Файл: Быков, Г. Е. Техника и технология выгрузки зерна из автомобилей обзорная информация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Автор канд'. техн. наук Г . Е. БЫКОВ

Рецензент Л. А. Теслер

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение ...............

....................................

 

...........................................................

 

автомобиле-

1

Краткий обзор применяемых в системе .заготовок конструкций

2

• разгрузчиков-

. . !,

 

................... * . .

. ..

. Опыт использования,

модернизации и реконструкции действующих автомоби- .

леразгрузчиксю

. ........................ . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . .

16

Перспективы совершенствования техники и. технологии выгрузки зерна из

 

автомобилей на элеваторах, хлебоприемных и' зерноперерабатывающих-

41

предприятиях

., . . . . . . . . .

1

.

. . . .

... . . ...

Питература I . .

: . . . . . .

 

..................

-44

<9. Центральный научНо-нсследовательскиц институт 'информации и технико-экочдмич U-.их исследований Министерства заготовок СССР, 1974. ■

п .

И -a sm

ВВЕДЕНИЕ

В результате значительного увеличения производства и закупок зерна объемы погрузочно-разгрузочных работ на предприятиях си­ стемы заготовок намного возросли и в настоящее время исчисляют­ ся сотнями миллионов тонн.

Сокращение сроков уборки и большие суточные объемы поступ­ ления зерна вызывают необходимость иметь на элеваторах и хлебоприемных предприятиях достаточное количество надежных средств механизации для быстрой разгрузки автомобилей и автопоездов, внедрять различные устройства для автоматизации и программного управления.

Основной объем погрузочно-разгрузочных работ с зерном на эле­ ваторах, хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятиях осуществляется на автомобилеразгрузчиках различных модифика­ ций и грузоподъемности, насчитывающих до 16 типов с разгрузкой через задний борт автомобиля и 14 типов — с разгрузкой через бо­ ковой борт. .

Внастоящее время в системе заготовок эксплуатируется свыше 18 тыс. стационарных и около 6,5 тыс. передвижных автомобилераз­ грузчиков, в том числе 87;% с гидравлическим приводом.

Ежегодно около 5 тыс. автомобилеразгрузчиков изготавливают' Новочеркасский, Кропоткинский, Курский, Курганский, Лубенскнй заводы «Спецэлеватормельмаш». В 1974 г. этими заводами серийно выпускались лишь гидравлические автомобилеразгрузчики грузо­ подъемностью до 30 тчетырех типов: ГУАР-Шн, Г'УАР-15у, ГУАР-30

иНПБ-2с, имеющие ряд .преимуществ перед автомобилеразгрузчи­ ками с механическим приводом платформы, последний из которых— БПФШчЗм снят с производства в 1973 г.

Вближайшие годы намечено внедрение нового стационарного проездного автомобилеразгрузчика грузоподъемностью 20 т

ГУАР-20 и тупикового ГАРТ-20, а

также ВПБ-lc,

НЛБ-2П,

НПБ-Зс, Н]ПБ-4с с длиной платфор!мы соответственно

5, 10, 15,

20 м и грузоподъемностью 12, 25, 35 и

50 г.

 

Следует отметить, что наличие большого количества разновид­ ностей автомобилеразгрузчиков усложняет их эксплуатацию, обес­ печение запасными частями и производство ремонтных работ. По­ этому создание автомобилеразгрузчика, позволяющего выгружать зерно любого качества из автомобилей, независимо от их марки, конструкции кузовов и грузоподъемности — главная задача на пу­

ти совершенствования гг выпуска

новых автомобилеразгрузчиков.

а. 278

I


В настоящем издании дан краткий обзор применяемых в систе­ ме заготовок конструкций автомобилеразгрузчиков, освещен опыт использования, модернизации и реконструкции действующих авто­ мобилеразгрузчиков на элеваторах, хлебоприемных и зерноперера­ батывающих предприятиях, а также техника безопасности при их обслуживании, намечены перспективы совершенствования техники и технологии выгрузки зерна из автомобилей и автопоездов.

