Файл: Ильин, В. А. Формула ускорения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сборки узла. Для этого пришлось пересмотреть орга­ низацию хранения инструмента, оснастки и черте­ жей, или, как говорят в бригаде, все стало у каждого под рукой. Кое-кто склонен успехи бригады объяс­ нять своего рода везучестью: то, мол, заказ выгод­ ный, то начальство благоволит. А между тем их ве­ зучесть, как мне объяснили в бригаде, надо пони­ мать так: когда нужный инструмент в нужную ми­ нуту находится в нужном месте.

Минута... Много это или мало? Судите сами. У калибровцев, которые собирают точнейшие измеритель­ ные приборы, рабочая минута оборачивается тем, что если прежде в месяц бригада в среднем собирала 35 приборов, то сейчас 40. И не нужно никакой элект­ ронно-вычислительной машины, чтобы определить рубеж годового плана: охотники за микронами уп­ равятся с ним на месяц раньше, чем намечено в обязательствах. А это означает, что сделан еще один шаг на пути к претворению в жизнь планов девя­ той пятилетки.

ЕЩЕ О ФОРМУЛЕ УСКОРЕНИЯ

Во время беседы с секретарем партийного комитета завода «Калибр» Константином Павловичем Калинкиным я услышал от него примечательное суждение о том, что основной предпосылкой ускорения явля­ ется многообразие интересов рабочего, а также уме­ ние ценить его человеческую личность, поощрять и развивать ее, как это делают на их предприятии, где каждого вовлекают в поиск резервов на своем рабочем месте.

И в самом деле, это одно из главнейших звеньев той цепи, которую представляет собой современное производство. Да и только ли в промышленности важно поставить дело так, чтобы постоянно поддер­ живать сознание нужности, необходимости, заинте­ ресованности всего общества в твоем труде?

Стоит еще раз подчеркнуть мысль о необходимо­ сти поднять престиж рабочих профессий. Этот во­ прос сегодня один из самых главных. И без решения его немыслимо движение вперед.

Недавно в одной из газет приводились данные анализа социологического опроса более чем трех ты­ сяч школьников старших классов из двадцати одной московской школы. Социологов интересовало мне­ ние учеников о различных профессиях. Выяснилось,

154

что всего тридцать из них собираются стать рабочи­ ми на заводе.

С одной стороны, можно объяснить эту цифру неосведомленностью учеников, не имеющих пред­ ставления о том, что такое нынешний станочникоператор, работающий на координатно-расточных станках или на станках с программным управлени­ ем. Можно предположить также, что еще живет пре­ словутое деление профессий на творческие и нетвор­ ческие, в силу чего работа на заводе рассматрива­ ется некоторыми как «неперспективная», лишаю­ щая человека возможности «проявить» себя и т. д. Но, естественно, от этих объяснений вопрос не ста­ новится менее острым. И дело не в объяснениях.

Вспоминаются слова известного фрезеровщика Ивана Гудова, который в 30-е годы был зачинате­ лем стахановского движения в машиностроении. Вы­ ступая перед писателями, Иван Гудов сказал:

Вовсе не обязательно делать упор на то, что­ бы, скажем, сын токаря становился токарем. Важно, чтобы в семье у человека воспитывался вкус к тру­ ду в коллективе, чтобы парень или девушка росли, понимая, что на заводе главное не техника, не ма­ шины, а коллектив, частью которого становишься...

Справедливость рассуждений знатного фрезе­ ровщика подтверждается рассказом Алексея Исаева, бригадира зуборезчиков Ростовского машиностро­ ительного завода. В словах рабочего содержатся принципиально важные мысли, связанные с пони­ манием своей роли и места в ускорении техниче­ ского прогресса. Впрочем, судите сами.

В рабочие я попал уже в зрелом возрасте, после того как проработал штурманом на морских

судах,— рассказывает

бригадир

зуборезчиков.—

155


Меня подвело здоровье, и вместо штурманских ин­ струментов и навигационных карт пришлось взять в руки измерительный инструмент зуборезчика и встать к станку. Начал учеником, а это трудно: ведь мне было за тридцать, да спасибо моему учителю Ивану Алексеевичу Обажаемому — он во многом помог мне. Теперь у меня свои ученики, и я делюсь с ними накопленным мною опытом, помня, что зна­ ния и способности одного служат для продолжения знаний и способностей другого.

У нас на заводе раньше считали, что новаторы должны лишь распространять свой передовой опыт. Или, как говорим, в «железячках» показать приспо­ собление на станке, в процессе труда,— вот и вся работа новаторов. Но когда мы выступили с инициа­ тивой начать соревнование под девизом «Сегодня рубеж новаторов, завтра—-рубеж каждого», то круг интересующихся нашими техническими новинками возрос во много раз. Почему? В памятках соревну­ ющихся теперь сказано, что планы и обязательства должны состоять из четырех разделов: первый раз­ дел— «техника», то есть все то, что касается повы­ шения производительности труда. Второй раздел — «экономика», значит, экономия в большом и малом. Третий раздел — «качество», то, что направлено на повышение качества выпускаемой продукции.

