Файл: Хитрик, В. Э. Методы динамической оптимизации механизмов машин-автоматов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А. А. ЖДАНОВА

В. Э. ХИТРИК

МЕТОДЫ

ДИНАМИЧЕСКОЙ

ОПТИМИЗАЦИИ

МЕХАНИЗМОВ МАШИНАВТОМАТОВ

ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ЛЕНИНГРАД 1974

Рекомендовано к изданию заводом-втузом при Ленинградском металлическом заводе им. XXII съезда КПСС

Го-Д. «•'в'Н'-.НкЯ

hay кая

вив.ГКО СССР

Э---‘36Л-;П->ЧР

ч и т / ль, ;о го за л а

Методы динамической оптимизации механизмов машин-ав-

гоматов. Хитри к В. Э. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 19/4,

116с.

Вкниге решен цикл задач динамической оптимизации механизмов с использованием вариационных методов. Рас­ смотрено два типа задач. К первому типу относятся задачи

оптимизации сравнительно несиловых цикловых механизмов, в которых скорость ведущего звена может полагаться из­ вестной. Ко второму типу относятся задачи оптимизации силовых механизмов, соединяющих двигатель с рабочим ор­

ганом машины.

Книга рассчитана на инженеров, занимающихся расче­ том и проектированием производственных машин-автоматов. Она может быть полезна студентам старших курсов маши­

ностроительных специальностей. Ил.— 19,

табл. — 7, биб-

лиогр. — 51 назв.

 

Ответственный редактор проф. В. Л.

ВЕЙЦ

31302-108

БЗ-ЗО—61—1974

©

Издательство

Х 076 (02)—74

Ленинградского университета,

 

 

 

1974 г.

 

Хитрик Валерий

Эмильевич

Методы динамической оптимизации механизмов машин-автоматов

 

Редактор

Н. В. Пригородова

Техн. редактор В. С. Кузина

Корректоры Е. К. Терентьева, И. П. Губерер

М-03635.

Сдано в

набор

26 II 1974 г.

Подписано

к печати .2 VII 1974 г.

Формат бумаги

60Х90'/|6.

Бум. тип. № 3.

Печ. л. 7,25.

Уч.-изд. л. 7.3S.

Бум. л.

3,62.

Тираж 2900 экз.

Заказ 117.

Цена 74 коп.

Издательство ЛГУ им. А. А. Жданова. 199164. Ленинград, Университетская наб.. 7/9. Типография ЛГУ им. А. А. Жданова. 199164. Ленинград, Университетская наб., 7/9.


ВВЕДЕНИЕ

Основными тенденциями в развитии современной машино­ строительной промышленности являются повышение произво­ дительности оборудования, улучшение качества обработки из­ делий, совершенствование эксплуатационных характеристик используемых машин.

При расчете и проектировании новых машин-автоматов воз­ никают многочисленные задачи, без решения которых невоз­ можно удовлетворить требования современного производства. Поскольку при повышении рабочих скоростей производствен­ ные машины-автоматы работают в более жестком динамиче­ ском режиме, то часто именно динамические факторы ограни­ чивают дальнейший рост производительности. В этих условиях для получения благоприятных эксплуатационных характери­ стик у проектируемой машины необходимо учитывать динами­ ческие критерии, что, естественно, приводит к задаче динами­ ческого синтеза механической системы.

Проблемы динамического анализа и синтеза механических систем являются в настоящее время объектом интенсивного теоретического и экспериментального изучения. При этом ха­ рактерна тенденция к более полному учету реальных свойств изучаемых систем, в частности к учету упругих и диссипатив­ ных свойств системы, учету производственных погрешностей в соединениях и реальной (динамической) характеристики дви­ гателя. Здесь следует отметить работы В. Л. Вейца [1, 2], И. И. Вульфсона [3—6], А. Е. Кобринского [7], С. Н. Кожев­ никова [8] и другие.

Известно, что на работу механизмов машин-автоматов, пре­ образующих непрерывное вращательное движение ведущего звена в установившееся неравномерное движение ведомого зве­ на (рабочего органа), большое влияние оказывает закон их движения.1 В научной литературе неоднократно отмечалось,

1 В настоящей работе под законом движения механизма понимается за­ висимость между кинематическими функциями ведомого и ведущего звена в форме передаточной функции П'(ср) [9] или в форме инварианта скорости

Ь(х) (10] (см. также § 1, гл. I).

3

что правильный выбор закона движения механизма позволяет снизить избыточные инерционные усилия, повысить динамиче­ ский к.п.д. и равномерность движения, уменьшить габари­ ты и вес. В настоящее время разработано много методов вы­ бора динамически оптимальных (рациональных) законов дви­ жения. К числу главных из них относятся: конструирование оптимальных законов движения из элементов стандартных ал­ гебраических и тригонометрических функций; полидинамические методы; экстремальные методы; методы, связанные с по­ лучением закона движения в результате решения задачи опти­ мального управления; вариационные методы.

