Файл: Ильин, В. А. Формула ускорения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВИКТОР ИЛЬИН

ФОРМУЛА

УСКОРЕНИЯ

% '

£ , - т»

у

, і\;

 

 

*S.

 

 

 

lk-

X

 

 

, *

 

 

 

 

-vt £*

 

 

 

 

 

 

 

,4-yf'

 

■Je

'ij

 

 

Л < •’'

 

 

» * *.

" ’. ‘ i j r

f

 

,«л -

e ч

ВИКТОР ИЛЬИН

ФОРМУЛА

УСКОРЕНИЯ

ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ М о с к в а • 1974

32С5

И4бГ

Гос. публичная

 

научно-то,'-.н:: ѵ.ек?л

 

C.iör.iioio-ia ■ Or

И46

Ильин В. А.

М., Политиздат,

Формула ускорения.

 

1974.

 

 

168 с.

 

На современном этапе развития нашей экономики рост производства и повышение его эффективности главным обра­ зом осуществляется за счет ускорения научно-технического прогресса. Именно это позволяет успешно преодолевать уста­ ревш ие приемы труда, обновлять технологию, автоматизиро­ вать производство, быстрее внедрять в практику все новое,

эффективное, присущее

второй половине XX столетия.

В книге рассказывается о создателях судов на подводных

кры льях, о современных

волж ских

капитанах,

об охотниках

за микронами с завода

«Калибр»,

о всех тех,

кого роднит

знание секрета «формулы ускорения», о лю дях яркой судьбы, трудового энтузиазма и смелого дерзания.

10604— 027

И ---------------------- 293— 74

32С5

079(02)— 74

 

©ПОЛИТИЗДАТ, 1974 г.


ОТ А В Т О Р А

Говоря откровенно, я не сторонник предисловий. Но что поделаешь, если в наше неимоверно насыщен­ ное информацией время к появлению каждой новой книги относишься настороженно. Хочется знать, о чем эта книга, есть ли в ней новое, позволит ли чтение ее хоть немного расширить представление о еще неведомых сторонах жизни, познакомит ли она с судьбами интересных людей, поможет ли понять, как решаются те или иные проблемы, которыми за­ нимаются эти люди. Учитывая все это, я хочу попы­ таться сказать, о чем пойдет речь в книге «Формула ускорения».

Разумеется, разговор будет идти не о физической сути ускорения, которое, как известно, представляет собой скорость изменения скорости. Этот термин по­ надобился для того, чтобы показать, как в разное время, на разных этапах развития, в самых разных сферах деятельности советские люди боролись за укрепление и процветание социалистического Оте­ чества. У этих людей разные судьбы, неодинаковые профессии и возраст. Но у них есть общее: они граж­ дане Советской Родины, они не жалеют сил, чтобы ускорить ее движение по пути прогресса и процве­ тания. Благодаря их усилиям и усилиям миллионов

3

таких, как они, наша страна в исторически короткий срок стала одной из высокоразвитых индустриаль­ ных стран мира.

Но это лишь часть свершившегося. Ускорение от­ разилось и на самих людях. Борьба за ускорение сблизила и сроднила их. Благородное чувство общ­ ности советских людей — великая моральная сила, истинный ускоритель нашего движения вперед. Это чувство общности означает понимание своей ответ­ ственности за все происходящее, оно — одно из глав­ ных слагаемых формул ускорения.

Именно это роднит героев книги — главного кон­ структора судов на подводных крыльях лауреата

Ленинской и

Государственной премий

сормовича

Р. Алексеева

и работницу московского

«Калибра»

П. Петрыкину, отдавшую заводу тридцать лет жиз­ ни. В одном строю бойцов за ускорение прогресса — волжский капитан кавалер двух орденов Ленина А. Белодворцев и навашинский электросварщик коммунист И. Мочалов.

Мне могут возразить: но ведь по этому принципу можно, пожалуй, отобрать сколько угодно из много­ миллионной семьи советских людей! Отвечу: все вер­ но, можно. Это и есть ответ. Именно в этом наша сила, залог дальнейшего ускорения, с которым мы движемся к светлому будущему, имя которому — коммунизм.


смысл жизни

Студенты заглазно звали доцента Королем прочно­ сти. Звали потому, что доцент отличался категорич­ ностью и верностью суждений в строительной меха­ нике корабля — науке, которой обучают будущих корабелов три года. Естественно, за эти годы под присмотром доцента мы перерешали столько задач, нашли столько изгибающих и крутящих моментов, рассчитали столько эквивалентных брусьев и балок, что доцент стал для нас, студентов, весьма автори­ тетным человеком.

Встретив Короля прочности в Горьком спустя не­ сколько лет после окончания института, я не без смущения объяснял, почему вдруг из инженеров по­ дался в журналисты. Король прочности, видимо, был удовлетворен. Я понял это по тому, как он посове­ товал непременно съездить на завод «Красное Сор­ мово» и побывать в экспериментальном цехе у Рос­ тислава Евгеньевича Алексеева.

