ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
кабеля. Тот, кто предложил этот шаблон, получил в свое время десять рублей за инициативу. Примене ние шаблонов ускорило сборку и вызвало пересмотр норм. Явление естественное. Большинство так его и восприняло, подумав, что надо, очевидно, искать что-то новое, чтобы сохранить прежний заработок. Стали искать, но дело это творческое, не скорое и не каждому доступное. Тем не менее все на участке знали: со временем придумается.
Придумал слесарь Потапов. Но повел себя раци онализатор странно. Вместо того чтобы подать пред ложение, поделиться секретом высокой выработки со всеми, Потапов сохранил новшество в тайне. При кинул, выгоднее ежемесячно иметь добавку к зар плате, чем один раз получить десятку, а после внед рения новинки работать по повышенным нормам.
Зернов заметил в конце месяца: лучше всех пока затели работы у Потапова. Пришел к рабочему ме сту слесаря, заметил новый шаблон. Пригласил в конторку:
—Не думаете ли предложение оформить, това рищ Потапов?
Слесарь отшутился:
—Мелочь же.
Тогда Зернов показал ему расчеты и выработку
всреднем по цеху.
—Ну так что же? — ответил слесарь и заухмылялся.— Я не курю, книжек из-под верстака не чи таю. Работаю, вот и все. Как говорят, хорошо порабо
таешь и результат не замедлит сказаться.
— Ну-ну,— сказал Зернов и тоже изобразил улыбку, подумав, что интересно посмотреть, как бу дет вести себя Потапов на общем собрании.— Вот и сообщите, как добились такого результата.
145
На собрании слесарь не улыбался. Понял, одно
дело — разговор с начальником с глазу |
на глаз, |
иное — перед десятками своих товарищей |
выказать |
нутро человека, которому своя слеза дороже общей радости. Даже на хитрость пустился, когда монтаж ники стали корить его за скопидомство и жадность. Встал, слово взял.
— Товарищи,— говорил слесарь, а сам косился на Зернова.— Я просто хотел проверить новое уст ройство. Теперь убедился, не стыдно и рацпредло жение подать. Чтобы, значит, всему участку польза была.
Зернов и виду не подал, что понял хитрость сле саря. Он похвалил новатора, посоветовал пригляды ваться к его работе, чтобы не залеживались впредь ценные предложения слесаря. Собрание засмеялось,
акто-то крикнул:
—Да уж теперь будем приглядываться! Частный и, казалось бы, ни в коей мере не харак
терный пример из жизни участка. И все-таки я не случайно привел его. Сегодня особенно остро встает проблема: личность и общество. Не может быть че ловек свободен от общества. Даже если под этим под разумевается всего лишь небольшое общество в виде участка электроавтоматики. Именно здесь резко возросло число рационализаторов. Думают все, начи ная от Зернова, на счету которого два рацпредложе ния за год. Думает молодой парторг участка Виктор Юдин. Он с Сергеем Дудниковым и Виктором Сычуговым предложил использовать вместо покупных реле времени приборы собственного изготовления. Триумвират — парторг, комсомолец и беспартий ный— сберег заводу более трех тысяч рублей, кон кретных, не условных рублей.
146
“Что же движет ими? Желание больше заработать? Согласен, максимум беспределен, как учит матема тика. Но все же решающим фактором роста инициа тивы, смею полагать, стали не только деньги. Тогда что же?
Только человек, не испытавший тяжести физиче ского труда, способен утверждать, что можно рабо тать играючи. Никогда подлинный труд игрой не бу дет. И даже при самой высокой степени ускорения технического прогресса останутся тяжелые, но неиз бежные процессы. По отношению к этому труду и нужно судить людей. Одни бегут от этого труда, а другие делают его.
Мне показали на «Калибре» набор особо точных измерительных пластин. Их поверхности так чисто обработаны, что они слипаются между собой. И эту точность и эту чистоту — признаки высокой культу ры производства — вряд ли могут соблюдать люди, у которых нет большой человеческой культуры.
И в самом деле. Здесь не «работяги», которые «вкалывают» от сих и до сих. Такие на заводе не удерживаются. Охотники за микронами — так зовут рабочих этого цеха,— как правило, личности с ши роким кругозором. Одними из первых они смотрели
концерт цветомузыки |
из произведений |
Скрябина. |
Я встречал их в Музее |
изобразительных |
искусств, |
когда экспонировались картины из Лувра. В обеден ный перерыв мы дискутировали с ними о разбегаю щейся Галактике — одной из новых теорий. Мне го ворили в заводской библиотеке, что первыми прочи тывают новинки рабочие из этого цеха.
