Файл: Микеладзе, В. Г. Основные геометрические и аэродинамические характеристики самолетов и крылатых ракет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5.105. Сравнение обозначений на диаграммах зависимости коэффициентов продольного момента от коэффициентов подъемной силы

На рис. 5.105 даны зависимости коэффициентов продольно­ го момента от коэффициентов подъемной силы для одного и то­ го же летательного аппарата. Коэффициенты тг будут иметь в системе ИСО обозначение ст и различаться величинами (см.

Рис. 5.105. Диаграмма зависимости коэффициентов про­ дольного момента от коэффициентов подъемной силы в обозначениях ГОСТ 1075—41 (а) и ИСО (б)

5.104) для одних и тех же значений коэффициентов подъемной силы. Сами коэффициенты су в системе PICO меняют обозначе­ ния на сг и знак.

5.106. Сравнение обозначений на диаграммах зависимости частных производных коэффициентов продольного момента по коэффициентам подъемной силы от числа М

На рис. 5.106 даны зависимости частных производных коэф­ фициентов продольного момента по коэффициентам подъемной силы от числа М для одного и того же летательного аппарата. Сравнение показывает, что эти частные производные в системе,

Рис. 5.106. Диаграмма зависимости частных производных коэффици­ ентов продольного момента по коэффициентам подъемной силы от числа М в обозначениях ГОСТ 1075—41 (а) и ИСО (б)

106

принятой в СССР, имеют обозначение

mczy, в то время

как по

 

дс

 

рекомендации ИСО они обозначаются —— и различаются зна-

 

дс,

 

камп. Кроме того, величины тСу и

дс„ не равны для

одного

ас2

 

и того же значения М согласно замечанию в 5. 104.

5.107. Сравнение обозначений на диаграммах зависимости коэффициентов продольного момента от углов отклонения стабилизатора

На рис. 5.107 построены зависимости коэффициентов про­ дольного момента от углов отклонения стабилизатора для одно­ го и того же самолета. Согласно 5.104 коэффициенты mz меняют

Рис. 5.107. Диаграмма зависимости коэффициентов продольного мо­ мента от углов отклонения стабилизатора в обозначениях ГОСТ

1075—41 (а) и ИСО (б)

обозначение на cnu при этом они будут иметь разное значение для одного и того же угла отклонения стабилизатора. Сами же углы отклонения руля высоты в системе ИСО меняют обозначе­ ние с ф ст на бг.

5.108. Сравнение обозначений на диаграммах зависимости частных производных коэффициентов боковой силы по углам скольжения от числа М

На рис. 5.108 представлена зависимость частных производ­ ных коэффициентов боковой силы по углам скольжения от числа М. В системе ГОСТ 1075—41 указанные частные произ­ водные обозначаются через с\ , в то время как в системе ИСО

через су$.

5.109. Сравнение обозначений на диаграммах зависимости коэффициентов момента крена от углов скольжения

На рис. 5.109 даны зависимости коэффициентов момента кре­ на от углов скольжения для одного и того же летательного ап­ парата. Видно, что коэффициент тх в системе ИСО имеет обозна-

107


чение Ci. У г л ы скольж ения

имеют одинаковое обозначение

(3 как

в системе Г О С Т 1075— 41,

та к и в системе И С О . Величины

коэф ­

фициентов т х и Ci б у д у т одинаковы, если в форм улах

 

Мх

L

qSl

Cl

qSl

Рис. 5.108. Диаграмма зависимости частных производных коэффици­ ентов боковой силы по углам скольжения от числа М в обозначе­ ниях ГОСТ 1075—41 (а) и ИСО (б)

величины I будут означать один и тот же линейный размер, на­ пример размах крыла, как в формуле для тх.

1Лх

Рис. 5.109. Диаграмма зависимости коэффициентов момента крена от углов скольжения в обозначениях ГОСТ 1075—41 (а) и ИСО (б)

5.110. Сравнение обозначений на диаграммах зависимости коэффициентов момента рыскания от углов скольжения

На рис. 5.110 даны зависимости коэффициентов момента рыс­ кания от углов скольжения для одного и того же самолета. Ко­ эффициент ту в системе ИСО имеет обозначение сп. Углы сколь­ жения имеют одинаковое обозначение (3. Величины ту и сп будут

иметь одинаковое значение, если в формулах т,,= Му в обоз­

qSl

начениях ГОСТ 1075—41 и сп = ----

в ИСО за / будет взятраз-

qS I

мах крыла, как в формуле для ту. В рекомендациях ИСО нег

108

четкого указания, что принимать за линейный размер / в фор­ муле для с„.

Рис. 5.110. Диаграмма зависимости коэффициентов моментов рыска­ ния от углов скольжения в обозначениях ГОСТ 1075—41 fa) и ИСО

( б )

5.111. Сравнение обозначений на диаграммах зависимости коэффициентов момента крена от углов отклонения элеронов

На рис. 5.111 построены зависимости коэффициентов момен­ та крена от углов отклонения элеронов. Относительно обозначе-

Рис. 5.111. Диаграмма зависимости коэффициентов момента крена от углов отклонения элеронов в обозначениях ГОСТ 1075—41 (а)

и ИСО (б)

ний коэффициентов моментов крена и их величин см. в 5.109. Углы отклонения элеронов в системе ГОСТ 1075—41 обознача­ ются через бЭ) а в системе ИСО через бi.

