете, уда­ ется установить скрытые залежи железной руды. В дальнейшем магнитные аномалии проверяются на земле разведочными работами — бурением, рытьем шурфов, канав и т. д.

Не менее эффективным поисковым методом является пропускание через горные породы электрического тока. Для минералов и горных пород наряду с магнитными свойствами характерна большая или меньшая проводи­ мость электрического тока. Некоторые рудные минера­ лы, особенно из группы сернистых соединений тяже­ лых металлов (например, серного колчедана состава FeS2 или медного колчедана CuFeS2), обладают настоль­ ко высокой электропроводностью, что присутствие их легко установить электрометрическим методом даже в скрытых под землей залежах. Практическое значение такого способа поисков невидимых простым глазом цен­ ных месторождений — меди, никеля или серного колче­ дана ■— не меньше, чем открытие железных руд по маг­ нитным аномалиям.

В Карелии этот метод с успехом применялся для на­ хождения пегматитовых жил, значительно отличающих­ ся по проводимости электрического тока от пород, среди которых они залегают.

Изучение и картирование наземного рельефа также ведется новыми методами. Благодаря аэрофотосъемке в кратчайший срок с очень большой точностью и огром­ ной экономией затрачиваемых средств создаются гео­ графические карты, фиксирующие все элементы релье­ фа, системы рек и озер. На картах отмечаются площа­ ди болот и лесов и даже характер растительности. Гео­ логи с успехом используют такие карты для своих иссле­ дований, в том числе для поисковых работ.

Кроме фотокартирования в. Карелии применяется и метод так называемой аэровизульной съемки, то есть

133


нанесение на карту зрительных впечатлении исследова­ теля, летящего на самолете. Так геологи-четвертичники, изучающие ледниковые и послеледниковые отложения, составили для территории Карелии с ее плащом ледни­

ковых наносов

специальные

карты послеледникового

и современного

устройства

поверхности. Полученные

данные затем проверяются наземными маршрутами, При помощи наблюдений с самолета удается открыть, например, скопления валунного строительного камня, залежи глин и песков.

На смену старым приемам поисков и открытий ме­ сторождений приходят более совершенные методы, при помощи которых в небольшой промежуток времени в Карелии удалось выявить значительные месторожде­ ния полезных ископаемых.

і

I

СОДЕРЖАНИЕ

Из истории геологических исследований в

Карелии .

.

8

О чем могут говорить камни?.............................................

Карелии .

11

16

Камни в

руках доисторического человека

.

История

повенецких

валунов......................................................

 

 

23

Великое

оледенение

Карелии ...................................

 

.27

Поиски по

валунам.................................................................

цепи — карелиды

35

Исчезнувшие

горные

40

Как разрушались

карелиды?.................................................

54

Древние

моря Карелии . . .

64

Молодое

Карельское

море......................................................

74

Подземные

и

наземные извержения.......................................

78

Фарфоровый

камень.............................................

 

83

Черные камни и черные земли (шунгит и

шунгитовые

породы)..........................................................................................

 

 

 

 

 

93

Природное

стекло

в

Карелии...............................................

101

Карельский

архитектурный

камень.....................................

108

Ювелирные

и поделочные

камни .

116

Огнеупорные

и кислотоупорные породы...........................

121

Белый диатомовый

ил...............................................................

 

125

О поисках

и

открытиях.........................................................

 

128


Петр Алексеевич Борисов О ЧЕМ ГОВОРЯТ КАМНИ КАРЕЛИИ

Редактор Г. Е. Пяллинен

 

*:

Художник Л. Н. Дегтярев

 

 

Художественный редактор Р. С. Киселева

 

Технический редактор Л. В. Шевченко

 

Корректор Г. А. Проводина

 

Сдано в

набор

20/VI-1973 г.

Подписано к печати

9 1Х-1973 г.

Е-03451.

Бумага

70Х 108*Д, № 1.

5,95 усл. печ. л. 5,37

уч.-изд. л.

Изд. .№ 107. Тираж 2000 экз. Заказ 2779. Цела 18 коп.

Издательство «Карелия». Петрозаводск, пл. им. В. ТІ. Ленина, 1 Типография им. Анохина Управления по делам издательств, полиграфии и книжной торговли Совета Министров Карельской АССР. Петрозаводск, ул. «Правды», 4.

Борисов П. А.

Б82 О чем говорят камни Карелии. Изд. 2-е. Петро­ заводск, «Карелия», 1973 г.

136 с. с илл.

Профессор П. А. Борисов, отдавший более 50 лет жизни изучению геологии и полезных иско паемых Карелии, в популярной форме рассказы­ вает об истории геологических исследований и раз нообразных богатствах подземных кладовых рес­

публики.

0284 — 083

К 127(03) -73 70-73

© Издательство «Карелия», 1973 г.

18 коп. ' Í - g 4 4 5

t

ИЗДАТЕЛЬСТВ^ «КАРЕЛИЯЛИЯи, s