Файл: Хитрик, В. Э. Методы динамической оптимизации механизмов машин-автоматов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А. А. ЖДАНОВА
В. Э. ХИТРИК
МЕТОДЫ
ДИНАМИЧЕСКОЙ
ОПТИМИЗАЦИИ
МЕХАНИЗМОВ МАШИНАВТОМАТОВ
ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ЛЕНИНГРАД 1974
Рекомендовано к изданию заводом-втузом при Ленинградском металлическом заводе им. XXII съезда КПСС
Го-Д. «•'в'Н'-.НкЯ
hay кая
вив.ГКО СССР
Э---‘36Л-;П->ЧР
ч и т / ль, ;о го за л а
Методы динамической оптимизации механизмов машин-ав-
гоматов. Хитри к В. Э. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 19/4,
116с.
Вкниге решен цикл задач динамической оптимизации механизмов с использованием вариационных методов. Рас смотрено два типа задач. К первому типу относятся задачи
оптимизации сравнительно несиловых цикловых механизмов, в которых скорость ведущего звена может полагаться из вестной. Ко второму типу относятся задачи оптимизации силовых механизмов, соединяющих двигатель с рабочим ор
ганом машины.
Книга рассчитана на инженеров, занимающихся расче том и проектированием производственных машин-автоматов. Она может быть полезна студентам старших курсов маши
ностроительных специальностей. Ил.— 19, |
табл. — 7, биб- |
лиогр. — 51 назв. |
|
Ответственный редактор проф. В. Л. |
ВЕЙЦ |
31302-108 |
БЗ-ЗО—61—1974 |
© |
Издательство |
Х 076 (02)—74 |
Ленинградского университета, |
||
|
|
|
1974 г. |
|
Хитрик Валерий |
Эмильевич |
|
Методы динамической оптимизации механизмов машин-автоматов |
|||
|
Редактор |
Н. В. Пригородова |
Техн. редактор В. С. Кузина |
Корректоры Е. К. Терентьева, И. П. Губерер |
||||
М-03635. |
Сдано в |
набор |
26 II 1974 г. |
Подписано |
к печати .2 VII 1974 г. |
Формат бумаги |
60Х90'/|6. |
Бум. тип. № 3. |
Печ. л. 7,25. |
Уч.-изд. л. 7.3S. |
|
Бум. л. |
3,62. |
Тираж 2900 экз. |
Заказ 117. |
Цена 74 коп. |
Издательство ЛГУ им. А. А. Жданова. 199164. Ленинград, Университетская наб.. 7/9. Типография ЛГУ им. А. А. Жданова. 199164. Ленинград, Университетская наб., 7/9.
ВВЕДЕНИЕ
Основными тенденциями в развитии современной машино строительной промышленности являются повышение произво дительности оборудования, улучшение качества обработки из делий, совершенствование эксплуатационных характеристик используемых машин.
При расчете и проектировании новых машин-автоматов воз никают многочисленные задачи, без решения которых невоз можно удовлетворить требования современного производства. Поскольку при повышении рабочих скоростей производствен ные машины-автоматы работают в более жестком динамиче ском режиме, то часто именно динамические факторы ограни чивают дальнейший рост производительности. В этих условиях для получения благоприятных эксплуатационных характери стик у проектируемой машины необходимо учитывать динами ческие критерии, что, естественно, приводит к задаче динами ческого синтеза механической системы.
Проблемы динамического анализа и синтеза механических систем являются в настоящее время объектом интенсивного теоретического и экспериментального изучения. При этом ха рактерна тенденция к более полному учету реальных свойств изучаемых систем, в частности к учету упругих и диссипатив ных свойств системы, учету производственных погрешностей в соединениях и реальной (динамической) характеристики дви гателя. Здесь следует отметить работы В. Л. Вейца [1, 2], И. И. Вульфсона [3—6], А. Е. Кобринского [7], С. Н. Кожев никова [8] и другие.
Известно, что на работу механизмов машин-автоматов, пре образующих непрерывное вращательное движение ведущего звена в установившееся неравномерное движение ведомого зве на (рабочего органа), большое влияние оказывает закон их движения.1 В научной литературе неоднократно отмечалось,
1 В настоящей работе под законом движения механизма понимается за висимость между кинематическими функциями ведомого и ведущего звена в форме передаточной функции П'(ср) [9] или в форме инварианта скорости
Ь(х) (10] (см. также § 1, гл. I).
3
что правильный выбор закона движения механизма позволяет снизить избыточные инерционные усилия, повысить динамиче ский к.п.д. и равномерность движения, уменьшить габари ты и вес. В настоящее время разработано много методов вы бора динамически оптимальных (рациональных) законов дви жения. К числу главных из них относятся: конструирование оптимальных законов движения из элементов стандартных ал гебраических и тригонометрических функций; полидинамические методы; экстремальные методы; методы, связанные с по лучением закона движения в результате решения задачи опти мального управления; вариационные методы.
