Файл: Глотов, Н. М. Строительство фундаментов транспортных зданий и сооружений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
н.м. глотов
Е.А. ТЮЛЕНЕВ
СТРОИТЕЛЬСТВО
ФУНДАМЕНТОВ
ТРАНСПОРТНЫХ
ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
БАМ
В ПОМОЩЬ СТРОИТЕЛЯМ
Н. М. ГЛОТОВ, Е. А. ТЮЛЕНЕВ
СТРОИТЕЛЬСТВО
ФУНДАМЕНТОВ
ТРАНСПОРТНЫХ
ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1977
6С4.013 Г54
УДК 624.15:624.139:725.3
t |
|
5»уѵЯИЧК&Я |
» |
•-j |
’чі:- ¿ОСПЛЯ |
|
:;,:.-.-,ккассср |
ОИ0ЕЫПЛЯР
¡читального зала
'“э^-40550
Г54 |
Глотов Н. М. и Тюленев Е. А. |
здании |
||
Строительство фундаментов транспортных |
||||
|
и сооружений. A4., «Транспорт», 1977. |
|
||
|
ПО с. с ил. |
и табл. |
(БАМ — В помощь строителям). |
вечно |
|
В брошюре |
приведены |
основные сведения об особенностях |
|
|
мерзлых грунтов |
h факторах, влияющих на строительные свойства грун |
тов и конструкцию возводимых на них фундаментов. Освещены методы строительства в условиях БАМа фундаментов мелкого заложения, со оружаемых в котлованах, фундаментов из свай н свай-столбов. Изложе ны’ рекомендации по выполнению отдельных видов работ. Значительное внимание уделено вопросам контроля качества строительства фундамен
тов.
Брошюра рассчитана на рабочих, прорабов и мастеров, занимающих ся строительством фундаментов зданий и сооружений на Байкало-Амур ской магистрали.
р3180М54 |
6С4.013 |
1 049(01)-77 154-77 |
© Издательство «Транспорт», 1977
ВВЕДЕНИЕ
В районах строительства Байкало-Амурской магистра ли климат резко континентальный с суровой продолжи тельной зимой и коротким, умеренно теплым, часто Дожд ливым летом, в течение которого выпадает до 70% годовой нормы осадков. Для этих районов характерны низкие тем пературы. Продолжительность периода с отрицательными среднесуточными температурами около 200 суток в тече
ние года. Снежный покров удерживается с |
сентября-ок |
||
тября по апрель. |
|
|
|
Вечная мерзлота, глубокое сезонное промерзание грун |
|||
тов, а также сейсмические воздействия характерны |
для |
||
многих районов Байкало-Амурской магистрали. |
|
||
В местах проектируемого строительства малых и сред |
|||
них мостов большинство ручьев |
и рек зимой |
промерзает |
|
до дна. На отдельных переходах |
имеются |
наледи |
или |
возможно их появление после постройки сооружений. |
|
||
Суровые природные условия, |
отсутствие |
населенных |
пунктов и хороших подъездных дорог существенно ослож няют работы по строительству зданий и сооружений раз ного назначения, особенно мостов и водопропускных труб.
Анализ опыта строительства в северных районах стра ны фундаментов разных типов показывает, что примене ние бетонируемых на месте конструкций оправдано только при строительстве единичных сооружений. Для массового строительства зданий и сооружений значительно более экономичными являются сборные конструкции. Примене ние фундаментов разных типов из сборного железобетона
3
обеспечит существенное повышение производительности труда и будет способствовать улучшению их качества. Строительные площадки станут монтажными, а производ ство работ по возведению зданий и сооружений — кругло годичным.
Широко применявшиеся и нередко применяемые в на стоящее время бетонируемые в котлованах монолитные ленточные, столбчатые и массивные фундаменты мелкого заложения требуют больших затрат времени и труда на устройство ограждений, разработку грунтов, укладку бе тонной смеси и уход за ней. Замена бетонируемых в кот ловане фундаментов сборными конструкциями не может устранить их общего недостатка — сохранения наиболее трудоемких работ по устройству котлованов в вечномерз лых грунтах. Однако фундаменты мелкого заложения про должают пока применять для зданий и сооружений раз ного назначения. Объясняется это, главным образом, отсутствием высокопроизводительного бурового оборудова ния, необходимого для сооружения на вечномерзлых грун тах более экономичных свайных фундаментов.
Рис. 1. Фундаменты зданий, сооружаемые в котлованах:
а — ленточный; 6 — столбчатый; в — плитный; 1 — стена; 2 — фундамент; 3 — балка (ростверк); 4 — столб; 5 — стойка; 6 — ребро; 7 — плиті
4
В настоящее время фундаменты, возводимые в котло ванах, применяют на прочных немерзлых и вечномерзлых грунтах для жилых, промышленных и другого назначения зданий, мостов и водопропускных труб. Такие фундаменты
зданий устраивают в виде лент, |
расположенных |
под сте |
нами (ленточные, рис. 1, |
а), отдельных |
столбов |
(столбчатые, рис. 1, б), а также в виде сплошной по
душки или плиты (плитные, |
рис. 1,б). |
Плитные фун |
|
даменты применяют редко. |
фундаментах |
в котлованах |
|
Опоры мостов возводят на |
|||
в виде железобетонной плиты |
(рис. 2, а) или бетонного |
||
массива (рис. 2, б). |
Под водопропускными трубами устра |
||
ивают фундаменты |
массивной |
конструкции, |
состоящие из |
отдельных секций по длине трубы (рис. 2, в).
