Файл: Шерле, З. П. Речные порты конспект лекций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство речного флота РСФСР

Горьковский институт инженеров водного транспорта

Кафедра механизации и организации перегрузочных работ

3. П. Шерле

РЕЧНЫЕ ПОРТЫ

Конспект лекций

орькии

19 7 4

r0c. публичная

уч;-г,..техническая

\ «Й0*:-о гиа СССР

^ 4 StT A f!b F O f'C З А Л А

f t - М Р У

v&

Изучаемый курс «Речные

порты» знакомит

студентов с во­

просами проектирования и

эксплуатации портовых сооруже­

 

ний и формирует у них знания и навыки инженерных расче­

 

тов элементов портового комплекса.

 

 

 

При этом

существенное

место

отводится

в курсе

выбору

 

и обоснованию

конструктивных

и эксплуатационных

пара­

 

метров причальных набережных, являющихся наиболее доро­

 

гими и ответственными сооружениями в составе оборудова­

 

ния портов.

 

 

 

 

 

 

 

Конспект лекций является учебным пособием для студен-

 

тов-заочников эксплуатационного факультета и может быть

 

использован

при

изучении

курса

«Портовые и судоходные

 

сооружения»

студентами

факультета «Подъемно-транспорт­

ные машины».

Технический редактор—Смирнов Н. С.


§I. ПОРТ КАК ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ

1.1.Возникновение и развитие портов в России

Еще в древних летописях о походах первых русских князей по Днепру на пути «из варяг в греки» упоминаются первые портовые сооружения в Корсуни (Западная оконечность Крыма), Тамани на озере Ильмень в устье реки Волхов.

С развитием торговых связей между странами, морские суда с небольшой осадкой.стали заходить через устья рек как в ворота вглубь страны. Отсюда возникло латинское слово «Portus», что означает ворота.

ВXVI веке было положено начало Архангельскому порту, В конце XVII века при Петре I были построены Таганрогский порт на Азовском море и Петровский (ныне Махачкалинский) порт на Каспийском море.

В1703 году одновременно со строительством Петербурга стро­ ятся Петербургский и Крошлтадский порты. Тогда же возник и Петропавловский порт на Камчатке.

Как и в странах Западной Европы, в России порты стали ин­ тенсивно строиться только со второй половины XIX века. В этот период были построены на Черном море—Одесский, Севастополь­ ский. Николаевский, Потипскип, Новороссийский, Керченский; на Азовском море—Мариупольский, Ростовский, Бердянскин, Ейский; на Балтийском море—Петроградский, Крошлтадский, Виндавский (Вентспилский), Лнбавский (Лиепайский); на Даль­ нем Востоке—Владивостокский и др.

Речных портов в царской России по существу не было, а при­ стани, в большинстве случаев, представляли собой естественный берег с примитивными деревянными мостками и старыми стоеч­ ными судами. Перегрузочное оборудование отсутствовало, а по­ грузка и разгрузка судов производились вручную. Только одну Волгу обслуживало свыше 35000 грузчиков. Начало реконструк­ ции речного транспорта было положено первым пятилетним пла­ ном развития народного хозяйства (1928—1932 гг.).

В качестве причальных устройств в эти годы используются, в основном, плавучие дебаркадеры, свайные эстакады, ряжевые бычки, укрепленные откосы, естественный берег.

3

Большую роль в развитии отечественных портов сыграли тру­ ды профессоров В, Е. Тимонова, В. Е. Ляхницкого, П. С. Козьмина, Н. Н, Емдова и др.

В1932 году началась постройка причалов в Горьком, Волго­ граде, Киеве, Днепропетровске, Соликамске; Ленинграде. В 1935 г. сооружаются грузовые причалы и. склады в Москве, Рыбинске, Астрахани, Казани, Красноярске, Омске, Иркутске и во многих других пунктах.