КРАТКИЙ ОБЗОР ПРИМЕНЯЕМЫХ В СИСТЕМЕ ЗАГОТОВОК КОНСТРУКЦИЙ АВТОМОБИЛЕРАЗГРУЗЧИКОВ

Первым в системе заготовок освоил выпуск автомобилеразгруз­ чиков Новочеркасский завод, начавший в 1953 г. серийно изготав­ ливать в стационарном и .передвижном исполнении автомобилераз­ грузчики с деревянным настилом платформы грузоподъемностью до 8 т, предназначавшиеся для разгрузки автомобилей типа ЗИС-5. Непрерывное пополнение автомобильного транспорта, используе­ мого на перевозках зерна и семян масличных культур, новыми, бо­ лее мощными по грузоподъемности автомобилями, автопоездами с одним или двумя прицепами, тягачей с полуприцепами вызвало необходимость иметь на хлебоприемных предприятиях автомоби­ леразгрузчики различной грузоподъемности и конструкции. В на­ стоящее время наиболее распространены следующие автомобиле­ разгрузчики: ГУАР-15 (15у; 15н), ГУАР-30, ВПФШ-Зм (2, 2м), ПГА-25 (25м), НПБ-2с и другие.

Стационарные автомобилеразгрузчики устанавливаются на бе­ тонном фундаменте и в большинстве случаев имеют проездную платформу.

Передвижные автомобилеразпрузчики чаще всего непроездные. (тупиковые) используются на площадках или у зерновых складов. Иногда эти автомобилеразгрузчики используют как стационарные. На платформу такого автомобилеразгрузчика автомобиль въезжает задним ходом.

Ниже приводится описание конструкций и техническая характе­ ристика некоторых автомобилеразгрузчиков.

Автомобилеразгрузчик ГУАР-30. Разгрузчик автомобилей гидрав­ лический-универсальный ГУАР-30 разработан КБ Новочеркасского завода в 1967—1968 гг. и серийно выпускается Кропоткинским за­ водом .«Спецэлеватормельмаш» с 1971 г. В настоящее время на хле­ боприемных предприятиях находится в эксплуатации около 1000 ав­ томобилеразгрузчиков ГУАР-30, на которых выгружается зерно и другие сыпучие материалы с углом естественного откоса не менее 36° из одиночных автомобилей и автотягачей с полуприцепами через задний борт, а также автопоездов с одним или. несколькими прице­ пами через боковой борт без предварительной их расцепки.

Практически на этом автомобилеразгрузчике можно производить разгрузку почти всех отечественных автомобилей. Автомобилераз­ грузчик (рис. 1) состоит из большой платформы 1 и малой (боко­ вой) 2. На малой платформе производится разгрузка прицепов мас­ сой до 12 т, а также отдельных автомобилей через, боковой борт.

2


На большой платфорМё разгружаются через задний открытый борт кузова бортовые автомобили и автотягачи с полуприцепами всех марок с общей массой до 30 т. Разгружаемое зерно с большой и ма­ лой платформ поступает в общее приемное устройство.

Основной узел всей установки — большая платформа состоит из двух связанных между собой площадок. По бортам для предот­ вращения просыпи зерна концевая часть платформы ограждается боковыми листами. Передняя часть большой платформы со сторо­ ны въезда автомобиля при помощи шарнирной опоры 3 соединена с фундаментом, а противоположная — свободно опирается на фун­ дамент. Большая платформа снабжена одной парой самоустанавливающихся упоров 5 грузового типа. Перед упорами в проемах платформы на фундаменте установлены опоры-выталкиватели для колес автомобиля.

Большая платформа поднимается двумя гидравлическими дом­ кратами 4, шарнирно соединенными через опору 6 с фундаментом. Малая платформа снабжена постоянным боковым упором для колес автомобиля 7 и механизмом 8, удерживающим и поднимающим борт автомобиля, а также площадкой для обслуживания. Для авто­ мобилей, разгружаемых на большой .платформе, она служит про­ ездной решеткой.

Большая и малая платформы поднимаются и опускаются от од­ ной гидравлической системы.

Гидравлическая система автомобилеразгрузчика включает: мас­ ляный насос с электрическим приводом и кранами управления; один поршневой домкрат 9, предназначенный для поворота боковой плат­ формы; два телескопических гидравлических домкрата плунжерно­ го типа, предназначенных для поворота большой платформы; мас­ ляный бак; обратный клапан; распределительный кран с электро-

2-278 3

Магнитом;, сливной кран с регулировочным винтом й эйектромагМйтом; соединительные трубы.

