ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
смену лопате и мотыге пришла соха. Выросла произво* дительность труда, улучшилось качество обработки по лей, повысилась урожайность, увеличилось производ ство продуктов.
Новая техническая революция в сельском хозяйстве была связана с созданием трактора. Мощность живот ного ограничена, трактор же дает возможность кон центрировать в руках земледельца огромную механиче скую энергию. Чтобы вскопать 1 гектар земли каменной мотыгой, надо было затратить около 200 восьмичасовых рабочих дней, лопатой— 120, плугом на конной тяге— 2—3 дня. А современный тракторный агрегат выполняет эту работу всего лишь за один час. Причем делает ее лучше, чем лошадь: глубже пашет, тщательнее разде лывает пласт и укрывает растительные остатки.
Но трактор не просто заменил лошадь, сделав сель скохозяйственный труд более производительным. Он сыграл огромную роль в социальном переустройстве де ревни, переводе нашего сельского хозяйства на рельсы коллективизации.
Вспомним широко известные слова В. И. Ленина,
сказанные им на VIII съезде партии в марте |
1919 |
года: |
|
«Если бы мы могли дать завтра 100 тысяч |
первоклас |
||
сных |
|
тракторов, |
|
снабдить |
их бензи |
||
ном, снабдить их ма |
|||
шинистами (вы пре |
|||
красно |
знаете, |
что |
|
пока |
это — фанта |
||
зия), то средний кре |
|||
стьянин |
сказал |
бы: |
|
«Я — за |
|
коммунию» |
(т. е. за комму низм)».
20
Не случайно еще в первые годы Советской власти трактор называли «революционером полей». Один из энтузиастов широкого применения тракторов В. 3. Есин в книге «Трактор в борьбе за урожай» (1925 год) пи сал: «...Без коренного изменения всего хозяйства ЮгоВостока — засухи, недороды, голод и смерти будут, к сожалению, постоянными спутниками хозяйств этого района. Нужны какие-то сверхновые меры, чтобы Юго-Восток наш преобразился. К этим новым мерам нужно отнести как раз трактор. На смену кресту и мо литве должны прийти на Юг трактор и электричество. Только они, светочи новой культуры, безмолвные ге рои в борьбе не на жизнь, а на смерть со старой рути ной и азиатчиной в земледелии, способствуют вырвать из костлявой руки голода миллионы людей, населяю щих наш огромный Юго-Восток и Юг».
Когда в наши дни художник хочет символически изобразить замечательные достижения Советской стра ны, он обычно рисует огромную электростанцию или космический корабль. Место рядом с ними с полным правом мог бы занять миллионный трактор Волгоград ского или Харьковского завода. Потому что в нем воплотился славный путь, пройденный промышлен ностью и сельским хозяйством первого в мире социа листического государства.
Перед первой мировой войной в царской России насчитывалось всего несколько десятков тракторов, главным образом заграничного производства. А сегод ня на полях колхозов и совхозов нашей страны работа ют более одного миллиона шестисот тысяч тракторов, их общая тяговая мощность превышает 60 миллионов лошадиных сил. Только за первое полугодие 1969 года отечественная промышленность изготовила 219 тысяч тракторов.
21
Да и трактор теперь совсем не тот, каким был 50 лет назад. Он стал мощнее, надежнее, удобнее в ра боте, производительнее. Очень много труда, энергии, изобретательности понадобилось инженерам и рабочим, чтобы создать современный трактор. Его «биография» — нелегкий путь разочарований и открытий, поражений и побед человеческого разума.
Веками мечтали люди о железном коне — верном помощнике в нелегком крестьянском труде. Он стал ге роем сказок: пахал и сеял, с невиданной быстротой от меривая десятину за десятиной. С развитием промыш ленного производства и техники эта фантазия стала приобретать реальные очертания. В 1785 году был опубликован труд профессора Московского универси тета И. П. Комова о земледельных орудиях. В этой удивительной по своей глубине и систематичности рабо те впервые была высказана идея о необходимости соз дания машины, которая должна заменить в поле ло шадь. Но прошло еще целых сто лет, прежде чем в России появился первый трактор. Его построил заме чательный русский изобретатель Федор Абрамович Бли нов.
Трудную жизнь прожил крепостной Федор Блинов. С раннего детства он работал на помещичьих полях, потом в барской кузнице, в мастерской, изготовлявшей простые сельскохозяйственные орудия. Был бурлаком на Волге, кочегаром, помощником машиниста на буксире. Лю бовь к технике, незаурядные способности помогли ему создать оригинальный одноцилиндровый поршневой на сос, построить быстроходный буксир. Но главным делом его жизни был трактор.
