Файл: Быков, Г. Е. Техника и технология выгрузки зерна из автомобилей обзорная информация.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
- Автор канд'. техн. наук Г . Е. БЫКОВ
Рецензент Л. А. Теслер
|
СОДЕРЖАНИЕ |
|
|
|
||
Введение ............... |
.................................... |
|
........................................................... |
|
автомобиле- |
1 |
Краткий обзор применяемых в системе .заготовок конструкций |
2 |
|||||
• разгрузчиков- |
. . !, |
|
................... * . . |
. .. |
||
. Опыт использования, |
модернизации и реконструкции действующих автомоби- . |
|||||
леразгрузчиксю |
. ........................ . . . . . . . . . . . . . . . . |
. . . . . . |
16 |
|||
Перспективы совершенствования техники и. технологии выгрузки зерна из |
|
|||||
автомобилей на элеваторах, хлебоприемных и' зерноперерабатывающих- |
41 |
|||||
предприятиях |
., . . . . . . . . . |
1 |
. |
. . . . |
... . . ... |
|
Питература I . . |
: . . . . . . |
|
.................. |
-44 |
<9. Центральный научНо-нсследовательскиц институт 'информации и технико-экочдмич U-.их исследований Министерства заготовок СССР, 1974. ■
п .
И -a sm
ВВЕДЕНИЕ
В результате значительного увеличения производства и закупок зерна объемы погрузочно-разгрузочных работ на предприятиях си стемы заготовок намного возросли и в настоящее время исчисляют ся сотнями миллионов тонн.
Сокращение сроков уборки и большие суточные объемы поступ ления зерна вызывают необходимость иметь на элеваторах и хлебоприемных предприятиях достаточное количество надежных средств механизации для быстрой разгрузки автомобилей и автопоездов, внедрять различные устройства для автоматизации и программного управления.
Основной объем погрузочно-разгрузочных работ с зерном на эле ваторах, хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятиях осуществляется на автомобилеразгрузчиках различных модифика ций и грузоподъемности, насчитывающих до 16 типов с разгрузкой через задний борт автомобиля и 14 типов — с разгрузкой через бо ковой борт. .
Внастоящее время в системе заготовок эксплуатируется свыше 18 тыс. стационарных и около 6,5 тыс. передвижных автомобилераз грузчиков, в том числе 87;% с гидравлическим приводом.
Ежегодно около 5 тыс. автомобилеразгрузчиков изготавливают' Новочеркасский, Кропоткинский, Курский, Курганский, Лубенскнй заводы «Спецэлеватормельмаш». В 1974 г. этими заводами серийно выпускались лишь гидравлические автомобилеразгрузчики грузо подъемностью до 30 тчетырех типов: ГУАР-Шн, Г'УАР-15у, ГУАР-30
иНПБ-2с, имеющие ряд .преимуществ перед автомобилеразгрузчи ками с механическим приводом платформы, последний из которых— БПФШчЗм снят с производства в 1973 г.
Вближайшие годы намечено внедрение нового стационарного проездного автомобилеразгрузчика грузоподъемностью 20 т
ГУАР-20 и тупикового ГАРТ-20, а |
также ВПБ-lc, |
НЛБ-2П, |
НПБ-Зс, Н]ПБ-4с с длиной платфор!мы соответственно |
5, 10, 15, |
|
20 м и грузоподъемностью 12, 25, 35 и |
50 г. |
|
Следует отметить, что наличие большого количества разновид ностей автомобилеразгрузчиков усложняет их эксплуатацию, обес печение запасными частями и производство ремонтных работ. По этому создание автомобилеразгрузчика, позволяющего выгружать зерно любого качества из автомобилей, независимо от их марки, конструкции кузовов и грузоподъемности — главная задача на пу
ти совершенствования гг выпуска |
новых автомобилеразгрузчиков. |
а. 278 |
I |
В настоящем издании дан краткий обзор применяемых в систе ме заготовок конструкций автомобилеразгрузчиков, освещен опыт использования, модернизации и реконструкции действующих авто мобилеразгрузчиков на элеваторах, хлебоприемных и зерноперера батывающих предприятиях, а также техника безопасности при их обслуживании, намечены перспективы совершенствования техники и технологии выгрузки зерна из автомобилей и автопоездов.
