Файл: Микеладзе, В. Г. Основные геометрические и аэродинамические характеристики самолетов и крылатых ракет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
П р и л о ж е н и е 14
СРАВНЕНИЕ ОБОЗНАЧЕНИЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ СИЛ,
ПРИНЯТЫХ ВО ФРАНЦИИ И В СССР
|
|
|
Во Франции |
||
Система координат |
Наименование силы |
ИСО* |
) |
|
|
новые (проект |
старые |
||||
|
|
|
В СССР
|
Продольная сила |
|
А |
А |
*1 |
|
|
(Force axiale) |
|
|
|
|
|
Срязанная |
Поперечная сила |
+ КА |
уА |
— |
Zi |
|
(Triedre avion) |
(Force transversale) |
|
|
|
|
|
|
Нормальная сила |
—Z A |
N |
N |
Yi |
|
|
(Force normale) |
|
|
|
|
|
|
Сопротивление |
- к |
— |
— |
Q, |
|
|
(Trainee) |
|
|
|
- X v . |
- X ? |
|
|
|
|
|
||
Скоростная |
Боковая сила |
|
— |
— |
Zv, |
Z ? |
(Triedre aerodyna- |
+ г £ |
|||||
mique) |
(Force laterale) |
|
|
|
|
|
|
Подъемная сила |
|
— |
— |
y v , |
y*: |
|
(Portance) |
|
|
|
|
|
*ИСО для указанных в этом столбце аэродинамических сил не дает обозначений, предоставляя право выбора их каждой стране.
**Индексы «К» или «с» у сил в скоростной системе координат могут быть отброшены, если это не внесет путаницы.
133
П р и л о ж е н и е 15
СРАВНЕНИЕ ОБОЗНАЧЕНИЙ КОЭФФИЦИЕНТОВ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ СИЛ, ПРИНЯТЫХ ВО ФРАНЦИИ И В СССР
Во Франции
Система координат |
Наименование |
ИСО* |
||
коэффициента |
||||
|
|
|||
|
Коэффициент |
продоль |
|
|
|
ной силы |
force |
|
|
|
(Coefficient de |
|
||
|
axiale) |
|
|
новые (проект) |
старые |
Ca |
Oa |
ВСССР
C.i-1
Связанная |
Коэффициент |
попереч |
+ cy |
(Triedre avion) |
ной силы |
|
|
|
(Coefficient de force trans- |
|
|
|
versale) |
|
1 |
|
|
|
|
|
Коэффициент |
нормаль |
1 |
|
|
||
|
ной силы |
|
|
|
(Coefficient de force nor- |
' |
male)
ск |
— |
Czl |
СУ |
|
|
|
|
\ |
ON |
ON |
Cy\ |
|
Коэффициент |
сопро |
- 4 , |
|
тивления |
|
|
|
(Coefficient de trainee) |
|
|
Скоростная |
Коэффициент |
боковой |
+ °ya |
(Triedre aerodyna- |
силы |
|
|
mique) |
(Coefficient de force late- |
|
rale)
Ox |
Ox |
cxV, cxc |
oy |
oy |
** |
czV, ozc |
Коэффициент подъем |
~ Cza Cz |
ной силы |
|
(Coefficient de portance) |
|
C Z
**
OiJV, Cyc
*ИСО для указанных в этом столбце коэффициентов аэродинамиче ских сил не дает обозначений, предоставляя право выбора этих обозна чений каждой стране.
**Вторые индексы «У» или «с» у коэффициентов в скоростной систе ме координат могут быть отброшены, если это не внесет путаницы.
134
П р и л о ж е н и е 1 6
СРАВНЕНИЕ ОБОЗНАЧЕНИЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ СИЛ, ПРИНЯТЫХ В АНГЛИИ И В СССР
В Англии
Система координат |
Наименование силы |
|
Продольная |
сила |
|
(Axial force) |
|
Связанная |
Поперечная |
сила |
(Body axis system) (Transverse force) |
||
|
Нормальная |
сила |
|
(Normal force) |
|
|
Сопротивление |
|
|
(Drag) |
|
Скоростная |
Боковая сила |
|
(Air-path axis |
(Cross stream force) |
system)
ИСО* |
новые |
старые |
В СССР |
|
|
|
|
||
|
j |
|
|
|
- Х А |
— |
А |
|
|
+ уА |
— |
V |
|
Zi |
|
|
|||
—Z A |
— |
N |
|
у 1 |
X* |
— |
D |
|
Q** |
|
|
|||
|
|
|
- x |
v , - х с |
|
— |
Га |
|
Zv, Z ? |
Подъемная сила |
- Z t |
— |
L |
Гу, К * |
(Lift) |
|
|
|
|
* ИСО для указанных в этом столбце аэродинамических сил не дает обозначений, предоставляя право выбора этих обозначений каждой стране.
