Файл: Шерле, З. П. Речные порты конспект лекций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13. Основные понятия элементов и подразделений порта

Основными элементами порта являются:

 

в ведении пор­

А к в а т о р и я—водная площадь, находящаяся

та в' установленных границах, защищенная

при

необходимости

оградительными

сооружениями.

Акватория

предназначена для

стоянок судов

под

грузовыми

и пассажирскими

операциями, а

также для производства необходимых маневровых работ,

Р е и д ы — водные

площади

вне судового

хода, на которых

производится формирование и расформирование составов, борто­ вая перевалка грузов, бункеровка и снабжение судов на плаву, а . также осуществляется кратковременная стоянка судов перед по­ дачей их к причалам и в ожидании накопления составов.

Рейды подразделяются на: рейды прибытия, отправления, пере­ грузочные, рейды для обработки наливного тоннажа, рейды при­ шлюзовые для переформирования составов и плотов перед шлю­ зованием.

Рейды должны быть оборудованы причальными приспособле­ ниями (понтоны, бочки и др.) и судоходной обстановкой, осве­ щаемой в ночное время, а также средствами связи.

Верхняя и нижняя границы рейдов обозначаются береговыми, створными знаками, а со стороны судового хода—буями. Поряд­ ковая нумерация рейдов производится вниз по течению.

Т е р р и т о р и я

порт а—прибрежный земельный участок, где

размещаются:

грузовые склады, подъездные и внутрипортовые

железнодорожные

пути и автодороги; подъемно-транспортное обо­

рудование для

механизации погрузочно-разгрузочных работ; объ­

екты электроснабжения, теплоснабжения и канализации; админи­ стративно-служебные, производственные и вспомогательные зда­ ния и др. объекты портового хозяйства.

Территория порта разделяется на режимную и предпортовую зоны. В режимной зоне размещаются сооружения и здания про­ изводственного назначения, а в предпортовой—административно- служебного назначения (управление порта, товарная контора и др.)

Основными подразделениями порта являются:

Р а й о н порт а является основной структурной единицей пор­ та и представляет собой территориально и производственно-объ­ единенные группы причалов. В портах с большим грузо-пассажи- рооборотом районы могут быть автономными в административно хозяйственном отношении, выполняющими собственными силами и средствами все операции, цключая прием и передачу грузов дру­

гим видам транспорта, обслуживание промышленных причалов своей зоны тяготения перегрузочными средствами, рейдовым и местным флотом. Портовые районы могут работать на хозяйст-

8


венном .расчете и иметь самостоятельный баланс, входящий со­ ставной частью в общий баланс порта.

Крупные порты им.еют два-три и более грузовых района. При атом количество и размеры районов зависят от объема грузообо­ рота; площади территории; наличия подъездных, железнодорож­ ных и автомобильных путей; удобства обслуживания грузополу­ чателей и грузоотправителей и других факторов.

Пр и ч а л является

производственной единицей, находящейся

в составе района порта,

и представляет собой комплекс сооруже­

ний, ' оборудования, устройств и прилегающей к нему акватории, служит для производства грузовых, пассажирских или вспомога гельных операций по одному судну.

По назначению причалы подразделяются на:

— грузовые, предназначаемые для перегрузки грузов из судов на сухопутные виды транспорта или в обратном направлении, или из одних судов в другие;

пассажирские—для посадки-высадки пассажиров и их об­ служивания;

грузопассажирские—для грузовой обработки судов, посадкивысадки пассажиров и их обслуживания;

вспомогательные—для выполнения операций по хозяйствен­

но-техническому обслуживанию судов и стоянки портового флота.

В зависимости от

местоположения, причалы делятся на б е р е-

г овые и плавучие .

Плавучие причалы, исходя из местных ус­

ловий. могут устанавливаться у берега или на рейде, причем по­ следние называются рейдовыми причалами.

В зависимости от района плавания пассажирского флота и его обслуживания, пассажирские причалы делятся на т р а н з и т н ые , ме с т ные и в н у т р и г о р о д с к и е . При незначительном судообо­ роте и пассажирообороте эти причалы по своему назначению могут совмещаться в зависимости от обслуживаемого ими флота и рай­ она плавания.

Грузовые причалы могут быть специализированы по роду пе­ регружаемого груза или по направлению грузопотока.

Грузовые причалы промышленных предприятий (клиентуры), в отличие от причалов МРФ общего назначения, служат для пе­ регрузки грузов, следуемых в адрес только этих предприятий или для отгрузки ими своей продукции на водный транспорт.

Причалы клиентуры должны быть оборудованы: _

причальными приспособлениями и перегрузочными маши­ нами для обработки судов в установленные сроки;

складами и навесами для обработки судов в ненастную по­

году;

устройствами связи, сигнализации и освещения;

рабочими местами для приемосдатчиков и весовщиков.

