Файл: Данилов, П. П. Машинист дорожных бетоноукладочных и бетоноотделочных машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
НА ЛИ ВО
Д. с
с
МОЯ ПРОФЕССИЯ
МАШИНИСТ
ДОРОЖНЫХ
БЕТОНОУКЛАДОЧНЫХ И БЕТОНООТДЕЛОЧНЫХ МАШИН
И З Д А Т Е Л Ь С Т В О Л И Т Е Р А Т У Р Ы ПО С Т Р О И Т Е Л Ь С Т В У
М о с к в а — 1970
6С6.08
Д 18 УДК 625.84.002.51
ч з н
Данилов П. П.
Д18 Машинист дорожных бетоноотделочных
ибетоноукладочных машин. М., Строй-
издат, |
1970. |
|
. . . . |
с. с. илл. |
(Моя профессия). |
На обл. авт. не |
указан. |
В брошюре в сжатой и популярной форме рас сказы вается о работе на бетоноотделочных и бетоно укладочных маш инах. Приведены сведения об органи зации и оплате труда, основные правила техники
безопасности на дорожных маш инах.
Брош ю ра предназначена для рабочих, избравш их специальность маш иниста дорожных бетоноотделочных
и бетоноукладочных машин.
3_2_7 |
6С6.08 |
189—19/0 |
|
ВВЕДЕНИЕ
Программа Коммунистической партии Со ветского Союза предусматривает создание в нашей стране разветвленной сети усовершен ствованных автомобильных дорог. Темпы раз вития автомобильного транспорта требуют создания таких дорог в кратчайшие сроки. Важнейшими условиями успешного выполне ния задач по строительству усовершенствован ных и долговечных автомобильных дорог яв ляется: дальнейшая и комплексная механиза ция дорожно-строительных работ; повышение их технического уровня, предусматривающего внедрение новых эффективных машин и меха низмов; улучшение их эксплуатационного ка чества; внедрение широкой унификации уз лов и деталей машин, а также автоматизация управления технологическими процессами, в частности автоматизация процессов приготов ления цементно-бетонной смеси и ее укладки в покрытия автомобильных дорог. Одной из важнейших задач при строительстве автомо бильных дорог является максимальное сниже ние себестоимости работ за счет повышения производительности труда, использования средств механизации, а также применения местных дорожно-строительных материалов..
Выполнение больших объемов работ в сжатые сроки возможно только при высокой
степени механизации трудоемких работ па ба зе применения современных дорожно-строи тельных машин и механизмов, которое невоз можно осуществить без квалифицированного обслуживания их, т. е. детального изучения конструкций и правил эксплуатации этих ма шин и механизмов. Повышение технического уровня дорожно-строительных работ требует высокой квалификации рабочих, обслужи вающих машины и механизмы, овладевших техникой управления машинами и научивших ся производительно использовать их. Для создания квалифицированных кадров профес сионально-технические училища готовят ма шинистов для работы на бетоноукладочных и бетоноотделочных машинах.
В комплект механизмов для сооружения цементнобетонных покрытий входят сложные машины, управление которыми поручается ма шинистам высокой квалификации. Квалифи кационная характеристика машиниста пре дусматривает кроме производственных навы ков работы на машинах и правил ухода за ними знания устройства и работы двигателей
внутреннего сгорания, а также |
знакомство с |
основными типами современных |
дорог и спо |
собами их сооружения. |
движения и |
Увеличение интенсивности |
рост нагрузок на дорожные покрытия, особен но на дорогах магистрального значения, вы звали необходимость значительного повыше ния прочности и долговечности покрытий ав томобильных дорог. Наиболее совершенными покрытиями автомобильных дорог являются цементнобетонные покрытия, имеющие значи тельные преимущества по сравнению с други ми типами покрытий. К основным преиму-
4
ществам дорог с цементобетонным покрытием относятся:
высокая прочность и долговечность, обес печивающие надежную эксплуатацию в тече ние длительного времени, что особенно важно в связи с увеличением количества тяжелых автомобилей, тягачей с прицепами и много местных транзитных автобусов;
высокие эксплуатационные качества, обес печивающие безопасное движение автомо бильного транспорта со скоростью выше 100 км/ч, так как дорожные покрытия из це ментобетона имеют необходимую степень ше роховатости и обладают высоким коэффициен том сцепления с пневматическими шинами автомобиля, что обеспечивает безопасное дви жение автомобиля с большой скоростью. Дви жение автомобиля по дороге с цементнобетон ным покрытием во время ненастной погоды более безопасно, чем по дорогам с другими типами покрытий, так как коэффициент сцеп ления шины автомобиля с поверхностью бето на даже при большой скорости движения значительно выше;
необходимая ровность покрытия, которая мало изменяется от движения и температуры;
светлый цвет, благодаря которому бетон ные покрытия обеспечивают большую безо пасность движения в ночное время, чем ас фальтобетонные покрытия; они хорошо очи щаются от пыли и грязи и покрытие не разру шается даже от проезда машин на металличе ских гусеницах.
