Файл: Бородин, В. В. Структура управления промышленным комплексом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
Эконом ический ф акультет
Центр проблем управлен ия общ ественны м производсгвом
В. В . Б О Р О Д И Н , Н . Г . К А Л И Н И Н ,
С. В , П А Р И Н О В
СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ
ЕШ1
ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА* 4974
л
V
ч
\
/
\
/
і;;Ѵ «»
I ■' |
„Л jS " у*. • |
. |
•Л- $ • |
' |
$ & ? ' . ; : ■ |
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В.ЛОМОНОСОВА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Центр проблем управления общественным производством
В.В.БОРОДИН, Н.Г.КАЛИНИН, С.В.ПАРИНОВ
С Т Р У К Т У Р А У П Р А В Л Е Н И Я П Р О М Ы Ш Л Е Н Н Ы М К О М П Л Е К С О М
Издательство Московского университета
1 9 7 4
I |
ГМк яубяиц<топ |
' |
яа у ч м * к Ѵсхм^ '
бйвли*іекл >•„'••
ЗК З Е ^ П Л й Р
ЧИТАЛЬНОГО з а л а ;
АННОТАЦИЯ |
¥ 4 - & М о |
|
В решениях партии и правительства по хозяйственным вопро сам большое внимание уделено вопросам совершенствования струк туры управления производством. Создание всесоюзных промышлен ных и производственных объединений потребовало разработки те оретических основ построения структуры органов управления ими.
В настоящей монографии рассмотрены факторы, влияющие на струк туру и методические основы построения аппарата управления коупного промышленного комплекса. Выполненная работа может быть полезна для изучающих проблемы управления общественным производством и тех , кто работает в системе производственных и промышленных объединений.
Рецензенты:
доктор экономических наук,профессор З.С .Д здаян ,
кондидат экономических наук В.Л.ТамбОЕцев
(с) |
Издательство Московского университета, 1974 г . |
ВВЕДЕНИЕ
Намеченная ХХІУ съездом КПСС многосторонняя и научно обоснованная программа совершенствования хозяйственного механизма нашей страны предусматривает повышение уровня планирования, рациональное построение организационной структуры управления, усиление экономических стимулов,бо лее широкое участие трудящихся в управлении. В Отчетном докладе ЦК КПСС товарищ Л.И.Брежнев указывал не необходи мость сосредоточить внимание общегосударственных органов на главных проблемах развития народного хозяйства, усилить концентрацию производства и создание крупных объединений, последовательно проводить ленинский принцип индивидуальной ответственности за порученное дело, устранить многоступен чатость в управлении, бороться с любыми проявлениями узко ведомственного и местнического подхода.
В работе по совершенствованию управления народным хо зяйством, проводимой по инициативе и под руководством Ком мунистической партии, важное место занимают вопросы со вершенствования организационных форм управления. Важными мерами в этой области, характерными для последнего време ни, являются создание промышленных комплексов, объедине ний и комбинатов, большая работа по переводу промышленно сти на двух- и трехзвенную систему управления. Курс берет ся на то , чтобы обеспечить рациональное соотношение цент рализации и децентрализации в управлении социалистическим хозяйством, более тесное сочетание единого государственно го планирования с полным хозрасчетом предприятий и объѳ-
3
динений, централизованного отраслевого управления - с ши рокой местной инициативой, единоначалия - с повышением ро ли трудящихся в управлении.
В докладе А.Н.Косыгина на ХХІУ съезде КПСС сказано: "Одна из важнейших задач, которая должна быть решена в течение новой пятилетки - дальнейшая рационализация струк туры управления народным хозяйством. Выбор новых схем уп равления применительно к особенностям отдельных отраслей
должен производиться на основе |
тщательного |
изучения |
прак |
тического опыта данных науки |
А.Н.Косыгин |
отметил, |
что |
нам нужно практически пересмотреть действующую систему уп равления, которая в ряде случаев уже устарела.
Совершенствование структуры аппарата управления осу ществляется в соответствии с указаниями ХХІУ съезда пар тии и на основе Постановления ЦК КПСС и Совета Министров от 2 марта 1973 года "О некоторых мероприятиях по даль нейшему совершенствованию управления промышленностью", оно нацелено на успешное решение крупных социально-экономиче ских и научно-технических задач, поставленных съездом в текущей пятилетке и в более длительной перспективе.
Структура управления - это форма процесса разделения труда по принятию и реализации управленческих решений. Структура органа управления - это организационная форма реализации функций управления. Каждый орган управления или система органов выступает как узел концентрации той или иной совокупности функций управления.
Практика развития органов управления показала, что в условиях научно-технической революции координация и комму никация осуществляется эффективнее внутри подразделения (органа, аппарата), нежели между подразделениями. Б резуль
тате появляются и успешно функционируют организации, под разделения целевого назначения, т .е . ориентирование на цель, на продукт, программу и т .д . Такие организации объе диняют в себе различных специалистов, их деятельность, на правленную на выполнение программы, достижение цели, со з -
"Материалы ХХІУ съезда КПСС". Политиздат, 1971,с т р .172.
дание определенного продукта и т .д .
Усиление принципа целевого управления, реализация важнейших социально-экономических и организационно-техни ческих программ находит свое выражение в программно-целе вом подходе к управлению на всех уровнях управления народ ным хозяйством.
