ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
именем жизни
-О
I
X
=3
О
о.
>Х
О
и
I—
ш
со
О
и
X
X
й.
о
1—
и
X
и
X
X
<
а- I—
ВИКТОР БОРУЛЯ
ИМЕНЕМ ЖИЗНИ
ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
и |
М О С К В А • 1972 |
6П2.8 |
1' |
|
Б83 |
|
|
|
I ий |
~; |
22^ |
Нй'ЯОИ |
Боруля В. Л. |
|
|
Б83 |
Именем жизни. |
М., Политиздат, 1972. |
85 |
с. (Страницы истории Советской Родины). |
|
1— |
6—4 |
|
6П2.8
174—71
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Попытайтесь представить бу дущее нашей страны, нарисовать широкую картину взлета науки и культуры, техники и экономики и вы увидите, что способность человека решать задачи ве ликих преобразований во многом зависит от степени развития электроэнергетики.
Научно-техническая революция опирается в ос новном на широкое внедрение в различные сферы человеческой деятельности великой преобразующей силы электричества. Действительно, рисуем ли мы кибернетические системы промышленности будуще го или механизированное сельское хозяйство, гово рим ли об освоении глубин Земли или просторов Вселенной, у нас непременно возникает вопрос, ка кими силами располагает человечество для претво рения в жизнь своих замыслов, хватит ли на Земле запасов топлива для выработки все большего и боль шего количества электроэнергии, будет ли, наконец, найдено какое-то новое «топливо», заменяющее уголь, газ, нефть и горючие сланцы? Ведь рано или поздно все они будут исчерпаны. Что же тогда? Вот почему ученые связывают самые радужные перспек тивы с использованием атомной энергии.
Еще недавно, немногим более 30 лет назад, уран считали практически бесполезным металлом. Урано вую руду добывали только затем, чтобы извлечь со
3
держащийся в ней радий. Ныне уран — один из дра гоценнейших металлов. Его месторождения ищут по всему земному шару с еще большей настойчивостью и страстностью, нежели в недавнем прошлом искали золото, платину, драгоценные камни.
И это неудивительно. Энергетические возможно сти урана по сравнению с обычным минеральным топливом колоссальны. Один килограмм урана дает столько же энергии, сколько дают два с половиной миллиона килограммов угля.
В 1939 году впервые в истории человечества был взят патент на урановую батарею как источник энер гии. Автором изобретения был французский ученый, имя которого стало широко известно в годы борьбы с фашизмом и особенно в послевоенный период бур ного развития всемирного движения сторонников мира,— Фредерик Жолио-Кюри.
Древние греки умели ценить красоту слова и са мое дорогое на земле — жизнь назвали именем, зву чащим как песня,— Зоэ. Прекрасно сознавая всю сте пень важности и все возможные последствия своего открытия, Жолио-Кюри не случайно назвал свои атомные «трут и кресало» именем жизни. Тем самым великий ученый и гуманист утверждал великую мир ную миссию атомной энергии.
Но далее все сложилось, к сожалению, иначе. По иронии судьбы люди узнали об атомной энергии как о величайшей трагедии — атомном взрыве, унесшем с собой десятки тысяч человеческих жизней.
Неизвестно, до какой поры слово «атомный» оста валось бы синонимом слову «смертельный», если бы мир не облетело сообщение: в СССР пущена атомная электростанция. Весьма символично, чтоименно Со ветский Союз, советские ученые открыли новую эру во всемирной истории человечества — эру мирного использования атома.
4
Но как все же произошло, что величайшее откры- - тие — атомная энергия не согрела, а испепелила лю дей?
Год 1939-й. Апрель. В фашистской Германии об разовано так называемое «Урановое объединение» во главе с крупным физиком Гайзенбергом.