Диаметр цилиндра первой ступени домкратов составляет 190 мм, второй ступени — 156 мм, общий ход штоков — 3700 мм. Диаметр цилиндра гидравлического домкрата малой платформы составляет 200 мм, ход штока — 880 мм. Давление в системе 50—55 кгс/см2. Для предохранения насоса и системы от возможных перегрузок ус­ тановлен предохранительный клапан, который пропускает масло от насоса в масляный бак при давлении в системе свыше 63 кгс/см2.

Регулирование и ограничение поворота большой платформы осу­ ществляют конечными выключателями. При повороте платформы на угол 38° они отключают электродвигатель привода насоса и пово­ рот платформы прекращается.

Для ограничения угла поворота малой платформы в верхней части цилиндра домкрата сделано перепускное отверстие. Прекра­ щение подъема малой платформы в любом промежуточном поло­ жении при подъеме осуществляется выключением электромагнита крана управления.

 

Техническая характеристика ГУАР-30

 

 

 

 

Грузоподъемность, т:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

большой

платформы .................................................

 

,. . . . ................ . .

. •

 

боковой

платф орм ы ..........................

 

 

'12

Максимальная длина разгружаемого транспорта, мм:

 

.

-11

600

на большой платформе

. . . . . ..•••,; .. .....

 

, ... ...

«а боковой платформе ..

. . . . . . .

.

. , . . .

. . . . . • •

4300

Максимальный угол циклона платформы, град...............................

 

 

 

 

 

 

38

Время поворота в наклонное рабочее положение, сек.:

 

 

 

68—72

большой

платформы

. . . . ...

.i ...

i ...

 

................

 

 

боковой платформы

.......

. . . . . . ... ... . . . . .

 

12—15

Время опускания платформ

в исходное положение, сек. . . . .

 

15—20

Количество гидродомкратов, шт.:

 

 

 

 

 

 

 

'

2

большой

платформы ...................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

боковой платформы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1

Емкость гидросистемы, л

. . . . .. ... . . . .. . . . .

•. •

•.

400 •

Рабочее давление в системе, кгс/см2 .. . . ....

 

..................

 

50—55

Гидропривод:

 

-. . . . . . .....................................

А02-76-6

тип электродвигателя

тип насоса лопастного

. . . . . . . . ... ...

. . . . . .

 

Г12-25

Габаритные размеры, мм:

...................... . . . .

 

-. . . ...

■ .

16 700

длина . . . . . . . .

 

ширина

................

. . . . . . . . . ... . . . . .

 

5400

высота

. . . . . . . . . ... ... . ................. . . . .

. . .

 

4320

Масса, кг

......................................

■. . .........................................

9600

В настоящее время готовится к производству автомобилераз­ грузчик ГУАР-ЗОм, в конструкции которого устранены недостатки, выявленные при эксплуатации ГУАР-30.

Автомобилеразгрузчик ГУАР-15н. Конструкция гидравлического универсального автомобилеразгрузчика ГУАР-15н разработана КБ Новочеркасского завода «Спецэлеватормельмаш» в 1964 г. и се­ рийно выпускается в количестве около 3 тыс. Курским, Курган­ ским, Дубенским и Новочеркасским заводами. На элеваторах, хле­ боприемных и зерноперерабатывающих предприятиях в настоящее


время эксплуатируется свыше 9,5 тыс. таких автомобилеразгрузчи­ ков. Отличительной особенностью ГУАР-15н является широкий диа­ пазон его использования .в передвижном, и стационарном, проезд­ ном и тупиковом вариантах. Предназначен ГУАР-15н для выгрузки зерна и других сыпучих грузов со стороны заднего борта одиночных бортовых автомобилей общей массой до 15 т.

На автомобилеразгрузчике в проездном варианте разгружают автомобили с .прицепами с расцепкой автомобиля, а на тупиковом— только одиночные автомобили.

Рис. 2. Общий вид автомобилеразгрузчика ГУАР-15н

Автомобилеразгрузчик ГУАР-ЬБи состоит из рамы 1 (рис. 2), представляющей собой салазки из швеллеров сварной конструкции. На раме смонтированы опоры для платформы 2 и гидравлических домкратов 6, а также пульт управления 3.

■На платформе, шарнирно связанной с рамой, закреплены основа­ ния под штоки домкратов и упоры 4 для колес автомобиля.