Блинов первым в мире разработал гусеничный ход и решил проблему поворота трактора, применив разоб щенное управление гусеницами. Интересно, что гусе
22
ничный ход Блинова об |
|
|
|
||||||
ладал |
всеми |
основными |
|
|
|
||||
элементами |
современной |
|
|
|
|||||
гусеницы. |
Изобретатель |
|
|
|
|||||
понимал, что для условий |
|
|
|
||||||
нашей |
страны |
|
особенно |
|
|
|
|||
необходим |
|
гусеничный |
|
|
|
||||
движитель, |
который |
не |
|
|
|
||||
боится ни грязи, ни снега. |
|
|
|
||||||
В 1879 году Блинов полу |
|
|
|
||||||
чил |
привилегию |
(автор |
|
|
|
||||
ское |
свидетельство) |
на |
|
|
|
||||
особого |
рода |
устройст |
|
|
|
||||
во—«вагон с бесконечны |
|
|
|
||||||
ми |
рельсами» для пере |
|
|
|
|||||
возки грузов по шоссей |
|
|
|
||||||
ным и проселочным доро |
|
|
|
||||||
гам. Это был трактор. |
|
|
|
||||||
Первый трактор Федор |
|
|
|
||||||
Блинов построил в 1881— |
|
|
|
||||||
1888 |
годах. |
Этот |
трактор |
Федор Абрамович |
Блинов— изоб- |
||||
имел |
две паровые маши- |
Ретатель первого гусеничного трак- |
|||||||
|
|
|
іо |
|
|
|
тора, |
|
|
ны по Ш—12 лошадиных |
|
|
|
||||||
сил |
и |
двигался |
со |
ско |
|
в |
час — так |
||
ростью 2—3 версты |
(2,14—3,3 километра) |
||||||||
же, как быки. Весил трактор 600 пудов (9820 |
килограм |
мов). Каждая паровая машина приводила в движение одну гусеницу. Раздельная работа' паровых машин по зволяла легко делать повороты в любую сторону и раз
ворачиваться |
на месте. |
|
|
|
Управляли |
трактором двое — капитан |
и машинист. |
||
Команды капитана были четкими и краткими, |
как на |
|||
корабле, — недаром |
Федор Блинов много |
лет |
плавал |
|
по Волге. «Вперед |
оба цилиндра!» — командовал капи- |
23
тан. И трактор шел вперед. «Правый назад!» — и трак тор разворачивался.
Можно только восхищаться талантом и инженерной дальновидностью изобретателя-самоучки, построившего такую замечательную машину, которая во многом пре восходила иностранные проекты. Но царских чиновни ков она не заинтересовала.
На Саратовской сельскохозяйственной выставке 1889 года, где Блинов впервые демонстрировал свой
24
L
ПРИВИЛЕГІЯ,
м дііиал m |
Дбиаричснт» Т«рг«ыі » Ммуфитург г». 1879 г. |
■рестияяву |
Фадору Ь ю т і, и ко б лп устр*#ст*і мгоѵѵ л |
бсмовсчішха рейсам«, ли асремоиа грукггѵ во шоаеілыгк ■ просеіочиигѵ дорог»».
Купец» К*иумг»»о»ѵ, 15 Март» 1879 года, аошш п Д«варт»*еат» Торюалв я Ыдауфлгтур» га орошваіеѵ» о
ipom aauy Федору Ьдшгаву, орояпаюцеѵу iv Сарато»слоі ry. (ервіа, гь Воислймг у^адѣ, а» дгреаіѣ Hnojwioâ, «ео»ми*«і* ярввіиепд, м особаго устроСоал м гоп <n 6ез*оа*чыымі реаьсала, ддд яерееоиа грума» оо шоссейвыж» ■ вроеелочаиѵ»
дорога».
......................................... Лошямии* дендгі <50 руб інеггац. га
yrtpeme чего аряіыегм сіл У орм ивааги |
Манастерстаоігъ ♦«• |
|
■«•сом аолпагим а лечапв Деыртѵеят» Торгом« |
М»муф«е- |
|
тура jT try a j« u С-Петербурга, Севтібрі |
7 0 да« 187 |
9 года. |
м ш я л п , irrt ( - m«rr те» um |
r*en imrv |
|
Привилегия — авторское свидетельство, выданное Ф. А. Блинову.
