Файл: Грекало, Н. Е. Ремонт высоковольтных линий электропередачи.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
Н. Ё. ГРЕКАЛО, Б. А. ДЯДИЩЕВ, 'С. Н. ИГНАТЕНКО
РЕМОНТ
ВЫСОКОВОЛЬТНЫХ
линий
ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
Под редакцией канд. техн. наук Г. П. Езовита
КИЕВ «ТЕХН1КА»
1977
Ремонт высоковольтных |
линий |
электропередачи. |
Г р е к а - |
|
л о Н. Е., |
Д я д и щ е в |
Б. А., |
И г н а т е н к о С. |
Н. Киев, |
«Техшка», |
1977. 120 с. |
|
|
|
Обобщен опыт эксплуатации и ремонта воздушных линий элект ропередачи 35 кВ и выше. Описаны современные методы ор ганизации и производства профилактических и ремонтных работ. Разработаны номограммы для определения рациональ ных схем производства работ, выбора машин, механизмов, монтажных приспособлений и такелажных средств. Приве дены производственные нормы времени на ремонт и эксплуа тационное обслуживание линий электропередачи, а также ос новные справочные материалы по элементам линий электро передачи. Рассчитана на электромонтеров, занимающихся эксплуатацией и ремонтом линий электропередачи 35 кВ и выше. Также полезна специалистам, занимающимся строи тельством и монтажом линий электропередачи.
Табл. 10, ил. 29, список лит. 28.
Рецензент инж. \Л. В. Кукла\
Редакция литературы по энергетике, электронике, кибернетике и связи Зав. редакцией инж. 3. В. Божко
ГЗО ЗП -089
М202(04)-77
(q ) Издательство «Техшка», 1977 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 гг.» значительное вни мание уделяется дальнейшему подъему советской энергетики. В десятой пятилетке будет продолжено последовательное осуществление электрификации всей страны. Продолжится формирование Единой энергетической системы СССР, позволяющей ма неврировать энергомощностями на огромных про
странствах |
по линиям электропередачи (ЛЭП). |
В частности, |
намечено построить около 170 тыс. км |
линий электропередачи напряжением 35 кВ и вы ше. Строятся и введены в эксплуатацию ЛЭП напряжением 750 кВ
От уровня эксплуатации ЛЭП зависит надеж ность электроснабжения потребителей. Производ ство ремонтных работ на них с применением разнообразных машин, механизмов, монтажных приспособлений и такелажных средств требует вы полнения ряда громоздких расчетов, что затрудни тельно даже для высококвалифицированного спе циалиста (особенно в условиях производства аварийно-восстановительных работ). Повышение качества ремонтных работ может быть достигнуто на основе глубокого изучения передового опыта эксплуатации и тщательной разработки технически обоснованных методов производства работ.
В различных разработках Всесоюзного госу дарственного треста ОРГРЭС, Всесоюзного инсти тута по проектированию энергетического строи тельства ОРГЭНЕРГОСТРОЙ и ряда энергоси стем — Киевэнерго, Донбассэнерго, Пермьэнерго,
3
Челябэнерго и других — приведены методы про изводства некоторых работ, получившие наиболь шее распространение и проверенные на практике.
Однако эти материалы помещены в различных источниках (инструкции, технологические карты, брошюры по отдельным узким вопросам) и в на стоящее время труднодоступны широкому кругу специалистов, занимающихся эксплуатацией и ре монтом линий электропередачи.
В связи с этим в настоящей книге сделана по пытка обобщить опыт организации и производства ряда ремонтных работ на линиях электропередачи
35—330 кВ.
Выбор схем производства работ, монтажных приспособлений и такелажных средств произво дится с помощью разработанных авторами номо грамм. Методика организации ремонтных работ на линиях электропередачи, рассматриваемая в книге, позволяет производить работы по единому проекту организации работ (ПОР).
