Файл: Михайлов, В. И. Термодинамика и силовые установки летательных аппаратов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
перед турбиной. После умножения на |
V Т\ получим |
||||
|
т ]/~ |
Т* |
А |
Рз |
V т \ |
|
|
* |
* |
|
|
|
Р\ |
|
Р\ |
|
|
Так |
как р* =акс •/?*," то |
|
|
|
|
|
т У |
Т* |
|
|
(6.19) |
|
|
_ |
|
|
|
|
|
Р1 |
|
|
|
где |
В = аксА. |
|
|
|
|
Рис. 6.7. Линии рабочих режимов ТРД с нерегу лируемым реактивным соплом.
Таким образом, относителы-іыетемпературы - = р = const пред-
■*1 ставляются на характеристике компрессора в виде прямых линий, проходящих через начало координат (рис. 6.7).
С учетом характера изменения Г* (при известных Т* и р*)
иа характеристике компрессора представляется возможным по казать линию равновесных -режимов ТРД (кривая 1—2—3—4— 5—6), а также линии разгона (кривые а) и торможения (кри вая в) двигателя. Каждая из линий при неизменных условиях на входе в компрессор выражает связь между оборотами п дви гателя, степенью повышения давления я* в компрессоре, темпе
59
ратурой газа Т* перед турбиной и расходом m воздуха через
двигатель. Аналогичным образом на характеристику компрес сора могут быть нанесены липни равновесного режима ТРД с ре гулируемым реактивным соплом и перепуском воздуха из комп
рессора. |
В этом случае при |
постоянных оборотах переход |
с большей |
площади1 сечения |
сопла на меньшую будет связан |
с уменьшением расхода воздуха и увеличением степени повыше ния давления я * . При прекращении перепуска воздуха из сред
них ступеней повышается противодавление на выходе из первых ступеней и снижается расход воздуха на входе в компрессор. В связи с этим увеличивается степень повышения давления я*.
Рост давления по газовому тракту двигателя обусловливает увеличение скорости истечения газа и расхода газа через реак тивное сопло двигателя.
Следует заметить, что при разгоне двигателя (рис. 6.7). сте пень повышения давления я* и температура Т* имеют большее
значение, а расход воздуха m меньшее в сравнении с равновес-\ ным режимом при тех же оборотах. Горючая смесь при разгоне двигателя обогащается, при очень резкой подаче топлива созда ются предпосылки к прекращению горения топлива в камерах сгоранйя.
При торможении двигателя расход воздуха /п оказывается большим, а.степень повышения давления я* и температура Г*
меньшими по сравнению с равновесным режимом при одинако вых оборотах. Горючая смесь при торможении двигателя обедня ется. При резком уменьшении подачи топлива давление перед форсунками может оказаться ниже минимально необходимого для нормального распыла топлива, в связи с чем возможна оста новка двигателя. Для предотвращения самоостановкп камер сго рания при разгоне и торможении двигатели снабжаются автома-, том приемистости, который согласует темп подачи топлива с тем пом поступления воздуха и автоматом минимального давления топлива, - предотвращающим падение давления топлива перед форсунками ниже допустимого по условиям хорошего распыла топлива.
§ 6. Влияние условий полета на параметры рабочего процесса
На параметры рабочего процесса двигателя оказывают опре деленное влияние условия полета: давление и температура атмо сферного воздуха, а также скорость и высота полета. Допустим, что двигатель с нерегулируемым реактивным соплом (77с== const) имеет постоянное число оборотов (n = const).
Изменение только атмосферного давления р0 приводит, как показывает опыт, к пропорциональному изменению давления по всему газовому тракту двигателя. В .связи с этим не изменя
60
ются степень повышения давления, температурные поля и ско рость истечения газа из реактивного сопла, а следовательно, удельная тяга и удельный расход топлива. Однако при измене нии давления меняется плотность воздуха. Это приводит к изме нению расхода воздуха через двигатель'и расхода топлива. Так, при увеличении ро растет расход воздуха, расход топлива и' тяга двигателя.
