ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
сборки узла. Для этого пришлось пересмотреть орга низацию хранения инструмента, оснастки и черте жей, или, как говорят в бригаде, все стало у каждого под рукой. Кое-кто склонен успехи бригады объяс нять своего рода везучестью: то, мол, заказ выгод ный, то начальство благоволит. А между тем их ве зучесть, как мне объяснили в бригаде, надо пони мать так: когда нужный инструмент в нужную ми нуту находится в нужном месте.
Минута... Много это или мало? Судите сами. У калибровцев, которые собирают точнейшие измеритель ные приборы, рабочая минута оборачивается тем, что если прежде в месяц бригада в среднем собирала 35 приборов, то сейчас 40. И не нужно никакой элект ронно-вычислительной машины, чтобы определить рубеж годового плана: охотники за микронами уп равятся с ним на месяц раньше, чем намечено в обязательствах. А это означает, что сделан еще один шаг на пути к претворению в жизнь планов девя той пятилетки.
ЕЩЕ О ФОРМУЛЕ УСКОРЕНИЯ
Во время беседы с секретарем партийного комитета завода «Калибр» Константином Павловичем Калинкиным я услышал от него примечательное суждение о том, что основной предпосылкой ускорения явля ется многообразие интересов рабочего, а также уме ние ценить его человеческую личность, поощрять и развивать ее, как это делают на их предприятии, где каждого вовлекают в поиск резервов на своем рабочем месте.
И в самом деле, это одно из главнейших звеньев той цепи, которую представляет собой современное производство. Да и только ли в промышленности важно поставить дело так, чтобы постоянно поддер живать сознание нужности, необходимости, заинте ресованности всего общества в твоем труде?
Стоит еще раз подчеркнуть мысль о необходимо сти поднять престиж рабочих профессий. Этот во прос сегодня один из самых главных. И без решения его немыслимо движение вперед.
Недавно в одной из газет приводились данные анализа социологического опроса более чем трех ты сяч школьников старших классов из двадцати одной московской школы. Социологов интересовало мне ние учеников о различных профессиях. Выяснилось,
154
что всего тридцать из них собираются стать рабочи ми на заводе.
С одной стороны, можно объяснить эту цифру неосведомленностью учеников, не имеющих пред ставления о том, что такое нынешний станочникоператор, работающий на координатно-расточных станках или на станках с программным управлени ем. Можно предположить также, что еще живет пре словутое деление профессий на творческие и нетвор ческие, в силу чего работа на заводе рассматрива ется некоторыми как «неперспективная», лишаю щая человека возможности «проявить» себя и т. д. Но, естественно, от этих объяснений вопрос не ста новится менее острым. И дело не в объяснениях.
Вспоминаются слова известного фрезеровщика Ивана Гудова, который в 30-е годы был зачинате лем стахановского движения в машиностроении. Вы ступая перед писателями, Иван Гудов сказал:
—Вовсе не обязательно делать упор на то, что бы, скажем, сын токаря становился токарем. Важно, чтобы в семье у человека воспитывался вкус к тру ду в коллективе, чтобы парень или девушка росли, понимая, что на заводе главное не техника, не ма шины, а коллектив, частью которого становишься...
Справедливость рассуждений знатного фрезе ровщика подтверждается рассказом Алексея Исаева, бригадира зуборезчиков Ростовского машиностро ительного завода. В словах рабочего содержатся принципиально важные мысли, связанные с пони манием своей роли и места в ускорении техниче ского прогресса. Впрочем, судите сами.
—В рабочие я попал уже в зрелом возрасте, после того как проработал штурманом на морских
судах,— рассказывает |
бригадир |
зуборезчиков.— |
155
Меня подвело здоровье, и вместо штурманских ин струментов и навигационных карт пришлось взять в руки измерительный инструмент зуборезчика и встать к станку. Начал учеником, а это трудно: ведь мне было за тридцать, да спасибо моему учителю Ивану Алексеевичу Обажаемому — он во многом помог мне. Теперь у меня свои ученики, и я делюсь с ними накопленным мною опытом, помня, что зна ния и способности одного служат для продолжения знаний и способностей другого.
У нас на заводе раньше считали, что новаторы должны лишь распространять свой передовой опыт. Или, как говорим, в «железячках» показать приспо собление на станке, в процессе труда,— вот и вся работа новаторов. Но когда мы выступили с инициа тивой начать соревнование под девизом «Сегодня рубеж новаторов, завтра—-рубеж каждого», то круг интересующихся нашими техническими новинками возрос во много раз. Почему? В памятках соревну ющихся теперь сказано, что планы и обязательства должны состоять из четырех разделов: первый раз дел— «техника», то есть все то, что касается повы шения производительности труда. Второй раздел — «экономика», значит, экономия в большом и малом. Третий раздел — «качество», то, что направлено на повышение качества выпускаемой продукции.