В книге принята система единиц СИ. При этом для удобства сравнения единиц с применяемыми до последнего времени единицами системы МКС, кото рые сохранены в действующих ГОСТах, строительных нормах и правилах (СНиП) и других нормативных документах, приведены следующие соотношения:
1 |
кгс = |
10 Н, 1 тс = |
10 кН, 1 кгс/мм2 |
= 10 МПа, |
1 |
т/м3 = 1 0 кН/м3, 1 |
кгс/м • мм2= 10 |
Н/(м-мм2). |
|
Отзывы |
и пожелания |
по книге просим направлять |
по адресу: 252601, Киев, 1, ГСП, Пушкинская, 28, издательство «Техшка».
1. ЗАМЕНА СТОЕК П-ОБРАЗНЫХ ДЕРЕВЯННЫХ ОПОР
Замена стоек, промежуточных П-образных деревянных опор линий электропередачи (ЛЭП) 35—ПО кВ производится несколькими методами. Эти методы основаны на трех прин ципах разгрузки дефектных стоек от действующих на них на грузок (веса половины траверсы, полупролета провода, изоля торов и др.). В первом из них нагрузка переводится с дефект
ной стойки на новую, снабженную верхним |
кронштейном |
|
для поддерживания траверсы (при этом новая |
стойка опи |
|
рается на закрепленный на пасынке специальный |
кронштейн), |
|
во втором — на |
вспомогательную стойку, в |
третьем — на |
телескопическую |
часть вышки, оборудованную |
специальной |
вильчатой надставкой.
При замене стойки с помощью к р о н ш т е й н о в на ней укрепляют заряженный канатом однороликовый блок (пред варительно канат заводят в закрепленный на пасынке направ ляющий блок). На пасынке заменяемой стойки, несколько ни же ее комля, устанавливают нижний опорный кронштейн. На новой стойке, ниже отверстия для болта, крепящего к ней траверсу, на расстоянии от болта, равном половине диаметра траверсы, устанавливают верхний опорный кронштейн. Ходовой
конец |
тягового |
каната крепят к |
новой стойке на расстоя |
нии 1 |
м выше |
ее центра тяжести. |
К комлю стойки крепят от |
тяжку.
Новую стойку поднимают на опору с помощью тягового ме ханизма, регулируя ее положение оттяжкой. После установки
б
и закрепления новой стойки на опорной площадке нижнего кронштейна при помощи домкрата верхнего кронштейна пе реводят нагрузку от траверсы и проводов на эту стойку. После этого соединяют новую стойку с траверсой цепной стяжкой и удаляют болт, крепящий траверсу с заменяемой стой кой. Верхний однороликовый блок переносят с заменяемой стойки на новую и закрепляют на первой конец тягового кана та. На эту же стойку переносят оттяжки.
Натянув тяговый канат, удаляют бандажи, скрепляющие заменяемую стойку с пасынком, после чего ее опускают на землю. Вращением горизонтального винта нижнего крон штейна придвигают комель новой стойки вплотную к пасынку и устанавливают цепной бандаж. Ослабляют цепную стяж ку (скрепляющую стойку с траверсой), смещая тем самым
стойку, после |
чего |
устанавливают болт и проволочные бан |
дажи. |
стоек П-образных опор с помощью в с п о |
|
При замене |
||
м о г а т е л ь н о й |
с т о й к и на стойке, подлежащей за |
мене, закрепляют однороликовый блок, заряженный тяговым канатом (канат предварительно заводят в направляющий блок, закрепленный на пасынке). К вспомогательной стойке на расстоянии 1 м выше ее центра тяжести крепят ходовой ко нец тягового каната, а к комлю стойки — оттяжку.
С помощью тягового механизма вспомогательную стойку поднимают и устанавливают с внешней стороны пасынка, по сле чего их временно скрепляют двумя цепными бандажами. На вершине вспомогательной стойки устанавливают стяжной болт (или полиспаст), с помощью которого переводят нагрузку от траверсы и проводов с дефектной стойки на вспомогатель
ную. |
цепных |
стяжек временно крепят траверсу |
При помощи |
||
к вспомогательной |
стойке |
и вынимают болт, скрепляющий |
траверсу со стойкой; переносят однороликовый блок с заменя емой стойки на вспомогательную, а ходовой конец тягового каната — с вспомогательной стойки на заменяемую; к комлю последней привязывают оттяжку. Натягивают канат, удаля
6
ют бандажи, скрепляющие сменяемую стойку с пасынком, и опускают ее на землю.