КРАТКИЙ ОБЗОР ПРИМЕНЯЕМЫХ В СИСТЕМЕ ЗАГОТОВОК КОНСТРУКЦИЙ АВТОМОБИЛЕРАЗГРУЗЧИКОВ
Первым в системе заготовок освоил выпуск автомобилеразгруз чиков Новочеркасский завод, начавший в 1953 г. серийно изготав ливать в стационарном и .передвижном исполнении автомобилераз грузчики с деревянным настилом платформы грузоподъемностью до 8 т, предназначавшиеся для разгрузки автомобилей типа ЗИС-5. Непрерывное пополнение автомобильного транспорта, используе мого на перевозках зерна и семян масличных культур, новыми, бо лее мощными по грузоподъемности автомобилями, автопоездами с одним или двумя прицепами, тягачей с полуприцепами вызвало необходимость иметь на хлебоприемных предприятиях автомоби леразгрузчики различной грузоподъемности и конструкции. В на стоящее время наиболее распространены следующие автомобиле разгрузчики: ГУАР-15 (15у; 15н), ГУАР-30, ВПФШ-Зм (2, 2м), ПГА-25 (25м), НПБ-2с и другие.
Стационарные автомобилеразгрузчики устанавливаются на бе тонном фундаменте и в большинстве случаев имеют проездную платформу.
Передвижные автомобилеразпрузчики чаще всего непроездные. (тупиковые) используются на площадках или у зерновых складов. Иногда эти автомобилеразгрузчики используют как стационарные. На платформу такого автомобилеразгрузчика автомобиль въезжает задним ходом.
Ниже приводится описание конструкций и техническая характе ристика некоторых автомобилеразгрузчиков.
Автомобилеразгрузчик ГУАР-30. Разгрузчик автомобилей гидрав лический-универсальный ГУАР-30 разработан КБ Новочеркасского завода в 1967—1968 гг. и серийно выпускается Кропоткинским за водом .«Спецэлеватормельмаш» с 1971 г. В настоящее время на хле боприемных предприятиях находится в эксплуатации около 1000 ав томобилеразгрузчиков ГУАР-30, на которых выгружается зерно и другие сыпучие материалы с углом естественного откоса не менее 36° из одиночных автомобилей и автотягачей с полуприцепами через задний борт, а также автопоездов с одним или. несколькими прице пами через боковой борт без предварительной их расцепки.
Практически на этом автомобилеразгрузчике можно производить разгрузку почти всех отечественных автомобилей. Автомобилераз грузчик (рис. 1) состоит из большой платформы 1 и малой (боко вой) 2. На малой платформе производится разгрузка прицепов мас сой до 12 т, а также отдельных автомобилей через, боковой борт.
2
На большой платфорМё разгружаются через задний открытый борт кузова бортовые автомобили и автотягачи с полуприцепами всех марок с общей массой до 30 т. Разгружаемое зерно с большой и ма лой платформ поступает в общее приемное устройство.
Основной узел всей установки — большая платформа состоит из двух связанных между собой площадок. По бортам для предот вращения просыпи зерна концевая часть платформы ограждается боковыми листами. Передняя часть большой платформы со сторо ны въезда автомобиля при помощи шарнирной опоры 3 соединена с фундаментом, а противоположная — свободно опирается на фун дамент. Большая платформа снабжена одной парой самоустанавливающихся упоров 5 грузового типа. Перед упорами в проемах платформы на фундаменте установлены опоры-выталкиватели для колес автомобиля.
Большая платформа поднимается двумя гидравлическими дом кратами 4, шарнирно соединенными через опору 6 с фундаментом. Малая платформа снабжена постоянным боковым упором для колес автомобиля 7 и механизмом 8, удерживающим и поднимающим борт автомобиля, а также площадкой для обслуживания. Для авто мобилей, разгружаемых на большой .платформе, она служит про ездной решеткой.
Большая и малая платформы поднимаются и опускаются от од ной гидравлической системы.
Гидравлическая система автомобилеразгрузчика включает: мас ляный насос с электрическим приводом и кранами управления; один поршневой домкрат 9, предназначенный для поворота боковой плат формы; два телескопических гидравлических домкрата плунжерно го типа, предназначенных для поворота большой платформы; мас ляный бак; обратный клапан; распределительный кран с электро-
2-278 3
Магнитом;, сливной кран с регулировочным винтом й эйектромагМйтом; соединительные трубы.
Диаметр цилиндра первой ступени домкратов составляет 190 мм, второй ступени — 156 мм, общий ход штоков — 3700 мм. Диаметр цилиндра гидравлического домкрата малой платформы составляет 200 мм, ход штока — 880 мм. Давление в системе 50—55 кгс/см2. Для предохранения насоса и системы от возможных перегрузок ус тановлен предохранительный клапан, который пропускает масло от насоса в масляный бак при давлении в системе свыше 63 кгс/см2.
