ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
Министерство речного флота РСФСР
Горьковский институт инженеров водного транспорта
Кафедра механизации и организации перегрузочных работ
3. П. Шерле
РЕЧНЫЕ ПОРТЫ
Конспект лекций
орькии
19 7 4
r0c. публичная
уч;-г,..техническая
\ «Й0*:-о гиа СССР
^ 4 StT A f!b F O f'C З А Л А
f t - М Р У
v& |
Изучаемый курс «Речные |
порты» знакомит |
студентов с во |
||||
просами проектирования и |
эксплуатации портовых сооруже |
||||||
|
ний и формирует у них знания и навыки инженерных расче |
||||||
|
тов элементов портового комплекса. |
|
|
||||
|
При этом |
существенное |
место |
отводится |
в курсе |
выбору |
|
|
и обоснованию |
конструктивных |
и эксплуатационных |
пара |
|||
|
метров причальных набережных, являющихся наиболее доро |
||||||
|
гими и ответственными сооружениями в составе оборудова |
||||||
|
ния портов. |
|
|
|
|
|
|
|
Конспект лекций является учебным пособием для студен- |
||||||
|
тов-заочников эксплуатационного факультета и может быть |
||||||
|
использован |
при |
изучении |
курса |
«Портовые и судоходные |
||
|
сооружения» |
студентами |
факультета «Подъемно-транспорт |
ные машины».
Технический редактор—Смирнов Н. С.
§I. ПОРТ КАК ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ
1.1.Возникновение и развитие портов в России
Еще в древних летописях о походах первых русских князей по Днепру на пути «из варяг в греки» упоминаются первые портовые сооружения в Корсуни (Западная оконечность Крыма), Тамани на озере Ильмень в устье реки Волхов.
С развитием торговых связей между странами, морские суда с небольшой осадкой.стали заходить через устья рек как в ворота вглубь страны. Отсюда возникло латинское слово «Portus», что означает ворота.
ВXVI веке было положено начало Архангельскому порту, В конце XVII века при Петре I были построены Таганрогский порт на Азовском море и Петровский (ныне Махачкалинский) порт на Каспийском море.
В1703 году одновременно со строительством Петербурга стро ятся Петербургский и Крошлтадский порты. Тогда же возник и Петропавловский порт на Камчатке.
Как и в странах Западной Европы, в России порты стали ин тенсивно строиться только со второй половины XIX века. В этот период были построены на Черном море—Одесский, Севастополь ский. Николаевский, Потипскип, Новороссийский, Керченский; на Азовском море—Мариупольский, Ростовский, Бердянскин, Ейский; на Балтийском море—Петроградский, Крошлтадский, Виндавский (Вентспилский), Лнбавский (Лиепайский); на Даль нем Востоке—Владивостокский и др.
Речных портов в царской России по существу не было, а при стани, в большинстве случаев, представляли собой естественный берег с примитивными деревянными мостками и старыми стоеч ными судами. Перегрузочное оборудование отсутствовало, а по грузка и разгрузка судов производились вручную. Только одну Волгу обслуживало свыше 35000 грузчиков. Начало реконструк ции речного транспорта было положено первым пятилетним пла ном развития народного хозяйства (1928—1932 гг.).
В качестве причальных устройств в эти годы используются, в основном, плавучие дебаркадеры, свайные эстакады, ряжевые бычки, укрепленные откосы, естественный берег.
3
Большую роль в развитии отечественных портов сыграли тру ды профессоров В, Е. Тимонова, В. Е. Ляхницкого, П. С. Козьмина, Н. Н, Емдова и др.
В1932 году началась постройка причалов в Горьком, Волго граде, Киеве, Днепропетровске, Соликамске; Ленинграде. В 1935 г. сооружаются грузовые причалы и. склады в Москве, Рыбинске, Астрахани, Казани, Красноярске, Омске, Иркутске и во многих других пунктах.
В1940 г. протяженность набережных речных портов составля ла около 7 км, площадь складов—450 тыс. м2, на погрузочно-раз грузочных работах в речных портах и пристанях использовалось свыше 1,5 тыс. различных перегрузочных машин.