Мы считаем, что эти три раздела неразрывно связаны. А без технического перевооружения, без оснащения новаторской оснасткой всех рабочих мест такие планы и обязательства становились нереаль ными. Ведь в наше время одной мускульной силой мало что сделаешь.
Одним словом, мы обнаружили, что в наших обязательствах чего-то не хватает. Так появился чет
156
вертый раздел — «коммунистическое воспитание тру дящихся». К коммунистическому воспитанию, одному из главных пунктов обязательств, мы отнесли работу с молодежью, воспитание ее в новаторском духе.
Когда проводили соревнование на звание чемпиона по профессии, многие высказали пожелание, чтобы молодые соревновались с кадровыми рабочими. Мо лодым это будет интересно, их это будет стимулиро вать. Как же, вдруг он победит кадрового рабочего! Но на областном Совете новаторов мы все-таки ре шили: молодые пусть соревнуются по-своему, а кад ровые^—-по-своему. Молодые — за звание чемпиона, а кадровые, умудренные опытом,— за звание «Луч ший тренер-наставник». И когда присвоили это зва ние таким нашим кадровым рабочим, как токарь Виктор Бурага и фрезеровщик Александр Солдатенко, заинтересованность рабочих в таком соревнова нии возросла.
После обсуждения постановления ЦК КПСС «О мерах по улучшению организации социалистиче ского соревнования» оживилась наша работа по пла нам-обязательствам рабочего содружества. Что они собой представляют, эти планы-обязательства рабо чего содружества? Опытный рабочий и молодой ра бочий работают по одному обязательству: техника, экономика, качество, коммунистическое воспитание. Конкретно все расписывается, кто что должен сде лать. За обязательства отвечают оба, и, что самое важное, если кто-то из «содружества» не выполнил такой-то пункт, это считается невыполнением уже для обоих рабочих. Раньше было: опытный рабочий взял в обязательство пункт помогать молодым рабо чим. Довел до первого или до второго разряда, это считалось тоже помощью, дальше, говорит, сам давай,
157
ты теперь опытный. Мы же поставили перед наши ми наставниками цель: довести молодежь до своего уровня.
Когда молодой рабочий научится работать по-на стоящему, он полюбит свою профессию и не проме няет ее ни на какую другую. А когда он еще «не умейка», то о нем говорят: да не любит он эту про фессию! А за что ее любить, если мы, старшие, не научили его этому? Вот тут-то мы обращаемся к кад ровику: отнесись к молодому рабочему так, как бы ты хотел, чтобы отнеслись другие к твоему ребенку.
Виктор Бурага занимался с Михаилом Кононенко так, что Миша стал чемпионом завода среди фрезе ровщиков, даже дважды чемпионом был. Теперь Ми хаил Кононенко сам наставник. Одним из первых он принял план рабочего содружества, взял шефство над молодым рабочим Виктором Поляковым.
И еще в рабочем содружестве важно, чтобы на ставник заботился о заработке молодого рабочего. Ведь никто не приходит на завод только для того, чтобы о нем говорили, что он славный рабочий чело век. На завод чаще всего приходят для того, чтобы потом семье принести деньги. И чем скорей мы на учим молодого рабочего зарабатывать эти деньги, тем больше пользы и ему, и государству.
Есть ли предел профессиональному совершенст вованию рабочего?
Например, токарный или фрезерный участок. Здесь все время идет процесс обновления. Одни ухо дят на пенсию, им на смену приходит молодежь. Тот, кто еще вчера был подопечным, сегодня достиг ру бежа своего наставника, сам уже дерзает, потому что раз творчески подошел к труду, то он не остановится на достигнутом, а будет идти вперед. Ему неинтерес-
158
но работать, не передавая свой опыт, он всегда рад помочь товарищу. Поэтому и берет себе в подопеч ные того, кто недавно пришел на завод. Таким обра зом, предела передачи опыта, я считаю, тоже не су ществует. Мои ученики догнали меня, но и я стара юсь узнать что-то новое. Если человек подумает, что он всего достиг, то уже считайте, что он дисква-
лифицировалея.
Япостоянный гость в комитете комсомола. При
хожу к секретарю и говорю: давайте проводить со ревнование среди молодежи. Показатели такие: трудовая дисциплина, организация рабочего места, культура производства, производительность труда, качество выпускаемой продукции. Эти показатели
оцениваются |
по пятибалльной системе: если чуть |
||
«отклонение», |
уже — четверочка, |
может |
быть, и |
троечка. Это и есть настоящая гласность. |
изгото |
||
Сейчас мы собираемся у себя на заводе |
|||
вить большую доску показателей |
по соревнованию |
рабочих содрулсеств. На ней будут представлены все итоги, чтобы можно было судить о результатах ра боты. Это станет наглядным свидетельством нашего успешного двил^ения вперед. Но мне хотелось бы подчеркнуть и еще одну ценную особенность сорев нования за рабочее содружество. В этом соревновании мы добиваемся, чтобы каждый новичок начинал не от нуля, а от того уровня умения, который уже до стигнут учителем. Я, к примеру, потратил на приоб ретение своего опыта десять лет, а мой подопечный освоит этот опыт за несколько месяцев. Это и есть ускорение нашего движения вперед.