Регулирование и ограничение поворота большой платформы осу ществляют конечными выключателями. При повороте платформы на угол 38° они отключают электродвигатель привода насоса и пово рот платформы прекращается.
Для ограничения угла поворота малой платформы в верхней части цилиндра домкрата сделано перепускное отверстие. Прекра щение подъема малой платформы в любом промежуточном поло жении при подъеме осуществляется выключением электромагнита крана управления.
|
Техническая характеристика ГУАР-30 |
|
|
|
|
||||||
Грузоподъемность, т: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30 |
|
большой |
платформы ................................................. |
|
,. . . . ................ . . |
. • |
|
||||||
боковой |
платф орм ы .......................... |
|
|
'12 |
|||||||
Максимальная длина разгружаемого транспорта, мм: |
|
. |
• |
-11 |
600 |
||||||
на большой платформе |
. . . . . ..•••,; .. ..... |
|
, ... ... |
||||||||
«а боковой платформе .. |
. . . . . . . |
. |
. , . . . |
. . . . . • • |
• |
• |
4300 |
||||
Максимальный угол циклона платформы, град............................... |
|
|
|
|
|
|
38 |
||||
Время поворота в наклонное рабочее положение, сек.: |
|
|
|
68—72 |
|||||||
большой |
платформы |
. . . . ... |
.i ... |
i ... |
• |
|
................ |
|
|
||
боковой платформы |
....... |
. . . . . . ... ... . . . . . |
|
12—15 |
|||||||
Время опускания платформ |
в исходное положение, сек. . . . . |
|
15—20 |
||||||||
Количество гидродомкратов, шт.: |
|
|
|
|
|
|
|
' |
2 |
||
большой |
платформы ................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
боковой платформы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
• |
• |
1 |
||||||||
Емкость гидросистемы, л |
. . . . .. ... . . . .. . . . . |
•. • |
•. |
400 • |
|||||||
Рабочее давление в системе, кгс/см2 .. . . .... |
|
.................. |
|
50—55 |
|||||||
Гидропривод: |
|
-. . . . . . ..................................... |
А02-76-6 |
||||||||
тип электродвигателя |
|||||||||||
тип насоса лопастного |
. . . . . . . . ... ... |
. . . . . . |
• |
• |
|
Г12-25 |
|||||
Габаритные размеры, мм: |
...................... . . . . |
|
-. . . ... |
■ . |
16 700 |
||||||
длина . . . . . . . . |
|
||||||||||
ширина |
................ |
. . . . . . . . . ... . . . . . |
|
5400 |
|||||||
высота |
. . . . . . . . . ... ... . ................. . . . . |
. . . |
|
4320 |
|||||||
Масса, кг |
...................................... |
■. . ......................................... |
9600 |
В настоящее время готовится к производству автомобилераз грузчик ГУАР-ЗОм, в конструкции которого устранены недостатки, выявленные при эксплуатации ГУАР-30.
Автомобилеразгрузчик ГУАР-15н. Конструкция гидравлического универсального автомобилеразгрузчика ГУАР-15н разработана КБ Новочеркасского завода «Спецэлеватормельмаш» в 1964 г. и се рийно выпускается в количестве около 3 тыс. Курским, Курган ским, Дубенским и Новочеркасским заводами. На элеваторах, хле боприемных и зерноперерабатывающих предприятиях в настоящее
время эксплуатируется свыше 9,5 тыс. таких автомобилеразгрузчи ков. Отличительной особенностью ГУАР-15н является широкий диа пазон его использования .в передвижном, и стационарном, проезд ном и тупиковом вариантах. Предназначен ГУАР-15н для выгрузки зерна и других сыпучих грузов со стороны заднего борта одиночных бортовых автомобилей общей массой до 15 т.
На автомобилеразгрузчике в проездном варианте разгружают автомобили с .прицепами с расцепкой автомобиля, а на тупиковом— только одиночные автомобили.
Рис. 2. Общий вид автомобилеразгрузчика ГУАР-15н
Автомобилеразгрузчик ГУАР-ЬБи состоит из рамы 1 (рис. 2), представляющей собой салазки из швеллеров сварной конструкции. На раме смонтированы опоры для платформы 2 и гидравлических домкратов 6, а также пульт управления 3.
■На платформе, шарнирно связанной с рамой, закреплены основа ния под штоки домкратов и упоры 4 для колес автомобиля.
5
К торцу платформы крепится подвижная проездная решетка 7. При повороте платформы она опускается вниз, что исключает со прикосновениеоткрытого заднего борта кузова с решеткой.
