Файл: Данилов, П. П. Машинист дорожных бетоноукладочных и бетоноотделочных машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

машин из строя. Система планово-прёдупре* дительного ремонта и обслуживания машин предусматривает замену износившихся дета­ лей машины, устранение неисправностей и проведение профилактических мероприятий. Предупредительный ремонт проводят перио­ дически после определенного количества ча­ сов работы машины, так как износ ее зави­ сит от продолжительности часов эксплуата­ ции. Периодичность выполнения ремонта и технического обслуживания, т. е. время рабо­ ты машины между двумя ремонтами или обслуживаниями, различна для разных типов машин. Целью технического обслуживания яв­ ляется поддержание постоянной работоспособ­ ности машин бетоноукладочного комплекта.

«Инструкцией по проведению планово­ предупредительного ремонта (СН 207—62) Госстроя СССР предусматривается проведе­ ние следующих видов технического обслужи­ вания и ремонта: ежесменное обслуживание; техническое обслуживание ТО-1; техническое обслуживание ТО-2; текущий ремонт; сред­ ний ремонт; капитальный ремонт.

Для машин бетоноукладочного комплекта периодичность проведения технического об­ служивания и всех видов ремонтов, а также межремонтное время работы машин устанав­ ливается инструкцией завода-изготовителя «Дормашина».

Ежесменное обслуживание производит машинист регулярно: до работы, во время перерывов и после окончания работы маши­ ны. Машинист производит общий осмотр и смазку машины, проверяет затяжку болтов рабочих органов, а также надежность сто­ порных устройств крепежа. Пришедшие в не­

п

годность крепежные детали следует заменить. Машинист проверяет уровень масла в короб­ ке передач, редукторах и картере двигателя; сцепления всех фрикционных муфт и регули­ ровку их; состояние сварных соединений, осо­ бенно уплотняющего вибробруса; плотности уплотнений вибраторов и подшипников транс-" миссий вибраторов; подъем и опускание ра­ бочих органов машины.

Техническое обслуживание бетоноукла­ дочных машин выполняют машинисты с бригадой слесарей. В техническое обслужи­ вание входят: очистка, мойка и смазка ма­ шины; осмотр и контроль технического со­ стояния узлов, агрегатов, механизмов, прибо­ ров, сменного рабочего оборудования и ма­ шины в целом; крепления деталей и частей; регулирование и заправка машины, опробова­ ние действия ее рабочих органов.

При первом техническом обслуживании (ТО-1) производят помимо операции еже­ сменного обслуживания очистку мест смазки и ее замену, проверку уплотнений, натяжения приводных цепей и ремней, проверку состоя­ ния и замену негодных накладок фрикцион­ ных муфт и тормозных лент.

В качестве смазочных материалов приме­ няют минеральные жидкие масла: дизельное, индустриальное и автол (АК), а также rvcтые смазки: солидолы (УС), консталин, гра­ фитную и канатную мази. Жидкие масла за­ ливают в картеры двигателя и коробки пере­ дач, а также в зазоры между деталями; их используют кроме смазки двигателя для смазки закрытых зубчатых и червячных пере-, дач и некоторых других деталей. Густыми смазками пользуются для смазки подшипни­

76


ков, открытых зубчатых передач и цепей, а также -стальных канатов. Эти смазки нагне­ таются шприцем через пресс-масленки, пока смазка не начнет выступать через зазоры между деталями. Смазку канатов производят щетками или лопатками.

При втором техническом обслуживании (ТО-2) выполняют все операции ежесменного и первого технического обслуживания, а так­ же проверяют состояние шарнирных соедине­ ний пальцев, штырей, втулок и других дета­ лей с заменой изношенных или поврежден­ ных. Заменяют изношенные или недостаточ­ но надежные приводные цепи и звездочки, ремни, подшипники и шестерни коробки пере­ дач. Производят полную смену масла в ко­ робке передач и редукторах.