В1940 г. протяженность набережных речных портов составля­ ла около 7 км, площадь складов—450 тыс. м2, на погрузочно-раз­ грузочных работах в речных портах и пристанях использовалось свыше 1,5 тыс. различных перегрузочных машин.

Война 1941—45 гг. нанесла огромный ущерб речному транс­ порту Советского Союза. Было разрушено и повреждено 479 пор­ тов и пристаней. Почти полностью были уничтожены плавучие технические средства^ портов—дебаркадеры, понтоны, плавучие краны. Однако уже в первую послевоенную пятилетку были вос­ становлены, реконструированы и построены десятки портов и при­ станей на реках-центральных бассейнов, Северо-Запада, Сибири и Дальнего Востока нашей страны.

Пережили второе рождение такие порты как Горьковский, Куй­ бышевский, Саратовский, Ростовский, Омский, Красноярский, Ха­ баровский и др.

Всвязи с крупным гидротехническим строительством, развер­ нутым на реках СССР в 1956—65 гг., появились качественно но­ вые порты: Рыбинский, Казанский, Ульяновский, Тольяттштский, Пермский и др.

Одновременно в речных портах происходило наращивание мощностей берегового оборудования. Порты стали получать от отечественной промышленности и по импорту портальные краны грузоподъемностью 5, 10 и 15 тс. Значительно вырос парк плаву чих кранов.

В1959 г. завод «Теплоход» Министерства речного флота пере­ шел на серийный выпуск плавучих дизель-электрических кранов

грузоподъемностью 5 тс- с вылетом стрелы до 30 м (КПД 5-25 и

КПД 5-30).

На Лене были построены вторые очереди портов Осетрово и Якутск. В Ленинграде введены в эксплуатацию новые современ­ ные грузовые районы Василеостровский и Невский. В Москве бы­ ли построены три крупных самостоятельных речных порта Юж­ ный, Северный и Западный.

Началось широкое применение пиевмотрапспортных установок для перегрузки цемента и зерновых грузов; гидротранспортных— для перегрузки песчано-гравийной смеси.

Во многих речных портах появились отечественные плавучие краны грузоподъемностью 15 тс (КПЛ15-30) и деррик-краны грузоподъемностью 100 тс.

4


Впервые на речном транспорте в Усть-Донецком порту был построен угольный перегрузочный комплекс с применением вагоноопрокидывателей и ленточных конвейеров шириной 1,4 м, обес­ печивающий перегрузку угля из железнодорожных вагонов в суда с производительностью 2400 т/ч.

За последние годы значительное развитие получили порты Си­ бири: Новосибирск, Омск, Красноярск, Иркутск и др.

В связи с освоением новых месторождений нефти и газа в Тю­ менской области построены новые порты в Сургуте, Добытнангах, Сергино и крупный порт на Иртыше—Тобольский.

Для перевалки апатитового и нефелинового концентратов с же­ лезной дороги на воду по проекту Ленгипроречтранса построен на Онежском озере Медвежьегорский порт.

Таким образом, в настоящее время на внутренних водных пу­ тях СССР созданы и успешно эксплуатируются сотни крупных портов, оснащенных современной перегрузочной техникой и име­ ющих в своем составе все необходимое оборудование для успеш­ ной деятельности их, как транспортных предприятий.

 

1.2. Назначение и классификация портов

 

Современный речной

порт представляет

собой

транспортный

узел, где

сходятся водные

и сухопутные

виды транспорта. Порт

включает

специальные

инженерные

сооружения,

перегрузочное

оборудование и др. устройства, предназначенные

для

приема и

хранения грузов, стоянки, обработки

и обслуживания

судов, ваго­

нов и автотранспорта.

 

 

 

 

 

 

 

По к о м п о н о в к е

порты могут

быть

русловые,

ковшовые и

смешанные.

 

 

 

 

 

 

 

По р а с п о л о ж е н и ю

порты могут быть

чисто

речные—на

руслах рек и их притоках, озерные

(включая

расположенные на

искусственно созданных

водохранилищах)

и устьевые.

