ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
космос
НУЖЕН НАУКЕ
Советский спутник, запущенный в ок
тябре 1957 года, выполняя свое прямое на
учно-исследовательское назначение, ока зался вместе с тем символом и результатом
великих свершений нашей страны и че ловеческого гения вообще. Запуская
первый спутник, человек проверял свое
предположение, имеющее огромное миро
воззренческое значение: может ли он, из
начально прикованный цепями тяготения к
Земле, послать в космос творение рук сво-
20
их. А если может, то в дальнейшем он и сам выйдет в космос, начнет обретать власть над природой не только Земли, но и космоса.
Первые шаги в космосе были шагами исследовате
лей. Рассмотрим, однако, подробнее, для чего космос
понадобился современной науке и почему для этого ока
залось недостаточно наблюдательной астрономии, века
ми удовлетворявшей потребность человечества в знани
ях о внеземной природе. Почему успехи космонавтики
и возможности, которые открывает перед человечеством
освоение космоса, все больше сдвигают интересы совре менной науки, особенно естественных и технических ее
областей, в сторону изучения космических проблем?
В самом деле, в настоящее время появились такие науки с «космической приставкой», как космическая
физика, космическая химия, космическая биология и ме дицина, космическая метеорология, космическая геоде зия, астрогеография, астрогеология и т. д. Таких «кос мических» продолжений, дополнений к их «земным»
предшественницам насчитывается не один десяток. Сов
ременная наука уже не удовлетворяется «земными» ме
тодами познания. Происходит движение научного зна
ния в сторону от геоцентризма, переход на космический путь дальнейшего прогресса, который философы стали теперь называть «космизацией» 1науки.
Почему же современная наука требует выхода чело века за земные пределы, непосредственного проникно
вения в просторы Вселенной? Хорошо известно, что уже
более четырех столетий назад наука выявила ту про-
1 Впервые этот термин встречается в работах И. М. Забе лина, Н. А. Варварова и Е. Т. Фаддеева и теперь достаточно широко употребляется в литературе по философским и общим проблемам космонавтики. Вообще понятие «космпзация» выра жает влияние космоса, его факторов, сил, процессов на раз личные области сознательной, целенаправленной деятельности людей, находящихся на Земле.
21
стую истину, что Земля не является цептром мирозда ния, как это утверждалось в геоцентрической системе
Аристотеля — Птолемея. После Коперника стало ясным,
что наша планета — всего лишь рядовое небесное тело
Солнечной системы. В то же время Земля не изолирова
на от остального космоса, который оказывает определен
ное воздействие на нашу планету. Так, на земные физи
ческие процессы влияют излучения и поля Солнца, на
поверхность Земли попадает космическое вещество в
виде метеорных частиц и метеоритов. Обнаружено так
же воздействие солнечных вспышек, солнечной активно
сти, магнитных бурь и других космических факторов на химические реакции, на организмы Земли. Естественно, что установление влияния космоса на процессы, проис ходящие на Земле, оказалось одной из важных причин более пристального внимания ученых к космосу.
Но изучение внеземного пространства вызывается не только стремлением определить степень влияния космо са на планетарные процессы. Само космическое прост ранство также вызывает интерес. Ведь в космосе про исходят физические, химические и другие процессы, знание которых может быть использовано при решении важнейших задач современного научно-технического
прогресса.
Возьмем, например, фундаментальную физическую
проблему — получение управляемой термоядерной реак
ции. Изучение условий и характера естественных ядерных реакций синтеза на Солнце, на других звездах и в ядре Галактики позволило бы ускорить создание науч
ной теории, а в дальнейшем и производственной моде
ли термоядерной управляемой реакции. А осуществле
ние этой реакции дало бы человечеству колоссальный по
запасам и мощности источник энергии.
Современная наука широко использует моделирова ние ряда процессов и условий, которые в естественном
22
виде существуют преимущественно в космосе. Модели 1
космических явлений искусственно воспроизводятся на Земле: это, например, создание глубокого вакуума,
сверхнизких и сверхвысоких температур, мощных ра
диаций и магнитных полей, плазменного состояния ве
щества, ядерного синтеза и т. д. Однако далеко не все
космические процессы или их части можно воспроизве
сти искусственно в условиях Земли, поэтому космизи-
рующееся естествознание кровно заинтересовано в вы
ходе ученого за пределы Земли и ее атмосферы и при
ближении к интересующим его объектам познания.