Мы считаем, что эти три раздела неразрывно связаны. А без технического перевооружения, без оснащения новаторской оснасткой всех рабочих мест такие планы и обязательства становились нереаль­ ными. Ведь в наше время одной мускульной силой мало что сделаешь.

Одним словом, мы обнаружили, что в наших обязательствах чего-то не хватает. Так появился чет­

156

вертый раздел — «коммунистическое воспитание тру­ дящихся». К коммунистическому воспитанию, одному из главных пунктов обязательств, мы отнесли работу с молодежью, воспитание ее в новаторском духе.

Когда проводили соревнование на звание чемпиона по профессии, многие высказали пожелание, чтобы молодые соревновались с кадровыми рабочими. Мо­ лодым это будет интересно, их это будет стимулиро­ вать. Как же, вдруг он победит кадрового рабочего! Но на областном Совете новаторов мы все-таки ре­ шили: молодые пусть соревнуются по-своему, а кад­ ровые^—-по-своему. Молодые — за звание чемпиона, а кадровые, умудренные опытом,— за звание «Луч­ ший тренер-наставник». И когда присвоили это зва­ ние таким нашим кадровым рабочим, как токарь Виктор Бурага и фрезеровщик Александр Солдатенко, заинтересованность рабочих в таком соревнова­ нии возросла.

После обсуждения постановления ЦК КПСС «О мерах по улучшению организации социалистиче­ ского соревнования» оживилась наша работа по пла­ нам-обязательствам рабочего содружества. Что они собой представляют, эти планы-обязательства рабо­ чего содружества? Опытный рабочий и молодой ра­ бочий работают по одному обязательству: техника, экономика, качество, коммунистическое воспитание. Конкретно все расписывается, кто что должен сде­ лать. За обязательства отвечают оба, и, что самое важное, если кто-то из «содружества» не выполнил такой-то пункт, это считается невыполнением уже для обоих рабочих. Раньше было: опытный рабочий взял в обязательство пункт помогать молодым рабо­ чим. Довел до первого или до второго разряда, это считалось тоже помощью, дальше, говорит, сам давай,

157


ты теперь опытный. Мы же поставили перед наши­ ми наставниками цель: довести молодежь до своего уровня.

Когда молодой рабочий научится работать по-на­ стоящему, он полюбит свою профессию и не проме­ няет ее ни на какую другую. А когда он еще «не­ умейка», то о нем говорят: да не любит он эту про­ фессию! А за что ее любить, если мы, старшие, не научили его этому? Вот тут-то мы обращаемся к кад­ ровику: отнесись к молодому рабочему так, как бы ты хотел, чтобы отнеслись другие к твоему ребенку.

Виктор Бурага занимался с Михаилом Кононенко так, что Миша стал чемпионом завода среди фрезе­ ровщиков, даже дважды чемпионом был. Теперь Ми­ хаил Кононенко сам наставник. Одним из первых он принял план рабочего содружества, взял шефство над молодым рабочим Виктором Поляковым.

И еще в рабочем содружестве важно, чтобы на­ ставник заботился о заработке молодого рабочего. Ведь никто не приходит на завод только для того, чтобы о нем говорили, что он славный рабочий чело­ век. На завод чаще всего приходят для того, чтобы потом семье принести деньги. И чем скорей мы на­ учим молодого рабочего зарабатывать эти деньги, тем больше пользы и ему, и государству.

Есть ли предел профессиональному совершенст­ вованию рабочего?

Например, токарный или фрезерный участок. Здесь все время идет процесс обновления. Одни ухо­ дят на пенсию, им на смену приходит молодежь. Тот, кто еще вчера был подопечным, сегодня достиг ру­ бежа своего наставника, сам уже дерзает, потому что раз творчески подошел к труду, то он не остановится на достигнутом, а будет идти вперед. Ему неинтерес-

158


но работать, не передавая свой опыт, он всегда рад помочь товарищу. Поэтому и берет себе в подопеч­ ные того, кто недавно пришел на завод. Таким обра­ зом, предела передачи опыта, я считаю, тоже не су­ ществует. Мои ученики догнали меня, но и я стара­ юсь узнать что-то новое. Если человек подумает, что он всего достиг, то уже считайте, что он дисква-

лифицировалея.

Япостоянный гость в комитете комсомола. При­

хожу к секретарю и говорю: давайте проводить со­ ревнование среди молодежи. Показатели такие: трудовая дисциплина, организация рабочего места, культура производства, производительность труда, качество выпускаемой продукции. Эти показатели

оцениваются

по пятибалльной системе: если чуть

«отклонение»,

уже — четверочка,

может

быть, и

троечка. Это и есть настоящая гласность.

изгото­

Сейчас мы собираемся у себя на заводе

вить большую доску показателей

по соревнованию

рабочих содрулсеств. На ней будут представлены все итоги, чтобы можно было судить о результатах ра­ боты. Это станет наглядным свидетельством нашего успешного двил^ения вперед. Но мне хотелось бы подчеркнуть и еще одну ценную особенность сорев­ нования за рабочее содружество. В этом соревновании мы добиваемся, чтобы каждый новичок начинал не от нуля, а от того уровня умения, который уже до­ стигнут учителем. Я, к примеру, потратил на приоб­ ретение своего опыта десять лет, а мой подопечный освоит этот опыт за несколько месяцев. Это и есть ускорение нашего движения вперед.