** Индексы «V» или «с» у сил в скоростной системе координат могут быть отброшены, если это не внесет путаницы.
135
П р и л о ж е н и е 17
СРАВНЕНИЕ ОБОЗНАЧЕНИЙ КОЭФФИЦИЕНТОВ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ СИЛ, ПРИНЯТЫХ В АНГЛИИ И В СССР
В Англии
Система координат |
Наименование |
ИСО* |
|
старые |
||
коэффициента |
новые |
|||||
|
|
|||||
|
|
|
|
|||
|
Коэффициент |
продоль |
|
— |
Сд |
|
|
ной силы |
|
|
|
|
|
|
(Axial force coefficient) |
|
|
|
||
Связанная |
Коэффициент |
попереч |
+ су |
— |
Су |
|
(Body axis system) НОН СИЛЫ |
|
|
|
|
||
|
(Transverse force coeffici |
|
|
|
||
|
ent) |
|
|
|
|
|
|
Коэффициент |
нормаль |
|
— |
Сдг |
|
|
ной силы |
|
|
|
|
|
|
(Normal force coefficient) |
|
|
|
ВСССР
С.i-l
сг1
Су\
|
Коэффициент |
сопро - 4 а |
— |
со |
Сд-К. C VQ |
|
|
тивления |
|
|
|
|
|
|
(Drag coefficient) |
|
|
|
|
|
Скоростная |
Коэффициент |
боковой + Суа |
— |
сУа |
Cz\rj |
0ZQ |
(Air-path axis |
sys силы |
|
|
|
|
|
tem) |
(Cross-stream force coeffi |
|
|
|
|
|
|
cient) |
|
|
|
|
|
|
Коэффициент |
подъем ~ сга |
— |
c l |
Cyv, |
Cyc |
|
ной силы |
|
|
|
|
|
(Lift coefficient)
*ИСО для указанных в этом столбце коэффициентов аэродинами ческих сил не дает обозначений, предоставляя право выбора этих обоз начений каждой стране.
**Вторые индексы «К» или «с» у коэффициентов в скоростной систе ме координат могут быть отброшены, если это не внесет путаницы.
136
П р и л о ж е н и е 1 8
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА ГОСТа СССР
«МЕХАНИКА ПОЛЕТА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В АТМОСФЕРЕ»
В1973 г. Государственный комитет стандартов Совета Ми нистров СССР разработал проект основных терминов, опреде лений и обозначений по механике полета летательных аппаратов
ватмосфере, который после его утверждения должен заменить существующий ГОСТ 1075—41.
Всодержание упомянутого проекта вошли материалы — ре
комендации ИСО, а также и существующего ГОСТ 1075—41. Так, в проекте полностью используются системы координат, ре
комендованные ИСО, но |
ось Oz по |
проекту |
направлена |
|
по правому крылу, |
а ось |
Оу — вверх, т. |
е. так же, как и в |
|
ГОСТ 1075—41, что |
значительно облегчит |
переход |
от старого |
ГОСТа к новому.
Обозначения аэродинамических сил и моментов и их коэф фициентов, приведенные в проекте, незначительно отличаются от принятых в ГОСТ 1075—41.
Обозначения угловых скоростей в проекте остались без из менений, так же как и обозначения перегрузок самолета. Индек сы у этих обозначений изменились незначительно и приведены в соответствие с индексами осей проекта, относительно которых они берутся.
Обозначения и определение углов между осями связанной си стемы координат и нормальной земной системы координат, углов между осями скоростной системы и нормальной земной системы координат самолета и траекторных углов несколько изменились, а потому дана таблица этих обозначений.
Ниже приведены таблицы с некоторыми обозначениями и оп ределениями согласно проекту ГОСТа «Механика полета лета тельных аппаратов в атмосфере».
Системы координат
Система координат
Земная
0о*о*/о2о
Нормальная земная
OoXgiigZg
Стартовая
ОаХсУс^с
Определение
Оси этой системы и начало координат связаны с землей и выбираются из условий задачи
Эта система отличается от системы О0х0уо20 тем, что ось О0уе направлена по вертикали вверх
Отличается от нормальной земной системы тем, что начало координат у стартовой системы сов падает с характерной точкой летательного аппа рата в начальный момент движения, например, с центром масс
137