Гидравлический привод 5 качающегося типа состоит из люльки, на которой смонтированы электродвигатель, .насос, бак, обратный клапан, маслопровод, кран управления с электромагнитным и руч ным (местным) управлением. Насосная станция установлена на подвижном основании, благодаря чему отсутствуют гибкие масло проводы.
Автомобиль въезжает со стороны проездной .решетки. Как толь ко задние колеса автомобиля пройдут упоры, они принимают под действием противовеса рабочее положение. После открытия зад него борта включают кнопку «Подъем», а затем «Пуск». В этом случае масло из бака подается .насосом через обратный клапан к гидравлическим домкратам, которые наклоняют платформу. Когда поршни домкратов доходят до крайнего верхнего положения, мас ло по перепускным каналам перекачивается обратно в бак и на клон платформы прекращается. Для опускания платформы на жимают кнопку «Спуск». Электромагнит выключается, плунжер кранапод действием пружины опускается и открывает отверстие для слива масла из гидравлических домкратов в бак. Платформа может быть остановлена в любам промежуточном положении. Для удобства обслуживания предусмотрена площадка 8.
Техническая характеристика ГУАР-15Н |
|
||
Грузоподъемноегь, т . .......................... |
|
15 |
|
Установочная длина платформы, м м ............................................ |
|
6253 |
|
Максимальный угол наклона платформы, град.............................. |
■. |
37 |
|
Время подъема платформы, |
сек .................................................... |
46 |
|
Время опускания платформы, сек.............................. |
|
20 |
|
Количество гидродомкратов, |
шт ........................................................ |
|
2 |
Внутренний диаметр гидродомкратов, .« .и ..................................... |
|
200 |
|
Рабочий ход гюршия гидродомкрата, м м ......................................... |
|
880 |
|
Емкость бака, л . . . . . . . . . . . |
. i . .......................................................... ..... |
. . . |
100 |
Рабочее давление в системе, 'кгс/см2 ................................................ |
|
50 |
|
Гидропривод: |
|
|
А02-6Г6 |
тип электродвигателя |
.................. |
|
|
мощность, кет . . . . . . . |
............................................................... |
|
10 |
частота вращения, об/мин. ........................................................ |
1000 |
||
тип насоса лопастного . . . . . . . ............................................ |
|
|
Г12-24 |
Габаритные размеры, мм: |
|
|
8782 |
длина ................................. |
|
|
|
ширина . . .............................................................................. |
3453 |
||
высота ..................................................................................... |
|
|
2304 |
Масса,-кг ............................................................................................ |
|
|
4183 |
Автомобилеразгрузчик ГУАР-15у. Автомобилеразгрузчик ГУАР-15у, предназначенный для выгрузки автомобилей грузоподъ емностью до 18 т,и длиной до 8,25 м (типа ЗИЛ-164 с полуприцепом ММ.3-584; КАЗ-606 с полуприцепом ОдАЗ-885), серийно выпуска ется Курганским заводом «Спецэлеватормельлга.ш» с 1971 г. Кон струкция автомобилеразгрузчика разработана этим заводом со вместно с Кустанайской МПС на основе модернизации ГУАР-15н.
6
' Модернизация заключалась в удлинении платформы на 2 м с установкой второй пары упоров колес и перемещении на 410 мм основания гндродомкратов и верхней части — на 115 мм, а также усиления платформы швеллерами. В 1974 г. хлебоприемные пред приятия должны получить около 1000 таких автомобилеразгрузчи
ков.
Автомобилеразгрузчик НПБ-2с. Стационарный проездной авто мобилеразгрузчик НПБ-2с, серийно выпускаемый Новочеркасским и Кропоткинским заводами «Спецэлеватормельмаш», предназначен для выгрузки зерна из несамосвальных одиночных автомобилей, ав томобилей с полуприцепами, а также из автопоездов с одним или несколькими прицепами без их расцепки через боковой борт. Кон структивно он представляет собой две жестко .сваренные боковые платформы автомобилеразгрузчика ГУАР-30, снабженные насосной станцией и пультам управления ГУАР-15. Особенностью НПБ-2с является наличие спаренного лопастного насоса, каждая половина которого нагнетае.т масло в гидродомкраты разных платформ.
Автомобилеразгрузчик НПБ-2с (рис. 3) состоит из следующих основных узлов: рамы 1, платформы 2, гидросистемы с гидроприво дом 3, механизма для открывания и закрывания бортов автомоби ля 4 и пульта управления 5, посредством которого осуществляется дистанционное управление ,платфор!мой автомобилеразгрузчика.
