Файл: Старобинец, А. Е. Состояние региональных и поисковых работ методом преломленных волн на нефть и газ за рубежом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вачающие рассматриваемым графикам, приведены в нижней час­ ти рис.14 .

Рис.13. Графики изменения вдоль профиля суммы разностей временных задержек на пунктах возбуждения и

пунктах приема. Параметром графиков является предполагаемое значение

граничной скорости, принятое при расчетах

Рис.14. Распределение ошибок во временах " t a " для двух вариантов изме­ нения значений граничной

скорости

Метод временны^ заде£жек_П£и_мно£ократном

пе£екрытии

1 м®

 

 

У.Хиршлебер [30J показал,

что операцию разделения времени

" t 0 " на временные задержку в

пункте приема

и в пункте возбуж­

дения можно выполнить намного точнее при наличии многократного перекрытия годографов, используя способ последовательных при­ ближений. Действительно, при системе наблюдений, подобной той, которая изображена на рио.З, одним последовательностям точек от­

вечают

одинаковые временные 'задержки

в

пункте возбуждения

t 0^

(точки

вдоль

отдельного

годографа из

ПВ

L ) , другим -

одна и та

же временная

задержка в

пункте приема

t0j

(все точки,

отвечаю­

щие одному и тому же пункту приема j

 

или

столбцы точек

на

р и с .З ).

 

 

 

 

 

 

 

 

Интерпретация производится следующим образом. В каждой точке оцениваемое каким-либо путем предполагаемое значение вре­ менной задержки в пункте возбуждения вычитается из общей задерж­

- 44 -


ки и , таким образом, получаются приближенные значения временной задержки в пунктах приема. Затем подсчитывается среднее значение временных задержек в точках приема в каждом столбце и величины отклонений в каждой точке от зтого среднего. Пооле этого вычис­ ляется среднее значение отклонений вдоль рядов, которое затем используется для уточнения временной задержки в пункте возбужде­ ния. Этот процеос повторяется до тех пор, пока не будет достиг­ нута требуемая точность.

Различия между временными задержками в пунктах взрыва

и приема d t 0 - используются каждый раз для определения граничной скорости по формуле (1 8 ). В овою очередь использование более точных значений граничной окорости при расчетах приводит к умень­

шению ошибок во

временах " t 0 " (в общих временных задержках),

как ато показано

на рис.14.

Метод временных членов (The time-term method)

Метод был сформулирован в 1957 г . А.Шейдеггером и П.Вильмо-

ром [72]и развит

П.Вильмором

и

А.Банкрофтом/'88] ,

Т.Смитом и др.

[8 0 ], М.Беррл и Г.Вестом [1 2

].

В нем использован

тот же принци­

пиальный подход,

что в методе временных задержек,

и ему свойст­

венны те же ограничения. Основное отличие метода временных членов состоит в том, что он предусматривает площадное расположение приемников и источников и дает непосредственно трехмерное пред­ ставление глубинной структуры. При этом используется другой путь определения е обменных задержек в источнике и приемнике. При ин­ терпретации этим методом временные задержки-(временные члены), овяаанные с каждым элементом (источник или приемнкг). оцениваются по методу наименьших квадратов путем сравнения рассчитанных вре­ мен о наблюденными для произвольного планового расположения ис­

точников и приемников.

 

 

Основные уравнения

метода для среды с к

преломляющими

границами записываются следующим образом:

 

 

 

(19)

4 <к )

■ ™ s(ocL)

( 20)

 

- 45 -


л* z ! Z . (L )

3d

( * ) s n .

— ^ -----

' C O S (O C L ) ,

 

(21)

где < V O

-

оценка

граничной

скорости;

 

 

7^(к)н% (kh

оценки временных

членов соответственно

5 - г о

 

 

источника и

c t -

го приемника дли

к

-го пре­

 

 

ломляющего

горизонта.

 

 

Большие углы наклона преломляющей поверхности являются главным источником ошибок при построениях этим методом [6 9 ]. Ыетод во многих случаях позволяет получать неплохие результаты при картировании поверхности фундамента. Скоростной контраот между осадочными отложениями и фундаментом, как правило,харак­ теризуется значительной величиной, следовательно,величина сноса будет небольшой, и ундуляциями рельефа в пределах этого расстоя­ ния обычно можно пренебречь.

