Файл: Михайлов, В. И. Термодинамика и силовые установки летательных аппаратов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
а) замкнутый регулятор числа оборотов, у которого регули рующим фактором является расход т т топлива в основные ка меры сгорания;
Рис. 6.І8. Возможная принципиальная схема управления ТРДФ при nQMOLUn замкнутых регуляторов.
Р01 со
Рис. 6.19. Возможная принципиальная схема управления ТРДФ при помощи замкнутого и разомкнутого регуляторов: ТНФ — топливный насос, форсажный.
б) замкнутый регулятор температуры газа Т* или Т*ф или степени расширения газа б* на турбине, у котброго изменение
регулируемой реличины происходит либо за счет изменения пло щади критического сечения FKp сопла (рис. 6.18), либо за счет изменения расхода /?гТ(ц форсажного топлива. В последнем
77
случае замкнутый регулятор Т* или 7*(), или 6* может быть за
менен разомкнутым регулятором расхода топлива. При этом упрощается система управления (рис. 6.19), хотя ухудшается точность регулирования.
В связи с тем, что на параметры рабочего процесса двигателя оказывают влияние условия полета, в системе управления пре дусматриваются устройства, позволяющие осуществлять коррек цию по скорости и высоте полета.
Для ТРДФ характерна программа регулирования на макси мальную тягу; программа осуществляется при выполнении усло
вий П = П тах = c o n s t, Г* = |
7* |
= C o n st, |
’ |
Г* |
=7* |
= C o nst. |
3 |
3 max |
|
4ф |
4ф max |
|
Глава VII
ТУРБОВИНТОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ
§ 1. Устройство и принцип действия двигателя
Турбовинтовой двигатель (ТВД) (рис. 7.1) состоит из вход ного устройства 1, компрессора 2, камеры сгорания 3, газовой турбины 4, реактивного сопла 5, редуктора 6 и воздушного винта изменяемого шага (ВИШ) 7.
7 В
Рис. 7.1. Принципиальная схема турбовинтового двигателя.
Рабочий процесс турбовинтового двигателя аналогичен про цессу турбореактивного двигателя. Однако в отличие от турборе активного двигателя турбина в турбовинтовом двигателе приво дит в действие не только компрессор, но и винт изменяемого шага. В связи с этим работа турбины превосходит работу, затра чиваемую на компрессор, /т> /к. Разность работы . турбины и компрессора представляет собой эффективную работу /е = /т— /к на валу двигателя, которая затрачивается на вращение винта. На турбине турбовинтового двигателя по сравнению с турборе
78
активным двигателем происходит более глубокое расширение газа (рис. 7.2, линия 3—4). Турбины ТВД выполняются многосту пенчатыми.
Современные воздушные винты рассчитаны на обороты более
низкие, |
чем имеет турбокомпрессорный агрегат двигателя. |
По этой |
причине между компрессором и винтом устанавлива |
ется редуктор обычно планетарного типа с передаточным отноше нием от 5: 1 до 15:1. Редуктор планетарного типа имеет высо кий к. п. д. т]р8д= 0,97-—0,98.
В результате работы винта и ускорения газового потока в ре активном сопле создается тяга, которая складывается соответст
венно из тяги винта Рк п тяги от реакции струи Рѵ |
|
Р=РВ+РГ |
(7.1) |
Рис. 7.2. Идеальный цикл ТВД.
Из располагаемой энергии примерно 75—90% затрачивается на создание тяги винтом и 25—10% — на создание тяги от реак ции струи. Следует иметь в виду, что распределение энергии за висит от скорости полета и к. п. д. винта.
Турбовинтовые двигатели могут выполняться и по двухвальной схеме. Одна из возможных схем предусматривает в струк туре двигателя турбину низкого давления, предназначенную для вращения винта, и турбину высокого давления, обеспечивающую работу компрессора. Двигатель усложняется конструктивно, но улучшается регулирование двигателя (обороты винта можно ме нять в широких пределах независимо от оборотов компрессора) и облегчается его запуск.