Здесь нередкие гости не только писатели, музы канты, но и сотрудники Института машиноведения Академии наук СССР. Они спрашивают рабочих,
147
интересуются мнениями, соображениями, мыслями. И это естественно: кто же лучше рабочих знает свой участок работы?
И вот результаты. Измерительные приборы-ав томаты калибровцев высвободили в машиностроении около семи тысяч контролеров. Установка для авто матического контроля за качеством проволоки сбе регла металлургам миллионы рублей. Преобразились и цехи «Калибра». Созданы участки, где можно ра ботать в белоснежных халатах и шапочках.
Но это еще не все, это лишь часть ответа на во прос о том, что же является решающим фактором роста инициативы. Необходима еще одна поправка. Эту поправку трудно выразить в каких-либо едини цах измерений, для нее не придуманы приборы, ее не зафиксирует даже гордость электроавтоматчиков — сверхточный «Пэ-пэ», дающий увеличение в две сот ни тысяч раз. Но она есть. Она в доброте, в укрепив шейся способности людей столь же точно улавливать, как улавливают на заводе доли микронов, тончайшие движения человеческой души, в стремлении прийти на помощь друг к другу.
Есть на участке Зернова молодая радиомонтаж ница. Назовем ее Клава. Родом из-под Ржева. Зер нов доверял ей самую тонкую работу, хвалил на соб раниях, ее ценили рабочие. Белокурая, с большими веселыми глазами. И вдруг — слезы.
Кабинета у Зернова нет. Для откровенных бесед обычно используют кладовую. Попросив выйти кла довщицу, Зернов позвал туда Клаву.
— В чем дело?
Всхлипы. Прикушенная губа. Рассказ, вначале бессвязный. Вышла замуж за солдата-москвича. Переехали в Москву. Пришлась не ко дворз'. Свекор
148
и свекровь вынудили ее уйти. Поселилась у подруги. Подала на развод. Суд отказал в праве на жилье, так как не живет по старому адресу больше полугода. Решила: ладно, перебьюсь. Тем более что полюбила другого, после развода вышла замуж. И опять не слава богу. Родители мужа против нее, наводили о ней справки, сживают с квартиры. Что делать?
Зернов смотрит на худенькие плечи монтажни цы, вспоминает свою, тоже нелегкз'ю юность. Да, но все равно ему было легче. У него была рядом бабка. Наконец, он мужчина, а тут опущенные слабенькие плечи, поплывшие капельки туши с ресниц. И на лице еле заметные пятна, как у жены когда-то, когда она в положении была. Да ведь не спросишь, дело интимное.
—Пригласи сюда своего мужа! Я с ним потол
кую!
—Так он же не виноват! Он за меня.
—Вот и хорошо. Вместе помозгуем.
Шмыгнула носом, повеселела, из кладовой выпор хнула.
— Спасибо, Илья Юрьевич!
Смотрит Зернов на полки с мотками проволоки, на конденсаторы, сопротивления, на готовые при боры. Невеселые мысли наматываются виток за вит ком: «Жаль Клаву... Но чем помочь? Хорошо, если мужик самостоятельный, тогда придумаем что-ни будь».
Едва вышел из «исповедальни», по телефону просят срочно прийти в завком. Пришло письмо, в котором на его работницу Клавдию жалуются роди тели ее мужа, требуют принять меры, чтобы она ушла от него. Пообещал в завкоме:
149
■— Меры примем. Я в курсе дела.
Проходя мимо верстака, где сидела повеселев шая, ничего не знающая о письме Клава, сказал не громко:
— Смотри, чтобы твой завтра был, как штык! «Штык» оказался рослым, крепким парнем. Зер
нову он понравился. Зернов сразу догадался, что это муж Клавы, хотя в бюро пропусков, где они встре тились, было полно народа. Понравилось и то, что у парня сильная, чуть шершавая рука: такая, если что ухватит, не отпустит. И помалкивает парень очень самостоятельно. Назвал фамилию и паузу сделал, добавил серьезно: муж Клавы.