Наиболее широко распространен метод выбора идеальных законов движения, основанный на непосредственном сравне­ нии динамических параметров различных законов движения для равномерного вращения ведущего звена. При этом закон движения задается обычно в форме функции графика ускоре­ ния ведомого звена. Законы движения выбираются из числа известных или конструируются из участков стандартных алгеб­ раических или тригонометрических функций. Этот метод со­ здает достаточно объективную картину для выбора закона движения, удовлетворяющего условиям поставленной задачи, так как различные законы движения сравниваются между со­ бой по всему комплексу экстремальных и средних критериев.

Применение указанного метода ограничивается следующи­ ми соображениями.

Во-первых, предположение о равномерном вращении веду­ щего звена на практике оказывается допустимым не для всех механизмов. Следует выделить группу силовых и энергетиче­ ских механизмов, осуществляющих связь двигателя с рабочим органом производственной машины, при расчете которых в рамках корректно поставленной задачи вообще не может быть сделано априорного предположения о характере изменения угловой скорости механизма. Динамическая оптимизация ме­ ханизмов этой группы должна проводиться совместно с реше­ нием обратной задачи динамики для рассматриваемой систе­ мы, т. е. с определением характера движения механизма при заданном моменте двигателя и силах сопротивления. К маши­ нам этой группы относятся плоскопечатные, обжимные, резаль­ ные машины, кривошипные прессы и т. д. Другую большую группу образуют несиловые цикловые механизмы производст­ венных машин-автоматов, которые потребляют незначительную долю общей энергии двигателя, и силовые энергоемкие меха­ низмы, у которых с ведущим звеном связаны значительные маховые массы. При расчете этих механизмов скорость веду­ щих звеньев может полагаться известной , и заданной, однако и в этом случае ее не всегда можно считать постоянной.

Во-вторых, выбор закона движения из имеющихся таблиц или эмпирический подбор функций для синтеза нового закона движения не может обеспечить достижения действительного

4


оптимума, который представляет наибольший интерес как в практическом, так и теоретическом отношении. Известные ме­ тоды позволяют в основном получать решения задач для од­ нородных граничных условий. Между тем на практике часто приходится решать задачи динамической оптимизации для не­ однородных динамических условий (разбег, торможение, пере­ ключение с одной скорости на другую и т. д.). От указанных ограничений в значительной степени свободны вариационные методы, к основным преимуществам которых относится воз­ можность более широкой постановки задач динамической оп­ тимизации, получение действительного оптимума, использова­ ние устойчивых критериев при их решении.

Вариационные методы обычно связаны с оптимизацией ди­ намического режима по средним, интегральным критериям и наиболее уместны при уменьшении износа, потерь на трение в системе, стремлении к сохранению точности, увеличению долговечмости производственных машин. Тем не менее вариацион­ ные методы в задачах динамического синтеза механических систем, в частности в задачах выбора динамически оптималь­ ных законов движения механизмов, находят еще ограниченное применение.

В настоящей работе решен цикл новых задач выбора дина­ мически оптимальных законов движения механизмов по раз­ личным критериям в вариационной постановке [11— 19]. При решении этих задач использованы как методы, связанные с интегрированием уравнения Эйлера для функционала, соответ­ ствующего выбранному критерию оптимального движения, так и прямые вариационные методы.

Параграфы 6, 8 гл. II и 2, 3 гл. III написаны совместно с В. Я. Ковнером.

Г л а в а I

ЗАДАЧИ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ МЕХАНИЗМОВ МАШИН-АВТОМАТОВ

Основной целью настоящего исследования является изуче­ ние некоторых аспектов динамического синтеза механизмов, а именно применение вариационных методов к задачам выбо­ ра динамически оптимальных законов движения.

Важное место в задачах динамического анализа и синтеза механизмов занимает проблема выбора и обоснования крите­ риев, по которым должна проводиться оптимизация системы. Для систем, преобразующих равномерное вращение ведущего звена в установившееся неравномерное движение ведомого зве­ на, которые рассматриваются в данной работе, важные резуль­ таты получены в работах И. И. Артоболевского [20, 21], Я. Л. Геронимуса [22—24], И. И. Вульфсона [3—6], Н. И. Левитского [25], К. В. Тира [10, 26] и др.