Основное в любой работе — найти «изюминку», которая сделает работу радостной, увлекательной. По-моему, по отношению к профессии можно де
159
лить людей на ремесленников и новаторов. У нас в Советском Союзе огромная армия новаторов. Это ра бочие, которые во многом по своему развитию, по кругозору не уступят инженерам, потому что рабо чий, занятый творческим поиском, должен быть в курсе всех новинок, появляющихся у нас на его ра бочем месте, он повседневно думает, что же сделать для того, чтобы приблизить свой труд к коммунисти ческому.
— Помнится,— продолжает А. Исаев,— когда мне удалось сделать самостоятельно первые шестерни, на целую неделю хватило радости, хотя я затратил на эту работу вместо положенных нескольких часов двое суток.
И все равно это для меня было огромным счасть ем,— я перешагнул рубеж мастерства. Каждый но вый порожек от разряда к разряду радовал меня. И сейчас, когда удается решить сложную техниче скую проблему, я тоже от души радуюсь.
В юности мечтают стать моряком или журналис том, одним словом, овладеть романтичной профес сией, а ведь человек на любом месте может найти эту увлекательную романтику. Мне кажется, красо та профессии — в творческом созидании.
Хочу отметить, рабочий человек сегодня совсем иной, чем несколько лет назад. Когда я начал рабо тать зуборезчиком, то приходил с работы домой и буквально валился с ног, мне ничего не было инте ресно, так уставал. Потом я научился работать. И пришло такое время, когда просто одной работой я уже ограничиться не мог. Тут у меня появились и общественные нагрузки, меня избрали членом ре дакционного совета Госиздата, потом членом област ного Совета ВОИР, НТО, потом членом центрального
160
правления НТО Машпрома, председателем област ного Совета новаторов. Значит, когда человек на учится работать, когда работа становится в радость, тогда приходит и все остальное. Несколько лет тому назад даже стихи начал писать — просто так, для себя...
Очень верно сказал бригадир зуборезчиков о роли и месте рабочего в жизни социалистического общест ва. В его словах глубокое понимание сути научнотехнической революции, которая высвобождает твор ческие, созидательные силы личности.
Когда сегодня встречаешься с лучшими рабочи ми, видишь воочию, как сбывается предвидение В. И. Ленина, говорившего, что рабочий класс со здает принципиально новые формы организации тру да, основанные на сознательной дисциплине и само дисциплине, соединяет преданность общественным интересам с использованием новейших достижений науки и техники, для того чтобы достичь высшей производительности труда.
Мы уже говорили, что ускорение технического прогресса немыслимо без автоматизации производст ва, а это в свою очередь ведет к тому, что на смену рабочему узкой специализации приходит оператор на пульте управления. Это уже новое качественное со стояние рабочего, так как оператор должен в совер шенстве знать весь технологический процесс на дан ной автоматической линии, понимать воздействие различных факторов, которые могут повлиять на этот процесс. Оператор обязан безупречно знать уст ройство и принципы действия оборудования и об ладать, как говорят специалисты, реактивностью, то есть уметь быстро и безошибочно реагировать на всевозможные ситуации в процессе работы.
161
Специфика труда оператора проявляется хотя бы в том, что обычно после отпуска или отсутствия по другой причине его не допускают к самостоятель ной работе, а «вводят» в нее с помощью дублера.
Другой особенностью труда нынешнего рабочего является увеличение числа наладчиков. Нынеш ний наладчик — это разносторонне образованный специалист, хорошо знающий технологический про цесс. Он отлично разбирается в конструкции и в ки нематической схеме оборудования. Может и должен без заминок обращаться с различными контрольно измерительными приборами. Наладчику приходится иногда принимать такие решения, которые невозмож но предусмотреть заранее.
Это, так сказать, одна сторона медали. Есть и другая. К природной смекалке и производственным навыкам сегодняшнего рабочего, почерпнутым непо средственно в процессе обучения ремеслу или про фессии, как правило, добавляется солидная общеоб разовательная подготовка. Теперь уже вовсе не диво, когда рабочее место занимает человек со средним или со среднетехническим образованием. Вероятно, это — один из факторов, благодаря которому за годы Со ветской власти производительность общественного труда в нашей стране столь гигантски возросла. Средняя часовая выработка одного работающего уве личилась в 27 раз. И тем не менее в девятой пяти летке проблема повышения производительности тру да ставится во многом по-новому, приобретает осо бый смысл.
Пятилетним планом предусмотрено повысить производительность труда за пятилетие в промыш ленности на 38,8 процента, в строительстве — на 37 и в сельском хозяйстве — на 37,9 процента и за счет
163