В общем, столковались они довольно быстро. Парень вначале сказал, что уедет с Клавой куда-ни будь в Сибирь, только бы вместе. Пришлось объяс нить, что в таком положении им ехать не с руки. Парень даже заалел от удовольствия и растерянно сти: «Она же мне не говорила ничего!»
— Мы тогда здесь квартиру снимем!— загорелся будущий папаша.— А потом я заявление подам, что бы на жилье в очередь поставили.
—Верно,— одобрил Зернов,— и знаешь что, в загсе-то вы расписались, а вот свадьбы не было. Разве порядок? Семью надо с самого начала пра вильно строить. Чего это вы от людей свою радость прячете? Из цеха бы позвали. Родителям приглаше ние послали бы! А?
—Считайте, приглашение у вас! — Парень улыб нулся легко и радостно.— И как сын родится, тоже отпразднуем.
— Э-э, брат,— сказал |
Зернов и |
рассмеялся.— |
Ты фантазер! Я вот тоже |
когда-то |
загадывал на |
сына, а хвать — дочь. Но не жалею... |
|
150
Свадьба удалась. Правда, родители не явились и Зернову пришлось быть посаженым отцом по сов местительству с обязанностями тамады. Рассказы вая мне о свадьбе, Зернов усмехнулся:
— Лимон меня подвел... Понадеялся я на него, что коварный вкус отобьет, вроде и не пил. Дома, естественно, выговор от супруги. Ну, когда расска зал, где был, за что пил, вышло мне полное проще ние.— Он вздыхает.— А на днях к директору хо дил насчет квартиры для Клавы. Скоро, правда, не обещал, но сказал, что завод будет платить какуюто часть за комнату, где живут Клава с мужем. Та кими кадрами разбрасываться нельзя... Я так счи таю, что они-то и есть наш главный калибр.
Ускорение есть скорость изменения скорости. Вспомним также, что скорость измеряется количест вом пройденного пути в единицу времени. И таким образом, мы подошли к одному из важнейших фак
торов, влияющих |
на ускорение,— к фактору време |
ни. Говорят, что |
время — единственная ценность, |
потеряв которую невозможно возместить. Поэтому-то так и ценят каждую рабочую минуту
калибровцы, решившие досрочно завершить пяти летку и выпустить сверхплановой продукции на сотни тысяч рублей. В этих тысячах сбереженных рублей есть доля и слесарей-наладчиков цеха, на одном из участков которого собирают профило графы.
Я мысленно представляю себе, как бы ответил бригадир этих слесарей Алексей Михайлович Кар пов, если его спросить — за счет чего думают до биться они выпуска изделий сверх плана? Ведь в самом же деле: все, что нужно для изготовления приборов, отпускается слесарям по существующим
151
нормам и правилам, откуда же возьмутся дополни тельные профилографы?
Начнем с самого главного: времени. Где берут его калибровцы? Когда попадаешь на участок, на котором работают слесари бригады Карпова, видишь, что иногда одно из рабочих мест пустует. Нет, сле
сарь не болен, не прогуливает, а просто сегодня |
за |
нят тем, что доводит, как говорят, до ума свое |
ра |
ционализаторское предложение. М если даже |
ему |
понадобится еще день, все равно в табеле не будет отмечено о прогуле. И ни один руководитель, вклю чая и начальника участка, не упрекнет за это бригаду или слесаря. Почему? Уж не порочная ли круговая тут порука?
Ответ гласит: прогула не отмечается потому, что сменное задание за отсутствующего сделают дру гие члены бригады. Сделают, ибо «прогульщик» это время провел в механическом цехе, готовя очередное приспособление, которое затем ускорит работу всей бригады. Так было, например, когда слесарь Евгений Смирнов предложил приспособление для вырубки «лепестков» к профилографу. Прежде эти детали вы резали ножницами, зачищали подпилками. Штамп, который предложил Смирнов, ускорил изготовление деталей впятеро. Таким образом, первый источник экономии времени — рационализация.
Второй — непрерывное повышение квалифика ции каждого, кто входит в бригаду. А как этого до биваться? Опять-таки калибровцы нашли продуктив ное решение: внедрили четкую специализацию. За каждым работником закреплено изготовление опре деленного узла. А что это дало на практике? Выиг рыш времени, так как каждый получил возмож ность отточить до тонкостей приемы обработки и
152