В настоящее время на большинстве предприятий и объе динений действуют линейно-штабные и комбинированные сис темы управления, в которых для реализации однородных функ ций (задач) создаются специальные подразделения (отделы, управления).Основной недостаток таких систем - реализация только "своих" задач, часто в ущерб задачам других отделов и управлений, ослабление комплексного, интегрированного подхода к проблемам управления. Поэтому практики и проек тировщики организационных структур все чаще отказываются от жесткого разделения функций и предпочитают добиваться интеграции, синтеза деятельности различных органов (или подразделений внутри органа), для реализации функций уп равления, в процессе принятия и реализации решений. Одним из направлений такого интегрированного подхода к процессу управления и построению организационных структур является программно-целевой подход, рассмотрению особенностей ко торой авторы монографии посвятили специальную главу.
Работу выполнили сотрудники Центра проблем управле ния экономического факультета МГУ кандидаты экономических наук Бородин В .В ., Калинин Н .Г . и заместитель генерально го директора комплекса КамАЗ Паринов С .В .
Главное внимание в монографии уделено принципам пост роения организационных структур и факторам, влияющим на структуру аппарата управления объединения и крупного про мышленного комплекса.
Г '- ! 141
5
Г л а в а I
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ
§ I . Объективные предпосылки создания комплексов
Особенность современного этапа экономического разви тия заключается в том, что оно происходит в условиях на учно-технической революции, которая, воздействуя на про
изводительные |
силы нашего общества, определяет дальней |
ший характер |
их развития. |
Исторически производство развивается на основе опре деленных организационных форм. Эти формы оказывают сущест венное влияние на темпы роста общественного производства. Такими основными формами организации производства являют ся концентрация, специализация, кооперирование и комбини рование. Совершенствование этих форм - это непрерывный процесс в ходе развития общественного производства.
При этом важная роль принадлежит концентрации и спе циализации производства. Кооперирование и комбинирование являются формами, производными от концентрации и специали зации. Кооперирование производства, как правило, осуцеств ляется на базе специализации предприятий. Комбинирование это специфическая форма концентрации, возникающая на осно вѳ объединения специализированных производств, не связан ных последовательностью производственно-технологического цикла. Следовательно, рост концентрации и специализации объективно вызывает соответствующее расширение коопериро-
6
вания и комбинирования. Практически процесс концентрации производства есть одновременно и развитие его специализа ции, так как концентрация распространяется преимуществен но на определенный тип или вид производства. С другой сто роны, осуществление специализации ведет к усилению концен трации, которое происходит за счет сосредоточения изготов ления отдельных элементов (деталей, узлов, агрегатов) на одном предприятии. Следовательно, как формы организации производства концентрация и специализация представляют собой единство противоположностей.
Рост концентрации и специализации объективно выдви гает необходимость совершенствования форм организации про изводства и управления.
Это объективный процесс развития общественного произ водства. На различных этапах социалистического строитель ства имелись свои специфические особенности, обуславлива ющие необходимость совершенствования форм организации про изводства и управления. Это вытекает из того , что социа листическая система хозяйства с ее общественной собствен ностью на средства производства создает необходимые усло вия и возможности для формирования и совершенствования как организационных форм, так и методов управления производст вом в зависимости от решения конкретных социально-экономи ческих задач того или иного периода. Например, производст венные объединения типа ГОМЗа ("Государственное объедине ние машиностроительных заводов") появились у нас сразу же после Октябрьской революции*). Это был производственный комплекс, объединяющий 16 машиностроительных заводов цент ральной России. Однако на начальном этапе существования пролетарского государства объединения типа ГОМЗа выступа ли как административно-управленческие органы. Их взаимо отношения с объединяемыми предприятиями были построены
*) См. Ю .К.Авдакова. Организационно-хозяйственная де
ятельность ВСНХ в первые |
годы советской власти (1917—1921 |
г г . ) . Изд-во МГУ, 1971, |
с т р .132-144. |
7
преимущественно по вертикали. Это объясняется тем, что в то время создание подобных объединений не обуславливалось соответствующим уровнем концентрации производства в той или иной отрасли, а вызывалось преимущественно социальноэкономическими причинами
С переходом к нэпу и развитием свободной торговли только крупные хозрасчетные объединения могли выдержать натиск рыночной стихии и создать необходимые^условия для развития государственной промышленности. Естественно, в новых условиях такого рода объединения не могли функцио нировать только по линии вертикальной связи. Следователь но, более приемлемыми были другие организационные формы объединения. Это - хозрасчетные тресты и синдикаты.
Образование трестов осуществлялось на основе наказов СНК и СТО "О проведении в жизнь начал новой экономической политики" от 9 и 12 августа 1921 г . При их создании руко водствовались следующими принципами: во-первых, объединя лись однородные предприятия, расположенные поблизости друг от друга. Такое объединение делало возможной концентрацию
^ Например, решение о создании объединения ГОМЗа бы ло принято на конференции представителей национализирован ных предприятий, которая происходила в Москве с 12 по 18 мая 1918 г . Созванная по инициативе ВСНХ она обсуждала во прос о необходимости национализации машиностроительных за водов центральной России. Эта мера возникла в связи с отка зом группы Мещерского, выдвинувшего проект о создании круп ного смешанного треста, принять условия пролетарского госу дарства,требовавшего обеспечить за государством контроль над производственно-хозяйственной деятельностью этого тре с т а . В проекте же Мещерского интересы пролетарского госу дарства отодвигались на задний план. Государству предлага лось не более 50% от всех акций. Рабочий контроль на пред приятиях должен быть только осведомительным органом с правом запроса сведений у заводоуправления и т .д .
8