Небольшая продолжительность строитель ного сезона (в среднем два месяца), так как строительство таких дорог меньше зависит от климатических факторов, чем строительство
5
покрытий с применением битумных вяжущих материалов;
высокие темпы строительства благодаря полной механизации процессов приготовления цементно-бетонной смеси и ее укладки в по крытие дороги. Цементно-бетонную смесь го товят централизованно на заводах и достав ляют к месту укладки автомобильным тран спортом;
экономичность текущего содержания дорог с цементнобетонным покрытием, так как це ментнобетонное покрытие практически не раз рушается и не изнашивается от воздействия временных нагрузок. Ремонтные работы сво дятся к исправлениям отдельных дефектов в конструкции покрытия и самого бетона. Теку щее содержание цементнобетонных покрытий заключается в возобновлении заполнения де формационных швов, очистке покрытия от грязи и содержании обочин.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В дореволюционной России дорожного ма шиностроения не было. Только на одном па ровозоремонтном заводе в Коломне единица ми в год выпускались паровые катки для укатки дорог с щебеночным покрытием. Вели кая Октябрьская социалистическая револю ция открыла новый этап развития дорожного дела и его техники. С момента начала дорож ного строительства на базе накопившегося опыта и зарубежной техники на ряде отечест венных заводов начато изготовление простей ших прицепных дорожных снарядов и меха низмов вначале для конной тяги, а затем для первых серийных советских тракторов «Форд- зон-путиловец». К этим снарядам отно сились конные волокуши, ползунковые скре перы, канавокопатели, утюги, планеры, дере вянные и металлические прицепные катки
идр.
Начало дорожного машиностроения в на шей стране относится к 1930 г., когда была создана собственная база — трест дорожного машиностроения, объединявший четыре заво да: онежский, краснодарский, рыбинский и кременчугский.
Отечественное дорожное машиностроение прошло большой путь от простейших прицеп ных снарядов до сложных самоходных машин с механизированным управлением. В настоя-
7
щее время освоено производство сложных до рожных машин: асфальтобетонных смесите лей, автогудронаторов, грейдеров-элеваторов, многокубовых скреперов, бульдозеров, грей деров с гидравлическим управлением. Осваи ваются еще более сложные машины: самоход ные бетономешалки, цементнобетонные и ас фальтобетонные укладчики и др. Номенклату ра действующих дорожных машин насчиты вает сейчас до 80 различных типов машин и
механизмов.
Применение цементобетона в качестве до рожного покрытия было известно еще в кон це прошлого столетия, когда были поставле ны опыты по строительству этого вида дорог в Соединенных Штатах Америки и в ряде дру гих стран Европы. В нашей стране до 1938 г. бетонные покрытия применялись преимущест венно в опытном порядке, поскольку основные запасы цемента использовались в промышлен ном и гидротехническом строительстве. Широ кое применение бетонных покрытий на авто
дорогах |
СССР началось с |
1951 г. в |
связи с |
|||
быстрым |
развитием |
автоперевозок. |
С |
этого |
||
времени строительство |
.автомобильных дорог |
|||||
с |
цементнобетонными |
покрытиями |
ста |
|||
ло развиваться высокими |
темпами от |
строи |
тельства отдельных участков небольшой про тяженности до строительства больших авто магистралей с большой интенсивностью и вы сокой скоростью движения тяжелых автомо билей.