Наиболее широко распространен метод выбора идеальных законов движения, основанный на непосредственном сравне нии динамических параметров различных законов движения для равномерного вращения ведущего звена. При этом закон движения задается обычно в форме функции графика ускоре ния ведомого звена. Законы движения выбираются из числа известных или конструируются из участков стандартных алгеб раических или тригонометрических функций. Этот метод со здает достаточно объективную картину для выбора закона движения, удовлетворяющего условиям поставленной задачи, так как различные законы движения сравниваются между со бой по всему комплексу экстремальных и средних критериев.
Применение указанного метода ограничивается следующи ми соображениями.
Во-первых, предположение о равномерном вращении веду щего звена на практике оказывается допустимым не для всех механизмов. Следует выделить группу силовых и энергетиче ских механизмов, осуществляющих связь двигателя с рабочим органом производственной машины, при расчете которых в рамках корректно поставленной задачи вообще не может быть сделано априорного предположения о характере изменения угловой скорости механизма. Динамическая оптимизация ме ханизмов этой группы должна проводиться совместно с реше нием обратной задачи динамики для рассматриваемой систе мы, т. е. с определением характера движения механизма при заданном моменте двигателя и силах сопротивления. К маши нам этой группы относятся плоскопечатные, обжимные, резаль ные машины, кривошипные прессы и т. д. Другую большую группу образуют несиловые цикловые механизмы производст венных машин-автоматов, которые потребляют незначительную долю общей энергии двигателя, и силовые энергоемкие меха низмы, у которых с ведущим звеном связаны значительные маховые массы. При расчете этих механизмов скорость веду щих звеньев может полагаться известной , и заданной, однако и в этом случае ее не всегда можно считать постоянной.
Во-вторых, выбор закона движения из имеющихся таблиц или эмпирический подбор функций для синтеза нового закона движения не может обеспечить достижения действительного
4
оптимума, который представляет наибольший интерес как в практическом, так и теоретическом отношении. Известные ме тоды позволяют в основном получать решения задач для од нородных граничных условий. Между тем на практике часто приходится решать задачи динамической оптимизации для не однородных динамических условий (разбег, торможение, пере ключение с одной скорости на другую и т. д.). От указанных ограничений в значительной степени свободны вариационные методы, к основным преимуществам которых относится воз можность более широкой постановки задач динамической оп тимизации, получение действительного оптимума, использова ние устойчивых критериев при их решении.
Вариационные методы обычно связаны с оптимизацией ди намического режима по средним, интегральным критериям и наиболее уместны при уменьшении износа, потерь на трение в системе, стремлении к сохранению точности, увеличению долговечмости производственных машин. Тем не менее вариацион ные методы в задачах динамического синтеза механических систем, в частности в задачах выбора динамически оптималь ных законов движения механизмов, находят еще ограниченное применение.
В настоящей работе решен цикл новых задач выбора дина мически оптимальных законов движения механизмов по раз личным критериям в вариационной постановке [11— 19]. При решении этих задач использованы как методы, связанные с интегрированием уравнения Эйлера для функционала, соответ ствующего выбранному критерию оптимального движения, так и прямые вариационные методы.
Параграфы 6, 8 гл. II и 2, 3 гл. III написаны совместно с В. Я. Ковнером.
□
Г л а в а I
ЗАДАЧИ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ МЕХАНИЗМОВ МАШИН-АВТОМАТОВ
Основной целью настоящего исследования является изуче ние некоторых аспектов динамического синтеза механизмов, а именно применение вариационных методов к задачам выбо ра динамически оптимальных законов движения.
Важное место в задачах динамического анализа и синтеза механизмов занимает проблема выбора и обоснования крите риев, по которым должна проводиться оптимизация системы. Для систем, преобразующих равномерное вращение ведущего звена в установившееся неравномерное движение ведомого зве на, которые рассматриваются в данной работе, важные резуль таты получены в работах И. И. Артоболевского [20, 21], Я. Л. Геронимуса [22—24], И. И. Вульфсона [3—6], Н. И. Левитского [25], К. В. Тира [10, 26] и др.
В качестве критериев динамически оптимального движения часто принимаются экстремальные или среднеинтегральные значения скорости и ускорений ведомого звена, кинетической мощности, давления в кинематических парах, динамического коэффициента полезного действия системы и т. д. При учете упругих и диссипативных свойств системы, что становится не обходимым для быстроходных производственных машин, при
ходится также |
учитывать специфические критерии, связанные |
с требованиями |
минимизации динамических отклонений дви |
жения ведомого звена от движений, определяемых исходными идеальными законами движения.