9



Причалы клиентуры с грузооборотом свыше 10 тыс. тотносят­ ся к I группе. Все остальные причалы клиентуры относятся ко II группе. Для этих причалов единые судо-часовые нормы снижа­ ются на 20% по сравнению с нормами для причалов I группы.

1.4. Показатели работы порта

Пароходство утверждает порту следующие показатели: а) по производству

общий объем погрузочно-разгрузочных работ, т;

грузооборот по отправлению грузов с выделением важней­ ших грузов по установленной номенклатуре и объем перевалки грузов, следуемых в смешанном железнодорожно-водном сообще­ нии, т;

б) по труду

общий фонд заработной платы по всем видам деятельности; в) по финансам

общая сумма прибыли; рентабельность; платежи в бюджет

иассигнования из бюджета;

— по планово убыточным портам устанавливаются задания по снижению затрат на единицу продукции по сравнению с ожи­ даемым финансовым результатом за предшествующий год, по изменению уровня условной рентабельности и по плановой сумме убытков;

г) по капитальному строительству

— общий объем централизованных капитальных вложений; ввод в действие основных фондов за счет этих вложений;

д) по внедрению новой техники

— внедрение новых перегрузочных машин, захватных устройств и прогрессивных технологических процессов; внедрение средств автоматизации и интенсификации перегрузочных и других работ.

Одновременно устанавливаются нормы и нормативы, утверж­ даемые министерством:

норма платы за производственные фонды и нормируемые оборотные средства;

нормативы отчислений от прибыли для образования фондов материального поощрения, социально-культурных мероприятий, жилищного строительства и развития производства;

нормативы времени по обработке транзитного флота (по графику движения, средняя норма обработки одной тонны тонна­ жа и др.).

Г р у з о о б о р о т о м порта называется количество груза (в т), отправляемого портом по. воде и принимаемого с воды за опреде­ ленное время, независимо от того, где перерабатывается груз на причалах порта или причалах клиентуры, находящейся в границах деятельности порта. •

10


П р о п у с к н о й с п о с о б н о с т ь ю порта называется количе­ ство груза, которое порт может погрузить на суда или выгрузить из них за определенный отрезок времени. Это транспортный по­ тенциал порта. При правильном развитии порта рост его пропуск­ ной способности должен несколько опережать рост грузооборота. Чем больше коэффициент неравномерности грузооборота, тем боль­ ше должна быть величина разрыва между грузооборотом порта и его пропускной способностью.

Коэффициент неравномерности грузооборота

 

д» __

Q m max

 

 

Qmср

где

Qmmax— грузооборот в наиболее напряженный месяц на­

 

вигации;

 

 

QР— среднемесячный грузооборот.

Средняя норма обработки

тоннажа характеризует среднее вре­

мя нахождения в порту одной тонны тоннажа с момента его при­ бытия до момента отправления

а _

SQr^i

 

с р - т

- т

где yiQitl— количество тоннаже-суток нахождения тоннажа

в порту под погрузочно-разгрузочными и техни­ ческими операциями (ожидание обработки, тя­ ги и т. д.);

^Q ;—количество обработанного тоннажа, т;

VQ„ — количество тоннажа, поданного под погрузку после собственной выгрузки, т.

§2. РАСЧЕТ ЭЛЕМЕНТОВ ПОРТА

2.1.Количество и длина грузовых и пассажирских причалов

Количество и длина грузовых причалов зависят от объема грузооборота по каждому из перерабатываемых грузов, продол­ жительности эксплуатационного периода, характеристики судов, принятых судо-часовых норм погрузки-выгрузки и других исход­ ных данных.

Количество грузовых причалов определяется по каждому виду груза в отдельности по формуле

 

/

 

 

где

М — расчетное суточное

количество

судов на причале;

 

■— продолжительность

занятости

причала обработ­

 

кой одного судна, ч\

операций, выпол­

 

t— продолжительность

грузовых

 

няемых на причале, за сутки. При трехсменной

 

работе /= 23 ч, при двухсменной—/= 1 6 ч.

Расчетное суточное количество судов М находится по средне­ суточному расчетному грузообороту qc рас с учетом коэффициента

месячной неравномерности грузооборота, выражаемого отношени­ ем грузооборота в наиболее интенсивный месяц навигации к сред­ несуточному грузообороту.

 

_ __Qn'A

_ Яс рас

 

7,, • Qc • kc

Qc • kc

где

Q„— навигационный

грузооборот по данному виду

 

груза, , г;

 

 

К— коэффициент неравномерности грузооборота;

л

7',,— расчетная длительность навигации по данному

 

виду перевозок,

сут\

Qc— грузоподъемность судна, т;

кс— коэффициент использования грузоподъемности судна,зависящий от осадки его при гарантийной глубине и от технической (тарифной) нормы за­ грузки данным грузом.

Продолжительность обработки на причале одного судна т скла­ дывается из времени, необходимого на-грузовые операции tTV и времени на маневровые операции по смене судов у причала /н

+ А1 ,

12