§2. Эквивалентная работа, эквивалентная мощность
иудельный эффективный расход топлива
Работа за цикл реального двигателя обусловливает получе ние эффективной работы на валу двигателя /е и ускорение газо вого потока от скорости со до скорости Съ на выходе из сопла дви гателя, т. е.
*«=ч |
2 ’ |
(7.2) |
79
где le = lT— /к; 1Т и lK— эффективные работы турбины и компрес сора.
Работа, используемая на вращение винта,
4 = 4 Ѵ д . |
(7-3) |
|
где г|ред к. п. д. редуктора. |
складывается |
из тяговой работы |
Тяговая работа двигателя |
||
винта /вт и тяговой работы реакции струи /рт |
|
|
/т |
/вт I /рт. |
|
Тяговая,работа винта |
|
(7.4) |
^ÜT |
Ош |
где г)в— к. п. д. винта.
_ Тяговая работа реакции струи, отнесенная к единичному мас
совому секундному расходу воздуха, |
|
|
|
^рт=Л'д ■ |
: (г-) |
с0) с0.. |
(7.w) |
Таким образом, суммарная тяговая работа двигателя |
|
||
/т |
і ІРъ |
Со)с0. |
(7*6) |
Работу, которую необходимо затратить для вращения дан ного винта, чтобы он произвел тяговую работу, равную суммар ной тяговой работе двигателя, называют эквивалентной. Из опре деления эквивалентной работы следует, что
/т=/эЧв |
(7.7) |
или, учитывая выражение (7.6), |
|
4 = 4 + с 0- ^ ^ L. |
(7.8) |
7/В |
|
Эквивалентная мощность турбовинтового двигателя |
|
' |
(7.9) |
Формула (7.9) позволяет определятьэквивалентную мощ ность двигателя при любой скорости полета, исключая случай ра боты двигателя на месте, когда Со= 0 и рв= 0 .
Эквивалентную мощность при работе двигателя на месте определяют путем испытания на стенде. В ходе испытания заме ряют крутящий момент на валу винта, число оборотов, скорость истечения газов из реактивного сопла и расход воздуха через дви гатель. По полученным данным находят мощность на валу винта Nsо и тягу от реакции струи Рро, а затем определяют эквивалент ную мощность, считая, что 1 кет мощности соответствует 1,47 дан тяги,
А7э0=А7в0—|—0,6ЪРр0: (7.10)
80
Экономичность двигателя оценивается по удельному эффек тивному расходу топлива се. Эта величина выражает часовой рас ход топлива, отвечающий единице эквивалентной мощности, т. е.
3600шт
(7Л1)
~ N T~
Если воспользоваться выражением (6.12) для т т, вытекаю щим из уравнения теплового баланса камеры сгорания, удель ный эффективный расход топлива можно представить в виде
З б О О с Д г* - Г *) |
(7.12) |
|
іэНиі |
||
|
§ 3. Оптимальное распределение работы цикла двигателя между винтом и кинетической энергией струи газа
В зависимости от условий полета располагаемая энергия (ра бота за цикл) будет определенным образом делиться между вин том и кинетической энергией струи газа (формула 7.2). Пусть эффективная работа 4 составляет долю х от работы /ц цикла
|
4 = < . |
|
|
(7.13) |
||
Тогда остальная доля |
(1 — х) работы /ц цикла |
используется на |
||||
ускорение газового потока |
|
|
|
|
|
|
' |
^ L = |
( |
l -.•*)*«. . |
|
(7.14) |
|
Найдем оптимальное значение |
х |
в |
предположении |
получения |
||
максимальной тяговой работы двигателя при Z4 =const. |
||||||
Подставив в формулу (7.6) выражения для работы винта |
||||||
|
4 4 4 р е д |
-^ ц 4 р ед |
|
(7.15) |
||
и скорости истечения газа из сопла |
|
|
|
|||
имеем |
cb= \ f 2(1 —X) /ц-j-cö |
|
(7.16) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
4 ^ц^іред^ів- 1- |
|
(1 |