§ 1. Законы движения механизмов и методы их выбора
Введем представление о геометрических функциях механиз ма, характеризующих зависимость между кинематическими
.функциями ведущего и ведомого звеньев. В дальнейшем для этой зависимости используется как форма передаточных функ ций, так и форма безразмерных позиционных коэффициентов
6
(инвариантов подобия) в соответствии с работами Н. И. Колчина [9] и К. В. Тира [10]. В общем случае выражения для
обобщенного перемещения q, скорости q и ускорения ведомого звена q можно записать в виде
? = П(?),
Я =ГГ (<р) ср, |
(М) |
я = п"(?) т 2 + |
п ' (<?)?, |
где П (?) — функция положения механизма; П' (?), П" (ср) пер вая и вторая передаточные функции механизма:
П '(?) = |
dП |
№П |
d<f п"(?) |
|
|
(ср — координата ведущего |
звена; ср, |
ср — скорость и ускоре |
ние ведущего звена).
Передаточные функции имеют размерность обобщенной ко ординаты ведомого звена. В случае равномерного движения
ведущего звена со скоростью <р = со = const выражения для ки нематических характеристик ведомого звена упрощаются:
Я = П'(с?)ш, |
(1.2) |
|
я= п " ( с р К .
Вэтом случае эффективным становится использование без размерных позиционных коэффициентов (инвариантов подо бия) кинематических функций механизма в соответствии с [10].
Выражения для перемещения, скорости и ускорения ведо мого звена будут иметь вид
Я= Яо-(х),
0<7о |
|
% 3(*). |
(1.3) |
Я = Я о - г Ч х У
|
|
|
|
Vo |
|
|
|
|
Здесь х |
= — , где х — безразмерная относительная |
коор |
||||
дината ведущего звена, |
ср0 — угол |
поворота |
веду |
||||
щего звена |
на |
рассматриваемом интервале; |
С= |
— безраз- |
|||
|
|
|
|
|
|
чо |
|
мерный позиционный коэффициент смещения; о(х) = |
Я~^~~ |
||||||
безразмерный |
позиционный |
коэффициент скорости; |
;(х ) = |
||||
|
г |
|
|
|
|
|
|
= |
^ *— безразмерный позиционный коэффициент ускорения. |
7
Сопоставляя выражения (1.2) и (1.3), найдем связь между инвариантами подобия и передаточными функциями:
В дальнейшем понятие «закон движения механизма» будет от носиться к функции ГГ(ф) или 6(х) в зависимости от того, решается ли задача в форме передаточных функций или в форме инвариантов подобия.
Вопросам выбора оптимальных законов движения посвя щена обширная литература. Наиболее широко распространен метод выбора идеальных законов движения, основанный на предположении о равномерном вращении ведущего звена и на непосредственном сравнении динамических параметров для
различных законов |
движения, |
задаваемых |
обычно |
в форме |
1= 1{х) или П" = П"(х). |
|
|
|
|
К настоящему |
времени в |
работах К. |
В. Тира |
[10, 26], |
Н. И. Левитского [25], Л. Н. Решетова [27], А. Е. Кобринского [7], Л. В. Корчемного [28], М. Л. Орликова [29], Г. А. Ротбарта [30], Э. Е. Пейсаха [31, 32] и других собрано, классифицирова но и затабулировано большое число разнообразных идеальных законов движения главным образом применительно к вопро сам проектирования кулачковых механизмов. Применение ука занного метода ограничивается машинами и механизмами с более или менее равномерным движением ведущего звена. Кроме того, этот метод не может гарантировать наилучшее решение поставленной конкретной задачи динамической опти мизации, так как всегда имеется вероятность того, что сущест вует неизвестный закон движения, способный доставить ре шаемой задаче более сильный оптимум. Отметим, что имею щиеся идеальные законы движения получены в основном для случая однородных краевых условий, которые соответствуют работе кулачковых механизмов в цикле выстой—перемеще ние—выстой или работе шарнирных механизмов от одного мертвого положения до другого.
Вопросы выбора законов движения из условий минимиза ции экстремальных, а также средних величин критериев дина мической оптимальности разрабатывались в работах Я. Л. Геронимуса [22, 23], Л. Н. Борисенко и Я. Л. Геронимуса [33], М. С. Шуна {34], М. М. Перельмутера [35], И. И. Тартаковского [36, 37], а также в ряде других работ. В математическом отношении требование минимизации экстремальных значений критериев оптимальности приводит к характерной задаче из чебышевского круга идей о равномерном (наилучшем) при
8