Файл: Бурдин, А. П. Посадочные площадки для вертолетов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВПОМОЩЬ СТРОИТЕЛЯМ

БА М

A.П. БУРДИН, Н. В. СВИРИДОВ,

B.Е. ТРИГОНИ

ПОСАДОЧНЫЕ

ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ВЕРТОЛЕТОВ

МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1976

 

I Гесударогсвнш »у1инш

& ¥ €

6Т5.19

1т т - т т т м бвйлиотмга МвР

■9'Г

Б91

-----------------------

УДК 629.139.629.135.4

 

У Л Л Л /

Бурдин А. П. и др.

Посадочные площадки для вертолетов. М., «Тран­ спорт», 1976.

96 с. с илл. и табл. (В помощь строителям БАМ). Спи­ сок лит.: с. 91—92.

Перед загл. авт : А. П. Бурдин. Н. В. Свиридов и В. Е. Тригони

В книге изложены проектирование, строительство и эксплуатация аэродромов и посадочных площадок для вертолетов, используемых на строительстве БАМа. Даны практические указания и требования к вы­ бору и оборудованию земельных участков для площадок и аэродромов, к прочности искусственных покрытий и способам их расчета, рассмот­ рены особенности технологии и организации работ по строительству поса­ дочных площадок, а также приведены рекомендации по эксплуатацион­ ному содержанию покрытий и мероприятия по борьбе с пылью, возника­

ющей при работе вертолетов.

заня­

Книга предназначена для инженерно-технических работников,

тых изысканием, проектированием, строительством и эксплуатацией аэро­

дромов и посадочных площадок для вертолетов.

 

31801-511

БЗ-16-12-1976

6Т5.19

Б 049(01)-76

 

 

 

© Издательство «Транспорт», 1976


ПРЕДИСЛОВИЕ

Гражданская авиация располагает обширным парком современных вертолетов всех классов — тяжелые вертоле­ ты Ми-6 и Ми-10К, средние Ми-4 и Ми-8, легкие Ми-1 и Ка-26; их используют на строительстве крупных промыш­ ленных объектов, транспортных магистралей, линий элект­ ропередач, нефте- и газопроводов; планируется их широкое применение на БАМе для выполнения транспортно-связ­ ных полетоз (перевозка служебных пассажиров, грузов и почты), монтажных работ по доставке и установке конст­ рукций в условиях, недоступных для других подъемно­ транспортных машин, оказания скорой медицинской помо­ щи, аварийно-спасательных работ, охраны лесов от пожа­ ров и других работ. Применение вертолетов значительно сокращает и ускоряет технологию и весь процесс выполне­ ния работ, обеспечивает резкое повышение производитель­ ности труда на строительстве, позволяет быстрее пустить в эксплуатацию сооружаемые объекты.

Успешное выполнение авиационных работ во многом зависит от своевременной предварительной подготовки к полетам, основу которой составляет изыскание и оборудо­ вание в зоне авиационных работ определенного количест­ ва аэродромов и посадочных площадок. Для длительной эксплуатации вертолетов в одном и том же пункте следует строить постоянные аэродромы или посадочные площадки,

3

имеющие необходимый комплекс для обеспечения взлета, посадки, руления, хранения и технического обслуживания вертолетов. Учитывая длительный срок строительства, в зоне БАМа должно быть построено значительное количе­ ство постоянных аэродромов и посадочных площадок, их проектирование, строительство, оборудование и эксплу­ атация должны производиться соответствующими органи­ зациями Управления строительства БАМа при обязатель­ ной консультации специалистов предприятий гражданской

авиации.

В процессе изысканий, проектирования и строительства данных сооружений необходимо обязательное выполнение ряда технических требований, норм и условий, без соблю­ дения которых невозможно обеспечить безопасность рабо­ ты вертолетов. Кроме того, построенные сооружения должны обладать необходимой долговечностью, особенно в условиях вечномерзлых грунтов, чем характерен район строительства БАМа.

Книга написана: § 1—3 А. П. Бурдиным; предисловие, § 4—7 и 15 В. Е. Тригони; § 8— 12 Н. В. Свиридовым; § 13 совместно Н. В. Свиридовым и А. П. Бурдиным. Редакти­ рование книги выполнено В. Е. Тригони.


