Файл: Бородин, В. В. Структура управления промышленным комплексом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эконом ический ф акультет

Центр проблем управлен ия общ ественны м производсгвом

В. В . Б О Р О Д И Н , Н . Г . К А Л И Н И Н ,

С. В , П А Р И Н О В

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ

ЕШ1

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА* 4974

л

V

ч

\

/

\

/

і;;Ѵ «»

I ■'

„Л jS " у*.

.

•Л- $

'

$ & ? ' . ; : ■

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В.ЛОМОНОСОВА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Центр проблем управления общественным производством

В.В.БОРОДИН, Н.Г.КАЛИНИН, С.В.ПАРИНОВ

С Т Р У К Т У Р А У П Р А В Л Е Н И Я П Р О М Ы Ш Л Е Н Н Ы М К О М П Л Е К С О М

Издательство Московского университета

1 9 7 4

I

ГМк яубяиц<топ

'

яа у ч м * к Ѵсхм^ '

бйвли*іекл >•„'••

ЗК З Е ^ П Л й Р

ЧИТАЛЬНОГО з а л а ;

АННОТАЦИЯ

¥ 4 - & М о

 

В решениях партии и правительства по хозяйственным вопро­ сам большое внимание уделено вопросам совершенствования струк­ туры управления производством. Создание всесоюзных промышлен­ ных и производственных объединений потребовало разработки те­ оретических основ построения структуры органов управления ими.

В настоящей монографии рассмотрены факторы, влияющие на струк­ туру и методические основы построения аппарата управления коупного промышленного комплекса. Выполненная работа может быть полезна для изучающих проблемы управления общественным производством и тех , кто работает в системе производственных и промышленных объединений.

Рецензенты:

доктор экономических наук,профессор З.С .Д здаян ,

кондидат экономических наук В.Л.ТамбОЕцев

(с)

Издательство Московского университета, 1974 г .


ВВЕДЕНИЕ

Намеченная ХХІУ съездом КПСС многосторонняя и научно обоснованная программа совершенствования хозяйственного механизма нашей страны предусматривает повышение уровня планирования, рациональное построение организационной структуры управления, усиление экономических стимулов,бо­ лее широкое участие трудящихся в управлении. В Отчетном докладе ЦК КПСС товарищ Л.И.Брежнев указывал не необходи­ мость сосредоточить внимание общегосударственных органов на главных проблемах развития народного хозяйства, усилить концентрацию производства и создание крупных объединений, последовательно проводить ленинский принцип индивидуальной ответственности за порученное дело, устранить многоступен­ чатость в управлении, бороться с любыми проявлениями узко­ ведомственного и местнического подхода.

В работе по совершенствованию управления народным хо­ зяйством, проводимой по инициативе и под руководством Ком­ мунистической партии, важное место занимают вопросы со­ вершенствования организационных форм управления. Важными мерами в этой области, характерными для последнего време­ ни, являются создание промышленных комплексов, объедине­ ний и комбинатов, большая работа по переводу промышленно­ сти на двух- и трехзвенную систему управления. Курс берет­ ся на то , чтобы обеспечить рациональное соотношение цент­ рализации и децентрализации в управлении социалистическим хозяйством, более тесное сочетание единого государственно­ го планирования с полным хозрасчетом предприятий и объѳ-

3

динений, централизованного отраслевого управления - с ши­ рокой местной инициативой, единоначалия - с повышением ро­ ли трудящихся в управлении.

В докладе А.Н.Косыгина на ХХІУ съезде КПСС сказано: "Одна из важнейших задач, которая должна быть решена в течение новой пятилетки - дальнейшая рационализация струк­ туры управления народным хозяйством. Выбор новых схем уп­ равления применительно к особенностям отдельных отраслей

должен производиться на основе

тщательного

изучения

прак­

тического опыта данных науки

А.Н.Косыгин

отметил,

что

нам нужно практически пересмотреть действующую систему уп­ равления, которая в ряде случаев уже устарела.

Совершенствование структуры аппарата управления осу­ ществляется в соответствии с указаниями ХХІУ съезда пар­ тии и на основе Постановления ЦК КПСС и Совета Министров от 2 марта 1973 года "О некоторых мероприятиях по даль­ нейшему совершенствованию управления промышленностью", оно нацелено на успешное решение крупных социально-экономиче­ ских и научно-технических задач, поставленных съездом в текущей пятилетке и в более длительной перспективе.

Структура управления - это форма процесса разделения труда по принятию и реализации управленческих решений. Структура органа управления - это организационная форма реализации функций управления. Каждый орган управления или система органов выступает как узел концентрации той или иной совокупности функций управления.

Практика развития органов управления показала, что в условиях научно-технической революции координация и комму­ никация осуществляется эффективнее внутри подразделения (органа, аппарата), нежели между подразделениями. Б резуль­

тате появляются и успешно функционируют организации, под­ разделения целевого назначения, т .е . ориентирование на цель, на продукт, программу и т .д . Такие организации объе­ диняют в себе различных специалистов, их деятельность, на­ правленную на выполнение программы, достижение цели, со з -

"Материалы ХХІУ съезда КПСС". Политиздат, 1971,с т р .172.


дание определенного продукта и т .д .

Усиление принципа целевого управления, реализация важнейших социально-экономических и организационно-техни­ ческих программ находит свое выражение в программно-целе­ вом подходе к управлению на всех уровнях управления народ­ ным хозяйством.