Изменение только температуры Г0 окружающей среды (меня ется Т* = Т*) вызывает смещение рабочей точки на линии рав
новесных режимов (рис. (6.7), так |
как изменяется параметр |
|||
п |
а следовательно, и |
степень |
повышения |
давления я* |
|
||||
т Ң |
|
|
|
|
в компрессоре и параметр |
расхода |
" Ѵ |
Т' |
|
воздуха——— .Изменение |
Рі
степени повышения давления я* в компрессоре происходит в со ответствии с уравнением (2.9). (при п = const /кт)*= const). Из-
т Ѵ 1*
менение параметра---- *— отражает изменение расхода воздуха
Р\
т через двигатель в связи с изменением плотности воздуха, обус ловленным Г0.
На равновесных режимах работы справедливо следующее ра
венство: |
|
|
|
1_к_ |
|
(6.20) |
|
Т |
* |
т * |
|
|
3 |
13 |
|
При сверхкритическом перепаде давления нареактивном сопле ö* = const. В таком случае температура газа Г* перед тур
биной изменяется в соответствии с равенством
-^ -= co n st. |
- |
(6.21) |
Исследования показывают, что эффективная работа компрес |
||
сора /к при n = const зависит от температуры Г*. |
Например, |
при повышении Г* эффективная работа компрессора /к увеличи вается, если расчетная степень повышения давления я*р>6, уменьшается, если я*р<6, и не изменяется, если я*р =6. Таким образом, при повышении То температура Г* npH .n = const изме
няется в ту. или инуіб сторону |
(при я* > 6 — увеличивается, при |
я* < 6 — уменьшается), но |
практически незначительно по |
|
61 |
I
сравнению со степенью повышения давления я* в компрессоре и расходом воздуха т. Изменение расхода т воздуха и степени
Т? |
л |
его подогрева |
обусловливает изменение расхода топлива. |
J о |
|
Например, при понижении То увеличивается степень повышения |
давления я^ в компрессоре, а следовательно, общая степень по
вышения давления я* в двигателе, растут степень подогрева-----
и расход воздуха, что обусловливает |
|
|
То |
|||
увеличение расхода топ |
||||||
лива. |
|
|
|
приводит к изменению |
||
Т* |
Изменение только скорости Со полета |
|||||
и |
степени |
повышения давления |
во |
входном |
устройстве |
|
я* |
. |
В связи |
с этим меняются параметры воздуха |
на входе |
в компрессор Т* = Г* и P f=JT*xPo> |
что обусловливает при п — |
||||
= const .изменение параметра —' Y , |
степени повышения давле- |
||||
у г * |
|
|
|
|
|
ния Як в компрессоре п параметра |
расхода |
|
m у |
т* |
|
воздуха----- ;— |
|||||
(рис. 6.7). Так, например, если при /i = const увеличивается |
Рі |
||||
ско |
|||||
рость полета Со, то это приводит |
к росту Т* = Т*, |
уменьшению |
|||
параметра -------, в связи с чем |
снижается |
я* |
и параметр |
||
Г Ң |
|
|
|
|
|
m Y *т *
рI
Общая степень повышения давления я* в двигателе, несмотря на снижение я*, увеличивается (рис. 2.4), так как растет степень
повышения давления во входном устройстве я* . В связи с этим увеличивается плотность воздуха, поступающего в двигатель, и
расход воздуха |
(газа), |
несмотря на |
снижение |
параметра |
|
m V |
ті |
|
|
|
|
Р1 |
|
|
газа Т* перед турбиной определя |
||
Изменение температуры |
|||||
ется |
характером |
изменения |
эффективной |
работы |
компрессора |
на равновесных режимах в соответствии с (6.21). Поэтому тем пература Т* с ростом скорости полета с0 (увеличение Т*) будет
несколько меняться в зависимости от расчетной степени повыше-
62