Файл: Усольцев, В. А. Опыт модернизации газорезательных машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
На каретке машины крепятся копировальный столик, стойка с электронными блоками и электромашинные уси лители ЭМУ-5А.
Привод поперечного перемещения с резаковыы суп портом размещается на портале и движется вдоль него с помощью реечного зацепления. Одна сторона портала жестко скреплена с направляющей кареткой, а другая имеет ролик, свободно сидящий на оси портала.
Как и при первом варианте модернизации, каретка оборудована двумя прижимными подпружиненными ро ликами, благодаря которым обеспечивается строгая пер пендикулярность портала к направляющему рельсу.
Машина оборудована креслом для газорезчика-опера- гора.
Значительно расширены технологические возможно
сти ее. Если до модернизации на ней можно |
было |
рас |
|
краивать листы размером |
1600x6000 мм, то после |
мо |
|
дернизации — 2000X8000 |
мм. Максимальная |
скорость |
|
резки на машине 2500 ым/мин, что позволяет |
использо |
||
вать ее для плазменной резки'металла. |
способом, |
||
Машины, модернизированные указанным |
с 1965 года успешно эксплуатируются на судостроитель ном заводе г. Николаева.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ГАЗОРЕЗАТЕЛЬНОГО АВТОМАТА МДФКС
На многих судостроительных заводах Союза до сего времени эксплуатируются газорезательные автоматы с масштабной дистанционной фотоэлектрической копиро вальной системой управления МДФКС. Эти автоматы были выпущены серией. В настоящее время их выпуск прекращен,
21
Машина имеет портальную конструкцию и состоит из двух основных частей: командоаппарата и исполнитель ного механизма (газорезательной машины), копирование производится по центру линии чертежа-копира, выпол ненного в масштабе 1 : 10. Командоаппарат, установлен ный в отдельном помещении, управляет работой испол нительного механизма дистанционно. Для связи между газорезчиком и оператором на автомате МДФКС суще ствует два вида сигналов: световой и звуковой (электро звонок) .
Оператор следит за работой фотокопировальной си стемы и при подходе светового пятна к острому или пря мому углу контура чертежа подает газорезчику сигналы звонком. Команды для увеличения скорости с целью пе рехода на резку соседней детали, для включения и вы ключения режущего кислорода, остановки автомата и т. д. подаются оператором звонком различной длитель ности.
Для получения острых углов на деталях углы на ко- ииро-чертежах вычерчиваются в виде петель.
МДФКС — один из первых |
отечественных серийных |
автоматов с фотоэлектронным |
управлением — получил |
признание на наших предприятиях. На его основе прак тически была решена задача автоматизированного рас кроя листа. К тому же чертежи-копиры к нему просты в изготовлении.
Однако выпуск таких автоматов сейчас прекра щен. В связи с этим.предприятия, на которых эксплуати руются они сейчас, ощущают трудности с ремонтом элек трических и механических узлов из-за отсутствия запча стей. И потому кое-где есть тенденция, чтобы списать эти дорогостоящие машины, в товремя как после необ ходимого ремонта исполнительный механизм может еще долгие годы использоваться,
22
1 2 3
Работники Волгоградской судоверфи и Волгоградско го института технологии машиностроения модернизиро вали газорезательную машину МДФКС. Была заменена морально устаревшая дистанционно-масштабная фото копировальная система МДФКС на серийно выпускае мую фотокопировальную систему ФОС-4 (рис. 6).
При модернизации на машину дополнительно уста новили (рис. 6) копировальный столик 1, стойку с элект ронными блоками 3, пульт управления 2 и электромашинные усилители 4.
Для увеличения жесткости машины был введен до полнительный вал 5, жестко связанный со вторым веду щим роликом 6. В редукторе продольного и поперечного хода заменена одна из зубчатых пар, что увеличило ско рость резки на машине в 1,5 раза и позволило произво дить раскрой тонколистового металла. В результате увеличения скорости копирований машину после модер низации можно использовать для плазменной резки нержавеющих сталей и цветных металлов.
Замена дистанционного управления на местное поз волила упростить управление машиной при совмещении обязанностей оператора и газорезчика. При этом осво бождено помещение площадью 60 м2, занимаемое командоаппаратом.
При работе на модернизированной машине использу ются ранее изготовленные чертежи-копиры. А точность резки модернизированной машины составляет +0,5 мм.
МДФКС, оснащенная фотокопировальной пристав кой, позволяет производить копирование по оси линии чертежа.
Насколько целесообразна модернизация .машины МДФКС для предприятий, видно из следующих сравни тельных данных.
Изготовление облегченного копировального столика с
24
использованием деталей командоаппарата машины хИДФКС обходится в 800 руб.
Фотокопировальная система ФОС-4 стоит 2200 руб. Работы, связанные с ремонтом и модернизацией ме
ханической части машины МДФКС, обходятся предпри ятию в 500 руб.
Расходы на внедрение в производство модернизиро ванной машины МДФКС, в том числе и обучение обслу живающего персонала, составляют 1000 руб.
А всего нужно 4500 руб.
Модернизированная машина МДФКС по своим тех нико-экономическим показателям не уступает своим со братьям — серийно выпускаемым фотокопировальным га зорезательным машинам типа «Одесса» и МГФКА. В то же время стоимость ее модернизации при оснащении фо токопировальной системой ФОС-4 в 4—7 раз ниже ука занных выше машин. Машина МДФКС, оснащенная фотокопировальной приставкой ФОС-4, с 1967 г. успеш но эксплуатируется на Волгоградской суДоверфи.
