Файл: Данилов, П. П. Машинист дорожных бетоноукладочных и бетоноотделочных машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НА ЛИ ВО

Д. с

с

МОЯ ПРОФЕССИЯ

МАШИНИСТ

ДОРОЖНЫХ

БЕТОНОУКЛАДОЧНЫХ И БЕТОНООТДЕЛОЧНЫХ МАШИН

И З Д А Т Е Л Ь С Т В О Л И Т Е Р А Т У Р Ы ПО С Т Р О И Т Е Л Ь С Т В У

М о с к в а — 1970

6С6.08

Д 18 УДК 625.84.002.51

ч з н

Данилов П. П.

Д18 Машинист дорожных бетоноотделочных

ибетоноукладочных машин. М., Строй-

издат,

1970.

 

. . . .

с. с. илл.

(Моя профессия).

На обл. авт. не

указан.

В брошюре в сжатой и популярной форме рас­ сказы вается о работе на бетоноотделочных и бетоно укладочных маш инах. Приведены сведения об органи­ зации и оплате труда, основные правила техники

безопасности на дорожных маш инах.

Брош ю ра предназначена для рабочих, избравш их специальность маш иниста дорожных бетоноотделочных

и бетоноукладочных машин.

3_2_7

6С6.08

18919/0

 

ВВЕДЕНИЕ

Программа Коммунистической партии Со­ ветского Союза предусматривает создание в нашей стране разветвленной сети усовершен­ ствованных автомобильных дорог. Темпы раз­ вития автомобильного транспорта требуют создания таких дорог в кратчайшие сроки. Важнейшими условиями успешного выполне­ ния задач по строительству усовершенствован­ ных и долговечных автомобильных дорог яв­ ляется: дальнейшая и комплексная механиза­ ция дорожно-строительных работ; повышение их технического уровня, предусматривающего внедрение новых эффективных машин и меха­ низмов; улучшение их эксплуатационного ка­ чества; внедрение широкой унификации уз­ лов и деталей машин, а также автоматизация управления технологическими процессами, в частности автоматизация процессов приготов­ ления цементно-бетонной смеси и ее укладки в покрытия автомобильных дорог. Одной из важнейших задач при строительстве автомо­ бильных дорог является максимальное сниже­ ние себестоимости работ за счет повышения производительности труда, использования средств механизации, а также применения местных дорожно-строительных материалов..

Выполнение больших объемов работ в сжатые сроки возможно только при высокой


степени механизации трудоемких работ па ба­ зе применения современных дорожно-строи­ тельных машин и механизмов, которое невоз­ можно осуществить без квалифицированного обслуживания их, т. е. детального изучения конструкций и правил эксплуатации этих ма­ шин и механизмов. Повышение технического уровня дорожно-строительных работ требует высокой квалификации рабочих, обслужи­ вающих машины и механизмы, овладевших техникой управления машинами и научивших­ ся производительно использовать их. Для создания квалифицированных кадров профес­ сионально-технические училища готовят ма­ шинистов для работы на бетоноукладочных и бетоноотделочных машинах.

В комплект механизмов для сооружения цементнобетонных покрытий входят сложные машины, управление которыми поручается ма­ шинистам высокой квалификации. Квалифи­ кационная характеристика машиниста пре­ дусматривает кроме производственных навы­ ков работы на машинах и правил ухода за ними знания устройства и работы двигателей

внутреннего сгорания, а также

знакомство с

основными типами современных

дорог и спо­

собами их сооружения.

движения и

Увеличение интенсивности

рост нагрузок на дорожные покрытия, особен­ но на дорогах магистрального значения, вы­ звали необходимость значительного повыше­ ния прочности и долговечности покрытий ав­ томобильных дорог. Наиболее совершенными покрытиями автомобильных дорог являются цементнобетонные покрытия, имеющие значи­ тельные преимущества по сравнению с други­ ми типами покрытий. К основным преиму-

4

ществам дорог с цементобетонным покрытием относятся:

высокая прочность и долговечность, обес­ печивающие надежную эксплуатацию в тече­ ние длительного времени, что особенно важно в связи с увеличением количества тяжелых автомобилей, тягачей с прицепами и много­ местных транзитных автобусов;