5

К торцу платформы крепится подвижная проездная решетка 7. При повороте платформы она опускается вниз, что исключает со­ прикосновениеоткрытого заднего борта кузова с решеткой.

Гидравлический привод 5 качающегося типа состоит из люльки, на которой смонтированы электродвигатель, .насос, бак, обратный клапан, маслопровод, кран управления с электромагнитным и руч­ ным (местным) управлением. Насосная станция установлена на подвижном основании, благодаря чему отсутствуют гибкие масло­ проводы.

Автомобиль въезжает со стороны проездной .решетки. Как толь­ ко задние колеса автомобиля пройдут упоры, они принимают под действием противовеса рабочее положение. После открытия зад­ него борта включают кнопку «Подъем», а затем «Пуск». В этом случае масло из бака подается .насосом через обратный клапан к гидравлическим домкратам, которые наклоняют платформу. Когда поршни домкратов доходят до крайнего верхнего положения, мас­ ло по перепускным каналам перекачивается обратно в бак и на­ клон платформы прекращается. Для опускания платформы на­ жимают кнопку «Спуск». Электромагнит выключается, плунжер кранапод действием пружины опускается и открывает отверстие для слива масла из гидравлических домкратов в бак. Платформа может быть остановлена в любам промежуточном положении. Для удобства обслуживания предусмотрена площадка 8.

Техническая характеристика ГУАР-15Н

 

Грузоподъемноегь, т . ..........................

 

15

Установочная длина платформы, м м ............................................

 

6253

Максимальный угол наклона платформы, град..............................

■.

37

Время подъема платформы,

сек ....................................................

46

Время опускания платформы, сек..............................

 

20

Количество гидродомкратов,

шт ........................................................

 

2

Внутренний диаметр гидродомкратов, .« .и .....................................

 

200

Рабочий ход гюршия гидродомкрата, м м .........................................

 

880

Емкость бака, л . . . . . . . . . . .

. i . .......................................................... .....

. . .

100

Рабочее давление в системе, 'кгс/см2 ................................................

 

50

Гидропривод:

 

 

А02-6Г6

тип электродвигателя

..................

 

мощность, кет . . . . . . .

...............................................................

 

10

частота вращения, об/мин. ........................................................

1000

тип насоса лопастного . . . . . . . ............................................

 

 

Г12-24

Габаритные размеры, мм:

 

 

8782

длина .................................

 

 

ширина . . ..............................................................................

3453

высота .....................................................................................

 

 

2304

Масса,-кг ............................................................................................

 

 

4183

Автомобилеразгрузчик ГУАР-15у. Автомобилеразгрузчик ГУАР-15у, предназначенный для выгрузки автомобилей грузоподъ­ емностью до 18 т,и длиной до 8,25 м (типа ЗИЛ-164 с полуприцепом ММ.3-584; КАЗ-606 с полуприцепом ОдАЗ-885), серийно выпуска­ ется Курганским заводом «Спецэлеватормельлга.ш» с 1971 г. Кон­ струкция автомобилеразгрузчика разработана этим заводом со­ вместно с Кустанайской МПС на основе модернизации ГУАР-15н.

6


' Модернизация заключалась в удлинении платформы на 2 м с установкой второй пары упоров колес и перемещении на 410 мм основания гндродомкратов и верхней части — на 115 мм, а также усиления платформы швеллерами. В 1974 г. хлебоприемные пред­ приятия должны получить около 1000 таких автомобилеразгрузчи­

ков.

Автомобилеразгрузчик НПБ-2с. Стационарный проездной авто­ мобилеразгрузчик НПБ-2с, серийно выпускаемый Новочеркасским и Кропоткинским заводами «Спецэлеватормельмаш», предназначен для выгрузки зерна из несамосвальных одиночных автомобилей, ав­ томобилей с полуприцепами, а также из автопоездов с одним или несколькими прицепами без их расцепки через боковой борт. Кон­ структивно он представляет собой две жестко .сваренные боковые платформы автомобилеразгрузчика ГУАР-30, снабженные насосной станцией и пультам управления ГУАР-15. Особенностью НПБ-2с является наличие спаренного лопастного насоса, каждая половина которого нагнетае.т масло в гидродомкраты разных платформ.