Глава I

ОБУСТРОЙСТВО АЭРОДРОМОВ И ПОСАДОЧНЫХ ПЛОЩАДОК

§ 1. Особенности летной работы вертолетов, определяющие требования к площадкам

В зависимости от размеров посадочных площадок и со­ стояния полос воздушных подходов к ним, а также темпе­ ратуры наружного воздуха, атмосферного давления, ско­ рости и направления ветра, влажности воздуха и полетно­ го веса вертолеты могут выполнять взлеты и посадки одним из следующих способов: по-вертолетному без исполь­ зования влияния воздушной подушки; по-вертолетному с использованием влияния воздушной подушки; по-само- летному.

При взлете по-вертолетному без использования влия­ ния воздушной подушки осуществляется отрыв и верти­ кальный подъем вертолета с выходом из зоны влияния воз­ душной подушки до высоты, обеспечивающей безопасный проход над препятствиями с превышением не менее 5 м, последующий переход на маршевый полет с набором высо­ ты. При взлете по-вертолетному с использованием влия­ ния воздушной подушки осуществляется отрыв и верти­ кальный подъем вертолета до высоты, обеспечивающей бе­ зопасный разгон в зоне влияния воздушной подушки. При взлете по-самолетному осуществляется разбег вертолета до скорости, обеспечивающей безопасный набор высоты.

Каждый из способов взлета и посадки вертолетов обла­ дает своими преимуществами и недостатками. Возможно­ сти вертолетов по грузоподъемности при различных спосо­

5

бах взлета и посадки могут быть охарактеризованы сле­ дующим образом. Если грузоподъемность вертолета при взлете' по-вертолетному без использования влияния воз­ душной подушки принять за 100%, то при взлете по-вер­ толетному с использованием влияния воздушной подушки она может быть в 1,5, а при взлете по-самолетному — в 2 раза больше. Однако и требования, предъявляемые вер­ толетами к размерам посадочных площадок при различных способах взлета (посадки), существенно различаются.

Так, площадки для взлетов и посадок по-вертолетно­ му без использования влияния воздушной подушки могут иметь минимальные размеры, необходимые для обеспече­ ния безопасного приземления вертолета. Площадки для обеспечения взлетов и посадок по-вертолетному с использо­ ванием влияния воздушной подушки должны иметь боль­ шие размеры, так как требуется дополнительный участок для разгона или торможения вертолета у поверхности зем­ ли. Еще большие размеры должны иметь площадки для взлета и посадки по-самолетному, так как в этом случае нужна территория для разбега или пробега вертолета.

При взлете (посадке) по-самолетному или по-вертолет­ ному с использованием влияния воздушной подушки более жесткие требования предъявляются и к ограничению вы­ соты препятствий в районе посадочной площадки. Таким образом, от правильного выбора расчетного способа зави­ сит эффективность использования вертолета и необходи­ мые размеры посадочной площадки, а следовательно, и затраты на ее строительство.

Опыт эксплуатации вертолетов дает возможность реко­ мендовать некоторые положения, которыми следует руко­ водствоваться при выборе расчетного способа взлета вер­ толета. Выбор расчетного способа взлета вертолета обус­ ловлен видом выполняемых работ, объемом планируемых перевозок с данной площадки, местными условиями.

Па вертолетах могут производиться пассажирские, спе­ циальные и транспортные перевозки. Транспортные пере­

6


возки в зависимости от габаритов груза или специфики строительно-монтажных работ осуществляют с размещени­ ем груза в грузовой кабине или на внешней подвеске.

Если при пассажирских, специальных и транспортных пе­ ревозках с размещением груза в грузовой кабине взлеты и посадки вертолета могут выполняться любым способом, то при полетах с грузом на внешней подвеске взлеты и посадки производятся только по-вертолетному без использования влияния воздушной подушки. Поэтому для посадочных площадок, предназначенных обеспечивать полеты вертоле­ тов с грузом на внешней подвеске, при любых объемах пе­ ревозок и в любых местных условиях расчетным способом взлета будет взлет по-вертолетному без использования влияния воздушной подушки.

