Файл: Скрыдлов, Н. В. Автоматизированные системы оперативного управления в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
существующий произвол в трактовке задач делает |
необходи |
мым управление даже при неполной информации о |
состоянии |
управляемых объектов. |
|
Наряду с этим верно и утверждение, содержащееся в [1 .1 ] ,
что цикл управления в этих задачах (в масштабах, |
характе |
ризующих функционирование органа управления в целом) срав |
|
нительно невелик. |
|
Структура соответствующих органов управления, |
такова, |
что оперативные функции имеет право осуществлять |
ограни |
ченный круг лиц - руководство органа управления. |
Имеющиеся |
в ; органе управления специалисты подготавливают |
решение |
вопросов в пределах своей компетенции. Оперативный характер
задач является косвенным свидетельством отсутствия |
форма |
|||
лизованных моделей для просчета вариантов и подготовки |
ре |
|||
шений, поэтому специалисты готовят решения, |
|
основываясь |
||
на.своих знаниях и опыте. |
|
|
|
|
Вспомогательные функции при решении оперативных |
задач |
|||
сводятся к организации делопроизводства и контроля за |
свое |
|||
временным представлением необходимой информации |
лицам, |
|||
осуществляющим штабные и оперативные функции. |
|
|
|
|
Последовательная детализация решений при их |
передаче |
с |
||
уровня на уровень характеризует не столько |
взаимоотноше |
ния людей, сколько взаимоотношения целых звеньев органов
Рис. 1 . Схема взаимодействия органов уп равления
7
управления, и для построения модели системы должно быть уч тено наличие в этих звеньях функций различного характера.
Рассмотрим двухуровневую схему взаимодействия |
органов |
||||
управления (рис.1). |
|
|
|
|
|
Для этой схемы необходимо разработать |
автоматизирован |
||||
ную систему, рассчитанную на два уровня: |
управляющий орган |
||||
и непосредственно подчиненные ему органы - |
исполнители. |
||||
Изображение на схеме структуры управляющего органа |
ука |
||||
зывает, что система должна быть направлена в основном |
на |
||||
обеспечение услугами работников именно этого звена. |
|
Эту |
|||
схему можно положить в основу построения модели |
функцио |
||||
нирования системы, поскольку при большем числе |
|
уровней |
|||
взаимодействие между каждыми двумя будет |
осуществляться |
||||
аналогичным образом. При работе по двухуровневой |
|
схеме |
|||
организации-исполнители посылают отчеты и |
предположения |
||||
в орган управления, исполнители органа управления |
|
готовят |
|||
решения, руководство их корректирует и утверждает, |
затем |
||||
они доводятся до организаций-исполнителей и т.д. |
|
|
|
||
Функционирование такой двухуровневой системы |
осуществ |
||||
ляется по схеме, представленной на рис. 2 , |
которая |
|
описана |
втерминах организационных процедур.
Пр о ц е д у р о й называется однородный технологический или организационный процесс, в котором можно зафиксировать:
точные моменты начала и окончания; документы на входе (дающие основание для начала процеду
ры, содержащие исходные данные для ее исполнения);
документы на выходе (фиксирующие конец исполнения |
про |
цедуры или являющиеся ее результатом); |
|
лицо, ответственное за точное исполнение процедуры; |
со |
держательное описание состава действий по исполнению |
про |
цедуры. |
|
Процедуры и документы можно изобразить графически. |
В |
этом случае документы изображают обычно в виде квадрата или прямоугольника, указывая их названия и шифры, а проце дуры - какими-либо другими фигурами (овалами, шестиуголь никами, ромбами и т .д .), указывая их цель, исполняющих лиц и, если необходимо, состав действий по их исполнению.
Из соображений удобочитаемости состав действий иногда не вписывают в изображение процедуры, а помещают в отдель
ном приложении. Документы на входе процедуры |
соединя |
ются с ее изображениями стрелкой, направленной в |
сторону |
процедуры, документы на выходе - стрелкой, направленной от процедуры (см . рис.2).
