ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
13. Основные понятия элементов и подразделений порта
Основными элементами порта являются: |
|
в ведении пор |
|||
А к в а т о р и я—водная площадь, находящаяся |
|||||
та в' установленных границах, защищенная |
при |
необходимости |
|||
оградительными |
сооружениями. |
Акватория |
предназначена для |
||
стоянок судов |
под |
грузовыми |
и пассажирскими |
операциями, а |
|
также для производства необходимых маневровых работ, |
|||||
Р е и д ы — водные |
площади |
вне судового |
хода, на которых |
производится формирование и расформирование составов, борто вая перевалка грузов, бункеровка и снабжение судов на плаву, а . также осуществляется кратковременная стоянка судов перед по дачей их к причалам и в ожидании накопления составов.
Рейды подразделяются на: рейды прибытия, отправления, пере грузочные, рейды для обработки наливного тоннажа, рейды при шлюзовые для переформирования составов и плотов перед шлю зованием.
Рейды должны быть оборудованы причальными приспособле ниями (понтоны, бочки и др.) и судоходной обстановкой, осве щаемой в ночное время, а также средствами связи.
Верхняя и нижняя границы рейдов обозначаются береговыми, створными знаками, а со стороны судового хода—буями. Поряд ковая нумерация рейдов производится вниз по течению.
Т е р р и т о р и я |
порт а—прибрежный земельный участок, где |
|
размещаются: |
грузовые склады, подъездные и внутрипортовые |
|
железнодорожные |
пути и автодороги; подъемно-транспортное обо |
|
рудование для |
механизации погрузочно-разгрузочных работ; объ |
екты электроснабжения, теплоснабжения и канализации; админи стративно-служебные, производственные и вспомогательные зда ния и др. объекты портового хозяйства.
Территория порта разделяется на режимную и предпортовую зоны. В режимной зоне размещаются сооружения и здания про изводственного назначения, а в предпортовой—административно- служебного назначения (управление порта, товарная контора и др.)
Основными подразделениями порта являются:
Р а й о н порт а является основной структурной единицей пор та и представляет собой территориально и производственно-объ единенные группы причалов. В портах с большим грузо-пассажи- рооборотом районы могут быть автономными в административно хозяйственном отношении, выполняющими собственными силами и средствами все операции, цключая прием и передачу грузов дру
гим видам транспорта, обслуживание промышленных причалов своей зоны тяготения перегрузочными средствами, рейдовым и местным флотом. Портовые районы могут работать на хозяйст-
8
венном .расчете и иметь самостоятельный баланс, входящий со ставной частью в общий баланс порта.
Крупные порты им.еют два-три и более грузовых района. При атом количество и размеры районов зависят от объема грузообо рота; площади территории; наличия подъездных, железнодорож ных и автомобильных путей; удобства обслуживания грузополу чателей и грузоотправителей и других факторов.
Пр и ч а л является |
производственной единицей, находящейся |
в составе района порта, |
и представляет собой комплекс сооруже |
ний, ' оборудования, устройств и прилегающей к нему акватории, служит для производства грузовых, пассажирских или вспомога гельных операций по одному судну.
По назначению причалы подразделяются на:
— грузовые, предназначаемые для перегрузки грузов из судов на сухопутные виды транспорта или в обратном направлении, или из одних судов в другие;
—пассажирские—для посадки-высадки пассажиров и их об служивания;
—грузопассажирские—для грузовой обработки судов, посадкивысадки пассажиров и их обслуживания;
—вспомогательные—для выполнения операций по хозяйствен
но-техническому обслуживанию судов и стоянки портового флота.
В зависимости от |
местоположения, причалы делятся на б е р е- |
г овые и плавучие . |
Плавучие причалы, исходя из местных ус |
ловий. могут устанавливаться у берега или на рейде, причем по следние называются рейдовыми причалами.
В зависимости от района плавания пассажирского флота и его обслуживания, пассажирские причалы делятся на т р а н з и т н ые , ме с т ные и в н у т р и г о р о д с к и е . При незначительном судообо роте и пассажирообороте эти причалы по своему назначению могут совмещаться в зависимости от обслуживаемого ими флота и рай она плавания.
Грузовые причалы могут быть специализированы по роду пе регружаемого груза или по направлению грузопотока.
Грузовые причалы промышленных предприятий (клиентуры), в отличие от причалов МРФ общего назначения, служат для пе регрузки грузов, следуемых в адрес только этих предприятий или для отгрузки ими своей продукции на водный транспорт.
Причалы клиентуры должны быть оборудованы: _
—причальными приспособлениями и перегрузочными маши нами для обработки судов в установленные сроки;
—складами и навесами для обработки судов в ненастную по
году;
—устройствами связи, сигнализации и освещения;
—рабочими местами для приемосдатчиков и весовщиков.
9
Причалы клиентуры с грузооборотом свыше 10 тыс. тотносят ся к I группе. Все остальные причалы клиентуры относятся ко II группе. Для этих причалов единые судо-часовые нормы снижа ются на 20% по сравнению с нормами для причалов I группы.