Автомобилеразгрузчик НПБ-2с (рис. 3) состоит из следующих основных узлов: рамы 1, платформы 2, гидросистемы с гидроприво­ дом 3, механизма для открывания и закрывания бортов автомоби­ ля 4 и пульта управления 5, посредством которого осуществляется дистанционное управление ,платфор!мой автомобилеразгрузчика.

Рис. 3. Автомобилеразгрузчик НПБ-2с

Гидросистема состоит из двух гндродомкратов 6, устанавливае­ мых с левой стороны автомобилеразгрузчика, и системы маслопро­ водов, соединяющих гидродомкраты с гидроприводом.

Разгрузка автомобилей осуществляется следующим образом: на­ жатием кнопки «Пуск» включается электродвигатель привода маслонасоса и масло подается одновременно в два'гидродомкрата, ко­ торые наклоняют платформу. При наклоне платформы на угол 38° поршень открывает сливной канал в гидродомкрате, масло посту-

3-278

7

пает в бак .и дальнейший подъем платформы прекращается. Нажа­ тием кнопки «Стоп» выключается электродвигатель маслоиасоса, при этом поршни гидродомкратов немного опускаются и перекры­ вают сливные отверстия в гидроцилиндрах, а обратный клапан за­ крывает слив масла через маслонасос — платформа фиксируется в наклонном положении.

При выключении нажатием кнопки электромагнита плунжер крана управления перемещается в верхнее положение и соединяет систему нагнетания с маслобаком, масло под действием массы плат­ формы и автомобиля вытесняется в маслобак. После опускания платформы'в горизонтальное положение срабатывают конечные выключатели, электромагнит крана управления выключается, его плунжер пружиной возвращается в первоначальное положение — вся система готова к следующему циклу работы. Возможна оста­ новка платформы в любом положении как при подъеме, так и при опускании.

Техническая характеристика НПБ-2с

Грузоподъем.ность, т ....................

....

.

....................... . . . . . . . . . i .. .

 

25

Время, сек.:

 

 

. . . . !

. . . ... . . . . . . . . . . .

12—15

подъема платформы

опускание

платформы

. .

 

 

i. i .

• . .

. . . . . .

15—20

Наибольший угол наклона платформы, град.

 

 

38

Электродвигателя:

. . ...... i .

. ....................i . ..

. ; . . >.,

1

количество,

шт. . .

общая мощность, кет

. . . . .

.

. .

. .. . >: \ . . >..

 

10

тип насоса

 

 

.

. i

i . , . ........................

140

Производительность насоса, л/мин

Частота вращения ротора, об/мин .............................................

 

 

 

 

■■: •.

950

Гидродомкрат:

 

шт. ... . . . . . . . . .

 

 

.. .. . ....................

2

количество,

 

 

ход штока (плунжера) первой ступени, мм

...........................

 

 

880

ход штока второй ступени, мм

. | . i . .

. . . . . . . . .

. . . . .

.,>

1635

Наибольшее давление рабочей жидкости в системе, кгс/см2 . . .

 

63

Емкость гидросистемы, л

. . . . . i .

. . . . . .

. . .

......................... . ...

400

Установочная длина платформы, мм

 

 

...............................

 

 

 

10 000

Габаритные размеры, мм:

 

 

.

.................

.:. ...

10 000

длина . . .

..I

. . . . . ......................

 

ширина

. . : ...........

| ......................................

 

. .

 

. . . .

. . . .

. i

4500

вы сота..................

 

...........................

 

 

. •. ..........................

 

2340

Масса, кг . .

... .: . . . ......................

. .

 

... . .

5450

Автомобилеразгрузчик БПФШ-Зм. Стационарный проездной ав­ томобилеразгрузчик БПФШ-Зм с механическим приводом платфор­ мы серийно выпускался до 1974 г. Новочеркаоским заводом «Спец- ^элеватормельмаш». В настоящее время около 3000 таких автомоби­ леразгрузчиков находится на оснащении хлебоприемных предприя­ тий. Автомобилеразгрузчик БПФШ-Зм обеспечивает, разгрузку ав­ томобилей с одним или несколькими прицепами без их расцепки, а также автотягачей с полуприцепами массой до 25 т и длиной до 12,5 м через боковой борт. Зерно .разгружается только в одну сторо­ ну платформы. В автомобилеразгрузчике БПФШ-Зм установлены неподвижные постоянные упоры для колес, предусмотрено два бортооткрывателя с гидравлическими домкратами. К каждой платфор-

8