Файл: Поляк, А. Я. Трактор будущего.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

смену лопате и мотыге пришла соха. Выросла произво* дительность труда, улучшилось качество обработки по­ лей, повысилась урожайность, увеличилось производ­ ство продуктов.

Новая техническая революция в сельском хозяйстве была связана с созданием трактора. Мощность живот­ ного ограничена, трактор же дает возможность кон­ центрировать в руках земледельца огромную механиче­ скую энергию. Чтобы вскопать 1 гектар земли каменной мотыгой, надо было затратить около 200 восьмичасовых рабочих дней, лопатой— 120, плугом на конной тяге— 2—3 дня. А современный тракторный агрегат выполняет эту работу всего лишь за один час. Причем делает ее лучше, чем лошадь: глубже пашет, тщательнее разде­ лывает пласт и укрывает растительные остатки.

Но трактор не просто заменил лошадь, сделав сель­ скохозяйственный труд более производительным. Он сыграл огромную роль в социальном переустройстве де­ ревни, переводе нашего сельского хозяйства на рельсы коллективизации.

Вспомним широко известные слова В. И. Ленина,

сказанные им на VIII съезде партии в марте

1919

года:

«Если бы мы могли дать завтра 100 тысяч

первоклас­

сных

 

тракторов,

снабдить

их бензи­

ном, снабдить их ма­

шинистами (вы пре­

красно

знаете,

что

пока

это — фанта­

зия), то средний кре­

стьянин

сказал

бы:

«Я — за

 

коммунию»

(т. е. за комму­ низм)».

20

Не случайно еще в первые годы Советской власти трактор называли «революционером полей». Один из энтузиастов широкого применения тракторов В. 3. Есин в книге «Трактор в борьбе за урожай» (1925 год) пи­ сал: «...Без коренного изменения всего хозяйства ЮгоВостока — засухи, недороды, голод и смерти будут, к сожалению, постоянными спутниками хозяйств этого района. Нужны какие-то сверхновые меры, чтобы Юго-Восток наш преобразился. К этим новым мерам нужно отнести как раз трактор. На смену кресту и мо­ литве должны прийти на Юг трактор и электричество. Только они, светочи новой культуры, безмолвные ге­ рои в борьбе не на жизнь, а на смерть со старой рути­ ной и азиатчиной в земледелии, способствуют вырвать из костлявой руки голода миллионы людей, населяю­ щих наш огромный Юго-Восток и Юг».

Когда в наши дни художник хочет символически изобразить замечательные достижения Советской стра­ ны, он обычно рисует огромную электростанцию или космический корабль. Место рядом с ними с полным правом мог бы занять миллионный трактор Волгоград­ ского или Харьковского завода. Потому что в нем воплотился славный путь, пройденный промышлен­ ностью и сельским хозяйством первого в мире социа­ листического государства.

Перед первой мировой войной в царской России насчитывалось всего несколько десятков тракторов, главным образом заграничного производства. А сегод­ ня на полях колхозов и совхозов нашей страны работа­ ют более одного миллиона шестисот тысяч тракторов, их общая тяговая мощность превышает 60 миллионов лошадиных сил. Только за первое полугодие 1969 года отечественная промышленность изготовила 219 тысяч тракторов.

21


Да и трактор теперь совсем не тот, каким был 50 лет назад. Он стал мощнее, надежнее, удобнее в ра­ боте, производительнее. Очень много труда, энергии, изобретательности понадобилось инженерам и рабочим, чтобы создать современный трактор. Его «биография» — нелегкий путь разочарований и открытий, поражений и побед человеческого разума.

Веками мечтали люди о железном коне — верном помощнике в нелегком крестьянском труде. Он стал ге­ роем сказок: пахал и сеял, с невиданной быстротой от­ меривая десятину за десятиной. С развитием промыш­ ленного производства и техники эта фантазия стала приобретать реальные очертания. В 1785 году был опубликован труд профессора Московского универси­ тета И. П. Комова о земледельных орудиях. В этой удивительной по своей глубине и систематичности рабо­ те впервые была высказана идея о необходимости соз­ дания машины, которая должна заменить в поле ло­ шадь. Но прошло еще целых сто лет, прежде чем в России появился первый трактор. Его построил заме­ чательный русский изобретатель Федор Абрамович Бли­ нов.