При текущем ремонте устраняют отдель­ ные неисправности в узлах и агрегатах маши­ ны без разборки их; производят замену или ремонт отдельных деталей, а также замену изношенных агрегатов или узлов новыми или заранее отремонтированными. Средний ре­ монт предусматривает частичную разборку машины для устранения неисправностей и за­ мены нескольких агрегатов или узлов, тре­ бующих капитального ремонта, новыми или заранее отремонтированными.

При капитальном ремонте производят пол­ ную разборку, сборку и испытания всех уз­ лов и агрегатов машины и их ремонт, заме­ ну всех изношенных или требующих ремонта деталей новыми или отремонтированными. Объем работ при среднем и капитальном ре­ монтах определяется по дефектной ведомости, составляемой на каждую машину. Эти - виды ремонтов выполняют в ремонтных мастерскихили на ремонтных заводах.

77

Приемку машины из ремонта производят только после ее опробования в течение не­ скольких часов и оформляют приемо-сдаточ­ ным актом.

В техническом паспорте машины ведется учет выполненных ремонтов; заносятся сведе­ ния о дате начала и окончания ремонта, наи­ меновании завода, выполнявшего ремонт, ко­ личество отработанных машиной часов до на­ чала ремонта, о виде ремонта и номерах де­ талей и узлов, замененных или исправленных при ремонте.

3. Транспортирование машин

Машины бетоноукладочного комплекта часто перемещаются на большие расстояния в связи с необходимостью перемещения на - другой участок работ или доставкой на пункт ремонта. Машины транспортируются на плат­ форме-прицепе (трайлере) или на железно­ дорожных платформах. На прицепах-трайле­ рах машины перевозят на небольшие расстоя­ ния без снятия каких:либо комплектующих узлов и деталей; они погружаются и разгру­ жаются на прицепы собственным ходом, для чего на платформе прицепа закреплены два прямоугольных бруса. Машины погружаются после установки прицепа в створ рельсового пути и на расстояние от конца рельс-форм, позволяющем точно установить звенья соеди­ нительных рельсов. Рабочие органы машины До ее погрузки должны быть подняты в край­ нее верхнее положение, а после погрузки опу­ щены на пол платформы или на подкладки. На платформе машина закрепляется клинья-*

П


МИ И Цепями и транспортируется со скоростью до 10 км/ч. Погрузка машины на железнодо­ рожную платформу осуществляется с по­ мощью крана, при этом машины частично де­ монтируют. У бетонораспределителя демонти­ руют левую секцию рамы, снимают переднюю и заднюю рельс-балки, левый трансмиссион­ ный поперечный вал,, участки тяг механизма управления бункером, сиденье, штурвал, ак­ кумуляторы, фары и брезент тента.

С бетоноотделочной машины снимают выглаживающий брус, каретки, лопасти-отра­ жатели лопастного вала, электродвигатель выглаживающего бруса, аккумуляторы, ско­ бы-ограждения катков, фары с лампами, бре­ зент тента. Профилировщик транспортируется в собранном виде, за исключением аккумуля­ торов, светильников с лампами, скоб, прут­ ков и кронштейнов ограждения катков. На платформе машину устанавливают так, что­ бы подшипники и ступицы ходовых катков опирались на деревянные подкладки. Рабочие органы машины также опираются на деревян­ ные подкладки на полу платформы. Закреп­ ляется машина 6-мм проволокой, для на­ дежности каждая оттяжка должна состоять не менее чем из четырех проволок. При пере­ возке машины на большие расстояния все неокрашенные наружные поверхности долж­ ны быть густо покрыты техническим вазели­ ном (солидолом). Топливо из бака и бачка пускового подогревателя должно быть слито, а двигатель, коробка передач и расположен­ ные вблизи их механизмы должны быть пок­ рыты деревянной обшивкой с облицовкой крыши кровельным пергамином или рубе­ роидом.