Осень 1939 года. В Соединенных Штатах Америки создается широко разветвленный комплекс исследо вательских и проектных, экспериментальных и про мышленных работ, направленных на создание атом ной бомбы. Передовая статья сентябрьского номера журнала «Дисковери» сообщает: «Некоторые веду щие физики думают, что в течение нескольких меся цев может быть изготовлено для военных целей взрывчатое вещество, в миллион раз более мощное, чем динамит. Это не секрет: начиная с весны лабора тории Соединенных Штатов, Германии, Франции и Англии лихорадочно работают. Задуманное может и не удаться: наиболее компетентные люди расходятся в вопросе о том, осуществима ли практически эта идея. Если да, то наука впервые могла бы одним уда ром изменить масштабы военных действий. Мощ ность оружия, создававшегося наукой, обычно пре увеличивалась, но преувеличить мощность ядерного оружия трудно».
Год 1942-й. Все научные силы рейха, занятые раз работкой атомного оружия, объединены под эгидой ближайшего подручного Гитлера — Германа Ге ринга.
Осень 1943 года. Всемирно известный датский фи зик Нильс Бор бежит из оккупированной фашистами Дании в Швецию. А позже в бомбовом люке самолета «Москито» Бора доставляют в Шотландию.
Ученый знает, что Англия сосредоточила усилия физиков, инженеров на разработке атомного оружия, ученый в курсе того, что полным ходом идут иссле-
5
довательские, проектные, экспериментальные рабо ты, связанные с созданием атомной бомбы, в Соеди ненных Штатах Америки. Исполненный сознания ответственности перед человечеством за возможные последствия применения ожидаемого ядерного ору жия, ученый пытается убёдить премьер-министра Великобритании У. Черчилля поделиться секретом разработки атомной бомбы с русскими и достичь со глашения о будущем контроле над этим оружием. Увы, безрезультатно!
Июль 1944 года. Бор пишет Рузвельту, президенту Соединенных Штатов Америки: «В процессе изготов ления находится оружие беспримерной мощности, способное полностью изменить весь характер буду щих войн. Независимо от того, как скоро оружие бу дет готово к употреблению и какую роль оно сыграет в настоящей войне, эта ситуация поднимает много проблем, требующих самого пристального внимания. Можно ли достичь в свое время какого-то соглашения о контроле над использованием новых активных ве ществ? Любое временное преимущество, как бы ве лико оно ни было, не может идти в сравнение с по стоянной угрозой безопасности всего человечества».
Июль 1945 года. Соединенные Штаты Америки проводят опытный взрыв атомной бомбы.
Вот что рассказал об этом взрыве американский генерал Фарелл: «Вся местность была освещена па лящим светом, интенсивность которого во много раз превосходила интенсивность полуденного солнца...
Через тридцать секунд после взрыва по людям и предметам ударил первый сильный порыв ветра. Он сопровождался продолжительным и внушающим трепет ревом, который напоминал о страшном суде. Мы почувствовали себя ничтожными существами, богохульно дерзнувшими затронуть силы, бывшие до сих пор в неприкосновенности. Слова — слишком не
6
совершенное средство, чтобы передать все, что мы тогда пережили».
Может быть, после взрыва, когда очевидной стала устрашающая мощь этого оружия, варварская бесче ловечность его применения, американская военщина задумалась над тем, следует ли его использовать? Нет!
6 августа 1945 года над японским городом Хироси ма показались три американских бомбардировщика. Вот как описывают взрыв атомной бомбы очевидцы события художники Ири и Тосико Маруки: «Ослепи тельная зеленоватая вспышка, взрыв, сознание по давлено, волна горячего ветра, и в следующий мо мент все вокруг загорается. Тишина, наступившая вслед за грохотом ни с чем не сравнимой, дотоле не слыханной силы, нарушается треском разгорающе гося огня. Под обломками рухнувшего дома лежат оглушенные люди, в пламени гибнут женщины, гиб нут в огненном кольце очнувшиеся и пытающиеся спастись...