Трудную жизнь прожил крепостной Федор Блинов. С раннего детства он работал на помещичьих полях, потом в барской кузнице, в мастерской, изготовлявшей простые сельскохозяйственные орудия. Был бурлаком на Волге, кочегаром, помощником машиниста на буксире. Лю­ бовь к технике, незаурядные способности помогли ему создать оригинальный одноцилиндровый поршневой на­ сос, построить быстроходный буксир. Но главным делом его жизни был трактор.

Блинов первым в мире разработал гусеничный ход и решил проблему поворота трактора, применив разоб­ щенное управление гусеницами. Интересно, что гусе­

22

ничный ход Блинова об­

 

 

 

ладал

всеми

основными

 

 

 

элементами

современной

 

 

 

гусеницы.

Изобретатель

 

 

 

понимал, что для условий

 

 

 

нашей

страны

 

особенно

 

 

 

необходим

 

гусеничный

 

 

 

движитель,

который

не

 

 

 

боится ни грязи, ни снега.

 

 

 

В 1879 году Блинов полу­

 

 

 

чил

привилегию

(автор­

 

 

 

ское

свидетельство)

на

 

 

 

особого

рода

устройст­

 

 

 

во—«вагон с бесконечны­

 

 

 

ми

рельсами» для пере­

 

 

 

возки грузов по шоссей­

 

 

 

ным и проселочным доро­

 

 

 

гам. Это был трактор.

 

 

 

Первый трактор Федор

 

 

 

Блинов построил в 1881—

 

 

 

1888

годах.

Этот

трактор

Федор Абрамович

Блинов— изоб-

имел

две паровые маши-

Ретатель первого гусеничного трак-

 

 

 

іо

 

 

 

тора,

 

 

ны по Ш—12 лошадиных

 

 

 

сил

и

двигался

со

ско­

 

в

час — так

ростью 2—3 версты

(2,14—3,3 километра)

же, как быки. Весил трактор 600 пудов (9820

килограм­

мов). Каждая паровая машина приводила в движение одну гусеницу. Раздельная работа' паровых машин по­ зволяла легко делать повороты в любую сторону и раз­

ворачиваться

на месте.

 

 

Управляли

трактором двое — капитан

и машинист.

Команды капитана были четкими и краткими,

как на

корабле, — недаром

Федор Блинов много

лет

плавал

по Волге. «Вперед

оба цилиндра!» — командовал капи-

23


тан. И трактор шел вперед. «Правый назад!» — и трак­ тор разворачивался.

Можно только восхищаться талантом и инженерной дальновидностью изобретателя-самоучки, построившего такую замечательную машину, которая во многом пре­ восходила иностранные проекты. Но царских чиновни­ ков она не заинтересовала.

На Саратовской сельскохозяйственной выставке 1889 года, где Блинов впервые демонстрировал свой

24

L

ПРИВИЛЕГІЯ,

м дііиал m

Дбиаричснт» Т«рг«ыі » Ммуфитург г». 1879 г.

■рестияяву

Фадору Ь ю т і, и ко б лп устр*#ст*і мгоѵѵ л

бсмовсчішха рейсам«, ли асремоиа грукггѵ во шоаеілыгк ■ просеіочиигѵ дорог»».

Купец» К*иумг»»о»ѵ, 15 Март» 1879 года, аошш п Д«варт»*еат» Торюалв я Ыдауфлгтур» га орошваіеѵ» о

ipom aauy Федору Ьдшгаву, орояпаюцеѵу iv Сарато»слоі ry. (ервіа, гь Воислймг у^адѣ, а» дгреаіѣ Hnojwioâ, «ео»ми*«і* ярввіиепд, м особаго устроСоал м гоп <n 6ез*оа*чыымі реаьсала, ддд яерееоиа грума» оо шоссейвыж» ■ вроеелочаиѵ»

дорога».

......................................... Лошямии* дендгі <50 руб інеггац. га

yrtpeme чего аряіыегм сіл У орм ивааги

Манастерстаоігъ ♦«•

■«•сом аолпагим а лечапв Деыртѵеят» Торгом«

М»муф«е-

тура jT try a j« u С-Петербурга, Севтібрі

7 0 да« 187

9 года.

м ш я л п , irrt ( - m«rr те» um

r*en imrv

 

Привилегия — авторское свидетельство, выданное Ф. А. Блинову.

трактор, он даже не был отмечен. Почти та же участь постигла трактор и на Нижегородской выставке, от­ крывшейся в мае 1896 года. Поразительным было от­ ношение к машине Блинова — нигде ей не находилось места. Ее не приняли в машинный павильон на том ос­ новании, что она самодвижущаяся. Заведующий сель­ скохозяйственным отделом даже не предполагал, что такая машина будет пригодна для земледелия. Самоход

25


Самоход Ф. А. Блинова с керосиновым двигателем, проект.