 

Устьевые речные порты, кроме связей с сухопутными видами транспорта, имеют прямую связь с морскими" транспортными пу­ тями для перевалки грузов и пересадки пассажиров на морские суда или в обратном направлении.

Различают порты специализированные, в которых перерабаты­ вается один вид груза, и порты общего назначения, в-которых пе­

регружаются разнообразные

грузы.

В зависимости от назначения

порты делятся на грузовые, гру­

зопассажирские, пассажирские,

промышленные, порты-убежища

и др.

обслуживают крупные предприятия,

Промышленные порты

расположенные в прибрежной зоне.

5


Впортах производятся операции:

коммерческие (прием, хранение и выдача грузов, расчеты

склиентурой за перевозку и перегрузку грузов и другие работы);

грузовые (производство перегрузочных операций, связан­ ных с обработкой судов, вагонов и автотранспорта);

технические (комплексное эксплуатационное обслуживание флота, включающее снабжение его топливом, смазочными мате­ риалами, продуктами питания, питьевой водой и т. д.);

пассажирские (привлечение и всестороннее обслуживание пассажиров транзитных и местных линий).

Для выполнения этих операций порт должен располагать раз­ витой материальной базой, в состав которой входят:

перегрузочная техника;

причальные набережные стенки и гидротехнические со­ оружения;

склады;

рейдовый, служебный и вспомогательный флот;

вокзалы;

служебные здания (товарные конторы, управление порта, бытовки, диспетчерские, мастерские, зарядные станции);

средства связи и сигнализации;

подземные инженерные коммуникации (дренажные систе­ мы, пожарные водоводы, кабельные сети и т. д.);

трансформаторные подстанции, теплогенераторы и другие энергетические объекты.

Враспоряжение портов выделяется транспортный флот для осуществления местных перевозок грузов в границах порта.

Всоответствии с видами перевозок и обслуживания флота в портах выполняются следующие перегрузочные работы и связан­ ные с ними дополнительные операции:

— обработка судов и вагонов с грузами внутреннего прямого водного сообщения; v

обработка судов и вагбнов с грузами смешанного железно­ дорожно-водного сообщения;

бортовая перевалка;

-- погрузка и разгрузка автотранспорта;

внутрискладская перевалка грузов;

бункеровка судов.

В зависимости от грузооборота и пассажирооборота, в соот­ ветствии с нормами технологического проектирования [5], порты на внутренних водных путях подразделяются на4 категории (табл. 1).

6


 

 

 

Т а б л и ц а !

 

Категории портов

 

 

 

П о к а з а т е л и

 

Категория

среднесуточный грузооборот,

среднесуточный пассажиро-

порта

т (условных)

оборот, пасс (условных)

I

более 15000

более 2000

п

от 3551 до 15000

от 501

до 2000

hi

от 750 до 3550

от 201

до 500

IV

750 и менее

200

и менее

Для приведения грузооборота, выраженного в физических тон­ нах, к грузообороту в условных тоннах применяются коэффици­ енты приведения, учитывающие трудоемкость переработки каж­ дого вида груза.

Коэффициенты для приведения грузооборота в условный

Тарно-штучные грузы и промтовары

5,0

Нефтепродукты в таре

.4,5

Грузы в контейнерах и на поддонах

4,0

Хлопок в кипах

4,0

Метизы, машины, цемент в таре, химпродукты,

3,5

плодоовощи

Зерно насыпью, металлы, металлолом, лес и

2,5

пиломатериалы в судах

Дрова в судах

2,2

Соль

1,8

Руда

1.4

Уголь каменный

1.0

Песок, гравий, земля, шлак .

0,2

Прочие МСМ

1.3

Нефтегрузы наливные в судах

0,25

Коэффициенты для приведения пассажирооборота

 

в условный

 

Пассажиры местные

1,0

Пассажиры транзитные

2,5

Пассажиры пригородные и внутригородские

0,15

7