Космос важен и для геологов, во-первых, с точки зре ния его влияния на оболочки планеты. Во-вторых, про
ведение широких геологических исследований на Луне
и планетах Солнечной системы в большой степени по могло бы совершить выбор между конкурирующими ги потезами о происхождении нефти, помочь в геологиче ском прогнозе других земных ископаемых. Космос при влекает и химиков, и географов, и метеорологов, и уче
ных многих других специальностей.
Эту потребность в изучении космоса уже не могла
удовлетворить только наблюдательная, «наземная» аст
рономия. Дело в том, что астрономическим наблюдени ям с Земли мешают земная атмосфера, сила тяжести и ряд других условий планеты. Эти помехи исчезают, если выйти в космос. Благодаря использованию ракетной тех ники появилась возможность проведения астрономиче
ских наблюденшг со спутников Земли и автоматических
межпланетных станций. Возникли такие перспективные
направления астрономической науки, как гамма- и рент-
геноастрономия, которые используют жесткое электро
1 Под моделью понимают такой объект, который способен замещать исследуемое явление так, что его изучение дает но вую информацию об этом явлении.
23
магнитное излучение для наблюдения космических объ ектов, нейтринная астрономия, астрономия ультрафио
лета и т. д. Астрономия благодаря использованию ракет
но-космических аппаратов становится эксперименталь ной наукой.
Переход от «астрономического» этапа космизации к
«астронавтическому» резко усиливает движение науч
ного познания в сторону от геоцентризма. Общество, ис
пользуя лишь земную и «астрономическую» технику,
обладает ограниченными возможностями познания при роды. Появление ракетно-космической техники сразу
же невиданно раздвигает познавательные возможности.
Астронавтические средства познания мира, являясь но
выми формами предметно-практических связей общест
ва и природы, открывают безграничные перспективы развитию естественных и других наук по пути косми зации.
До эры освоения космоса ученый во многих отноше ниях ставился в зависимость от стечения обстоятельств при изучении космических явлений и не мог активно создавать условия для эксперимента. Теперь же стано
вится возможным моделировать космические процессы
и в некоторой степени изменять их. Астрономический и
астронавтический комплекс наук, сочетающий наблюде
ние и эксперимент, составил мощную базу для космиза ции остальных наук.
Развитие космонавтики дало возможность более глу бокого исследования космических объектов. Например,
без запусков космических аппаратов мы никогда бы не смогли увидеть обратную сторону Луны, узнать микро структуру ее поверхности, химический состав ее пород и т. д. Но, кроме безграничных возможностей изучения космоса, стало вполне реальным познание земных объ
ектов и процессов в условиях космоса и космического полета. Исследование поведения земных объектов, и
24
прежде всего технических устройств, необходимо для дальнейшего развития космонавтики. Очень важно
знать, как влияют условия космического пространства
(вакуум, радиация, невесомость) на те или иные мате
риалы, механизмы, газы, жидкости. Для специфических
условий космоса и космического полета приходится ина
че, чем па Земле, решать проблемы теплопередачи, смаз
ки, сварки, использования жидкостей, жизнеобеспече
ния и безопасности живых существ. Наличие специфи
ческих условий космоса вызывает развитие космических
направлений во многих технических пауках, в биологии
имедицине. Так, исследование поведения жидкостей в условиях невесомости приводит к появлению гидроди намики невесомости, изучение организмов в условиях
космоса и космического полета — к развитию ряда от раслей космической биологии и медицины. Кроме того, приходится изучать также влияние факторов космиче ского полета (перегрузки, шум, вибрация, микроклимат
ит. д.) на человека и животных, технические устрой
ства и материалы.
Выход в космос потребовался науке также для того,
чтобы подвергнуть проверке практикой фундаменталь ные теоретические положения, разработка которых не обходима в конечном счете для последующей практики. Так обстоит дело, например, с общей и специальной тео рией относительности А. Эйнштейна. Эксперименты по ее подтверждению и развитию немыслимы без прибо ров, выносимых в дальний космос, на планеты или в их
окрестности..Теперь это становится доступным, и экспе
риментальная проверка теории относительности прово дилась, в частности, на автоматической станции «Марп-
нер-9», запущенной на околомарсианскую орбиту.
Изучение космоса средствами ракетно-космической техники ведет к решению принципиально новыми мето дами насущных проблем современной науки, служит
25
прогрессу на Земле. Вез освоения космоса становится невозможным и решение вопросов, связанных с более глубоким познанием самой Земли. Благодаря астронавтическим средствам познания земные явления стали
изучаться в глобальных масштабах, что ранее, до запу
сков космических аппаратов, было или невозможно или
сильно затруднено.