Понизив голос, словно сообщая мне величайший секрет, доцент продолжал:

— Они работают над судами на подводных кры­ льях.— Заметив, видимо, мое недоумение, доцент продолжал: — Да, да, батенька, именно так! Мы вас, к сожалению, этому не учили. Но что делать? Жизнь идет с ускорением. И это великолепно. Надеюсь, формулу ускорения не забыли?

5

Я заверил его, что об ускорении не забыл. Мы распрощались. Слова его об ускорении, о формуле, вдруг повернулись ко мне неожиданной стороной. Мне подумалось: а что если в самом деле перенести понятие об ускорении в сферу человеческих судеб, характеров, в область производственной деятельно­ сти, проанализировать ритмы нашей жизни? В каких своих гранях стремительный научный поиск, инже­ нерный расчет и мастерство рабочего неотделимы от этого ускорения так же, как неразделимы связанные с ним идейность, гражданский долг советского чело­ века, его патриотизм и высокая моральная стой­ кость?

Что, подумалось мне, если впрямь сормовичам удалось создать что-то принципиально новое, то, что действительно меняет способ передвижения судна, насчитывающий тысячелетия? Мне, в прошлом ин- женеру-судостроителю, было в общем-то известно все, что происходило с судном за эти столетия: весло уступило место парусу, парус — паровой машине, дизелю, газовой турбине, атому. Но прирост скоро­ стей был, в сущности, невелик: парусный клипер прошлого века ходил так быстро, как ходит сегодня не всякий турбоход. Вода по-прежнему сопротивля­ ется движению судов. Прирост каждого километра скорости требовал все больших и больших мощно­ стей. И мощности росли, достигая сотен тысяч лоша­ диных сил. Казалось, так будет всегда. И вот слова доцента о чем-то неведомом, о каких-то судах на подводных крыльях. Разве могло это сообщение ос­ тавить меня равнодушным?

На следующее утро я мчусь в Сормово Еду спер­ ва автобусом, потом шагаю по улице Баррикад к главной проходной. Досадую на очередь в бюро про­

б


пусков, на медлительного вахтера, который придир­ чиво рассматривает пропуск, сличает его с удостове­ рением корреспондента «Комсомолки»: неужели люди не понимают, что происходит у них на заводе в эти дни?

Но людей, по-моему, в это утро больше занимала весна. Она вошла в город незаметно, ночью. Утро выдалось серое, дул теплый ветер, и под его удара­ ми бурый городской снег истекал весело бормочу­ щими ручейками. Мокрые темные ветки деревьев, росших на тротуаре возле заводоуправления, усеяли воробьи. Издали казалось, деревья покрылись шеве­ лящимися почками. Воробьи так отчаянно гомонили, что пожилая женщина, шедшая мне навстречу, улыбнувшись, сказала:

Ишь, верещат... Как сало на сковородке.

Иот первых признаков весны, и от встречи с не­

ведомым на душе было светло, как бывает в пред­ чувствии близкой большой радости.

И вот я подхожу к огромному кирпичному зда­ нию экспериментального цеха. Открываю малень­ кую дверь, прорезанную в высоких двустворчатых воротах. Помещение внутри оказалось еще больше, чем я предполагал, да к тому же в нем было полно света,— весеннее солнце проглянуло сквозь облака. И в этих лучах, косо падавших сквозь крышу, слов­ но выхваченный «юпитерами» кинохроники, высил­ ся корпус корабля. Он был желто-зеленый. Но пора­ жал не цвет, а необычные для глаз обводы судна. Стремительные очертания надводной части корпуса, откинутая назад (полуутопленная — вспомнил я тер­ мин) ходовая рубка, какие-то блестящие конструк­ ции под днищем в носу и корме заставили меня в изумлении остановиться перед судном.

7

Может, это о нем мы спорили до хрипоты в об­ щежитии, мечтая о кораблях будущего? А вот теперь эта воплотившаяся мечта стоит в главном пролете цеха. К судну можно запросто подойти и потро­ гать его дюралевые борта, усеянные частыми ря­ дами заклепок. Корпус отзовется упругой твердо­ стью.

Я оглянулся. По обе стороны пролета стояли вер­ стаки, за ними видны были люди. Поодаль от тепло­ хода, на толстой массивной плите двое рабочих шли­ фовали широкий блестящий лист. Пневматический шлифовальный круг надсадно завывал на весь цех. Возле рабочих стоял невысокий худощавый мужчи­ на в старенькой спецовке, в вырезе которой видне­ лись рубашка и синий галстук. Я подошел, спросил, перекрывая шум:

— Где начальство найти?

Худощавый сделал знак рабочим. Шлифоваль­ ный круг, словно надорвавшись, смолк. Мужчина спросил:

А вам кого? Главного конструктора или на­ чальника цеха?

Главного конструктора.

На втором этаже, направо.

Поднявшись наверх по гулкой железной лестни­ це, я разыскал дверь, на которой висела черная до­ щечка: «Р. Е. Алексеев». На косяке и возле ручки на двери были заметны желто-зеленые шлепки ма­ стичных печатей. Я постучал.

На стук никто не отозвался. Я снова спустился в цех. Мимо меня сновали рабочие. Пожилой муж­ чина в синей спецовке, водрузив на переносицу крупного мясистого носа очки, что-то втолковывал молоденькому пареньку, показывая то на двигатель,

8