1.ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
ОСТРОЕНИИ ДОРОЖНОГО ПОЛОТНА
При строительстве автомобильных |
дорог |
для обеспечения нормального проезда |
авто- |
8
мобильного транспорта и сопротивления ат мосферным воздействиям необходимо, чтобы дорожное покрытие имело достаточную плот ность, ровную поверхность и обладало доста точной прочностью. В процессе строительства дорожного покрытия укладываемые дорожно строительные материалы (гравий, щебень, асфальтобетонные и цементно-бетонные сме си) находятся в разрыхленном состоянии и не обеспечивают нормального проезда транспор та ввиду недостаточной плотности. Для дости жения необходимой плотности и прочности укладываемые материалы подвергают искус ственному уплотнению дорожно-строительны ми машинами. Процесс уплотнения заклю чается в том, что под воздействием внешней нагрузки преодолеваются силы трения, воз никающие между неоднородными по объему и форме частицами, происходит их сближение, заклинивание и более компактное и плотное расположение частиц в уплотняемом объеме материала. Уплотнение дорожно-строитель ных материалов современными машинами происходит в результате приложения к по верхности материала циклической нагрузки, которая характеризуется непрерывно сле дующими процессами нагрузки и разгрузки. Уплотнение дорожных покрытий производят укаткой, трамбованием и вибрированием.
Укатка является наиболее старым и широ ко распространенным способом уплотнения дорожных покрытий и производится самоход ными моторными катками различных типов, конструкция которых приспособлена для уп лотнения щебеночных, гравийных и асфальто бетонных покрытий.
По принципу воздействия на уплотняемый
9
материал самоходные катки подразделяются на статические и вибрационные. Катки стати ческого действия уплотняют материал по средством давления вальцов. Вибрационные катки кроме статического давления на уплот няемый материал оказывают еще дополнитель ное динамическое воздействие посредством непрерывных колебательных движений валь ца с малым размахом и большой частотой (вибрацией).
При трамбовании уплотнение производит ся путем динамического воздействия периоди чески поднимаемой на высоту массы, падаю щей на поверхность уплотняемого материала. Для уплотнения вибрацией и трамбованием применяют различные типы бетоноотделочных машин, которые осуществляют оба указанных метода уплотнения в основном цементнобе тонных покрытий.
Основными элементами автомобильной дороги являются: земляное полотно, дорожное покрытие и водоотводящие устройства.
Для надежной, долговечной работы дороги решающее значение имеют устойчивость зем ляного полотна и равномерная плотность грунта по высоте. Земляное полотно возводят из устойчивых грунтов до проектной отметки низа основания.
Материалом для сооружения земляного по лотна служит грунт, состоящий из твердых частиц, воды и воздуха. Грунты образуются вследствие разрушения горных пород под дли тельным влиянием воды, ветра, тепла и холо да. Прочность земляного полотна зависит от правильного использования грунтов, их свойств и состояния. Свойства грунтов зависят от их гранулометрического состава, т. е. от ко-
Ю
лнчеСтвенного соотношения в грунтах частиц различных размеров. Кроме того, к основным свойствам грунтов относятся:
пластичность — способность под воздейст вием внешних условий изменять форму без образования трещин;
разрыхляемость — способность грунта уве
личиваться ,в объеме при разработке; |
|
водопроницаемость — способность |
грунта |
пропускать воду; |
|
водопоглощаемость — способность |
грунта |
впитывать какое-то количество воды. К таким грунтам относятся глина, чернозем и торф.
(При замерзании вода, находящаяся в грун те, превращается в лед, и грунт при этом уве личивается в объеме (вспучивается); при по следующем оттаивании происходит осадка грунта.
Физические и строительные свойства грун тов различают по содержанию в них глини стых, пылеватых и песчаных частиц. Грунт со держит в своем составе песчаных частиц боль ше, чем пылеватых, а глинистых — от 3 до 10%t. Такие грунты называются супесчаными. По своим свойствам они являются лучшими для устройства земляного полотна: не набу хают, быстро просыхают и достаточно устой чивы во влажном и сухом состоянии. Земля ное полотно (рис. 1 ) — это полоса земли, имеющая определенную заданную ширину; посередине ее располагается проезжая часть для движения транспорта. Укрепленная проез жая часть дороги называется дорожной одеж дой и состоит из подстилающего слоя, основа ния и верхнего слоя дорожной одежды (до рожного покрытия). В зависимости от назна чения дороги и интенсивности движения опре-
11