Файл: Михайлов, В. И. Термодинамика и силовые установки летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сжигания топлива выделяется химическая энергия. Это приводит к значительному увеличению внутренней энергии газа. Темпера­ тура газа повышается и достигает на выходе из камеры сгора­ ния значения Тз, а давление несколько падает до рз вследствие гидравлических сопротивлений и подогрева газа. В газовой тур­ бине при расширении газа часть его потенциальной энергии (эн­ тальпии) преобразуется в механическую энергию вращения вала турбины, которая затрачивается, в основном, на сжатие воздуха в компрессоре. На турбине давление газа снижается до p/lt а тем­ пература— до TiL. Последующее расширение газа происходит в реактивном сопле. Ускорение газового потока в сопле до ско­ рости С5> с 0 протекает за счет дальнейшего падения энтальпии газа (давление и температура снижаются до ps и Г5). В резуль­ тате ускорения газового потока, проходящего через двигатель, возникает сила тяги, которая приложена непосредственно к дви­ гателю.

§2.- Идеальный цикл двигателя

Видеальном цикле двигателя процесс сжатия 1 кг рабочего тела (рис. 6.2) происходит по адиабате 02, причем процесс 0— 1

соответствует сжатию перед двигателем и во входном устройстве,

Рлс. 6.2. Идеальный цикл ТРД.

а 1—2 — в компрессоре. Далее к рабочему телу в процессе 2—3 при постоянном давлении подводится единиц тепла от верх­ него (горячего) источника. В последующем рабочее тепло рас­ ширяется по адиабате 3—5, сначала на газовой турбине по ли­ нии 34, а затем — в реактивном сопле по линии 4—5. В про­ цессе 5—0, идущем при постоянном давлении, рабочее тело от­ дает нижнему (холодному) источнику (окружающей среде) q2 единиц тепла. Работа за цикл /ц. ид, выраженная в определенном масштабе площадью цикла в, диаграмме р и, получается за счет количества тепла q — qiqi, которое отвечает в определен­

ном масштабе площади цикла в диаграмме

Т — s.

Площадь

цикла представляется в диаграмме р ѵ как

разность между

площадью а — 3 5 b и площадью b 0 2 —а.

Площадь

48

 

 

I


а 3 — 5 — b отражает адиабатную работу /ад. р процессов рас­ ширения газа на турбине и в реактивном сопле. Площадь Ь — 0 2 а характеризует адиабатную работу процессов сжа­ тия /ад. с на входе в двигатель и в компрессоре. Таким образом, работу за цикл можно представить как разность работ адиабат­ ных процессов расширения и сжатия газа

4 . НД= = 4 д . р

4 д . С-

( 6 - 1 )

Совершенство Цикла' оценивается термическим к. п. д.:

Ѣ = 1-

42

Чі

 

Рис. 6.3. Зависимость термического к. п. д. от степени повышения дав­ ления.

Учитывая, что ql= cP(Tg — Т2), q2 = cP{T5— Т0), можно напи­ сать

7],=ЬІ

Отношение

Т0

'Л>

Ts

 

10

То

1

 

т

Tz

1

г*

т 2-

 

 

 

ft—1

_ / Р о

'

 

V Р 2 .!

 

 

а —1

- ( Ж '

1 *

V Pz ,i

 

Так как

рь= ро и рз = р.2,

п

Т з

то

 

. k~\

То

Т 2

= 1

k . Отношение

-y -= n выражает общую степень по­

вышения давления в двигателе

 

 

•*]/=!-----ft—(6-2)1

 

 

-

ft

Таким образом, термический к. п.д. цикла при /e = const зависит от общей степени повышения давления л в двигателе (рис. 6;3).

4 Заказ № 520

49'



Следует заметить, что общая степень повышения давления в дви­ гателе изменяется в зависимости от скорости с0 и высоты Я по­ лета (рис. 2.4).

§3. Работа за цикл реального двигателя-

Вреальном двигателе приходится встречаться с различного рода потерями энергии. В процессах сжатия потери энергии имеют

место во входном устройстве (оцениваются величиной G DX) и в компрессоре (оцениваются Цк). В целом потери можно оценить коэффициентом полезного действия процессов сжатия г)с- Коэф­ фициент полезного действия процессов сжатия — это отношение адиабатической работы сжатия к затраченной, которая представ­ ляется суммой кинетической энергии невозмущенного потока и

работы компрессора,

 

Чс =—

(б.з>

При расширении газа на турбине и в реактивном сопле потери энергии оцениваются соответственно коэффициентами полезного действия т|т и г)рС. В целом потери энергии можно оценить коэф­ фициентом полезного действия процессов расширения г)р. Коэф­ фициент полезного действия процессов расширения показывает отношение действительно полученной работы, складывающейся из работы турбины и кинетической энергии газа на выходе из ре­ активного сопла, к адиабатической работе расширения

(6.4)

*ад. р

Работа за цикл представляется как разность работы расширения и работы сжатия. Поэтому, учитывая выражения (6.3) и (6.4), можно написать

 

 

 

 

о

 

~2

 

, ___ ,

_

/

1 ___ 1 I__ fö___ J

_____^

'

— ^ад. р^Ір

^ад. с

h \

2

 

2

Так как lT = lK, то

 

 

 

о

2

 

 

 

 

 

 

4 =

4 д . рЧр -

4 а . с ~ ^ ~ =

С°

2 С°

( 6 -5 )

Таким образом, работа за цикл реального двигателя затрачи­ вается на приращение кинетической энергии рабочего тела. Ве­ личина

4д. р= т 4 г г /?7’^ 1 ------

(6.6)

50


и

 

fc—1

 

 

 

к

 

 

 

RT0 * *

_ 1

(6.7)

 

k — \

где я* = -----= я*

я*-—-общая

степень

повышения

давления

ро

h

 

 

 

в двигателе; я*х— степень повышения давления во входном уст­ ройстве двигателя; я* — степень повышения давления в компрес­ соре; Т* — температура газа перед турбиной; Тй— температура

окружающего воздуха.

В формулах (6.6) и (6.7) для упрощения принято, что пока­ затель адиабаты k и газовая постоянная R имеют одинаковые значения для воздуха и продуктов сгорания.

k—1

Если обозначить я* Ä =е, то

или

 

 

Т*

 

 

 

 

 

 

 

 

1 г

 

к

 

 

— ‘Чр^с

 

R T 0

Чс

1о____

( 6. 8)

к — 1

 

Таким образом,

 

 

 

 

k = f ( K ,

Тз,

Т0, \ , TJc).

(6.9)

Из величин, входящих в уравнение (6.9), к параметрам рабо­ чего процесса относятся общая степень повышения давления я* в двигателе и температура газа Т* перед турбиной. Работа

за цикл при неизменной скорости и высоте полета (я*х =const) определяется степенью повышения давления я* в компрессоре и температурой газа Т* перед турбиной.

§ 4. Зависимость удельной тяги и удельного расхода топлива от параметров рабочего процесса

Удельная тяга при работе сопла двигателя на расчетном ре­ жиме (р5= Ро), как известно, равна

Т^уд = = С5 Со.

 

Значение cs можно найти из уравнения (6.5)

,

с5=і=]/^2/ц-)-Со,

 

4*

51