Файл: Данилов, П. П. Машинист дорожных бетоноукладочных и бетоноотделочных машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
машин из строя. Система планово-прёдупре* дительного ремонта и обслуживания машин предусматривает замену износившихся дета лей машины, устранение неисправностей и проведение профилактических мероприятий. Предупредительный ремонт проводят перио дически после определенного количества ча сов работы машины, так как износ ее зави сит от продолжительности часов эксплуата ции. Периодичность выполнения ремонта и технического обслуживания, т. е. время рабо ты машины между двумя ремонтами или обслуживаниями, различна для разных типов машин. Целью технического обслуживания яв ляется поддержание постоянной работоспособ ности машин бетоноукладочного комплекта.
«Инструкцией по проведению планово предупредительного ремонта (СН 207—62) Госстроя СССР предусматривается проведе ние следующих видов технического обслужи вания и ремонта: ежесменное обслуживание; техническое обслуживание ТО-1; техническое обслуживание ТО-2; текущий ремонт; сред ний ремонт; капитальный ремонт.
Для машин бетоноукладочного комплекта периодичность проведения технического об служивания и всех видов ремонтов, а также межремонтное время работы машин устанав ливается инструкцией завода-изготовителя «Дормашина».
Ежесменное обслуживание производит машинист регулярно: до работы, во время перерывов и после окончания работы маши ны. Машинист производит общий осмотр и смазку машины, проверяет затяжку болтов рабочих органов, а также надежность сто порных устройств крепежа. Пришедшие в не
п
годность крепежные детали следует заменить. Машинист проверяет уровень масла в короб ке передач, редукторах и картере двигателя; сцепления всех фрикционных муфт и регули ровку их; состояние сварных соединений, осо бенно уплотняющего вибробруса; плотности уплотнений вибраторов и подшипников транс-" миссий вибраторов; подъем и опускание ра бочих органов машины.
Техническое обслуживание бетоноукла дочных машин выполняют машинисты с бригадой слесарей. В техническое обслужи вание входят: очистка, мойка и смазка ма шины; осмотр и контроль технического со стояния узлов, агрегатов, механизмов, прибо ров, сменного рабочего оборудования и ма шины в целом; крепления деталей и частей; регулирование и заправка машины, опробова ние действия ее рабочих органов.
При первом техническом обслуживании (ТО-1) производят помимо операции еже сменного обслуживания очистку мест смазки и ее замену, проверку уплотнений, натяжения приводных цепей и ремней, проверку состоя ния и замену негодных накладок фрикцион ных муфт и тормозных лент.
В качестве смазочных материалов приме няют минеральные жидкие масла: дизельное, индустриальное и автол (АК), а также rvcтые смазки: солидолы (УС), консталин, гра фитную и канатную мази. Жидкие масла за ливают в картеры двигателя и коробки пере дач, а также в зазоры между деталями; их используют кроме смазки двигателя для смазки закрытых зубчатых и червячных пере-, дач и некоторых других деталей. Густыми смазками пользуются для смазки подшипни
76
ков, открытых зубчатых передач и цепей, а также -стальных канатов. Эти смазки нагне таются шприцем через пресс-масленки, пока смазка не начнет выступать через зазоры между деталями. Смазку канатов производят щетками или лопатками.
При втором техническом обслуживании (ТО-2) выполняют все операции ежесменного и первого технического обслуживания, а так же проверяют состояние шарнирных соедине ний пальцев, штырей, втулок и других дета лей с заменой изношенных или поврежден ных. Заменяют изношенные или недостаточ но надежные приводные цепи и звездочки, ремни, подшипники и шестерни коробки пере дач. Производят полную смену масла в ко робке передач и редукторах.
При текущем ремонте устраняют отдель ные неисправности в узлах и агрегатах маши ны без разборки их; производят замену или ремонт отдельных деталей, а также замену изношенных агрегатов или узлов новыми или заранее отремонтированными. Средний ре монт предусматривает частичную разборку машины для устранения неисправностей и за мены нескольких агрегатов или узлов, тре бующих капитального ремонта, новыми или заранее отремонтированными.
При капитальном ремонте производят пол ную разборку, сборку и испытания всех уз лов и агрегатов машины и их ремонт, заме ну всех изношенных или требующих ремонта деталей новыми или отремонтированными. Объем работ при среднем и капитальном ре монтах определяется по дефектной ведомости, составляемой на каждую машину. Эти - виды ремонтов выполняют в ремонтных мастерскихили на ремонтных заводах.
77
Приемку машины из ремонта производят только после ее опробования в течение не скольких часов и оформляют приемо-сдаточ ным актом.
В техническом паспорте машины ведется учет выполненных ремонтов; заносятся сведе ния о дате начала и окончания ремонта, наи меновании завода, выполнявшего ремонт, ко личество отработанных машиной часов до на чала ремонта, о виде ремонта и номерах де талей и узлов, замененных или исправленных при ремонте.
3. Транспортирование машин
Машины бетоноукладочного комплекта часто перемещаются на большие расстояния в связи с необходимостью перемещения на - другой участок работ или доставкой на пункт ремонта. Машины транспортируются на плат форме-прицепе (трайлере) или на железно дорожных платформах. На прицепах-трайле рах машины перевозят на небольшие расстоя ния без снятия каких:либо комплектующих узлов и деталей; они погружаются и разгру жаются на прицепы собственным ходом, для чего на платформе прицепа закреплены два прямоугольных бруса. Машины погружаются после установки прицепа в створ рельсового пути и на расстояние от конца рельс-форм, позволяющем точно установить звенья соеди нительных рельсов. Рабочие органы машины До ее погрузки должны быть подняты в край нее верхнее положение, а после погрузки опу щены на пол платформы или на подкладки. На платформе машина закрепляется клинья-*
П
МИ И Цепями и транспортируется со скоростью до 10 км/ч. Погрузка машины на железнодо рожную платформу осуществляется с по мощью крана, при этом машины частично де монтируют. У бетонораспределителя демонти руют левую секцию рамы, снимают переднюю и заднюю рельс-балки, левый трансмиссион ный поперечный вал,, участки тяг механизма управления бункером, сиденье, штурвал, ак кумуляторы, фары и брезент тента.