79

IV. т е х н и к а б е зо п а с н о с т и

ПРИ РАБОТАХ НА МАШИНАХ БЕТОНОУКЛАДОЧНОГО КОМПЛЕКТА

Непременными условиями безопасной ра­ боты на машинах комплекта являются пра­ вильная их эксплуатация, регулярный уход, своевременный ремонт и безусловное выпол­ нение правил техники безопасности. К уп­ равлению машинами комплекта допускаются лица, хорошо знакомые с их устройством и правилами эксплуатации, получившие соот­ ветствующую подготовку и имеющие удосто­ верение на право управления машиной. До начала работ машинист должен тщательно осмотреть все узлы и крепления машины и убедиться в полной ее исправности. Пусковые устройства и механизмы включения должны надежно и быстро закреплять рабочий орган машины в требуемом положении, не вклю­ чаться при случайном прикосновении, а так­ же обеспечивать быструю остановку машины или отдельного рабочего органа в случае не­ обходимости. Осмотр узлов и рабочих орга­ нов машины, смазку и регулировку их можно производить только при выключенном двига­ теле.

Перед запуском двигателя следует прове­ рить наличие всех ограждений и щитков, а также надежность их крепления. Запрещает­ ся пуск в работу неисправной машины. Ма­

шинист должен проверить правильность

уста­

новки рельс-форм и расстояние между

ними

с помощью специального шаблона, так

как

при движении машины по неправильно уста­ новленным рельсам машина может сойти с рельсов и выйти из строя.

8 0



Во время работы машинист должен сле­ дить за исправностью механизмов машины. В случае появления посторонних шумов, ненор­ мальностей в работе двигателя, рывков необ­ ходимо машину остановить и устранить заме­ ченные неисправности.

Все операции по обслуживанию и очистку рельс-форм можно выполнять только после остановки машины. Находиться под машиной и становиться на ее рабочие органы во время работы двигателя, а также входить на маши­ ну или сходить с нее во время ее движения запрещается. Нельзя включать б работу ма­ шину со снятыми с нее ограждениями и нас­ тилами. Во время работы машины машинист обязан находиться на своем рабочем месте и внимательно следить за нормальной ее рабо­ той, а также за тем, чтобы подсобные рабо­ чие находились только на рабочей площадке машины в установленном для них месте. Если машинисту необходимо отлучиться, он дол­ жен оставить вместо себя лицо равной ква­ лификации, имеющее разрешение на работу на таких же машинах. Оставлять машину с работающим двигателем без надзора даже на короткое время запрещается. Необходимо си­ стематически проверять состояние электро­ проводки, изоляции проводов и исправность контактов, нельзя применять временную про­ водку, выполнять электромонтажные и дру­ гие работы при включенном генераторе. Вся электропроводка должна быть уложена в тру­ бах, пусковая электроаппаратура — защище­ на кожухом, а генератор и вибраторы дол­ жны быть надежно заземлены. Неисправно­ сти проводки, электродвигателей и электро­ оборудования может устранять только элект­

81

ромонтер, имеющий право

на выполнение

этих работ. Использование

открытого огня

как -источника света при выявлении и устра­ нении неисправностей в двигателе и других агрегатах, при проверке качества смазки и наличия топлива в баках, а также при зап­ равке двигателя не допускается. Наличие топлива в баках следует проверять только мерной линейкой, а заправку топливом произ­ водить только при неработающем двигателе. Необходимо следить за чистотой двигателя и его картера и не допускать скопления грязи, смешанной с бензином и маслом. После зап­ равки топливом бак необходимо насухо обте­ реть.

Для безопасной работы при устройстве бетонного покрытия необходимо соблюдать интервал между машинами комплекта не ме­ нее 7—10 м. Лицам, не имеющим отношения к производству работ, находиться вблизи ма­ шины запрещается. При работе на профи­ лировщике основания машинист должен сле­ дить, чтобы рельс-формы не увело в сторону; отклонение рельс-форм в горизонтальной плоскости не должно превышать 5 мм.

Не допускается включение вибраторов, если вибробрус не лежит на песчаном осно­ вании. Осмотр рабочих органов снизу можно производить при условии, если они опущены на специальные подкладки. Регулировку ра­ бочих органов машины следует производить при выключенном сцеплении во избежание поломки деталей. При работе на бетонорас­ пределительной машине необходимо обра­ щать особое внимание на состояние канатов и правильность их запасовки, надежность их за­ крепления на барабанах и бункере.

82