Метод Хейлса

В1958 г . Ф.Хейлсом был предложен графо-аналитический метод

[27], который, отличаясь по форме,по существу во многом аналогичен

используемому

в СССР методу "

Се " . Сущность метода заключается

 

Z

в следующем. Расстояние X#

меж­

5

ду точками А и В выхода на

поверх­

ность наблюдений

лучей от

любой

 

 

точки 0 на преломляющей границе

 

 

' (при наблюдениях со встречными го­

 

 

дографами) используется для опре­

 

 

деления радиуса

г*

и центра

ок­

 

 

ружности, для которой преломляющая

 

 

граница должна быть касательной в

 

 

точке 0 (ри с.1 5 ).

При этом

прини­

 

 

мается допущение, что косинус уг­

 

 

ла наклона преломляющей границы ра­

 

 

вен единице, т . е .

ыетод применим

 

 

для построения границ с относи-

Рис.15. Схема, поясняющая

тельно небольшим наклоном.

Други-

принцип метода Хейлса

 

 

 

 

 

46 -


ни ограничениями метода являются условия постоянства оредней и граничной скорости. Преломляющая граница находится путем проведе­

ния дуги радиусом R иа центра С в каждой точке

наблюдений.

При принятом допущении для любой точки

А положение точки В

может быть установлено по годографам.

 

 

Основные соотношения, выведенные

Ф.Хейлсом,

приводятся ни­

же. Они легко получаются при рассмотрении рис.15, в верхней части

которого показан профиль 1ШВ с ПВ S M и

и

двумя точками наблю­

дений

Ra и

Rg , куда

приходят преломленные

водны от

общей точ­

ки 0 на преломляющей границе.,

 

 

 

В

нижней

части

рис.15 показана

центральная

часть про­

филя в более крупном масштабе о вспомогательной окружноотью, про»

ходящей через

точки А, В и 0 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(A O * 0 8 ) ’ S t n i

 

V

 

 

A B = X # =

 

 

c o s ос

 

 

; s i m

= ——

;

(22)

СО -

0

1

 

 

+ 0 8

 

 

 

 

 

 

(23)

 

 

г co st

 

 

 

 

 

 

 

А О *

0 8 =

Va

мров

 

~

Va

* Vp ;

(24)

 

и

Ч а 'Т? Г S in С

гм л м

 

Va s i n l

(25)

 

 

 

COS ос

 

 

 

co s cc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г> —_ Ча ■Тк

 

t

 

 

 

 

 

 

(26)

л

в

2 c o st

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АЕ =

 

V

 

 

гъ и

 

t y i

 

 

(27)

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наклон определяется

соотноиением

 

 

 

 

 

 

 

- J -

=

I/

S in

i

,

 

(28)

 

Va

 

 

■*

R

 

 

 

 

 

 

 

;

где

-

средня»

окорость

над

преломляющей границей;

 

 

Vо

-

граничная скорость

 

 

 

 

 

 

 

Т

-

Т

-

А О В

.

 

 

 

 

 

l R

~

1АОВ

"

 

ма

 

 

 

 

 

Ос.

-

угод

наклона

преломляющей границы.

 

 

- 47 -


 

 

Таким

образом, радиус

R

дается уравнением

(2 3 ), а точка

С

находится из уравнения

(2 7 ).

Ф.Хейлс показал, что игнориро­

вание

угла

наклона

границы

ос компенсируется в какой-то мере

путем

смещения центра^ окружности

на некоторую величину —^— .

При этом AR -■

с ”

'

 

 

 

 

 

 

2 со s i

 

 

 

 

 

 

Иллюстрация приемов определения необходимых величин дает­

ся

на рисЛ б. На рисЛба

показана процедура определения " взаим­

ного наклона",равного Va

■ SLnl

для пары точек А и В. На рисЛбб

приведена

"временная петля" ,

получаемая путем

переворота и

перемещения

одного

из годографов

таким образом,

чтобы начальная

а - исходные встречные годографы; б -врем ен ­ ная петля"; в - наблюденные годографы и соот­ ветствующая им "временная петля"

и конечная точки

одного годографа

соответственно

совместились

с конечной и начальной точкой другого. На рисунке

показано,

как

эта временная петля используется для установления

взаимного

на­

клона, времени

7^> , расстояния

X% и местоположения точки

^ ♦

 

 

 

 

Линия взаимного наклона может быть проведена между двумя ветвями временной петли из любой точки для определения времени

- 48 -