Прикрепив к новой стойке ходовой конец тягового каната и оттяжку, поднимают стойку на опору и скрепляют ее с па сынком двумя цепными бандажами. Ослабляют цепную стяж ку, скрепляющую траверсу с вспомогательной стойкой, и, регулируя положение траверсы стяжным болтом, скрепляют ее с новой стойкой. После этого переносят однороликовый блок с вспомогательной стойки на новую, а ходовой конец тя гового каната — с новой на вспомогательную. Снимают цепные бандажи, соединяющие вспомогательную стойку с пасынком, и опускают ее на землю.
При замене стоек П-образных опор с помощью т е л е с к о - п и ч е с к о й в ы ш к и нагрузку от траверсы с проводами переводят с дефектной стойки на телескопическую часть вышки, оборудованную специальной вильчатой надставкой [27]. В ка честве тягового механизма используется грузовая лебедка, ус тановленная в кузове телевышки. Телескопическая часть вышки используется также для опускания дефектной и подъема новой стоек. Shw метод разработан Всесоюзным трестом ОРГРЭС и применяется при замене стоек П-образных дере вянных опор ЛЭП 35—НО кВ, находящихся под напряжением [6]. Однако наметившаяся в последнее время тенденция к коль
цеванию электрических |
сетей 35 кВ и выше позволяет выпол |
|
нять такие работы на |
отключенных и заземленных |
линиях |
с большей степенью безопасности при ведении работ. |
Поэтому |
здесь этот метод рассмотрен в применении к работам, выпол няемым на отключенных линиях вдали и вблизи от других действующих линий.
|
|
|
|
|
|
|
|
ТРУДОЗАТРАТЫ И |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ |
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РЕСУРСЫ |
|
|
|
||
|
П ри |
вы полнении работ по за м ен е стоек |
р еком ен дуется |
сл е |
||||||||||||
дую щ и й |
с о с т а в |
б р и г а д ы : |
электром онтеры |
IV р а зр я |
||||||||||||
д а |
— 1 |
ч ел ., |
III р а зр я д а |
— 2 |
ч ел ., |
II |
р а зр я д а |
— |
1 |
чел. |
||||||
|
Н о р м ы |
в р е м е н и |
на |
зам ен у одной стойки |
П -обр аз- |
|||||||||||
ной д ер ев я н н ой опоры |
[13]: дл я |
оп ор |
б ез свя зей |
и раск осов — |
||||||||||||
7 ,5 |
чел .-ч , дл я |
о п о р |
со |
связям и |
раскосам и |
— 9, 0 |
чел .-ч . |
|||||||||
|
|
И нструм енты , |
приспособления |
и |
материалы |
|
|
|
||||||||
Вильчатая н а д ст а в к а ........................................................................ |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
шт. |
|
|||||
Блок отводной однороликовый .................................................. |
|
|
|
|
|
|
2 |
шт. |
|
|||||||
Цепной бандаж |
................................................................................ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
шт. |
|
|||
Бесконечный |
к а н а т .............................................................................. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
шт. |
|
|||
|
Канат стальной типа ТК (6 X 37 = |
222 пр.) |
|
|
|
1 |
шт. |
|
||||||||
длиной 60 м |
......................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Канат хлопчатобумажный 0 1 0 мм, |
длиной 20 |
м. . . . |
1 |
|
шт. |
|
||||||||||
Стойка деревянная (по проектнымрасчетнымданным) |
|
1 шт. |
м |
|||||||||||||
Проволока бандажная |
0 6 —8 м м |
............................................ |
|
|
|
|
26—20 |
|||||||||
Сумка с монтерским инструм ентом |
|
|
|
1 |
шт. |
|
||||||||||
Молоток специальный (масса до 0,4 |
к ..............................г ) |
|
|
|
1 |
шт. |
|
|||||||||
Молоток слесарный |
...................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
шт. |
|
|||||
Ключ гаечный 32—36 |
|
............................................................... |
|
|
|
|
|
|
2 шт. |
|
||||||
Бурав 0 1 8 мм |
................................................................................. |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
шт. |
|
||||
Метр складной |
................................................................................. |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
шт. |
|
||||