Война 1941—45 гг. нанесла огромный ущерб речному транс порту Советского Союза. Было разрушено и повреждено 479 пор тов и пристаней. Почти полностью были уничтожены плавучие технические средства^ портов—дебаркадеры, понтоны, плавучие краны. Однако уже в первую послевоенную пятилетку были вос становлены, реконструированы и построены десятки портов и при станей на реках-центральных бассейнов, Северо-Запада, Сибири и Дальнего Востока нашей страны.
Пережили второе рождение такие порты как Горьковский, Куй бышевский, Саратовский, Ростовский, Омский, Красноярский, Ха баровский и др.
Всвязи с крупным гидротехническим строительством, развер нутым на реках СССР в 1956—65 гг., появились качественно но вые порты: Рыбинский, Казанский, Ульяновский, Тольяттштский, Пермский и др.
Одновременно в речных портах происходило наращивание мощностей берегового оборудования. Порты стали получать от отечественной промышленности и по импорту портальные краны грузоподъемностью 5, 10 и 15 тс. Значительно вырос парк плаву чих кранов.
В1959 г. завод «Теплоход» Министерства речного флота пере шел на серийный выпуск плавучих дизель-электрических кранов
грузоподъемностью 5 тс- с вылетом стрелы до 30 м (КПД 5-25 и
КПД 5-30).
На Лене были построены вторые очереди портов Осетрово и Якутск. В Ленинграде введены в эксплуатацию новые современ ные грузовые районы Василеостровский и Невский. В Москве бы ли построены три крупных самостоятельных речных порта Юж ный, Северный и Западный.
Началось широкое применение пиевмотрапспортных установок для перегрузки цемента и зерновых грузов; гидротранспортных— для перегрузки песчано-гравийной смеси.
Во многих речных портах появились отечественные плавучие краны грузоподъемностью 15 тс (КПЛ15-30) и деррик-краны грузоподъемностью 100 тс.
4
Впервые на речном транспорте в Усть-Донецком порту был построен угольный перегрузочный комплекс с применением вагоноопрокидывателей и ленточных конвейеров шириной 1,4 м, обес печивающий перегрузку угля из железнодорожных вагонов в суда с производительностью 2400 т/ч.
За последние годы значительное развитие получили порты Си бири: Новосибирск, Омск, Красноярск, Иркутск и др.
В связи с освоением новых месторождений нефти и газа в Тю менской области построены новые порты в Сургуте, Добытнангах, Сергино и крупный порт на Иртыше—Тобольский.
Для перевалки апатитового и нефелинового концентратов с же лезной дороги на воду по проекту Ленгипроречтранса построен на Онежском озере Медвежьегорский порт.
Таким образом, в настоящее время на внутренних водных пу тях СССР созданы и успешно эксплуатируются сотни крупных портов, оснащенных современной перегрузочной техникой и име ющих в своем составе все необходимое оборудование для успеш ной деятельности их, как транспортных предприятий.
|
1.2. Назначение и классификация портов |
|
||||||
Современный речной |
порт представляет |
собой |
транспортный |
|||||
узел, где |
сходятся водные |
и сухопутные |
виды транспорта. Порт |
|||||
включает |
специальные |
инженерные |
сооружения, |
перегрузочное |
||||
оборудование и др. устройства, предназначенные |
для |
приема и |
||||||
хранения грузов, стоянки, обработки |
и обслуживания |
судов, ваго |
||||||
нов и автотранспорта. |
|
|
|
|
|
|
|
|
По к о м п о н о в к е |
порты могут |
быть |
русловые, |
ковшовые и |
||||
смешанные. |
|
|
|
|
|
|
|
|
По р а с п о л о ж е н и ю |
порты могут быть |
чисто |
речные—на |
|||||
руслах рек и их притоках, озерные |
(включая |
расположенные на |
||||||
искусственно созданных |
водохранилищах) |
и устьевые. |
|
Устьевые речные порты, кроме связей с сухопутными видами транспорта, имеют прямую связь с морскими" транспортными пу тями для перевалки грузов и пересадки пассажиров на морские суда или в обратном направлении.
