Файл: Глотов, Н. М. Строительство фундаментов транспортных зданий и сооружений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

воморозной добавкой летом тоже ускоряется и марочная прочность будет набрана раньше истечения '90 суток.

Втабл. 5 приведены данные, позволяющие оценить прочность цементно-песчаного раствора в зависимости от его состава, срока твердения и температуры раствора в пределах заделки.

Вслучае использования мерзлых грунтов основания по принципу I и заполнения зазора грунтовым раствором продолжительность полного вмерзания элементов, уста­ навливаемых в скважины, зависит от тех же факторов, что

 

 

 

 

 

Таблица 6

 

Тип фунда­

Средняя тем­

Сроки вмерзания (сутки)

Время года

пература

в

в

грунт

ментного

заделке

 

 

 

 

элемента

°С

 

 

 

элемента,

песчаный

ГЛИНИСТЫЙ

 

 

 

 

 

 

Январь—март

Свая

1,0

 

13

18

 

 

1,5

 

10

16

 

 

2,5

 

8

11

 

Столб

1,0

 

24

36

 

 

1,5

 

20

32

 

 

2,5

 

14

18

Апрель—июнь

Свая

1,0

 

8

16

 

 

1,5

 

6

12

 

 

2,5

 

4

8

 

Столб

1,0

 

22

32

 

 

1,5

 

18

28

 

 

2,5

 

13

17

Июль—декабрь

Свая

1,0

 

17

26

 

 

1,5

 

13

20

 

 

2,5

 

10

13

 

Столб

1,0

 

32

50

 

 

1,5

 

26

45

 

 

2,5

 

16

28

106


и при погружении сваи в оттаянную зону грунта, но вмер­ зание происходит значительно быстрее. Ориентировочные сроки вмерзания элементов, установленных в скважины, приведены в табл. 6.

При наблюдении за процессом вмерзания сроки воз­ можного загружения элементов фундамента монтажными и эксплуатационными нагрузками определяют расчетом, выполняемым согласно указаниям СНиП ІІ-Б.6-66; вели­ чины нормативных сопротивлений мерзлого грунта прини­ мают по таблицам в зависимости от температуры, изме­ ренной в пределах заделки элемента.

Устройство фундаментных плит или балок

Работы по устройству фундаментных плит (балок) на­ чинают в момент, когда цементно-песчаный раствор в за­ делке столбов (свай) в скважинах наберет достаточную прочность или произойдет вмерзание элементов, опираю­ щихся на используемые по принципу I мерзлые грунты. Этот момент можно определять по результатам измере­ ний температур с помощью термометров, опускаемых в температурные трубки. Например, вмерзание элементов, погруженных в зону оттаянных грунтов или установлен­ ных в скважину с грунтовым раствором, считают доста­ точным для начала работ по устройству фундаментных плит, если измеренная в трубках температура в пределах заделки понизится и будет равна (или ниже) — 0,2°С для песков и льдонасыщенных крупнообломочных грунтов;

—0,5°С для супесей; —0,8°С для суглинков и —1°С для глин.

Прочность цементно-песчаного раствора в заделке, со­ держащего в своем составе противоморозную добавку или без нее, оценивают в зависимости от сроков тверде­ ния при измеренной температуре в пределах заделки. Сваи, заглубленные бурозабивным способом, допускается

107


нагружать монтажными нагрузками от фундаментных плит (балок) непосредственно после забивки.

Последовательность работ по устройству плит (балок) зависит во многом от конструкции фундамента. Если его плита заглублена в грунт, и котлован для нее предусмот­ рено разрабатывать после погружения элементов, то работы начинают с устройства котлована. Разработку грунта и при необходимости установку ограждения выполня­ ют теми же способами, как для котлованов под фунда­ менты мелкого заложения, но с учетом нахождения в грунте погруженных элементов. Дальнейшие работы для всех фундаментов сводятся:

при полносборной конструкции — к монтажу балок или плит и объединению их с погруженными элементами; при сборно-монолитной конструкции — к монтажу, объ­ единению и бетонированию монолитной части фундамента; при монолитной конструкции — к установке опалубки и арматурного каркаса, укладке бетонной смеси и обеспече­

нию ее твердения.

При устройстве фундамента с заглубленной в грунт плитой дополнительно выполняют работы по заполнению пазух между боковой поверхностью котлована и плитой (балкой).

Требования к выполнению всех работ при устройстве фундаментных плит или балок одинаковы с требованиями к выполнению подобных работ при устройстве фундамен­ тов мелкого заложения. Но вместо работ по подготовке основания выполняют работы по подготовке погруженных в скважины элементов к монтажу. Особенностью работ по подготовке к монтажу элементов, погруженных в предва­ рительно пробуренные скважины, является возможность обеспечения более точного их положения в плане и осо­ бенно по высоте по сравнению со сваями, забитыми в не­ мерзлые грунты. Поэтому во многих случаях не приходится обрубать верхнюю часть элементов, только в сборно­ монолитных и монолитных фундаментах при использова-

108

нии стандартных свай оголяют в их верхней части арма­

турные стержни.