высокие эксплуатационные качества, обес­ печивающие безопасное движение автомо­ бильного транспорта со скоростью выше 100 км/ч, так как дорожные покрытия из це­ ментобетона имеют необходимую степень ше­ роховатости и обладают высоким коэффициен­ том сцепления с пневматическими шинами автомобиля, что обеспечивает безопасное дви­ жение автомобиля с большой скоростью. Дви­ жение автомобиля по дороге с цементнобетон­ ным покрытием во время ненастной погоды более безопасно, чем по дорогам с другими типами покрытий, так как коэффициент сцеп­ ления шины автомобиля с поверхностью бето­ на даже при большой скорости движения значительно выше;

необходимая ровность покрытия, которая мало изменяется от движения и температуры;

светлый цвет, благодаря которому бетон­ ные покрытия обеспечивают большую безо­ пасность движения в ночное время, чем ас­ фальтобетонные покрытия; они хорошо очи­ щаются от пыли и грязи и покрытие не разру­ шается даже от проезда машин на металличе­ ских гусеницах.

Небольшая продолжительность строитель­ ного сезона (в среднем два месяца), так как строительство таких дорог меньше зависит от климатических факторов, чем строительство

5


покрытий с применением битумных вяжущих материалов;

высокие темпы строительства благодаря полной механизации процессов приготовления цементно-бетонной смеси и ее укладки в по­ крытие дороги. Цементно-бетонную смесь го­ товят централизованно на заводах и достав­ ляют к месту укладки автомобильным тран­ спортом;

экономичность текущего содержания дорог с цементнобетонным покрытием, так как це­ ментнобетонное покрытие практически не раз­ рушается и не изнашивается от воздействия временных нагрузок. Ремонтные работы сво­ дятся к исправлениям отдельных дефектов в конструкции покрытия и самого бетона. Теку­ щее содержание цементнобетонных покрытий заключается в возобновлении заполнения де­ формационных швов, очистке покрытия от грязи и содержании обочин.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В дореволюционной России дорожного ма­ шиностроения не было. Только на одном па­ ровозоремонтном заводе в Коломне единица­ ми в год выпускались паровые катки для укатки дорог с щебеночным покрытием. Вели­ кая Октябрьская социалистическая револю­ ция открыла новый этап развития дорожного дела и его техники. С момента начала дорож­ ного строительства на базе накопившегося опыта и зарубежной техники на ряде отечест­ венных заводов начато изготовление простей­ ших прицепных дорожных снарядов и меха­ низмов вначале для конной тяги, а затем для первых серийных советских тракторов «Форд- зон-путиловец». К этим снарядам отно­ сились конные волокуши, ползунковые скре­ перы, канавокопатели, утюги, планеры, дере­ вянные и металлические прицепные катки

идр.

Начало дорожного машиностроения в на­ шей стране относится к 1930 г., когда была создана собственная база — трест дорожного машиностроения, объединявший четыре заво­ да: онежский, краснодарский, рыбинский и кременчугский.

Отечественное дорожное машиностроение прошло большой путь от простейших прицеп­ ных снарядов до сложных самоходных машин с механизированным управлением. В настоя-

7

щее время освоено производство сложных до­ рожных машин: асфальтобетонных смесите­ лей, автогудронаторов, грейдеров-элеваторов, многокубовых скреперов, бульдозеров, грей­ деров с гидравлическим управлением. Осваи­ ваются еще более сложные машины: самоход­ ные бетономешалки, цементнобетонные и ас­ фальтобетонные укладчики и др. Номенклату­ ра действующих дорожных машин насчиты­ вает сейчас до 80 различных типов машин и

механизмов.

Применение цементобетона в качестве до­ рожного покрытия было известно еще в кон­ це прошлого столетия, когда были поставле­ ны опыты по строительству этого вида дорог в Соединенных Штатах Америки и в ряде дру­ гих стран Европы. В нашей стране до 1938 г. бетонные покрытия применялись преимущест­ венно в опытном порядке, поскольку основные запасы цемента использовались в промышлен­ ном и гидротехническом строительстве. Широ­ кое применение бетонных покрытий на авто­

дорогах

СССР началось с

1951 г. в

связи с

быстрым

развитием

автоперевозок.

С

этого

времени строительство

.автомобильных дорог

с

цементнобетонными

покрытиями

ста­

ло развиваться высокими

темпами от

строи­

тельства отдельных участков небольшой про­ тяженности до строительства больших авто­ магистралей с большой интенсивностью и вы­ сокой скоростью движения тяжелых автомо­ билей.