Различают порты специализированные, в которых перерабаты вается один вид груза, и порты общего назначения, в-которых пе
регружаются разнообразные |
грузы. |
|
В зависимости от назначения |
порты делятся на грузовые, гру |
|
зопассажирские, пассажирские, |
промышленные, порты-убежища |
|
и др. |
обслуживают крупные предприятия, |
|
Промышленные порты |
расположенные в прибрежной зоне.
5
Впортах производятся операции:
—коммерческие (прием, хранение и выдача грузов, расчеты
склиентурой за перевозку и перегрузку грузов и другие работы);
—грузовые (производство перегрузочных операций, связан ных с обработкой судов, вагонов и автотранспорта);
—технические (комплексное эксплуатационное обслуживание флота, включающее снабжение его топливом, смазочными мате риалами, продуктами питания, питьевой водой и т. д.);
—пассажирские (привлечение и всестороннее обслуживание пассажиров транзитных и местных линий).
Для выполнения этих операций порт должен располагать раз витой материальной базой, в состав которой входят:
—перегрузочная техника;
—причальные набережные стенки и гидротехнические со оружения;
—склады;
—рейдовый, служебный и вспомогательный флот;
—вокзалы;
—служебные здания (товарные конторы, управление порта, бытовки, диспетчерские, мастерские, зарядные станции);
—средства связи и сигнализации;
—подземные инженерные коммуникации (дренажные систе мы, пожарные водоводы, кабельные сети и т. д.);
—трансформаторные подстанции, теплогенераторы и другие энергетические объекты.
Враспоряжение портов выделяется транспортный флот для осуществления местных перевозок грузов в границах порта.
Всоответствии с видами перевозок и обслуживания флота в портах выполняются следующие перегрузочные работы и связан ные с ними дополнительные операции:
— обработка судов и вагонов с грузами внутреннего прямого водного сообщения; v
—обработка судов и вагбнов с грузами смешанного железно дорожно-водного сообщения;
—бортовая перевалка;
-- погрузка и разгрузка автотранспорта;
—внутрискладская перевалка грузов;
—бункеровка судов.
В зависимости от грузооборота и пассажирооборота, в соот ветствии с нормами технологического проектирования [5], порты на внутренних водных путях подразделяются на4 категории (табл. 1).
6
|
|
|
Т а б л и ц а ! |
|
Категории портов |
|
|
|
П о к а з а т е л и |
|
|
Категория |
среднесуточный грузооборот, |
среднесуточный пассажиро- |
|
порта |
т (условных) |
оборот, пасс (условных) |
|
I |
более 15000 |
более 2000 |
|
п |
от 3551 до 15000 |
от 501 |
до 2000 |
hi |
от 750 до 3550 |
от 201 |
до 500 |
IV |
750 и менее |
200 |
и менее |
Для приведения грузооборота, выраженного в физических тон нах, к грузообороту в условных тоннах применяются коэффици енты приведения, учитывающие трудоемкость переработки каж дого вида груза.
Коэффициенты для приведения грузооборота в условный
Тарно-штучные грузы и промтовары |
5,0 |
Нефтепродукты в таре |
.4,5 |
Грузы в контейнерах и на поддонах |
4,0 |
Хлопок в кипах |
4,0 |
Метизы, машины, цемент в таре, химпродукты, |
3,5 |
плодоовощи |
|
Зерно насыпью, металлы, металлолом, лес и |
2,5 |
пиломатериалы в судах |
|
Дрова в судах |
2,2 |
Соль |
1,8 |
Руда |
1.4 |
Уголь каменный |
1.0 |
Песок, гравий, земля, шлак . |
0,2 |
Прочие МСМ |
1.3 |
Нефтегрузы наливные в судах |
0,25 |
Коэффициенты для приведения пассажирооборота |
|
в условный |
|
Пассажиры местные |
1,0 |
Пассажиры транзитные |
2,5 |
Пассажиры пригородные и внутригородские |
0,15 |
7