Другой важной операцией, от качества выполнения которой зависят эксплуатационные свойства сооружений, особенно мостов, является выдерживание проектного за­ зора между поверхностью грунта и подошвой незаглуб­ ленной в грунт плиты, чтобы оградить последнюю от воз­ действия сил пучения промерзающего грунта.

При устройстве сборных и сборно-монолитных фунда­ ментов следует тщательно устанавливать плиты (балки), чтобы получить плотное прилегание теплоизолирующих конструкций в перекрытиях между холодным подпольем и первым этажом зданий.


НИКОЛАИ МИТРОФАНОВИЧ глотов,

ЕВГЕНИИ АРКАДЬЕВИЧ ТЮЛЕНЕВ

СТРОИТЕЛЬСТВО ФУНДАМЕНТОВ ТРАНСПОРТНЫХ ЗДАНИП И СООРУЖЕНИЙ

Рецензент ннж. В. И. Куценко

Редактор Т. И. Соловьева Тех», редактор Г. И. Головкина

Корректор Г. А. Попова И Б № 759

Сдано в набор 6/1 1977 г. Подписано к печати 23/III 1977 г. Бумага 70Х108’/32, тип. № 1.

Печ. л. 3,5 (усл. 4,9). Уч.-нзд. л. 5,OS. Тираж 6 000. Т-04036.

Изд. № 1-3-3/3 № 8577. Зак. тип. 176 Цена 20 коп.

Изд-во «ТРАНСПОРТ»,

Москва, Басманный туп., 6а

г. Куйбышев, проспект Карла Маркса, 201. Типография изд-ва «Волжская коммуна»,

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение . .....................................................

Особенности строительства фундаментов на вечномерз лых грунтах...........................................................

Основные свойства мерзлых и вечномерзлых грунтов

Факторы, влияющие на строительные свойства веч номерзлых грунтов..........................................

Особенности производства работ Общие положення контроля качества и приемки работ Строительство фундаментов в котлованах

Общие положения производства работ . Разработка неограждаемых котлованов . Разработка ограждаемых котлованов Подготовка и приемка основания Устройство фундаментов.................................

-Строительство фундаментов из свай или свай-столбов Общие положения производства работ Особенности подготовки строительной площадки Погружение свай способом парооттаивания Погружение сван бурозабивным способом Установка свай или свай-столбов в скважины Устройство фундаментных плит или балок

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ТРАНСПОРТ» ВЫПУСКАЕТ СЕРИЮ КНИГ

«БАМ. В ПОМОЩЬ СТРОИТЕЛЯМ»

ВЫШЛИ ИЗ ПЕЧАТИ}

АНИКИН Н. И. Стройка века. Изд. 2-е, перераб. и доп. 1976. 127 с. 24 к.

АЛЕКСЕЕВ В. H.t КУВАИЦЕВ И. Ф. Топлива и смазоч­

ные материалы для автомобилей. 1976.

96

с. 17 к.

*

БАЛАБОЛ КИН P. K-, КУПЦОВ В.

М.

Эксплуатация ав­

томобилей и гусеничных транспортеров. 1975. 96 с. 18 к.

БАРДЫШЕВ О. А. Эксплуатация строительных

машин

зимой. 1976. 93 с. 25 к.

 

 

 

БАСИСТОВ М. А. Взрывные работы

при сооружении

земляного полотна железной дороги. 1975. 97 с. 17 к.

ЖУКОВСКИЙ А. И., РЕДЬКО В. П. Оплата

труда в

транспортном строительстве. 1974. 79

с. 15 к.

 

ИВАНОВ В. А. Машина двухбаровая для резки мерзло­

го грунта. (БМРМГ).

 

 

КУЗНЕЦОВ Ю. М. Техника безопасности при эксплуа­

тации грузовых автомобилей. 1976. 56

с. 10 к.

 

ЛАВРЕНТЬЕВ В. В. Вождение

автомобилей

высокой

проходимости. 1974. 91 с. 18 к.

МАРКОВ Л. А., ПОЛУНОВСКИЙ А. Г. Контроль каче­ ства сооружения земляного полотна автомобильных дорог. 1977. 62 с. 15 к.

ОСМОЛОВСКИЙ А. В., ФЕДОТОВ К. Н. Инвентарные сборно-разборные и контейнерные здания. 1975. 72 с. 12 к.

СОКОЛОВ Ф. Г. Расчистка полосы отвода железной до­ роги. 1974. 63 с. 15 к.

ШУБИН М. А. Подготовительные работы при сооруже­ нии земляного полотна железной дороги. 1974. 79 с. 14 к.