Файл: Микеладзе, В. Г. Основные геометрические и аэродинамические характеристики самолетов и крылатых ракет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

П р и л о ж е н и е 14

СРАВНЕНИЕ ОБОЗНАЧЕНИЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ СИЛ,

ПРИНЯТЫХ ВО ФРАНЦИИ И В СССР

 

 

 

Во Франции

Система координат

Наименование силы

ИСО*

)

 

новые (проект

старые

 

 

 

В СССР

 

Продольная сила

 

А

А

*1

 

(Force axiale)

 

 

 

 

 

Срязанная

Поперечная сила

+ КА

уА

Zi

(Triedre avion)

(Force transversale)

 

 

 

 

 

 

Нормальная сила

—Z A

N

N

Yi

 

(Force normale)

 

 

 

 

 

 

Сопротивление

- к

Q,

 

(Trainee)

 

 

 

- X v .

- X ?

 

 

 

 

 

Скоростная

Боковая сила

 

Zv,

Z ?

(Triedre aerodyna-

+ г £

mique)

(Force laterale)

 

 

 

 

 

 

Подъемная сила

 

y v ,

y*:

 

(Portance)

 

 

 

 

 

*ИСО для указанных в этом столбце аэродинамических сил не дает обозначений, предоставляя право выбора их каждой стране.

**Индексы «К» или «с» у сил в скоростной системе координат могут быть отброшены, если это не внесет путаницы.

133


П р и л о ж е н и е 15

СРАВНЕНИЕ ОБОЗНАЧЕНИЙ КОЭФФИЦИЕНТОВ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ СИЛ, ПРИНЯТЫХ ВО ФРАНЦИИ И В СССР

Во Франции

Система координат

Наименование

ИСО*

коэффициента

 

 

 

Коэффициент

продоль­

 

 

ной силы

force

 

 

(Coefficient de

 

 

axiale)

 

 

новые (проект)

старые

Ca

Oa

ВСССР

C.i-1

Связанная

Коэффициент

попереч­

+ cy

(Triedre avion)

ной силы

 

 

(Coefficient de force trans-

 

 

versale)

 

1

 

 

 

 

Коэффициент

нормаль­

1

 

 

 

ной силы

 

 

 

(Coefficient de force nor-

'

male)

ск

Czl

СУ

 

 

 

\

ON

ON

Cy\

 

Коэффициент

сопро­

- 4 ,

 

тивления

 

 

 

(Coefficient de trainee)

 

Скоростная

Коэффициент

боковой

+ °ya

(Triedre aerodyna-

силы

 

 

mique)

(Coefficient de force late-

 

rale)

Ox

Ox

cxV, cxc

oy

oy

**

czV, ozc

Коэффициент подъем­

~ Cza Cz

ной силы

 

(Coefficient de portance)

 

C Z

**

OiJV, Cyc

*ИСО для указанных в этом столбце коэффициентов аэродинамиче­ ских сил не дает обозначений, предоставляя право выбора этих обозна­ чений каждой стране.

**Вторые индексы «У» или «с» у коэффициентов в скоростной систе­ ме координат могут быть отброшены, если это не внесет путаницы.

134


П р и л о ж е н и е 1 6

СРАВНЕНИЕ ОБОЗНАЧЕНИЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ СИЛ, ПРИНЯТЫХ В АНГЛИИ И В СССР

В Англии

Система координат

Наименование силы

 

Продольная

сила

 

(Axial force)

 

Связанная

Поперечная

сила

(Body axis system) (Transverse force)

 

Нормальная

сила

 

(Normal force)

 

 

Сопротивление

 

(Drag)

 

Скоростная

Боковая сила

(Air-path axis

(Cross stream force)

system)

ИСО*

новые

старые

В СССР

 

 

 

 

j

 

 

 

- Х А

А

 

 

+ уА

V

 

Zi

 

 

—Z A

N

 

у 1

X*

D

 

Q**

 

 

 

 

 

- x

v , - х с

 

Га

 

Zv, Z ?

Подъемная сила

- Z t

L

Гу, К *

(Lift)

 

 

 

 

* ИСО для указанных в этом столбце аэродинамических сил не дает обозначений, предоставляя право выбора этих обозначений каждой стране.