«не пришелся ко двору» и в отделе «Строительное и ин­ женерное дело, речное и морское торговое судоходство», хотя Блинов назвал его «паровозом для шоссейных и грунтовых дорог». Первый русский трактор нашел пристанище только в девятнадцатом отделе выставки — «Народное образование, охранение народного здоровья, благотворительность, подача помощи страждущим и спасение на водах». Здесь трактор установили позади павильона «Спасение на водах»,

Блинов демонстрировал свой самоход в работе, прицепляя к нему сельскохозяйственные орудия и гру­ зовые платформы, возил посетителей выставки. Машина

Блинова вызывала огромный

интерес у публики

и спе­

циалистов.

Но организаторы

выставки даже

и

думать

не хотели

о промышленном

изготовлении

тракторов.

Повышение производительности и облегчение крестьян­ ского труда, преодоление технической отсталости сель-

26

Иностранные проекты тракторов.

ского хозяйства — все это мало заботило царское пра­ вительство. Выставочная комиссия постановила: «Кре­ стьянину Федору Блинову похвальный отзыв за паровоз для проселочных дорог с бесконечными рельсами и за трудолюбие по его изготовлению». Так, более чем скромно, было оценено одно из величайших дости­ жений в истории технического прогресса сельского хо­ зяйства.

Блинов не пал духом, настойчиво продолжая совер­ шенствовать конструкцию трактора, пытался осущест­ вить новые идеи. Он разработал чертежи гусеничного трактора с керосиновым двигателем, но построить ма­ шину ему не удалось.

Судьба изобретателя Я. В. Мамина, — ученика и последователя Блинова, сложилась более счастливо. После Великой Октябрьской революции он стал свиде­ телем и участником огромной созидательной работы по техническому вооружению нашего сельского хозяйства, был одним из организаторов производства первых со­ ветских тракторов.

Начал Мамин с создания двигателя. Значение этого шага трудно переоценить. Вот что писал в январе 1910 го­ да английский технический журнал «Ingeneering»: «Еще не существует моторного плуга из-за отсутствия специального мотора для фермеров. Автомобильные двигатели слишком легки и хрупки, стационарные дви­ гатели слишком тяжелы, а их строители слишком уда­ лены от сельскохозяйственной среды, чтобы предложить что-либо более годное. Поэтому создание сельскохозяй­ ственных двигателей является задачей особых «агрикультуринженеров».

Яков Васильевич Мамин успешно решил эту задачу. Созданный им бескомпрессорный двигатель высокого сжатия, работавший на нефти, представлял собой но­

28


вое слово в мировой практике моторостроения. «Возрож­ дение»— так назвал изобретатель свой двигатель. При мощности 12 лошадиных сил он имел вес всего 525 кило­ граммов, в то время как аналогичные иностранные дви­ гатели весили около 1000 килограммов. Двигатель Ма­ мина прожил долгую жизнь — в 1935 году завод «Ком­ мунар» выпускал такие двигатели, но уже мощностью 15 лошадиных сил, а в конце сороковых годов их мощ­ ность была доведена до 22 лошадиных сил.

Создав надежные, сравнительно легкие и неприхот­ ливые двигатели, Мамин приступил к разработке кон­ струкций тракторов. Он писал по этому поводу мини­ стру земледелия: «Мною созданы отечественные кон­

струкции

тракторов,

которым несомненно принадлежит

будущее

в обработке

бескрайних

российских

просто­

ров. Эти

машины

я

проектировал,

учитывая

нужды

сельских хозяйств, а также различные виды работ, про­ изводимые сейчас лошадьми и быками. Машины повы­ сят урожайность земледелия, избавят многие тысячи

безлошадных крестьян

от нищеты и разорения, помо­

гут освоить пустующие,

никем не возделываемые земли

в малонаселенных районах страны. Это дело под силу не частным липам, а только государству. Прошу Вас принять в свои руки изготовление тракторов и помочь их быстрейшему выпуске и распространению. Я при­ думал к разным крестьянским машинам три типа мото­ ров, надежных и весьма экономичных, действующих по системе дизеля, но пригодных к подвижной сель­ скохозяйственной работе»

Мамин был не одинок в своем стремлении перевести земледелие на механическую тягу. Об этом мечтали, над этим трудились и другие русские изобретатели. Почти одновременно с трактором Мамина были пост­ роены, например, «ручной плуг, работающий с мото­

29