Использование средств космонавтики значительно
усиливает приток научной информации, поскольку про
исходит отраяшние новых условий, процессов и законо
мерностей. В этом смысле научное познание может бес
конечно развиваться в силу бесконечности и безгранич
ности Вселенной. Поэтому космизация науки открывает один из путей потенциально безграничного увеличения
количества научной информации. Но дело не только в
самом факте связи процесса космизации с возможно стью бесконечного накопления научной информации. Космизация оказывает влияние на темпы развития нау ки. Это можно проиллюстрировать уже на примере от крытия Коперником гелиоцентрической картины мира. С тех пор, как отмечал еще Ф. Энгельс, «развитие нау ки пошло гигантскими шагами, ускоряясь, так сказать, пропорционально квадрату удаления во времени от сво
его исходного пункта...» *. В настоящее время, благодаря
также и развитию космонавтики, темпы развития науки еще более повысились. С помощью спутников и ракет ряд задач науки (например, геологии, географии, геоде
зии, астрономии и др.) решаются в сотни раз быстрее и
с гораздо большей точностью, чем до освоения космоса.
Использование в научных исследованиях ракетно-
космической техники привело ко многим выдающимся
открытиям, существенно видоизменившим старые пред
ставления о мире, о космосе и Земле, об их взаимосвя-1
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 509.
26
зи. Благодаря освоению космоса происходит не только бурный количественный рост научной информации, но
и самое важное — качественное изменение, углубление и расширение научных знаний, подъем всей науки на высшую ступень. Космические исследования и развитие
космонавтики выступают как концентрированное выра
жение происходящей в науке и технике революции.
Все это свидетельствует о весьма существенном влия
нии космонавтики на уровень, темпы и перспективы на
учно-технического прогресса. Отсюда важное практиче
ское значение процесса космизации науки: он поможет общему подъему всей науки. Освоение космоса связано не только с решением актуальных научных проблем
современности, со всемерным ускорением научного про гресса, но и с быстрейшим внедрением результатов на
учных исследований в народное хозяйство. Освоение
космоса, таким образом, способствует тому, что наука, оставаясь системой знаний, в то же время все больше и больше выступает как непосредственная производи тельная сила общества.
«КОСМИЧЕСКИЕ МОТИВЫ» В ПРОИЗВОДСТВЕ
Вряд ли можно в небольшой книге пе
речислить все те возможности, которые от крылись перед современной наукой благо даря выходу летательных аппаратов за
пределы планеты. В космосе и из космоса
законы природы открываются значительно
эффективнее, быстрее, чем на Земле,— об
этом свидетельствует все увеличивающий ся поток публикуемых результатов косми
ческих исследований. Но если в первом де сятилетии эры космоса предпочтение отда-
28
валось прежде всего научно-исследовательским пробле
мам, то в следующем десятилетии, наряду с продолже
нием научных изысканий, все большее внимание уде
ляется использованию космоса в народнохозяйственных,
производственных целях.
Конечно, еще до освоения космоса в производство материальных благ начали вторгаться «космические мо
тивы». В производственной сфере началось воспроизве
дение и использование ряда процессов, которые имеют уже не специфически земную, а космическую природу:
ядерные реакции, мощные магнитные поля, плазменное
состояние вещества, сверхнизкие и сверхвысокие темпе
ратуры и давления. Вполне понятно, что начавшееся ос
воение космоса значительно способствует развитию та
ких видов техники, как криогенная (использующая сверхнизкие температуры), вакуумная, радиационная, техника высоких давлений и температур и т. д. Условия и процессы, используемые в упомянутых отраслях про изводства, в естественном виде присущи преимущест венно космосу. Поэтому познание этих процессов за пре делами Земли позволяет значительно лучше воспроиз
водить их технические модели.
Ранее информация о космосе поступала, в основном,
через астрономический комплекс наук, в результате на
блюдения. Человек мог использовать эту информацию в производственных целях, опредмечивая, овеществляя ее
в искусственных моделях некоторых космических про цессов. Он не мог изменить объекта своего наблюдения,
не мог использовать вещества и энергии космоса (в ка
кой-то мере исключая Солнце) и воздействовать на вне
земную природу. Эта возможность появилась лишь бла годаря возникновению ракетно-космической техники как транспортного средства выхода человека за пределы
планеты. До эры освоения космоса воздействие челове ка на природу (процесс труда) носило исключительно
29