8
Рис. 2 . Схема функционирования традиционной двухуровневой системы управления
9
Функционирование системы осуществляется следующим |
об |
||
разом. Вся корреспонденция поступает к работникам вспомо |
|||
гательных служб (канцелярия, экспедиция, секретарь и т.п. |
). |
||
Они регистрируют ее в установленном порядке и |
направляют |
||
руководству управляющего органа . На рис. 2 это изображено |
|||
процедурой 1 . Руководитель управляющего органа |
рассмат |
||
ривает поступившие документы по существу и решает, |
кому |
||
из специалистов направить их для подготовки конкретных |
ре |
||
шений - процедура 2 , |
|
|
|
Специалисты (штабные работники управляющего органа) |
в |
соответствии с резолюцией руководителя готовят решения со держащихся в документах вопросов. При этом они пользуются дополнительными данными, содержащимися в ранее получен
ных документах, а также могут запрашивать |
необходимую |
дополнительную информацию - на рис. 2 процедура 3 . |
|
Подготовив проекты решений, специалисты |
докладывают |
их руководителю; в процессе обсуждения решения уточняются
и окончательно формулируются - |
на рис. 2 это |
изображено |
процедурой 4 , причем процедура |
изображена не вполне точно: |
проект решения может быть отвергнут руководителем |
иработа |
по его подготовке будет повторена; в самом процессе |
подго |
товки (процедура 3 ) происходит определенное согласование проекта с руководством, однако при рассмотрении работы уп равляющего органа такие детали можно не указывать на схеме.
Решения управляющего органа рассылаются в установлен ном порядке организациям-исполнителям - процедура 5 на рис. 2 .
Органы-исполнители осуществляют практическую реализа цию решений управляющего органа - эта их деятельность не отображается на схеме. Фиксируется на схеме лишь та сторо на деятельности, которая сводится к реакции на документы
ик отражению в документах фактического положения дел. Получив решение руководящего органа, исполнитель оцени
вает возможность его выполнения, составляет (хотя бы мыс-
1
Из этого правила имеются определенные исключения. На
пример, регулярная отчетность по формам ЦСУ часто |
прямо |
|
направляется работникам в соответствии с решаемыми |
вопро |
|
сами, либо при руководителях достаточно высокого |
|
уровня |
(например, министры и их заместители) имеется |
специаль |
ная служба для анализа и распределения поступающей коррес понденции.
10
ленно) план исполнения и выявляет трудности, которые |
необ |
|
ходимо преодолеть. Ими могут быть, например, |
отсутствие |
|
средств или оборудования, необходимость выполнения не |
под |
чиненными исполнителю организациями специализированных
работ, необходимость решения ряда вопросов, находящихся |
в |
|
компетенции исполнителя. В этом случае он обращается |
в |
|
вышестоящий орган с прооьбой решить вопросы о |
поставках |
оборудования, поручить специализированным организациям вы полнение соответствующих работ, оказать помощь в решении отдельных вопросов. Все это формулируется в документе, названном на схеме "предложениями исполнителя". Кроме то го, более или менее регулярно исполнитель направляет в вы шестоящий орган отчет о ходе исполнения заданий (на схеме
процедура 5 ) . |
|
Предложения и отчеты поступают на вход процедуры 6 , |
и |
далее происходит аналогичный цикл. Функционирование систе
мы (и это подтверждается практикой) недостаточно |
надежно |
||
в силу ряда причин, основными из которых являются |
следую |
||
щие: разнохарактерность оперативных решений, |
вследствие |
||
чего управляющему органу трудно осуществлять контроль |
за |
||
представлением отчетов в необходимые сроки и |
|
изыскать |
|
средства, побуждающие исполнителя своевременно |
|
вносить |
|
предложения по ускорению выполнения работ; |
руководство |
||
управляющего органа вынуждено тратить много времени |
на |
||
просмотр всех поступающих от исполнителей документов, |
что |
||
отрывает его от основной работы; определенный произвол |
в |
составе отчетов исполнителей: отсутствие сведений, необхо димых для анализа положения дел, отсутствие в системе опе ративного управления при существующей организации средств
сбора каких-либо унифицированных данных для оценки |
работы |
|
органов управления. |
|
|
Следовательно, при разработке автоматизированной |
систе |
|
мы для органов оперативного управления необходимо |
обеспе |
|
чить решение следующих задач: |
|
|
создать механизм регулярного контроля за ходом |
испол |
|
нения оперативных решений; |
|
|
побудить исполнителей своевременно вносить |
предложения |
|
по ускорению выполнения работ; |
|
|
унифицировать форму Отчетов исполнителей; |
|
|
ускорить представление каждому работнику |
управляющего |
|
органа информации по вопросам, входящим в его |
компетен |
|
цию; |
|
|
обеспечить сбор исходных данных для оценки и совершенст вования работы управляющего органа.
11