ЭЛЕМЕНТЫ УЗЛОВ МОДЕРНИЗАЦИИ КОПИРНЫХ МАШИН
Узел расцепления. Для холостых перегонов машины и резакового суппорта в новое положение относительно раскраиваемого, листа в {Гедукторы продольных и попе речных перемещений вводятся специальные узлы расцеп ления. Необходимость в холостых перегонах возникает после окончания вырезки одной детали и переходе к рез ке следующей детали, а также при различных вспомога тельных перемещениях машины. Особенно часто возни кает необходимость в таких переходах при вырезке мел ких однотипных деталей.
25
Узлы расцепления (применяемые в серийных газоре зательных машинах с фотоэлектронными системами уп равления), являющиеся одним из элементов конструкции редукторов исполнительных механизмов, не гарантируют исключения люфта между соединяемыми узлами, что от рицательно сказывается на точности машины.
В известных узлах расцепления применены шестерни или пары: винт—гайка. Это делает невозможным плавное
установочное перемещение машины в любо$ требуемое положение относительно листа. Для плавных перемеще ний на любую требуемую величину в модернизируемых машинах применяется периодически отключаемый (раз рываемый) «электрический вал» на силовых сельсинах, который связывает задающий механизм (копировальный столик) с приводами продольного и поперечного переме щений. Для холостых перегонов машины вдоль направ ляющего рельса вводится узел расцепления, предложен
ный |
инж. - |
В. С. Сигаревым (волгоградский завод |
им. Петрова) |
и показанный на рис. 7. |
|
В каретку машины 2 вводится дополнительный ро |
||
лик 4, |
посаженный на эксцентриковую ось. При поворо- |
26
re рукоятки 5, связанной с указанной осью, ролик при поднимает каретку машины 2 и освобождает из зацепле ния с направляющим рельсом ведущий фрикционный ролик 3. При таком положении машины каретка опи рается на задний 1 и дополнительный 3 ролики — маши на может свободно перемещаться вдоль направляющего рельса.
Опыт эксплуатации нескольких десятков машин, ос нащенных такими узлами расцепления, показал его на дежность в работе и преимущества перед другими кон струкциями расцепляющих устройств.
При использовании узла расцепления конструкции В. С. Сигарева отпадает необходимость введения в кон струкцию редукторов переключающихся шестерен, фрик ционных или зубчатых муфт и т. д„ которые подверга ются быстрому износу и обычно являются основным ис точником люфтов в редукторах. Благодаря этому повышается надежность редукторов и точность резки.
Боковые установочные ролики. В существующих се рийных газорезательных машинах перпендикулярность консоли или портала (несущих резаковые суппорты) к направляющему рельсу обеспечивается установленными на каретке четырьмя роликами, которые обкатывают бо ковые грани направляющего рельса. Эти ролики враща ются на эксцентриковых осях, разворачивая которые, можно их приблизить цл'и удалить от боковой поверхно сти рельса, задавая тем самым угол 90° между консолью
(порталом)'и рельсом.
Ввиду того, что эта поверхность всегда имеет некото рое отклонение по толщине, кривизну и другие мелкие дефекты, а сами рельсы могут быть неточно состыкованы, то прижимать ролики плотно к поверхности рельса нель зя, так как они могут заклиниться. Поэтому между по-
27
верхностыо рельса и роликами оставляют небольшой зазор.
При перемещении машины по рельсу угол между рельсом и порталом может отклоняться от 90°, что нару шает точность резки.
И чтобы устранить это явление, при модернизации машины одну боковую поверхность рельса принимают за базовую. Она обкатывается парой боковых упорных роликов. Вторая же сторона обкатывается парой под пружиненных роликов.
Усилие подпружиненных роликов достаточно для плотного прилегания к базовой поверхности боковых упорных роликов. Благодаря этому достигается строгая перпендикулярность каретки или портала к направляю щему рельсу при любых перемещениях машины. Значи тельно возросла плавность перемещения машины вдоль рельса.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ТОЧНОСТЬ РАБОТЫ ГАЗОРЕЗАТЕЛЬНОЙ МАШИНЫ С ФОТОКОПИРОВАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ
В настоящее время точность резки на газорезательных машинах с фотоэлектронным управлением состав ляет +0,4—0,5 мм, а качество соответствует пятому клас су точности.
Благодаря этому на многих предприятиях, эксплуати рующих газорезательные машины с фотоэлектронным управлением, некоторые детали стали изготавливать не посредственно автоматической газовой резкой вместо традиционного метода, связанного с разметкой, фрезеро ванием, сверлением и токарной обработкой. Некоторый
28
опыт в этом направлении накоплен на волгоградском заводе нефтяного и химического машиностроения им. Петрова, где эксплуатируется несколько установок с фотокопировальной системой ФОС-4. Поэтому вопрос о точности газорезательных машин представляет большой практический интерес.
Основными факторами, определяющими точность ра боты машины, являются:
1.Погрешность самой фотокопировальной системы управления.
2.Погрешности, связанные с неточностью изготовле ния и установки механических звеньев.
Кроме этого, точность резки зависит:
а) от жесткости фиксации резака в резаковом суп порте;
б) от ширины реза, которая зависит от номера мунд штука резака и высоты расположения резака относи тельно листа.
3. Термические поводки, которые зависят от направ ления и последовательности резки отдельных деталей.
В данном разделе рассматриваются факторы, связан ные с неточностью изготовления и установки кинемати ческих звеньев машины.
Эти факторы в свою очередь определяются:
а) наличием люфтов в редукторах и передачах зада ющего и исполнительного механизмов;
б) неточностью установки направляющих задающего и исполнительного механизмов;
в) неодинаковым расстоянием между фотоголовкой и плоскостью чертежа-копира в различных участках копи ровального столика.
В качестве примера рассмотрим кинематические зве нья фотоэлектрической приставки ФОС-4.
Приставка состоит из задающего механизма — копи-
29