Основное в любой работе — найти «изюминку», которая сделает работу радостной, увлекательной. По-моему, по отношению к профессии можно де­

159

лить людей на ремесленников и новаторов. У нас в Советском Союзе огромная армия новаторов. Это ра­ бочие, которые во многом по своему развитию, по кругозору не уступят инженерам, потому что рабо­ чий, занятый творческим поиском, должен быть в курсе всех новинок, появляющихся у нас на его ра­ бочем месте, он повседневно думает, что же сделать для того, чтобы приблизить свой труд к коммунисти­ ческому.

— Помнится,— продолжает А. Исаев,— когда мне удалось сделать самостоятельно первые шестерни, на целую неделю хватило радости, хотя я затратил на эту работу вместо положенных нескольких часов двое суток.

И все равно это для меня было огромным счасть­ ем,— я перешагнул рубеж мастерства. Каждый но­ вый порожек от разряда к разряду радовал меня. И сейчас, когда удается решить сложную техниче­ скую проблему, я тоже от души радуюсь.

В юности мечтают стать моряком или журналис­ том, одним словом, овладеть романтичной профес­ сией, а ведь человек на любом месте может найти эту увлекательную романтику. Мне кажется, красо­ та профессии — в творческом созидании.

Хочу отметить, рабочий человек сегодня совсем иной, чем несколько лет назад. Когда я начал рабо­ тать зуборезчиком, то приходил с работы домой и буквально валился с ног, мне ничего не было инте­ ресно, так уставал. Потом я научился работать. И пришло такое время, когда просто одной работой я уже ограничиться не мог. Тут у меня появились и общественные нагрузки, меня избрали членом ре­ дакционного совета Госиздата, потом членом област­ ного Совета ВОИР, НТО, потом членом центрального

160


правления НТО Машпрома, председателем област­ ного Совета новаторов. Значит, когда человек на­ учится работать, когда работа становится в радость, тогда приходит и все остальное. Несколько лет тому назад даже стихи начал писать — просто так, для себя...

Очень верно сказал бригадир зуборезчиков о роли и месте рабочего в жизни социалистического общест­ ва. В его словах глубокое понимание сути научнотехнической революции, которая высвобождает твор­ ческие, созидательные силы личности.

Когда сегодня встречаешься с лучшими рабочи­ ми, видишь воочию, как сбывается предвидение В. И. Ленина, говорившего, что рабочий класс со­ здает принципиально новые формы организации тру­ да, основанные на сознательной дисциплине и само­ дисциплине, соединяет преданность общественным интересам с использованием новейших достижений науки и техники, для того чтобы достичь высшей производительности труда.

Мы уже говорили, что ускорение технического прогресса немыслимо без автоматизации производст­ ва, а это в свою очередь ведет к тому, что на смену рабочему узкой специализации приходит оператор на пульте управления. Это уже новое качественное со­ стояние рабочего, так как оператор должен в совер­ шенстве знать весь технологический процесс на дан­ ной автоматической линии, понимать воздействие различных факторов, которые могут повлиять на этот процесс. Оператор обязан безупречно знать уст­ ройство и принципы действия оборудования и об­ ладать, как говорят специалисты, реактивностью, то есть уметь быстро и безошибочно реагировать на всевозможные ситуации в процессе работы.

161

Специфика труда оператора проявляется хотя бы в том, что обычно после отпуска или отсутствия по другой причине его не допускают к самостоятель­ ной работе, а «вводят» в нее с помощью дублера.

Другой особенностью труда нынешнего рабочего является увеличение числа наладчиков. Нынеш­ ний наладчик — это разносторонне образованный специалист, хорошо знающий технологический про­ цесс. Он отлично разбирается в конструкции и в ки­ нематической схеме оборудования. Может и должен без заминок обращаться с различными контрольно­ измерительными приборами. Наладчику приходится иногда принимать такие решения, которые невозмож­ но предусмотреть заранее.

Это, так сказать, одна сторона медали. Есть и другая. К природной смекалке и производственным навыкам сегодняшнего рабочего, почерпнутым непо­ средственно в процессе обучения ремеслу или про­ фессии, как правило, добавляется солидная общеоб­ разовательная подготовка. Теперь уже вовсе не диво, когда рабочее место занимает человек со средним или со среднетехническим образованием. Вероятно, это — один из факторов, благодаря которому за годы Со­ ветской власти производительность общественного труда в нашей стране столь гигантски возросла. Средняя часовая выработка одного работающего уве­ личилась в 27 раз. И тем не менее в девятой пяти­ летке проблема повышения производительности тру­ да ставится во многом по-новому, приобретает осо­ бый смысл.

Пятилетним планом предусмотрено повысить производительность труда за пятилетие в промыш­ ленности на 38,8 процента, в строительстве — на 37 и в сельском хозяйстве — на 37,9 процента и за счет

163