При больших объемах перевозок расчетный способ взлета должен обеспечивать максимальную грузоподъем­ ность вертолета, которая достигается при полетах с мак­ симально допустимым полетным весом. Возможность взлета вертолета с максимальным весом тем или иным способом определяется местными расчетными условия­ ми, в основном высотой расположения посадочной пло­ щадки над уровнем моря и расчетной температурой на­ ружного воздуха. Для определения рационального спо­ соба взлета вертолета с максимально допустимым полет­ ным весом в различных местных условиях разработаны

графики, представленные

на рис. 1. Расчетная

темпера­

тура наружного воздуха определяется по формуле

 

tp =

1,08^з - 5 , 8 ,

(1)

где /13 •— среднемесячная температура за многолетний период в 13 ч дня самого теплого месяца периоды исполь­ зования посадочной площадки.

Определение расчетного способа взлета с помощью гра­ фиков производится в следующей последователь­

7

ности. По высоте рас­

положения

посадочной

площадки

над

уров­

нем моря

(Я)

и темпера­

туре

113 на графике опре­

деляется

критериальная

точка. Если эта точка рас­

положена

выше

верхней

границы

для

соответст­

вующего

типа

вертолета,

то

принимается

расчет­

ный

способ взлета по-са-

Рис.

1. Графики

для

определения

молетному. Если же

эта

расчетных

способов

взлета

(посад-

точка

расположена

над

. ки)

вертолетов

при

больших

 

объе­

нижней границей для со­

мах

перевозок:

 

 

 

 

 

----------- —

верхняя

граница

для

вертоле-

ответствующего типа вер­

тов

типа:

 

 

 

Ми-8;

5 —

толета,

то расчетный спо­

1 — Ми-2; 2 — Ми-4: 4 —

М и -6;---------------- —

нижняя граница

для

соб взлета принимают по-

вертолетов

типа; 3

Ми-2;

6 — Ми-8;

7 — Ми-4;

8 — Ми-6

 

 

 

 

вертолетному без исполь­

зования влияния воздушной подушки. В случаях, когда критериальная точка рас­ положена между верхней и нижней границами, принимает­ ся расчетный способ взлета по-вертолетному с использова­ нием влияния воздушной подушки.

Пример. Определить расчетный способ взлета (посадки) вертоле­ тов Ми-2, Ми-6 и Ми-8 при высоте расположения посадочной пло­ щадки над уровнем моря 1250 м и /=5°С. По графику на рис. 1 на­ ходим критериальную точку А, соответствующую //= 1250 м и tiз= = 5°С. Для вертолета Ми-2 точка А расположена под нижней гра­ ницей, поэтому расчетным будет взлет по-вертолетному без использо­ вания влияния воздушной подушки. Для вертолета Ми-6 точка А расположена выше верхней границы, поэтому принимается расчетный способ взлета по-самолетному. Для вертолета Ми-8 точка А распо­ ложена между верхней и нижней границами. В этом случае целесо­ образен способ взлета по-вертолетному с использованием влияния воздушной подушки.

8


При небольших объемах перевозок выбранный рас­ четный способ взлета вертолетов на посадочной площад­ ке должен быть обоснован технико-экономическим рас­ четом, в котором должно быть произведено сравнение затрат на строительство посадочных площадок, рассчи­ танных на обеспечение различных способов взлета вер­ толетов и эксплуатационных затрат на перевозку задан­ ного объема грузов при различных способах взлета вер­

толета.

Методика

расчета эксплуатационных

затрат на

перевозку

грузов

вертолетами приведена

в

брошюре

В. А.

Назарова

[7]. За расчетный принимается тот

способ

взлета, при котором получается минимальная

сумма строительных и эксплуатационных затрат.

 

§ 2.

Элементы аэродромов и посадочных площадок,

их размеры и оборудование

 

 

Летная

работа

на вертолетах производится

с аэро­

дромов и посадочных площадок. Аэродромы представля­

ют собой специально подготовленные и

оборудованные

участки местности

для выполнения

безопасного взлета

и посадки вертолетов, их размещения

и

технического

обслуживания.

Посадочные площадки — это

специально

подготовленные

и

оборудованные

участки

местности,

предназначенные для выполнения безопасной летной ра­ боты вертолетов. Аэродромы и посадочные площадки могут быть постоянными и временными. Постоянные аэродромы и посадочные площадки имеют, как правило, стационарное оборудование и предназначены для дли­ тельной эксплуатации вертолетов. Временные аэродромы и посадочные площадки не имеют стационарного обору­

дования

и эксплуатируются

в течение

ограниченного

срока (не более одного года).

аэродромов

и

посадочных

Основными элементами

площадок

являются летная полоса

и полосы воздушных

подходов;

аэродромы, кроме

того,

включают

рулежные

9