Рис. 3. Автомобилеразгрузчик НПБ-2с
Гидросистема состоит из двух гндродомкратов 6, устанавливае мых с левой стороны автомобилеразгрузчика, и системы маслопро водов, соединяющих гидродомкраты с гидроприводом.
Разгрузка автомобилей осуществляется следующим образом: на жатием кнопки «Пуск» включается электродвигатель привода маслонасоса и масло подается одновременно в два'гидродомкрата, ко торые наклоняют платформу. При наклоне платформы на угол 38° поршень открывает сливной канал в гидродомкрате, масло посту-
3-278 |
7 |
пает в бак .и дальнейший подъем платформы прекращается. Нажа тием кнопки «Стоп» выключается электродвигатель маслоиасоса, при этом поршни гидродомкратов немного опускаются и перекры вают сливные отверстия в гидроцилиндрах, а обратный клапан за крывает слив масла через маслонасос — платформа фиксируется в наклонном положении.
При выключении нажатием кнопки электромагнита плунжер крана управления перемещается в верхнее положение и соединяет систему нагнетания с маслобаком, масло под действием массы плат формы и автомобиля вытесняется в маслобак. После опускания платформы'в горизонтальное положение срабатывают конечные выключатели, электромагнит крана управления выключается, его плунжер пружиной возвращается в первоначальное положение — вся система готова к следующему циклу работы. Возможна оста новка платформы в любом положении как при подъеме, так и при опускании.
Техническая характеристика НПБ-2с
Грузоподъем.ность, т .................... |
.... |
. |
....................... . . . . . . . . . i .. . |
|
25 |
|||||
Время, сек.: |
|
|
. . . . ! |
. . . ... . . . . . . . . . . . |
12—15 |
|||||
подъема платформы |
||||||||||
опускание |
платформы |
. . |
|
|
i. i . |
• . . |
. . . . . . |
■ |
15—20 |
|
Наибольший угол наклона платформы, град. |
|
|
38 |
|||||||
Электродвигателя: |
. . ...... i . |
. ....................i . .. |
. ; . . >., |
1 |
||||||
количество, |
шт. . . |
|||||||||
общая мощность, кет |
. . . . . |
. |
. . |
. .. . >: \ . . >.. |
|
10 |
||||
тип насоса |
|
|
. |
. i |
i . , . ........................ |
140 |
||||
Производительность насоса, л/мин |
||||||||||
Частота вращения ротора, об/мин ............................................. |
|
|
|
|
■■: •. |
950 |
||||
Гидродомкрат: |
|
шт. ... . . . . . . . . . |
|
|
.. .. . .................... |
2 |
||||
количество, |
|
|
||||||||
ход штока (плунжера) первой ступени, мм |
........................... |
|
|
880 |
||||||
ход штока второй ступени, мм |
. | . i . . |
. . . . . . . . . |
. . . . . |
.,> |
1635 |
|||||
Наибольшее давление рабочей жидкости в системе, кгс/см2 . . . |
|
63 |
||||||||
Емкость гидросистемы, л |
. . . . . i . |
. . . . . . |
. . . |
........................■. . ... |
400 |
|||||
Установочная длина платформы, мм |
|
|
............................... |
|
|
|
10 000 |
|||
Габаритные размеры, мм: |
|
|
. |
................. |
.:. ... |
10 000 |
||||
длина . . . |
..I |
. . . . . ...................... |
|
|||||||
ширина |
. . : ........... |
| ...................................... |
|
. . |
|
. . . . |
. . . . |
. i |
4500 |
|
вы сота.................. |
|
........................... |
|
|
. •. .......................... |
|
2340 |
|||
Масса, кг . . |
... .: . . . ...................... |
. . |
|
... . . |
5450 |
Автомобилеразгрузчик БПФШ-Зм. Стационарный проездной ав томобилеразгрузчик БПФШ-Зм с механическим приводом платфор мы серийно выпускался до 1974 г. Новочеркаоским заводом «Спец- ^элеватормельмаш». В настоящее время около 3000 таких автомоби леразгрузчиков находится на оснащении хлебоприемных предприя тий. Автомобилеразгрузчик БПФШ-Зм обеспечивает, разгрузку ав томобилей с одним или несколькими прицепами без их расцепки, а также автотягачей с полуприцепами массой до 25 т и длиной до 12,5 м через боковой борт. Зерно .разгружается только в одну сторо ну платформы. В автомобилеразгрузчике БПФШ-Зм установлены неподвижные постоянные упоры для колес, предусмотрено два бортооткрывателя с гидравлическими домкратами. К каждой платфор-
8