По способу изготовления различают фундаменты: сборные — монтируемые из отдельных железобетонных (см. рис. 2, а) или бетонных блоков (см. рис. 2, б), изго товленных на заводах и полигонах и укладываемых в про
ектное положение с |
помощью кранов; монолитные — |
||
бетонируемые в опалубке, собранной на месте в |
проект |
||
ном положении (см. |
рис. 1, |
в); с б о р н о-м о н о л и т- |
|
II ы е — бетонируемые в контурных блоках, устанавливае |
|||
мых вместо опалубки (см. рис. |
2, в). |
|
|
Подошву фундаментов закладывают ниже слоя сезон |
|||
ного промерзания-оттаивания |
(деятельного слоя) |
для то |
го, чтобы исключить влияние пучения, проявляющегося в период промерзания в глинистых грунтах, а также в мел ких и пылеватых песках.
В зависимости от расчетной глубины промерзания дея тельного слоя грунта фундаменты закладывают на глуби ну до 3—4 м. Если на этой глубине находится слабый не мерзлый грунт или льдонасыщенный вечномерзлый грунт, в случае оттаивания которого могут появиться большие неравномерные осадки фундаментов, их закладывают бо лее глубоко — на грунтах, обладающих достаточной проч ностью и малой просадочностью.
5
al |
я я |
r S) |
|
,1 |
|
Рис. 2. Фундаменты моста (а и б) н водопропускной |
трубы (в), со |
оружаемые в котлованах: |
3 ~ массивная |
Í — надфундаментная часть опор; 2 — плитная конструкция; |
конструкция; 4 — секции трубы; 5 — бетонное заполнение; 6 — железобетонные элементы
6
По мере увеличения объемов строительства зданий и сооружении появилась тенденция взамен фундаментов мел кого заложения применять свайные фундаменты, которые можно в ряде случаев сооружать без котлованных работ. В настоящее время в разных климатических зонах широко распространены железобетонные сваи. Благодаря исполь зованию свай стало возможным создать конструкции фун даментов, пригодные для любых грунтовых условий; осу ществить комплексную механизацию работ; резко умень шить объемы разработки грунтов, в том числе и мерзлых.
Свайные фундаменты обладают более высокой надеж ностью, поскольку сваи можно погрузить без больших до полнительных затрат так, чтобы нижняя их часть опира лась на прочные или на непросадочные при оттаивании грунты, или же заглубить в толщу не оттаивающих в пе риод эксплуатации сооружения вечномерзлых грунтов.
Достоинства свайных фундаментов, а также положи тельный опыт массового их применения в северных райо нах страны позволяют рекомендовать такие конструкции для широкого использования при строительстве зданий и сооружений на Байкало-Амурской магистрали.
В зависимости от конструктивных особенностей соору жения, характера действия и величины расчетных нагру зок сооружают свайные фундаменты с плитой, возвышаю
щейся над грунтом |
(высокие ростверки) (рис. |
3, а, в), или с плитой, |
заглубленной в грунт (низкие |
ростверки) (рис. 3, |
б, г). |
Фундаменты с плитой над грунтом являются более эко номичными, при их сооружении не нужно устраивать кот лованы. Еще более экономичными являются конструкции свайных опор, состоящих из куста свай (рис. 4), нижняя часть которых заглублена в грунт на глубину, определяе мую расчетом, а верхние концы объединены подферменной плитой, на которую опираются пролетные строения.
В отличие от фундаментов с плитой, возвышающейся над грунтом (см. рис. 3, в), в свайных опорах только ниж-
7
S)
Рис. 3. Свайные фундаменты:
о н б — зданий; виг — мостов; 1 — стена; 2 — плита (балка). располо женная над грунтом; 3 — сван; 4 — плита, заглубленная в грунт; 5 — надфун даментная часть опор
няя часть свай (в пределах заглубления в грунт) служит фундаментом, а выше расположенная часть свай с подфер менной плитой является надфундаментной частью опоры.
Для сооружений, передающих на грунт преимущест венно вертикальные нагрузки, фундаменты с плитой, рас положенной над грунтом и вертикально погруженными сваями, считаются оптимальной конструкцией. Для опор мостов, воспринимающих, кроме вертикальных, значитель ные горизонтальные нагрузки (от торможения и силы тя ги проходящих поездов), в ряде случаев требуется в кон
струкции фундаментов применять, |
кроме вертикальных, |
и наклонно расположенные сваи. |
Особенно необходимы |
такие сваи в высоких свайных опорах (см. рис. 4, б).
Для фундаментов промышленных и гражданских зда ний применяют сплошные железобетонные призматиче-
8
ские сваи преимущественно сечениями 30X30 и 35x35 см, для фундаментов мостов — сваи сечениями 35X35 и 40X40 см.
Из комплекса работ по строительству свайных фунда ментов наиболее дорогостоящими и продолжительными яв ляются работы по заглублению свай в вечномерзлые грун ты. Самым эффективным и универсальным способом
заглубления свай является опускание их в |
скважины, |
||||
предварительно |
пробуренные в |
любых мерзлых грунтах,, |
|||
в |
том |
числе |
в грунтах |
с включением |
валунов |
и |
гальки. |
|
|
|
|
|
Широко используемыми станками ударно-канатного |
||||
действия |
можно бурить в любых мерзлых и |
немерзлых’ |
грунтах только вертикальные скважины. Поэтому в фун даментах мостов взамен наклонных приходится пока при менять вертикальные сваи, увеличивая их число пли же увеличивая размер их поперечного сечения. Второе реше-
Q _ из вертикальных свай; б — нз вертикальных н наклонных свай; I |
под- |
ферменная плита; 2 — сван |
|
9