JC)/ц-|—Со |
Coj. |
(7.1/) |
Для определения максимума функции lT = f(x) водную по X и приравняем ее к нулю
^ред^в |
Г |
= 0 . |
|
]/2(1 - х ) І п + с20 . |
После простейших преобразований имеем
-^"ОГ^Т ■1 |
1 |
2/ц |
(ЛвПред)2 |
возьмем произ
(7.18)
б |
З а к а з Ne 520 |
81 |
Если значение хопт подставить в уравнение (7.14), то оптималь ная скорость Свопт истечения газа из сопла составит
с5опт |
Ср |
(7.19) |
|
■Мред |
|||
|
|
Выражения (7.18) и (7.19) говорят о том, что по мере увели чения скорости с0 полета и снижения приведенного к. п. д. винта (Лв’Пред) уменьшается доля работы цикла, используемая на при вод винта, т. е. увеличивается доля работы цикла, идущая на ус корение газового потока. Расчеты показывают, что применение ТВД становится нецелесообразным при числе полета Л4о>0,9
Рис. 7.3. Зависимость х 0пт от числа М0 полета'.
(рис. 7.3). При А4о>0,9 работа за цикл должна быть использо вана только на создание тяги за счет реакции струи, в связи с чем отпадает необходимость в воздушном винте, ТВД транс формируется в ТРД.
§ 4. Зависимость эквивалентной работы и удельного эффективного расхода топлива от параметров рабочего процесса
Эквивалентная работа (7.8) с учетом формул (7.2) и (7.3) может быть представлена в виде
4 ==4?1ред |
^Ipes+A) ———“ |
Алгебраическая сумма последних двух членов уравнения оцени вается величиной 1,5—2% от работы цикла. Поэтому без. боль шой погрешности можно принять
4=4'Ѵ д- |
(7.20) |
Работа за цикл ТВД выражается, как и в случае ТРД, форму лой (6.8). Поэтому эквивалентная работа
4 = / 0 Л Ті, Г0, 7}р, 7]с, 7)ред) |
(7.21) |
и удельный эффективный расход топлива
=/(■**, ТІ, Г0, |
É, 7}р, т]с, vjpej. |
(7.22) |
82
При одних и тех же условиях полета и потерях энергии экви валентная работа и удельный эффективный расход топлива зави сят только от двух параметров рабочего процесса: степени повы шения давления я*' в компрессоре и температуры газа Т* перед
турбиной (рис. 7.4). Следует отметить две особенности:
1) оптимальное значение я*, при котором имеет место мак
симальное значение эквивалентной работы ТВД, соответствует значению, отвечающему максимальной удельной тяге ТРД;
Рис. 7.4. Зависимость эквивалентной работы и удельного эффективного
расхода топлива от n k и |
. |
2) эквивалентная работа ТВД в большей степени зависит от Т* (k~ T *), чем удельная тяга ТРД (РуД~У Т*).
§ 5. Управление двигателем
На основании данных § 4 можно утверждать, что эквивалент ная мощность и удельный эффективный расход топлива зависят от двух параметров рабочего процесса; степени повышения давле ния я* в компрессоре и температуры газа Т* перед турбиной.
Поэтому изменение эквивалентной мощности двигателя и удель ного эффективного расхода топлива может быть осуществлено путем соответствуйщего изменения отмеченных параметров ра бочего процесса.
Так как степень повышения давления я* в компрессоре опре
деляется числом п оборотов, то обычно за регулируемые пара метры ТВД принимают число оборотов іі и температуру газа Т*
перед турбиной. Вместо температуры газа Т* перед турбиной
за регулируемый параметр может быть принята, как и у ТРД, температура газа Т* за турбиной. Отмеченные регулируемые па
раметры изменяются при помощи регулирующих органов двига теля. К числу регулирующих органов относятся
6 * |
83 |