** Индексы «V» или «с» у сил в скоростной системе координат могут быть отброшены, если это не внесет путаницы.

135


П р и л о ж е н и е 17

СРАВНЕНИЕ ОБОЗНАЧЕНИЙ КОЭФФИЦИЕНТОВ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ СИЛ, ПРИНЯТЫХ В АНГЛИИ И В СССР

В Англии

Система координат

Наименование

ИСО*

 

старые

коэффициента

новые

 

 

 

 

 

 

 

Коэффициент

продоль­

 

Сд

 

ной силы

 

 

 

 

 

(Axial force coefficient)

 

 

 

Связанная

Коэффициент

попереч

+ су

Су

(Body axis system) НОН СИЛЫ

 

 

 

 

 

(Transverse force coeffici­

 

 

 

 

ent)

 

 

 

 

 

Коэффициент

нормаль­

 

Сдг

 

ной силы

 

 

 

 

 

(Normal force coefficient)

 

 

 

ВСССР

С.i-l

сг1

Су\

 

Коэффициент

сопро­ - 4 а

со

Сд-К. C VQ

 

тивления

 

 

 

 

 

 

(Drag coefficient)

 

 

 

 

 

Скоростная

Коэффициент

боковой + Суа

сУа

Cz\rj

0ZQ

(Air-path axis

sys­ силы

 

 

 

 

 

tem)

(Cross-stream force coeffi­

 

 

 

 

 

cient)

 

 

 

 

 

 

Коэффициент

подъем­ ~ сга

c l

Cyv,

Cyc

 

ной силы

 

 

 

 

 

(Lift coefficient)

*ИСО для указанных в этом столбце коэффициентов аэродинами­ ческих сил не дает обозначений, предоставляя право выбора этих обоз­ начений каждой стране.

**Вторые индексы «К» или «с» у коэффициентов в скоростной систе­ ме координат могут быть отброшены, если это не внесет путаницы.

136


П р и л о ж е н и е 1 8

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА ГОСТа СССР

«МЕХАНИКА ПОЛЕТА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В АТМОСФЕРЕ»

В1973 г. Государственный комитет стандартов Совета Ми­ нистров СССР разработал проект основных терминов, опреде­ лений и обозначений по механике полета летательных аппаратов

ватмосфере, который после его утверждения должен заменить существующий ГОСТ 1075—41.

Всодержание упомянутого проекта вошли материалы — ре­

комендации ИСО, а также и существующего ГОСТ 1075—41. Так, в проекте полностью используются системы координат, ре­

комендованные ИСО, но

ось Oz по

проекту

направлена

по правому крылу,

а ось

Оу — вверх, т.

е. так же, как и в

ГОСТ 1075—41, что

значительно облегчит

переход

от старого

ГОСТа к новому.

Обозначения аэродинамических сил и моментов и их коэф­ фициентов, приведенные в проекте, незначительно отличаются от принятых в ГОСТ 1075—41.

Обозначения угловых скоростей в проекте остались без из­ менений, так же как и обозначения перегрузок самолета. Индек­ сы у этих обозначений изменились незначительно и приведены в соответствие с индексами осей проекта, относительно которых они берутся.

Обозначения и определение углов между осями связанной си­ стемы координат и нормальной земной системы координат, углов между осями скоростной системы и нормальной земной системы координат самолета и траекторных углов несколько изменились, а потому дана таблица этих обозначений.

Ниже приведены таблицы с некоторыми обозначениями и оп­ ределениями согласно проекту ГОСТа «Механика полета лета­ тельных аппаратов в атмосфере».

Системы координат

Система координат

Земная

0о*о*/о2о

Нормальная земная

OoXgiigZg

Стартовая

ОаХсУс^с

Определение

Оси этой системы и начало координат связаны с землей и выбираются из условий задачи

Эта система отличается от системы О0х0уо20 тем, что ось О0уе направлена по вертикали вверх

Отличается от нормальной земной системы тем, что начало координат у стартовой системы сов­ падает с характерной точкой летательного аппа­ рата в начальный момент движения, например, с центром масс

137