С бетоноотделочной машины снимают выглаживающий брус, каретки, лопасти-отра жатели лопастного вала, электродвигатель выглаживающего бруса, аккумуляторы, ско бы-ограждения катков, фары с лампами, бре зент тента. Профилировщик транспортируется в собранном виде, за исключением аккумуля торов, светильников с лампами, скоб, прут ков и кронштейнов ограждения катков. На платформе машину устанавливают так, что бы подшипники и ступицы ходовых катков опирались на деревянные подкладки. Рабочие органы машины также опираются на деревян ные подкладки на полу платформы. Закреп ляется машина 6-мм проволокой, для на дежности каждая оттяжка должна состоять не менее чем из четырех проволок. При пере возке машины на большие расстояния все неокрашенные наружные поверхности долж ны быть густо покрыты техническим вазели ном (солидолом). Топливо из бака и бачка пускового подогревателя должно быть слито, а двигатель, коробка передач и расположен ные вблизи их механизмы должны быть пок рыты деревянной обшивкой с облицовкой крыши кровельным пергамином или рубе роидом.
79
IV. т е х н и к а б е зо п а с н о с т и
ПРИ РАБОТАХ НА МАШИНАХ БЕТОНОУКЛАДОЧНОГО КОМПЛЕКТА
Непременными условиями безопасной ра боты на машинах комплекта являются пра вильная их эксплуатация, регулярный уход, своевременный ремонт и безусловное выпол нение правил техники безопасности. К уп равлению машинами комплекта допускаются лица, хорошо знакомые с их устройством и правилами эксплуатации, получившие соот ветствующую подготовку и имеющие удосто верение на право управления машиной. До начала работ машинист должен тщательно осмотреть все узлы и крепления машины и убедиться в полной ее исправности. Пусковые устройства и механизмы включения должны надежно и быстро закреплять рабочий орган машины в требуемом положении, не вклю чаться при случайном прикосновении, а так же обеспечивать быструю остановку машины или отдельного рабочего органа в случае не обходимости. Осмотр узлов и рабочих орга нов машины, смазку и регулировку их можно производить только при выключенном двига теле.
Перед запуском двигателя следует прове рить наличие всех ограждений и щитков, а также надежность их крепления. Запрещает ся пуск в работу неисправной машины. Ма
шинист должен проверить правильность |
уста |
новки рельс-форм и расстояние между |
ними |
с помощью специального шаблона, так |
как |
при движении машины по неправильно уста новленным рельсам машина может сойти с рельсов и выйти из строя.
8 0
Во время работы машинист должен сле дить за исправностью механизмов машины. В случае появления посторонних шумов, ненор мальностей в работе двигателя, рывков необ ходимо машину остановить и устранить заме ченные неисправности.
Все операции по обслуживанию и очистку рельс-форм можно выполнять только после остановки машины. Находиться под машиной и становиться на ее рабочие органы во время работы двигателя, а также входить на маши ну или сходить с нее во время ее движения запрещается. Нельзя включать б работу ма шину со снятыми с нее ограждениями и нас тилами. Во время работы машины машинист обязан находиться на своем рабочем месте и внимательно следить за нормальной ее рабо той, а также за тем, чтобы подсобные рабо чие находились только на рабочей площадке машины в установленном для них месте. Если машинисту необходимо отлучиться, он дол жен оставить вместо себя лицо равной ква лификации, имеющее разрешение на работу на таких же машинах. Оставлять машину с работающим двигателем без надзора даже на короткое время запрещается. Необходимо си стематически проверять состояние электро проводки, изоляции проводов и исправность контактов, нельзя применять временную про водку, выполнять электромонтажные и дру гие работы при включенном генераторе. Вся электропроводка должна быть уложена в тру бах, пусковая электроаппаратура — защище на кожухом, а генератор и вибраторы дол жны быть надежно заземлены. Неисправно сти проводки, электродвигателей и электро оборудования может устранять только элект
81
ромонтер, имеющий право |
на выполнение |
этих работ. Использование |
открытого огня |
как -источника света при выявлении и устра нении неисправностей в двигателе и других агрегатах, при проверке качества смазки и наличия топлива в баках, а также при зап равке двигателя не допускается. Наличие топлива в баках следует проверять только мерной линейкой, а заправку топливом произ водить только при неработающем двигателе. Необходимо следить за чистотой двигателя и его картера и не допускать скопления грязи, смешанной с бензином и маслом. После зап равки топливом бак необходимо насухо обте реть.
Для безопасной работы при устройстве бетонного покрытия необходимо соблюдать интервал между машинами комплекта не ме нее 7—10 м. Лицам, не имеющим отношения к производству работ, находиться вблизи ма шины запрещается. При работе на профи лировщике основания машинист должен сле дить, чтобы рельс-формы не увело в сторону; отклонение рельс-форм в горизонтальной плоскости не должно превышать 5 мм.
Не допускается включение вибраторов, если вибробрус не лежит на песчаном осно вании. Осмотр рабочих органов снизу можно производить при условии, если они опущены на специальные подкладки. Регулировку ра бочих органов машины следует производить при выключенном сцеплении во избежание поломки деталей. При работе на бетонорас пределительной машине необходимо обра щать особое внимание на состояние канатов и правильность их запасовки, надежность их за крепления на барабанах и бункере.
82