В настоящее время на большинстве предприятий и объе­ динений действуют линейно-штабные и комбинированные сис­ темы управления, в которых для реализации однородных функ­ ций (задач) создаются специальные подразделения (отделы, управления).Основной недостаток таких систем - реализация только "своих" задач, часто в ущерб задачам других отделов и управлений, ослабление комплексного, интегрированного подхода к проблемам управления. Поэтому практики и проек­ тировщики организационных структур все чаще отказываются от жесткого разделения функций и предпочитают добиваться интеграции, синтеза деятельности различных органов (или подразделений внутри органа), для реализации функций уп­ равления, в процессе принятия и реализации решений. Одним из направлений такого интегрированного подхода к процессу управления и построению организационных структур является программно-целевой подход, рассмотрению особенностей ко­ торой авторы монографии посвятили специальную главу.

Работу выполнили сотрудники Центра проблем управле­ ния экономического факультета МГУ кандидаты экономических наук Бородин В .В ., Калинин Н .Г . и заместитель генерально­ го директора комплекса КамАЗ Паринов С .В .

Главное внимание в монографии уделено принципам пост­ роения организационных структур и факторам, влияющим на структуру аппарата управления объединения и крупного про­ мышленного комплекса.

Г '- ! 141

5

Г л а в а I

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ

§ I . Объективные предпосылки создания комплексов

Особенность современного этапа экономического разви­ тия заключается в том, что оно происходит в условиях на­ учно-технической революции, которая, воздействуя на про­

изводительные

силы нашего общества, определяет дальней­

ший характер

их развития.

Исторически производство развивается на основе опре­ деленных организационных форм. Эти формы оказывают сущест венное влияние на темпы роста общественного производства. Такими основными формами организации производства являют­ ся концентрация, специализация, кооперирование и комбини­ рование. Совершенствование этих форм - это непрерывный процесс в ходе развития общественного производства.

При этом важная роль принадлежит концентрации и спе­ циализации производства. Кооперирование и комбинирование являются формами, производными от концентрации и специали зации. Кооперирование производства, как правило, осуцеств ляется на базе специализации предприятий. Комбинирование это специфическая форма концентрации, возникающая на осно вѳ объединения специализированных производств, не связан­ ных последовательностью производственно-технологического цикла. Следовательно, рост концентрации и специализации объективно вызывает соответствующее расширение коопериро-

6



вания и комбинирования. Практически процесс концентрации производства есть одновременно и развитие его специализа­ ции, так как концентрация распространяется преимуществен­ но на определенный тип или вид производства. С другой сто­ роны, осуществление специализации ведет к усилению концен­ трации, которое происходит за счет сосредоточения изготов­ ления отдельных элементов (деталей, узлов, агрегатов) на одном предприятии. Следовательно, как формы организации производства концентрация и специализация представляют собой единство противоположностей.

Рост концентрации и специализации объективно выдви­ гает необходимость совершенствования форм организации про­ изводства и управления.

Это объективный процесс развития общественного произ­ водства. На различных этапах социалистического строитель­ ства имелись свои специфические особенности, обуславлива­ ющие необходимость совершенствования форм организации про­ изводства и управления. Это вытекает из того , что социа­ листическая система хозяйства с ее общественной собствен­ ностью на средства производства создает необходимые усло­ вия и возможности для формирования и совершенствования как организационных форм, так и методов управления производст­ вом в зависимости от решения конкретных социально-экономи­ ческих задач того или иного периода. Например, производст­ венные объединения типа ГОМЗа ("Государственное объедине­ ние машиностроительных заводов") появились у нас сразу же после Октябрьской революции*). Это был производственный комплекс, объединяющий 16 машиностроительных заводов цент­ ральной России. Однако на начальном этапе существования пролетарского государства объединения типа ГОМЗа выступа­ ли как административно-управленческие органы. Их взаимо­ отношения с объединяемыми предприятиями были построены

*) См. Ю .К.Авдакова. Организационно-хозяйственная де­

ятельность ВСНХ в первые

годы советской власти (1917—1921

г г . ) . Изд-во МГУ, 1971,

с т р .132-144.

7

преимущественно по вертикали. Это объясняется тем, что в то время создание подобных объединений не обуславливалось соответствующим уровнем концентрации производства в той или иной отрасли, а вызывалось преимущественно социальноэкономическими причинами

С переходом к нэпу и развитием свободной торговли только крупные хозрасчетные объединения могли выдержать натиск рыночной стихии и создать необходимые^условия для развития государственной промышленности. Естественно, в новых условиях такого рода объединения не могли функцио­ нировать только по линии вертикальной связи. Следователь­ но, более приемлемыми были другие организационные формы объединения. Это - хозрасчетные тресты и синдикаты.

Образование трестов осуществлялось на основе наказов СНК и СТО "О проведении в жизнь начал новой экономической политики" от 9 и 12 августа 1921 г . При их создании руко­ водствовались следующими принципами: во-первых, объединя­ лись однородные предприятия, расположенные поблизости друг от друга. Такое объединение делало возможной концентрацию

^ Например, решение о создании объединения ГОМЗа бы­ ло принято на конференции представителей национализирован­ ных предприятий, которая происходила в Москве с 12 по 18 мая 1918 г . Созванная по инициативе ВСНХ она обсуждала во­ прос о необходимости национализации машиностроительных за­ водов центральной России. Эта мера возникла в связи с отка­ зом группы Мещерского, выдвинувшего проект о создании круп­ ного смешанного треста, принять условия пролетарского госу­ дарства,требовавшего обеспечить за государством контроль над производственно-хозяйственной деятельностью этого тре­ с т а . В проекте же Мещерского интересы пролетарского госу­ дарства отодвигались на задний план. Государству предлага­ лось не более 50% от всех акций. Рабочий контроль на пред­ приятиях должен быть только осведомительным органом с правом запроса сведений у заводоуправления и т .д .

8