Пассатижи 200 мм ........................................................................ |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
шт. |
|
|||||
Плоскогубцы 200 |
мм |
|
.................................................................. |
|
|
|
|
|
|
1 |
шт. |
|
||||
О т в е р т к а .............................................................................................. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 шт. |
|
||||
Ш и л о |
....................................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
шт. |
|
||
Болт М-18 длиной 400 м м .......................................................... |
|
|
|
|
|
|
3 |
Шт. |
|
|||||||
Напильник драчевый |
плоский ................................................... |
|
|
|
|
|
1 |
шт. |
|
|||||||
Штырь металлический0 |
16 мм, длиной 450 |
мм . . . . |
1 |
шт. |
|
|||||||||||
Гвоздодер .......................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
шт. |
|
|||
Ножовка по металлу с полотнами |
|
....................................... |
|
|
|
1 |
шт. |
|
||||||||
Топор |
плотничий |
............................................................................. |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
шт. |
|
|||
Кувалда (масса 5 кг) |
.................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Шт. |
|
|||||
Пила поперечная |
............................................................................. |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
шт. |
|
||||
Ножницы для |
резкиб а н д а ж е й ..................................................... |
|
|
|
|
|
1 |
шт. |
|
|||||||
Лом стальной ..................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
шт. |
|
||||
Лопата ш ты к овая ............................................................................. |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
шт. |
|
8
Когти монтерские ....................... |
3 |
пары |
Пояс монтерский................................................................................ |
3 |
шт. |
Рукавицы бр езен тов ы е................................................................... |
4 |
пары |
Флажок сигнальн ы й ........................................................................ |
3 |
шт. |
Термос с кружкой для воды .................................................... |
1 |
шт. |
Аптечка полевая ............................................................................ |
1 |
компл. |
При выполнении работ применяется телескопическая |
выш |
|||||||
ка типа ТВ-26 с грузовой лебедкой, |
смонтированной в |
кузове |
||||||
телевышки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РАСЧЕТНЫЕ УСИЛИЯ |
|
|
|
||||
Усилия, действующие на отдельные узлы такелажной схемы, |
||||||||
а также тяжения, возникающие в |
тяговом канате, |
зависят |
||||||
от веса стойки и траверсы опоры, марки |
и сечения |
провода, |
||||||
величины весового пролета (или |
эквивалентного |
весового |
||||||
пролета при разных уровнях подвески провода) |
и др. |
Приме |
||||||
нение такелажной схемы ограничивается |
допустимыми на |
|||||||
грузками, прикладываемыми к корзине и звеньям |
телескопа |
|||||||
(табл. 1). Нагрузка, приложенная |
к вильчатой |
надставке, |
||||||
не должна превышать допустимой величины, |
т. е. |
N H< |
Л^Ндоп, |
|||||
где |
N B — вертикальная нагрузка, |
действующая |
на |
вильча |
||||
тую |
надставку; УНдоп — допустимая |
нагрузка, |
приложенная |
|||||
к вильчатой надставке, при сочетании |
одновременно |
прило |
||||||
женных нагрузок. |
|
|
|
|
|
Таблица 1 |
||
|
|
|
|
|
|
|
Вид нагрузок, Н, на телескоп телескопических вышек типа ТВ-26, ТВ-26Д и ТВ-26Е[27]
|
|
|
Допустимая |
Сочетание одновременно |
|
Место |
приложения вертикальной |
приложенных |
|||
(единичная) |
нагрузок |
||||
нагрузки к узлам |
телескопа |
|
Вариант I |
Вариант 2 |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
i |
Корзина телескопа, |
оборудован |
|
|
|
|
ного вильчатой надставкой |
7500 |
5000 |
7500 |
||
Второе |
(считая снизу) звено |
10 000 |
10 000 |
|
|
Первое |
(неподвижное) звено |
20 000 |
|
20 000 |
9