ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
ВИКТОР ИЛЬИН
ФОРМУЛА
УСКОРЕНИЯ
% '
£ , - т»
у |
, і\; |
|
|
*S. |
|
|
|
||
lk- |
X |
|
|
, * |
|
|
|
|
|
-vt £* |
|
|
|
|
|
|
|
|
,4-yf' |
|
■Je |
'ij |
|
|
|
Л < •’' |
|
||
|
» * *. |
" ’. ‘ i j r |
f |
|
|
,«л - |
e ч |
ВИКТОР ИЛЬИН
ФОРМУЛА
УСКОРЕНИЯ
ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ М о с к в а • 1974
32С5
И4бГ |
Гос. публичная |
|
научно-то,'-.н:: ѵ.ек?л |
|
C.iör.iioio-ia ■ Or |
И46 |
Ильин В. А. |
М., Политиздат, |
Формула ускорения. |
||
|
1974. |
|
|
168 с. |
|
На современном этапе развития нашей экономики рост производства и повышение его эффективности главным обра зом осуществляется за счет ускорения научно-технического прогресса. Именно это позволяет успешно преодолевать уста ревш ие приемы труда, обновлять технологию, автоматизиро вать производство, быстрее внедрять в практику все новое,
эффективное, присущее |
второй половине XX столетия. |
||
В книге рассказывается о создателях судов на подводных |
|||
кры льях, о современных |
волж ских |
капитанах, |
об охотниках |
за микронами с завода |
«Калибр», |
о всех тех, |
кого роднит |
знание секрета «формулы ускорения», о лю дях яркой судьбы, трудового энтузиазма и смелого дерзания.
10604— 027
И ---------------------- 293— 74 |
32С5 |
079(02)— 74 |
|
©ПОЛИТИЗДАТ, 1974 г.
ОТ А В Т О Р А
Говоря откровенно, я не сторонник предисловий. Но что поделаешь, если в наше неимоверно насыщен ное информацией время к появлению каждой новой книги относишься настороженно. Хочется знать, о чем эта книга, есть ли в ней новое, позволит ли чтение ее хоть немного расширить представление о еще неведомых сторонах жизни, познакомит ли она с судьбами интересных людей, поможет ли понять, как решаются те или иные проблемы, которыми за нимаются эти люди. Учитывая все это, я хочу попы таться сказать, о чем пойдет речь в книге «Формула ускорения».
Разумеется, разговор будет идти не о физической сути ускорения, которое, как известно, представляет собой скорость изменения скорости. Этот термин по надобился для того, чтобы показать, как в разное время, на разных этапах развития, в самых разных сферах деятельности советские люди боролись за укрепление и процветание социалистического Оте чества. У этих людей разные судьбы, неодинаковые профессии и возраст. Но у них есть общее: они граж дане Советской Родины, они не жалеют сил, чтобы ускорить ее движение по пути прогресса и процве тания. Благодаря их усилиям и усилиям миллионов
3
таких, как они, наша страна в исторически короткий срок стала одной из высокоразвитых индустриаль ных стран мира.
Но это лишь часть свершившегося. Ускорение от разилось и на самих людях. Борьба за ускорение сблизила и сроднила их. Благородное чувство общ ности советских людей — великая моральная сила, истинный ускоритель нашего движения вперед. Это чувство общности означает понимание своей ответ ственности за все происходящее, оно — одно из глав ных слагаемых формул ускорения.
Именно это роднит героев книги — главного кон структора судов на подводных крыльях лауреата
Ленинской и |
Государственной премий |
сормовича |
Р. Алексеева |
и работницу московского |
«Калибра» |
П. Петрыкину, отдавшую заводу тридцать лет жиз ни. В одном строю бойцов за ускорение прогресса — волжский капитан кавалер двух орденов Ленина А. Белодворцев и навашинский электросварщик коммунист И. Мочалов.
Мне могут возразить: но ведь по этому принципу можно, пожалуй, отобрать сколько угодно из много миллионной семьи советских людей! Отвечу: все вер но, можно. Это и есть ответ. Именно в этом наша сила, залог дальнейшего ускорения, с которым мы движемся к светлому будущему, имя которому — коммунизм.
смысл жизни
Студенты заглазно звали доцента Королем прочно сти. Звали потому, что доцент отличался категорич ностью и верностью суждений в строительной меха нике корабля — науке, которой обучают будущих корабелов три года. Естественно, за эти годы под присмотром доцента мы перерешали столько задач, нашли столько изгибающих и крутящих моментов, рассчитали столько эквивалентных брусьев и балок, что доцент стал для нас, студентов, весьма автори тетным человеком.
Встретив Короля прочности в Горьком спустя не сколько лет после окончания института, я не без смущения объяснял, почему вдруг из инженеров по дался в журналисты. Король прочности, видимо, был удовлетворен. Я понял это по тому, как он посове товал непременно съездить на завод «Красное Сор мово» и побывать в экспериментальном цехе у Рос тислава Евгеньевича Алексеева.