1.ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

ОСТРОЕНИИ ДОРОЖНОГО ПОЛОТНА

При строительстве автомобильных

дорог

для обеспечения нормального проезда

авто-

8


мобильного транспорта и сопротивления ат­ мосферным воздействиям необходимо, чтобы дорожное покрытие имело достаточную плот­ ность, ровную поверхность и обладало доста­ точной прочностью. В процессе строительства дорожного покрытия укладываемые дорожно­ строительные материалы (гравий, щебень, асфальтобетонные и цементно-бетонные сме­ си) находятся в разрыхленном состоянии и не обеспечивают нормального проезда транспор­ та ввиду недостаточной плотности. Для дости­ жения необходимой плотности и прочности укладываемые материалы подвергают искус­ ственному уплотнению дорожно-строительны­ ми машинами. Процесс уплотнения заклю­ чается в том, что под воздействием внешней нагрузки преодолеваются силы трения, воз­ никающие между неоднородными по объему и форме частицами, происходит их сближение, заклинивание и более компактное и плотное расположение частиц в уплотняемом объеме материала. Уплотнение дорожно-строитель­ ных материалов современными машинами происходит в результате приложения к по­ верхности материала циклической нагрузки, которая характеризуется непрерывно сле­ дующими процессами нагрузки и разгрузки. Уплотнение дорожных покрытий производят укаткой, трамбованием и вибрированием.

Укатка является наиболее старым и широ­ ко распространенным способом уплотнения дорожных покрытий и производится самоход­ ными моторными катками различных типов, конструкция которых приспособлена для уп­ лотнения щебеночных, гравийных и асфальто­ бетонных покрытий.

По принципу воздействия на уплотняемый

9


материал самоходные катки подразделяются на статические и вибрационные. Катки стати­ ческого действия уплотняют материал по­ средством давления вальцов. Вибрационные катки кроме статического давления на уплот­ няемый материал оказывают еще дополнитель­ ное динамическое воздействие посредством непрерывных колебательных движений валь­ ца с малым размахом и большой частотой (вибрацией).

При трамбовании уплотнение производит­ ся путем динамического воздействия периоди­ чески поднимаемой на высоту массы, падаю­ щей на поверхность уплотняемого материала. Для уплотнения вибрацией и трамбованием применяют различные типы бетоноотделочных машин, которые осуществляют оба указанных метода уплотнения в основном цементнобе­ тонных покрытий.

Основными элементами автомобильной дороги являются: земляное полотно, дорожное покрытие и водоотводящие устройства.

Для надежной, долговечной работы дороги решающее значение имеют устойчивость зем­ ляного полотна и равномерная плотность грунта по высоте. Земляное полотно возводят из устойчивых грунтов до проектной отметки низа основания.

Материалом для сооружения земляного по­ лотна служит грунт, состоящий из твердых частиц, воды и воздуха. Грунты образуются вследствие разрушения горных пород под дли­ тельным влиянием воды, ветра, тепла и холо­ да. Прочность земляного полотна зависит от правильного использования грунтов, их свойств и состояния. Свойства грунтов зависят от их гранулометрического состава, т. е. от ко-

Ю

лнчеСтвенного соотношения в грунтах частиц различных размеров. Кроме того, к основным свойствам грунтов относятся:

пластичность — способность под воздейст­ вием внешних условий изменять форму без образования трещин;

разрыхляемость — способность грунта уве­

личиваться ,в объеме при разработке;

 

водопроницаемость — способность

грунта

пропускать воду;

 

водопоглощаемость — способность

грунта

впитывать какое-то количество воды. К таким грунтам относятся глина, чернозем и торф.

(При замерзании вода, находящаяся в грун­ те, превращается в лед, и грунт при этом уве­ личивается в объеме (вспучивается); при по­ следующем оттаивании происходит осадка грунта.

Физические и строительные свойства грун­ тов различают по содержанию в них глини­ стых, пылеватых и песчаных частиц. Грунт со­ держит в своем составе песчаных частиц боль­ ше, чем пылеватых, а глинистых — от 3 до 10%t. Такие грунты называются супесчаными. По своим свойствам они являются лучшими для устройства земляного полотна: не набу­ хают, быстро просыхают и достаточно устой­ чивы во влажном и сухом состоянии. Земля­ ное полотно (рис. 1 ) — это полоса земли, имеющая определенную заданную ширину; посередине ее располагается проезжая часть для движения транспорта. Укрепленная проез­ жая часть дороги называется дорожной одеж­ дой и состоит из подстилающего слоя, основа­ ния и верхнего слоя дорожной одежды (до­ рожного покрытия). В зависимости от назна­ чения дороги и интенсивности движения опре-

11