С поднятыми руками они движутся в беспорядке, оглашая воздух криками боли. На земле грудной ре бенок. Мать мертва. Но ни у кого нет сил прийти на помощь, поднять: люди утратили последние при знаки человеческого разума...
На искалеченных людей хлынули черные потоки дождя. Потом ветер принес удушающий смрад».
9 августа 1945 года атомная бомба, тоже сделанная в Соединенных Штатах Америки, упала на другой японский город — Нагасаки. Кровавый баланс двух атомных взрывов: 78 150 убитых, 13 983 пропавших без вести, 37 425 раненых только в Хиросиме. Во имя чего? Дальнейшие события показали, что акт ванда лизма был совершен с целью военного шантажа, атомного диктата по отношению к своему партнеру по антигитлеровской коалиции — Советскому Союзу.
7
Естественно, Советское правительство, советский народ, советские ученые не могли оставаться равно душными перед лицом этих зловещих фактов. И хотя в 1943 году в нашей стране был принят развернутый план ядерных исследований, конечная цель которого предусматривала создание управляемой ядерной реакции, ядерной реакции для сугубо мирных целей, теперь завершение первого этапа работ должно было лишить Соединенные Штаты Америки монополии на ядерное оружие и тем самым остудить не в меру го рячие головы за океаном, отбить охоту говорить с советским народом языком атомного диктата.
ВЫНУЖДЕННЫЙ ТРИУМФ
Стремительный старт
Вы, наверное, помните немую сцену из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? Нечто по добное в конце сентября 1949 года произошло в Ва шингтоне, в Белом доме президента Соединенных Штатов Америки Гарри Трумэна, когда ему на стол положили секретное донесение: «Советский Союз произвел атомный взрыв».
Замешательство Трумэна и членов его кабинета понять нетрудно. У них в памяти еще было свежо то, что говорилось на совещании американских ученыхатомщиков в 1945 году. На этом авторитетном собра нии, где присутствовали Э. Ферми, Р. Оппенгеймер, Э. Лоуренс, обсуждался вопрос: «Когда Советы смо гут создать атомную бомбу?» Ученые выражали уве ренность, что не ранее чем через десять лет. Генерал Л. Р. Гровс, военный руководитель атомной програм мы, заявил, выступая в конгрессе: «В лучшем случае через 15— 20 лет». И вдруг в пробах воздуха, взятого
8
на большой высоте, специалисты американских ВВС обнаружили осколки ядер плутония...
А теперь перенесемся на несколько десятилетий назад — в далекое тревожное время.
Год 1920-й. Голод. Холод. Болезни. Разруха. Ка залось, вот-вот замрет слабеющее биение пульса хо зяйственной жизни Республики Советов. А между тем именно в эти дни Глеб Максимилианович Кржи жановский по заданию Ленина написал брошюру «Основные задачи электрификации России», бро шюру, которая стала своеобразным предверием пер вого в истории человечества научно обоснованного плана создания экономического фундамента социа лизма, плана ГОЭЛРО, призванного «переродить» Россию. Были в этой брошюре и такие пророческие слова: «Мы подходим к последней грани. За химиче ской молекулой и атомом — первоосновами старой химии — все яснее и яснее обрисовываются ион и электрон — основные субстанции электричества, от крываются ослепительные перспективы в сторону радиоактивных веществ... Электротехника подводит нас к внутреннему запасу энергии в атомах. Занима ется заря совершенно новой цивилизации».
В эти годы, когда у нашей страны не хватало не только приборов и оборудования, но дров для отоп ления замерзающих городов, когда из-за отсутствия сырья и топлива стояли многие фабрики и заводы, советские физики уже ступили на путь овладения внутриатомной энергией. В 1922 году по указанию В. И. Ленина в Петрограде был учрежден Государст венный радиевый институт. И далеко не случайно в том же году один из крупнейших ученых нашего вре мени, Альберт Эйнштейн, писал:
«...Я узнал, что русские товарищи даже при на стоящих условиях заняты усиленной научной ра ботой.
9