1.4. Показатели работы порта
Пароходство утверждает порту следующие показатели: а) по производству
—общий объем погрузочно-разгрузочных работ, т;
—грузооборот по отправлению грузов с выделением важней ших грузов по установленной номенклатуре и объем перевалки грузов, следуемых в смешанном железнодорожно-водном сообще нии, т;
б) по труду
—общий фонд заработной платы по всем видам деятельности; в) по финансам
—общая сумма прибыли; рентабельность; платежи в бюджет
иассигнования из бюджета;
— по планово убыточным портам устанавливаются задания по снижению затрат на единицу продукции по сравнению с ожи даемым финансовым результатом за предшествующий год, по изменению уровня условной рентабельности и по плановой сумме убытков;
г) по капитальному строительству
— общий объем централизованных капитальных вложений; ввод в действие основных фондов за счет этих вложений;
д) по внедрению новой техники
— внедрение новых перегрузочных машин, захватных устройств и прогрессивных технологических процессов; внедрение средств автоматизации и интенсификации перегрузочных и других работ.
Одновременно устанавливаются нормы и нормативы, утверж даемые министерством:
—норма платы за производственные фонды и нормируемые оборотные средства;
—нормативы отчислений от прибыли для образования фондов материального поощрения, социально-культурных мероприятий, жилищного строительства и развития производства;
—нормативы времени по обработке транзитного флота (по графику движения, средняя норма обработки одной тонны тонна жа и др.).
Г р у з о о б о р о т о м порта называется количество груза (в т), отправляемого портом по. воде и принимаемого с воды за опреде ленное время, независимо от того, где перерабатывается груз на причалах порта или причалах клиентуры, находящейся в границах деятельности порта. •
10
П р о п у с к н о й с п о с о б н о с т ь ю порта называется количе ство груза, которое порт может погрузить на суда или выгрузить из них за определенный отрезок времени. Это транспортный по тенциал порта. При правильном развитии порта рост его пропуск ной способности должен несколько опережать рост грузооборота. Чем больше коэффициент неравномерности грузооборота, тем боль ше должна быть величина разрыва между грузооборотом порта и его пропускной способностью.
Коэффициент неравномерности грузооборота
|
д» __ |
Q m max |
|
|
Qmср |
где |
Qmmax— грузооборот в наиболее напряженный месяц на |
|
|
вигации; |
|
|
QmсР— среднемесячный грузооборот. |
|
Средняя норма обработки |
тоннажа характеризует среднее вре |
мя нахождения в порту одной тонны тоннажа с момента его при бытия до момента отправления
а _ |
SQr^i |
|
с р - т |
- т |
’ |
где yiQitl— количество тоннаже-суток нахождения тоннажа
в порту под погрузочно-разгрузочными и техни ческими операциями (ожидание обработки, тя ги и т. д.);
^Q ;—количество обработанного тоннажа, т;
VQ„ — количество тоннажа, поданного под погрузку после собственной выгрузки, т.
§2. РАСЧЕТ ЭЛЕМЕНТОВ ПОРТА
2.1.Количество и длина грузовых и пассажирских причалов
Количество и длина грузовых причалов зависят от объема грузооборота по каждому из перерабатываемых грузов, продол жительности эксплуатационного периода, характеристики судов, принятых судо-часовых норм погрузки-выгрузки и других исход ных данных.
Количество грузовых причалов определяется по каждому виду груза в отдельности по формуле
|
/ |
|
|
где |
М — расчетное суточное |
количество |
судов на причале; |
|
■— продолжительность |
занятости |
причала обработ |
|
кой одного судна, ч\ |
операций, выпол |
|
|
t— продолжительность |
грузовых |
|
|
няемых на причале, за сутки. При трехсменной |
||
|
работе /= 23 ч, при двухсменной—/= 1 6 ч. |
Расчетное суточное количество судов М находится по средне суточному расчетному грузообороту qc рас с учетом коэффициента
месячной неравномерности грузооборота, выражаемого отношени ем грузооборота в наиболее интенсивный месяц навигации к сред несуточному грузообороту.
|
_ __Qn'A |
_ Яс рас |
|
7,, • Qc • kc |
Qc • kc |
где |
Q„— навигационный |
грузооборот по данному виду |
|
груза, , г; |
|
|
К— коэффициент неравномерности грузооборота; |
|
л |
7',,— расчетная длительность навигации по данному |
|
|
виду перевозок, |
сут\ |
Qc— грузоподъемность судна, т;
кс— коэффициент использования грузоподъемности судна,зависящий от осадки его при гарантийной глубине и от технической (тарифной) нормы за грузки данным грузом.
Продолжительность обработки на причале одного судна т скла дывается из времени, необходимого на-грузовые операции tTV и времени на маневровые операции по смене судов у причала /н
+ А1 ,
12