Файл: Микеладзе, В. Г. Основные геометрические и аэродинамические характеристики самолетов и крылатых ракет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
= — 15, — 10, — 5 и + 5 . Знаки угло в отклонения р у л я высоты и триммера показаны на рис. 6.010.
6.015. Зависимость приращения коэффициента шарнирного момента руля высоты
При подборе конструктивных и аэродинамических параметров рулей высоты возникает необходимость в определении Атшл для ряда углов отклонения руля высоты бвВеличина Л/?гш.в оп ределяется из выражения
Д^ш.в |
^ш.в5в= 0 > |
Рис. 6.015. Диаграмма приращения коэффициента шарнирного момента руля высоты от угла его отклонения при разных уг лах атаки
где |
гпш,в^ф0— коэффициент шарнирного момента |
руля |
|
|
при отклонении руля на некоторый угол; |
||
|
^шв.в =о — коэффициент шарнирного момента |
при |
|
|
неотклоненном руле высоты. |
берутся |
|
Величины т ш.в при угле бл^О и т ш.в при угле бв= 0 |
|||
из диаграмм тш.в=/(бв), аналогичных приведенным |
на |
рис. |
|
6.010. |
Определив Атш,в для ряда углов 6В при a = const, строя'' |
диаграмму Amm.B=f (Ьв) для заданного угла атаки а. Обычно та кое построение диаграммы ведется для нескольких углов атаки а, охватывающих возможные режимы полета изучаемого лета тельного аппарата. На рис. 6.015 показана типичная диаграмма Ля2ш.в=/(6в), построенная для углов атаки а°= —5; 0; +10 и + 15 при неотклоненном триммере руля высоты (бТр.в=0).
115
Н а рис. |
6.015 оси абсцисс зависимостей Д/?гш..в= / ( 6 в) |
д л я раз |
ных у гло в |
а смещены по вертикали д л я удобства |
отсчета |
Л/Дш.и-
6.020. Зависимость приращения коэффициента шарнирного момента Л т шв = / (6ТР.В) руля высоты с триммером
Зависимостью приращения коэффициента шарнирного момен та Дшш.в руля высоты по углу отклонения триммера 6тр.в при разных значениях угла а пользуются для оценки эффективности
Рис. 6.020. Диаграмма приращения коэффи циента шарнирного момента руля высоты пг углу отклонения триммера при разных углах атаки
триммера руля высоты. Величина Д/?гш.в в данном случае опре деляется из формулы
|
Д ^ ш .п Д ^ш .в(от р=±0) |
^ ш . в (отр=0)> |
|
|
где |
/пШ'„ (?.тр^0) — коэффициент |
шарнирного |
момента |
руля |
|
с отклоненным на угол бтр |
триммером при |
||
|
различных а и |3; |
шарнирного |
момента |
руля |
|
т ш.в ( 5 =о)— коэффициент |
|||
|
с неотклоненным триммером при тех же ус |
|||
|
ловиях. |
|
|
рис. |
|
Примерная зависимость Дцгш.в= /(бТр.в) показана на |
|||
6. 020. |
|
|
|
6.025. Зависимость коэффициента шарнирного момента /пш.н= /(б н) руля направления
Примерная зависимость mm,n=f(6a) для руля направления дана на рис. 6.025, где коэффициенты шарнирных моментов по-
116
строены для угла атаки а = 0 при различных углах отклонения
триммера бтр.„ ( 8тр.„ = —15; —5; 0; 5 и +15). Знаки углов от клонения руля направления и триммера на руле направления показаны на рис. 6.025.
Рис. 6.025. Диаграмма зависимости коэффициента шар нирного момента руля направления от угла его отклоне ния при разных углах отклонения триммера:
/—киль; 2—руль направления; 8—триммер
6.030. Зависимость А тш,„= / (6П) руля направления
Типичная диаграмма зависимости Д/пш.и= /(6 н) по УГЛУ от' клонення руля направления 5и при разных углах атаки крыла а (при неотклоненном триммере) показана на рис. 6.030. Величи на Д/лш.н определяется аналогично Д тш.в (см. 6.015). Построе ние зависимостей Атш,н= [(бн) Для разных углов атаки а ана логично приведенному на рис. 6.015.
6.035. Зависимость Д/пш н=/(бтр.н) руля направления с триммером
Зависимость приращения коэффициента шарнирного момен та Д тш.ц от угла отклонения триммера бтр.п руля направления при разных углах атаки а при неотклоненном руле направления
6Н= 0 дана на |
рис. 6.035, где вычерчена типичная диаграмма |
Д / Д ш . н = / ( 6 Тр.н) • |
Зависимость Дпгш.и=/(<5тр.н) характеризует эф |
фективность триммера руля направления при заданном угле от клонения руля (в приведенном примере при 6Г1=0) и в задан ном диапазоне углов атаки а.
117
Рис. 6.030. Диаграмма приращения коэффициента шар нирного момента руля направления от угла его откло нения при разных углах атаки
Рис. 6.035. Диаграмма приращения коэффици ента шарнирного момента руля направления по углу отклонения триммера при. разных уг лах атаки
6.040. Зависимость коэффициента шарнирного момента элеронов /пш.э= / (ба)
Типичная диаграмма зависимости коэффициента шарнирно го момента тш,э элерона по углу отклонения элерона бэ для фик сированного угла атаки (например для а = 0) показана на рис.