В качестве критериев динамически оптимального движения часто принимаются экстремальные или среднеинтегральные значения скорости и ускорений ведомого звена, кинетической мощности, давления в кинематических парах, динамического коэффициента полезного действия системы и т. д. При учете упругих и диссипативных свойств системы, что становится не­ обходимым для быстроходных производственных машин, при­

ходится также

учитывать специфические критерии, связанные

с требованиями

минимизации динамических отклонений дви­

жения ведомого звена от движений, определяемых исходными идеальными законами движения.

§ 1. Законы движения механизмов и методы их выбора

Введем представление о геометрических функциях механиз­ ма, характеризующих зависимость между кинематическими

.функциями ведущего и ведомого звеньев. В дальнейшем для этой зависимости используется как форма передаточных функ­ ций, так и форма безразмерных позиционных коэффициентов

6


(инвариантов подобия) в соответствии с работами Н. И. Колчина [9] и К. В. Тира [10]. В общем случае выражения для

обобщенного перемещения q, скорости q и ускорения ведомого звена q можно записать в виде

? = П(?),

Я =ГГ (<р) ср,

(М)

я = п"(?) т 2 +

п ' (<?)?,

где П (?) — функция положения механизма; П' (?), П" (ср) пер­ вая и вторая передаточные функции механизма:

П '(?) =

dП

П

d<f п"(?)

 

(ср — координата ведущего

звена; ср,

ср — скорость и ускоре­

ние ведущего звена).

Передаточные функции имеют размерность обобщенной ко­ ординаты ведомого звена. В случае равномерного движения

ведущего звена со скоростью <р = со = const выражения для ки­ нематических характеристик ведомого звена упрощаются:

Я = П'(с?)ш,

(1.2)

 

я= п " ( с р К .

Вэтом случае эффективным становится использование без­ размерных позиционных коэффициентов (инвариантов подо­ бия) кинематических функций механизма в соответствии с [10].

Выражения для перемещения, скорости и ускорения ведо­ мого звена будут иметь вид

Я= Яо-(х),

0<7о

 

% 3(*).

(1.3)

Я = Я о - г Ч х У

 

 

 

 

Vo

 

 

 

 

Здесь х

= — , где х — безразмерная относительная

коор­

дината ведущего звена,

ср0 — угол

поворота

веду­

щего звена

на

рассматриваемом интервале;

С=

— безраз-

 

 

 

 

 

 

чо

 

мерный позиционный коэффициент смещения; о(х) =

Я~^~~

безразмерный

позиционный

коэффициент скорости;

;(х ) =

 

г

 

 

 

 

 

 

=

^ *— безразмерный позиционный коэффициент ускорения.

7


Сопоставляя выражения (1.2) и (1.3), найдем связь между инвариантами подобия и передаточными функциями:

В дальнейшем понятие «закон движения механизма» будет от­ носиться к функции ГГ(ф) или 6(х) в зависимости от того, решается ли задача в форме передаточных функций или в форме инвариантов подобия.

Вопросам выбора оптимальных законов движения посвя­ щена обширная литература. Наиболее широко распространен метод выбора идеальных законов движения, основанный на предположении о равномерном вращении ведущего звена и на непосредственном сравнении динамических параметров для

различных законов

движения,

задаваемых

обычно

в форме

1= 1{х) или П" = П"(х).

 

 

 

К настоящему

времени в

работах К.

В. Тира

[10, 26],

Н. И. Левитского [25], Л. Н. Решетова [27], А. Е. Кобринского [7], Л. В. Корчемного [28], М. Л. Орликова [29], Г. А. Ротбарта [30], Э. Е. Пейсаха [31, 32] и других собрано, классифицирова­ но и затабулировано большое число разнообразных идеальных законов движения главным образом применительно к вопро­ сам проектирования кулачковых механизмов. Применение ука­ занного метода ограничивается машинами и механизмами с более или менее равномерным движением ведущего звена. Кроме того, этот метод не может гарантировать наилучшее решение поставленной конкретной задачи динамической опти­ мизации, так как всегда имеется вероятность того, что сущест­ вует неизвестный закон движения, способный доставить ре­ шаемой задаче более сильный оптимум. Отметим, что имею­ щиеся идеальные законы движения получены в основном для случая однородных краевых условий, которые соответствуют работе кулачковых механизмов в цикле выстой—перемеще­ ние—выстой или работе шарнирных механизмов от одного мертвого положения до другого.

Вопросы выбора законов движения из условий минимиза­ ции экстремальных, а также средних величин критериев дина­ мической оптимальности разрабатывались в работах Я. Л. Геронимуса [22, 23], Л. Н. Борисенко и Я. Л. Геронимуса [33], М. С. Шуна {34], М. М. Перельмутера [35], И. И. Тартаковского [36, 37], а также в ряде других работ. В математическом отношении требование минимизации экстремальных значений критериев оптимальности приводит к характерной задаче из чебышевского круга идей о равномерном (наилучшем) при­

8