Файл: Микеладзе, В. Г. Основные геометрические и аэродинамические характеристики самолетов и крылатых ракет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
М ом енты относительно рассматриваемой оси считаются по ло жительными, когда они поворачивают самолет против часовой стрелки, если смотреть с конца этой оси.
4.121. Проекции результирующего момента на оси координат по И СО
1. В связанной системе координат (3.026):
относительнооси х (rolling moment) , |
. . |
L |
||
относительно оси у (pitching moment) |
. |
М |
||
относительно оси z (yawing moment) |
. |
N |
||
2. В скоростной системе координат (3.027) : |
|
|
||
относительно |
оси Оха (rolling |
moment) |
. . |
La |
относительно |
оси Оуа (pitching |
moment) |
. . |
Ма |
относительно |
оси Oza (yawing |
moment) |
. . |
N„ |
П р и м е ч а н и е . Если задан момент от силы Ял, то соответствующие этой силе проекции момента на оси координат могут иметь в написании верх ний индекс «А». Однако там, где нет опасений, что эти символы могут быть спутаны, индекс «А» не пишется (рис. 4.121.1 и 4.121.2).
Рис. 4.121.1. Проекции результируюРис. 4.12Ь2. Проекции результирую
щего момента в |
связанной |
системе щего момента в скоростной системе |
|
координат по ИСО: |
координат по ИСО: |
||
L—момент крена; |
М—момент, |
тангаж а; Ьа—момент, крена; |
М —момент тангажа; |
N момент рыскания |
/^ -м о м е н т |
рыскання |
Раздел 5
КОЭФФИЦИЕНТЫ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ СИЛ И МОМЕНТОВ
5.000. К О Э Ф Ф И Ц И Е Н Т Ы А Э Р О Д И Н А М И Ч Е С К И Х СИЛ И МО МЕНТОВ
При решении задач по аэродинамике и динамике полета обычно пользуются безразмерными коэффициентами аэродина мических сил и моментов. Эти коэффициенты задаются в виде зависимостей от углов атаки а, углов скольжения |3, углов от клонения управляющих поверхностей б, числа М, числа Re и т. д.
5.005. Определение коэффициента аэродинамической силы
Коэффициентом аэродинамической силы называется безраз мерная величина, равная отношению этой силы к скоростному напору q и характерной площади 5, за которую обычно принима ют для самолета и крылатой ракеты базовую площадь крыла S с подфюзеляжной частью и для бескрылого аппарата или аппа рата с небольшой несущей поверхностью — площадь миделевого сечения фюзеляжа (корпуса) (см. 2.142 и 2.172).
Рис. 5.005. Ракеты с небольшой несущей поверхностью:
/—рули; 2—ось вращения руля; 3—несущие поверхности
95
Так, например, для крылатой ракеты с цилиндрическим кор пусом и с небольшой несущей поверхностью за S принимают площадь, равную nd2/4, где d — диаметр корпуса (рис. 5.005). Таким образом, коэффициент аэродинамической силы, напри мер, результирующей силы R будет
R CR qS ■
Коэффициенты проекций результирующей аэродинамической силы R на оси координат х, у, z будут соответственно
Kv |
X |
__ Y |
Z |
|
qS ’ |
Cy~ q S ' |
qS |
||
|
Для указания системы координат, по осям которых даны про екции результирующей аэродинамической силы, безразмерным коэффициентам приписываются дополнительные индексы.
5.010. Коэффициенты аэродинамических сил в связанной системе координат
Коэффициенты проекций результирующей аэродинамической силы R на оси связанной системы координат обозначаются cvb cyi, сг 1 и называются соответственно коэффициентом продольной силы, коэффициентом нормальной силы, коэффициентом по перечной силы.
5.015. Коэффициенты аэродинамических сил в скоростной системе координат
Коэффициенты проекций результирующей аэродинамической силы R на оси скоростной системы координат обозначаются cxv, cyv, czV и называются соответственно коэффициентами ло бового сопротивления, подъемной силы, боковой силы.
5.020. Коэффициенты аэродинамических сил в полусвязанной системе координат
Коэффициенты проекций результирующей аэродинамической силы R на оси полусвязанной системы координат обозначаются сх, су, сг (т. е. без дополнительных индексов). Эти коэффициен ты имеют те же наименования, что и в скоростной системе ко ординат (см. 5.015).
5.025. Коэффициенты аэродинамических сил в земной системе координат
Коэффициенты проекций результирующей аэродинамической силы R на оси земной системы координат обозначаются cxg,
Cyg, czg.
96
5.026. Коэффициенты сил (Force coefficients) по ИСО
В соответствии с рекомендациями ИСО, утвержденными в но ябре 1969 г. и опубликованными в 1970 г., коэффициентом силы (Force coefficient) называется безразмерная величина, равная отношению этой силы к скоростному напору q = 1/2 5 V2 (см. 1.055) н характерной площади 5 (см. 5.005). За такую силу принимает
ся сила R пли модуль силы (R) (см. 4.110), которая является равнодействующей системы сил, в общем случае состоящей из аэродинамических сил и реактивных (например, тяги двигате
лей). Коэффициенты проекций указанной силы R на оси коорди нат будут соответственно следующие.
1. В связанной системе координат (3.026)
Cx—X/qS, cy=Y/qS, cz=Z/qS,
где X, Y и Z определяются из 4.111.
2. В скоростной системе координат (3.027)
с.Vа = XдIqS, cya= Ya/qS, cza=Za/qS,
где Ха, Ya п Za определяются из 4.111.