Рис. 6.040. Диаграмма зависимости коэффициента шар нирного момента элерона по углу отклонения элерона 1 при разных углах отклонения сервокомпенсатора 2
6.040, |
где, кроме |
зависимости т ш . э = | : ( б о ) , построенной при ну |
левом |
отклонении |
сервокомпенсатора (<5СИ.Э= 0) элерона, даны |
зависимости /иш.э=/(бэ) и для других углов отклонения серво компенсатора ( С , = —15; —10; —5; +5; +10; +15).
Рис. 6.040.1. Знаки углов отклонения элерона и сервокомпенса тора элерона:
/ —правое полукрыло; 2—элерон; 3—сервокомпенсатор элерона
Знаки углов отклонения элерона бэ и сервокомпенсатора эле рона бек.э показаны на рис. 6.040.1, где дана схема сечения пра вого полукрыла с элероном п сервокомпенсатором элерона.
119
6.045. Зависимость приращения коэффициента шарнирного момента элерона Д тш-Э= / (6Э)
Типичная диаграмма зависимости приращения коэффициента шарнирного момента Дш шэ элерона от угла отклонения элерона 6Эи от угла атаки а при неотклоненном сервокомпенсаторе эле-
Рис. 6. 045. Зависимость приращения коэффициента шар нирного момента элерона от угла отклонения элерона при разных углах атаки:
/ —сервокомпенсатор; 2—элерон
рона показана на рис. 6.045. Видно, что угол а оказывает зна
чительное |
влияние на величину Д тш.э. В приведенном |
примере |
при углах |
а = 10° и 15° наблюдается перекомпенсация |
элерона |
по углу отклонения при отрицательных углах ба. |
|
6.050. Зависимость приращения коэффициента шарнирного момента элерона с сервокомпенсатором Д т ш.8= / (бсп.э)
Примерная диаграмма зависимости приращения коэффициен та шарнирного момента элерона Д т ш.э от угла отклонения серво
компенсатора |
элерона 6 Ск.э при |
неотклоненном |
правом |
элероне |
(63=0) при |
различных углах атаки а (а° = —5; 0; +5; |
+10 и |
||
+ 15) показана на рис. 6.050. |
характеризует |
эффективность |
||
Зависимость Д т ш э = /(6 ск .э ) |
сервокомпенсатора элерона. Диаграмма Д т ш э = / ( 6 Ск.э) получена при М=0,2.
6.060. Производные коэффициентов шарнирных моментов
Шш, таш, mV, т'ск
С помощью приведенных выше диаграмм шарнирных момен тов т ш=/(б) при a = const, т ш= /(а) при 6= consl, mm = f(6TP)
120
Рис. 6.050. Зависимость приращения коэффи циента шарнирного момента элерона по углу отклонения сервокомпенсатора при разных уг лах атаки:
1—элерон; 2—крыло; 2-сервокомпенсатор
Рис. 6.065. Диаграмма зависимостей частных про нзводных коэффициента шарнирного момента эле ронов по углу их отклонения от числа М
при а = const и 6= const и других, построенных для рулей высо ты, рулей направления, элеронов и т. д., можно определить част ные производные от коэффициента шарнирного момента по углу
отклонения управляющей поверхности mi, а также по углу ата
ки крыла а, т. е. /Лш и т. д.
Производные шарнирных моментов зависят от числа М, а по тому для полной оценки шарнирных моментов необходимо иметь зависимости указанных величин от числа М.
6.065. Зависимости m ^ = f { М), /Лш=/(М )
Типичные диаграммы зависимостей частных производных ко эффициента шарнирного момента тш по углу отклонения элеро-
Рис. 6.065.1, Диаграмма зависимостей частных про изводных коэффициента шарнирного момента элерона по углу атаки а от числа М
нов 6Эи коэффициента шарнирного момента тш по углу атаки а от числа М для элеронов, установленных на треугольном крыле малого удлинения, показаны на рис. 6.065 и 6.065.1.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
С Р А В Н Е Н И Е О Б О З Н А Ч Е Н И Й П Р О И З В О Д Н Ы Х ОТ К О Э Ф Ф И Ц И Е Н Т О В СИЛ И МО МЕ НТ ОВ ПО УГЛУ АТАКИ
И УГЛУ С К О Л Ь Ж Е Н И Я
Частные производные от |
|
По ИСО |
В СССР |
||
коэффициентов сил и моментов |
|||||
|
|
||||
|
|
По углу атаки |
|
||
d c x j d a |
|
|
|
4 |
|
д с у / д а |
|
|
V |
4 |
|
д с г / д а |
|
|
cz* |
|
|
|
|
|
|
||
d c i j d a |
|
|
СЫ |
<■ |
|
д с т / д а |
|
|
Ста |
к |
|
д с „ / д а |
|
|
Спа |
т°и |
|
|
|
|
|||
|
По углу скольжения |
|
|||
дс_,-/др |
|
|
СХР .• |
4 |
|
д с у / д р |
|
|
с у 9 |
4 |
|
д с г / д $ |
|
|
czV |
4 |
|
|
|
|
|||
д с р д р |
|
|
cip |
|
|
д с т / д р |
|
|
ст$ |
* £ |
|
|
|
|
|||
dc„/djl |
|
|
СпР |
т\ |
6* |
123 |