трактор, он даже не был отмечен. Почти та же участь постигла трактор и на Нижегородской выставке, от крывшейся в мае 1896 года. Поразительным было от ношение к машине Блинова — нигде ей не находилось места. Ее не приняли в машинный павильон на том ос новании, что она самодвижущаяся. Заведующий сель скохозяйственным отделом даже не предполагал, что такая машина будет пригодна для земледелия. Самоход
25
Самоход Ф. А. Блинова с керосиновым двигателем, проект.
«не пришелся ко двору» и в отделе «Строительное и ин женерное дело, речное и морское торговое судоходство», хотя Блинов назвал его «паровозом для шоссейных и грунтовых дорог». Первый русский трактор нашел пристанище только в девятнадцатом отделе выставки — «Народное образование, охранение народного здоровья, благотворительность, подача помощи страждущим и спасение на водах». Здесь трактор установили позади павильона «Спасение на водах»,
Блинов демонстрировал свой самоход в работе, прицепляя к нему сельскохозяйственные орудия и гру зовые платформы, возил посетителей выставки. Машина
Блинова вызывала огромный |
интерес у публики |
и спе |
||
циалистов. |
Но организаторы |
выставки даже |
и |
думать |
не хотели |
о промышленном |
изготовлении |
тракторов. |
Повышение производительности и облегчение крестьян ского труда, преодоление технической отсталости сель-
26
Иностранные проекты тракторов.
ского хозяйства — все это мало заботило царское пра вительство. Выставочная комиссия постановила: «Кре стьянину Федору Блинову похвальный отзыв за паровоз для проселочных дорог с бесконечными рельсами и за трудолюбие по его изготовлению». Так, более чем скромно, было оценено одно из величайших дости жений в истории технического прогресса сельского хо зяйства.
Блинов не пал духом, настойчиво продолжая совер шенствовать конструкцию трактора, пытался осущест вить новые идеи. Он разработал чертежи гусеничного трактора с керосиновым двигателем, но построить ма шину ему не удалось.
Судьба изобретателя Я. В. Мамина, — ученика и последователя Блинова, сложилась более счастливо. После Великой Октябрьской революции он стал свиде телем и участником огромной созидательной работы по техническому вооружению нашего сельского хозяйства, был одним из организаторов производства первых со ветских тракторов.
Начал Мамин с создания двигателя. Значение этого шага трудно переоценить. Вот что писал в январе 1910 го да английский технический журнал «Ingeneering»: «Еще не существует моторного плуга из-за отсутствия специального мотора для фермеров. Автомобильные двигатели слишком легки и хрупки, стационарные дви гатели слишком тяжелы, а их строители слишком уда лены от сельскохозяйственной среды, чтобы предложить что-либо более годное. Поэтому создание сельскохозяй ственных двигателей является задачей особых «агрикультуринженеров».
Яков Васильевич Мамин успешно решил эту задачу. Созданный им бескомпрессорный двигатель высокого сжатия, работавший на нефти, представлял собой но
28
вое слово в мировой практике моторостроения. «Возрож дение»— так назвал изобретатель свой двигатель. При мощности 12 лошадиных сил он имел вес всего 525 кило граммов, в то время как аналогичные иностранные дви гатели весили около 1000 килограммов. Двигатель Ма мина прожил долгую жизнь — в 1935 году завод «Ком мунар» выпускал такие двигатели, но уже мощностью 15 лошадиных сил, а в конце сороковых годов их мощ ность была доведена до 22 лошадиных сил.
Создав надежные, сравнительно легкие и неприхот ливые двигатели, Мамин приступил к разработке кон струкций тракторов. Он писал по этому поводу мини стру земледелия: «Мною созданы отечественные кон
струкции |
тракторов, |
которым несомненно принадлежит |
|||
будущее |
в обработке |
бескрайних |
российских |
просто |
|
ров. Эти |
машины |
я |
проектировал, |
учитывая |
нужды |
сельских хозяйств, а также различные виды работ, про изводимые сейчас лошадьми и быками. Машины повы сят урожайность земледелия, избавят многие тысячи
безлошадных крестьян |
от нищеты и разорения, помо |
гут освоить пустующие, |
никем не возделываемые земли |
в малонаселенных районах страны. Это дело под силу не частным липам, а только государству. Прошу Вас принять в свои руки изготовление тракторов и помочь их быстрейшему выпуске и распространению. Я при думал к разным крестьянским машинам три типа мото ров, надежных и весьма экономичных, действующих по системе дизеля, но пригодных к подвижной сель скохозяйственной работе»
Мамин был не одинок в своем стремлении перевести земледелие на механическую тягу. Об этом мечтали, над этим трудились и другие русские изобретатели. Почти одновременно с трактором Мамина были пост роены, например, «ручной плуг, работающий с мото
29