5.027. Коэффициенты аэродинамических сил (Airframe aerodynamic force coefficients) по ИСО
Коэффициентом аэродинамической (результирующей) силы называется безразмерная величина, равная отношению резуль тирующей аэродинамической силы (4.113) (см. также 5.005) к скоростному напору q (см. 1.055), к характерной площади 5 (см. 5.005).
Коэффициенты проекций силы RA (см. 4.112) на оси коорди нат будут соответственно следующие.
1. В связанной системе координат (3.026)
r t = X AlqS, Cy — YKjqS, cA= Z AjqS,
где ХА, УА и ZA определяются из (4.113).
2. В скоростной системе координат (3.027)
cAa — XalqS, Суа— Ya/qS, cAa= Z A/qS,
где Х А, Ya и Za определяются из (4.113).
5.028. Коэффициенты моментов (Moment coefficients),
рекомендованные ИСО
За коэффициент момента принимается безразмерная величи на, равная отношению_рассматриваемого момента к скоростному напору (см. 1.055), характерной площади 5 (см. 5.005) и харак
97
терной длине I (см. 5.030), причем во всех случаях за / берется одна и та же величина, например размах крыла, в то время как в СССР по ГОСТ 1075—41 для определения коэффициента мо мента тангажа самолета берется средняя аэродинамическая хор да, а для коэффициентов момента крена и момента рыскания — размах крыла (см. 5.030).
Рассматриваемый момент может быть моментом от аэроди намических, реактивных и других сил. Условные обозначения бу дут зависеть только от вида системы координат, на которую про ектируется рассматриваемый момент. Коэффициенты проекций указанных моментов будут соответственно следующие.
1. В связанной системе координат (3.026) ct=L/qSl, cm—M/qSl, cn = N/qSl,
где L, М и N определяются из (4.121).
2. В скоростной системе координат (3.027)
У
С\а~ LalqSl, cma= Ma/qSl, cna= Na/qSl,
где La, Ма и Na определяются из 4.121.
5.030. Определение коэффициента аэродинамического момента
Коэффициентом аэродинамического момента называется без размерная величина отношения этого момента к скоростному на пору q, характерной площади S и характерному линейному раз
меру: |
и у, |
I — размаху крыла для момента относительно осей х |
|
ЬА — средней аэродинамической хорде для момента |
относи |
тельно оси а; /ф — длине корпуса (длине фюзеляжа) для бескрылых лета
тельных аппаратов.
Таким образом, коэффициент аэродинамического момента, на пример результирующего аэродинамического момента MR, будет
т. _Мя q S l
Коэффициенты проекций результирующего аэродинамическо го момента М самолета на оси координат будут соответственно
т ,.= Мх |
ти |
т, Мг |
q S l |
“ |
q S l |
а для бескрылого летательного аппарата
пг,
q S l
98
гд е /— в этом случае длина корпуса, в то время |
как |
за линей |
ный размер для самолета при определении тх и ту при |
||
нимается размах несущей поверхности, а |
при |
определе |
нии тг — хорда 6 а- Проекции на оси всех упомянутых систем координат (связан
ной, скоростной, полусвязанной, земной) имеют одинаковые наз вания:
для тх — коэффициент момента крена; для 1пу— коэффициент момента рыскания; для тг — коэффициент момента тангажа.
5.035. Обозначения коэффициентов тх, ту, mz
в разных системах координат
Коэффициенты момента крена тх, рыскания ту, тангажа тг обозначаются в связанной системе координат mxl, myl, tnzi, в ско
ростной соответственно mxV, |
muv, |
mzV |
или |
тхс, тц с, mzc, |
в земной mxg, m,Jg, mzg и тх, |
ту, |
тг |
(т. е. |
без дополнитель |
ных индексов) в полусвязанной. Если расчеты ведутся в одной системе координат и об этом в начале расчета сделано замеча ние, то допускается опускание дополнительных индексов.
5.050. Сравнение обозначений аэродинамических сил, моментов и их коэффициентов
В табл. 5.1 и 5.2 приведено сравнение обозначений аэродина мических сил, моментов и их коэффициентов, применяемых в
СССР, с рекомендуемыми Международной организацией по стандартизации. Из табл. 5.1 видно, что аэродинамические си лы и их коэффициенты имеют верхний индекс «А», указываю щий на то, что эти силы и их коэффициенты относятся только к аэродинамическим силам.
В связанной системе координат продольная сила обозначает ся —КА, поперечная ГА, а нормальная —ZA вместо Хь Zi и Yi в обозначениях, принятых в СССР. Коэффициенты продольной силы, поперечной и нормальной по ИСО обозначаются соответ
ственно — сх, Су и |
сх вместо сх1, сг1 и су1 в обозначениях СССР. |
||
Поэтому, |
например, |
при построении поляры по ИСО (в связан |
|
ной |
системе координат) по оси ординат откладывается—Сг |
||
(т. е. |
Сг |
со знаком минус), а по оси абсцисс —с*(т. е. сх так |
же со знаком минус), и поляра по внешней форме, построенная в системе координат ИСО, ничем не будет отличаться от поля ры, построенной в системе координат по ГОСТ 1075—41.
В скоростной системе по рекомендации ИСО лобовое сопро тивление обозначается — , а в СССР Ху или Хс; боковая сила по ИСО имеет символ У%, а в СССР обозначается Z v или Zc, подъемная сила по ИСО обозначается через —Z^, а в СССР Yy
99