Понизив голос, словно сообщая мне величайший секрет, доцент продолжал:
— Они работают над судами на подводных кры льях.— Заметив, видимо, мое недоумение, доцент продолжал: — Да, да, батенька, именно так! Мы вас, к сожалению, этому не учили. Но что делать? Жизнь идет с ускорением. И это великолепно. Надеюсь, формулу ускорения не забыли?
5
Я заверил его, что об ускорении не забыл. Мы распрощались. Слова его об ускорении, о формуле, вдруг повернулись ко мне неожиданной стороной. Мне подумалось: а что если в самом деле перенести понятие об ускорении в сферу человеческих судеб, характеров, в область производственной деятельно сти, проанализировать ритмы нашей жизни? В каких своих гранях стремительный научный поиск, инже нерный расчет и мастерство рабочего неотделимы от этого ускорения так же, как неразделимы связанные с ним идейность, гражданский долг советского чело века, его патриотизм и высокая моральная стой кость?
Что, подумалось мне, если впрямь сормовичам удалось создать что-то принципиально новое, то, что действительно меняет способ передвижения судна, насчитывающий тысячелетия? Мне, в прошлом ин- женеру-судостроителю, было в общем-то известно все, что происходило с судном за эти столетия: весло уступило место парусу, парус — паровой машине, дизелю, газовой турбине, атому. Но прирост скоро стей был, в сущности, невелик: парусный клипер прошлого века ходил так быстро, как ходит сегодня не всякий турбоход. Вода по-прежнему сопротивля ется движению судов. Прирост каждого километра скорости требовал все больших и больших мощно стей. И мощности росли, достигая сотен тысяч лоша диных сил. Казалось, так будет всегда. И вот слова доцента о чем-то неведомом, о каких-то судах на подводных крыльях. Разве могло это сообщение ос тавить меня равнодушным?
На следующее утро я мчусь в Сормово Еду спер ва автобусом, потом шагаю по улице Баррикад к главной проходной. Досадую на очередь в бюро про
б
пусков, на медлительного вахтера, который придир чиво рассматривает пропуск, сличает его с удостове рением корреспондента «Комсомолки»: неужели люди не понимают, что происходит у них на заводе в эти дни?
Но людей, по-моему, в это утро больше занимала весна. Она вошла в город незаметно, ночью. Утро выдалось серое, дул теплый ветер, и под его удара ми бурый городской снег истекал весело бормочу щими ручейками. Мокрые темные ветки деревьев, росших на тротуаре возле заводоуправления, усеяли воробьи. Издали казалось, деревья покрылись шеве лящимися почками. Воробьи так отчаянно гомонили, что пожилая женщина, шедшая мне навстречу, улыбнувшись, сказала:
—Ишь, верещат... Как сало на сковородке.
Иот первых признаков весны, и от встречи с не
ведомым на душе было светло, как бывает в пред чувствии близкой большой радости.
И вот я подхожу к огромному кирпичному зда нию экспериментального цеха. Открываю малень кую дверь, прорезанную в высоких двустворчатых воротах. Помещение внутри оказалось еще больше, чем я предполагал, да к тому же в нем было полно света,— весеннее солнце проглянуло сквозь облака. И в этих лучах, косо падавших сквозь крышу, слов но выхваченный «юпитерами» кинохроники, высил ся корпус корабля. Он был желто-зеленый. Но пора жал не цвет, а необычные для глаз обводы судна. Стремительные очертания надводной части корпуса, откинутая назад (полуутопленная — вспомнил я тер мин) ходовая рубка, какие-то блестящие конструк ции под днищем в носу и корме заставили меня в изумлении остановиться перед судном.
7
Может, это о нем мы спорили до хрипоты в об щежитии, мечтая о кораблях будущего? А вот теперь эта воплотившаяся мечта стоит в главном пролете цеха. К судну можно запросто подойти и потро гать его дюралевые борта, усеянные частыми ря дами заклепок. Корпус отзовется упругой твердо стью.
Я оглянулся. По обе стороны пролета стояли вер стаки, за ними видны были люди. Поодаль от тепло хода, на толстой массивной плите двое рабочих шли фовали широкий блестящий лист. Пневматический шлифовальный круг надсадно завывал на весь цех. Возле рабочих стоял невысокий худощавый мужчи на в старенькой спецовке, в вырезе которой видне лись рубашка и синий галстук. Я подошел, спросил, перекрывая шум:
— Где начальство найти?
Худощавый сделал знак рабочим. Шлифоваль ный круг, словно надорвавшись, смолк. Мужчина спросил:
—А вам кого? Главного конструктора или на чальника цеха?
—Главного конструктора.
—На втором этаже, направо.
Поднявшись наверх по гулкой железной лестни це, я разыскал дверь, на которой висела черная до щечка: «Р. Е. Алексеев». На косяке и возле ручки на двери были заметны желто-зеленые шлепки ма стичных печатей. Я постучал.
На стук никто не отозвался. Я снова спустился в цех. Мимо меня сновали рабочие. Пожилой муж чина в синей спецовке, водрузив на переносицу крупного мясистого носа очки, что-то втолковывал молоденькому пареньку, показывая то на двигатель,
8