109



5.112. Сравнение обозначений на диаграммах зависимости коэффициентов момента рыскания от углов отклонения рулей направления

На рис. 5.112 даны зависимости коэффициентов момента рыскания от углов отклонения руля направления. Коэффициен­ ты моментов рыскания в системе ГОСТ 1075—41 и ИСО обозна-

Рис. 5.112. Диаграмма зависимости коэффициентов момента рыска­ ния от углов отклонения рулей направления в обозначениях ГОСТ

1075—41 (а) и ИСО (б)

чаются соответственно через ту и с„, а углы отклонения через бц и бп. Замечания относительно величин ту и с„ аналогичны замечаниям в 5.109 для тх и сг.

5.113. Сравнение обозначений на диаграммах зависимости частных производных коэффициентов моментов крена

по углам отклонения элеронов от числа М

На рис. 5.113 дана зависимость частных производных коэф­ фициентов моментов крена по углам отклонения элеронов от

Рис. 5.113. Диаграмма зависимости частных производных коэффици­ ентов моментов крена по углам отклонения элеронов от числа М в обозначениях ГОСТ 1075—41 (а) и ИСО (б)

110

числа М. Частные производные коэффициентов моментов крена по углу отклонения по ГОСТ 1075—41 обозначаются через а в системе ИСО через спе. Замечания относительно величин т °э и Спе аналогичны замечаниям в 5.109.

5.114. Сравнение обозначений на диаграммах частных производных коэффициентов моментов рыскания по углам отклонения руля направления от числа М

На рис. 5.114 дана зависимость частных производных коэффи­ циентов моментов рыскания по углам отклонения руля направ­ ления. Указанные производные в системе ГОСТ 1075—41 имеют

обозначения пг а в системе ИСО с„ц

Замечания относительно абсолютных величин

т°» и сп5„

аналогичны замечаниям в 5.109, знаки же у этих величин меня­ ются.

Рис. 5.114. Диаграмма зависимости частных производных коэффици­ ентов моментов рыскания по углам отклонения руля направления от числа М в обозначениях ГОСТ 1075—41 (а) и ИСО (б)

5.115. Сравнение обозначений на диаграммах частных производных моментов крена по углам скольжения от числа М

На рис. 5.115 дана зависимость частных производных коэф­ фициентов моментов крена по углам скольжения от числа М.

 

1 I j

 

- 0,002

 

 

■■

0,9 1,0 М

0,5

0,6 08

 

I

В)

Рис. 5.115. Диаграмма зависимости частных производных моментов крена по углам скольжения от числа М в обозначениях ГОСТ 1075— 41 (а) и ИСО (б)

111


Указанные производные в системе Г О С Т 1075— 41 обозначаются через т Р , а в системе И С О через r i p .

5.116. Сравнение обозначений на диаграммах частных производных коэффициентов моментов рыскания по углам скольжения от числа /VI

На рис. 5.116 дана зависимость частных производных коэф­ фициентов моментов рыскания по углам скольжения от числаМ

Рис. 5.116. Диаграмма зависимости частных производных моментов рыскания по углам скольжения от числа М в обозначениях ГОСТ

1075—41 (а) и ИСО (б)

Указанные частные производные в системе ГОСТ 1075—41 обоа начаются через т$, а в системе ИСО через с„?. Замечания ^

величинах ту и с„ те же, что и в 5.109. Знаки у этих величин ме няются.

Раздел 6

КОЭФФИЦИЕНТЫ ШАРНИРНЫХ МОМЕНТОВ

6.000. Ш А Р Н И Р Н Ы Й М ОМ ЕН Т

Шарнирным моментом называется момент относительно оси вращения управляющей поверхности, возникающий от воздейст­ вия воздушного потока при обтекании соответствующих поверх­ ностей.

Рис. 6.005. Площадь руля за осью вращения S' и средняя аэродинамическая хорда, взятая по этой площади по перпендикуляру к оси вра­

щения используемые

для определения коэффици­ ента шарнирного момента

аэродинамическая хорда, взятая по габаритной пло­ щади по перпендикуляру к оси вращения ЬА±

6.005. Коэффициент шарнирного момента тш

Коэффициентом шарнирного момента тш называется безраз­ мерный коэффициент, определяемый по аналогии с коэффициен­ тами моментов летательных аппаратов по формуле

ИЗ

где Мш — шарнирный момент рассматриваемой

управляющей

поверхности;

 

q — скоростной напор невозмущениого потока;

S' — площадь рассматриваемой управляющей

поверхности

за осью вращения (рис. 6.005).

 

Иногда коэффициент^ шарнирного момента тш относится к габаритной площади руля 5 и к габаритной средней аэродинами­ ческой хорде (по перпендикуляру к оси вращения) (рис. 6.005.1).

6.006. Зависимости коэффициентов шарнирных моментов

Коэффициенты тш задаются обычно в виде зависимостей:

" H . = / ( 8). Д т ш= / ( 8). /Лш = /(М ), /Лш = /(М ), т шт|,==/ (М);

< , СК= / ( М ) , т ш= / ( с О и др.

6.010. Зависимость коэффициента шарнирного момента руля высоты тш,„= / (6 В)

На рис. 6.010 показана типичная диаграмма зависимости ко­ эффициента шарнирного момента руля высоты от угла откло­ нения руля бвНа рис. 6.010 зависимость /пш.в= /( 6 D) построена для руля высоты как при нулевом отклонении триммера (бтр.в=

= 0), так и для руля с триммером, отклоненным на углы STp.n=

Рис. 6.010. Зависимость коэффициента шарнирного момента руля высоты от угла отклонения руля при разных углах отклонения триммера:

/_руль высоты; 2—стабилизатор; 3—триммер

114