ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
ВПОМОЩЬ СТРОИТЕЛЯМ
БА М
A.П. БУРДИН, Н. В. СВИРИДОВ,
B.Е. ТРИГОНИ
ПОСАДОЧНЫЕ
ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ВЕРТОЛЕТОВ
МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1976
|
I Гесударогсвнш »у1инш |
& ¥ € |
|
6Т5.19 |
1т т - т т т м бвйлиотмга МвР |
||
■9'Г |
|||
Б91 |
----------------------- |
||
УДК 629.139.629.135.4 |
|
У Л Л Л /
Бурдин А. П. и др.
Посадочные площадки для вертолетов. М., «Тран спорт», 1976.
96 с. с илл. и табл. (В помощь строителям БАМ). Спи сок лит.: с. 91—92.
Перед загл. авт : А. П. Бурдин. Н. В. Свиридов и В. Е. Тригони
В книге изложены проектирование, строительство и эксплуатация аэродромов и посадочных площадок для вертолетов, используемых на строительстве БАМа. Даны практические указания и требования к вы бору и оборудованию земельных участков для площадок и аэродромов, к прочности искусственных покрытий и способам их расчета, рассмот рены особенности технологии и организации работ по строительству поса дочных площадок, а также приведены рекомендации по эксплуатацион ному содержанию покрытий и мероприятия по борьбе с пылью, возника
ющей при работе вертолетов. |
заня |
|
Книга предназначена для инженерно-технических работников, |
||
тых изысканием, проектированием, строительством и эксплуатацией аэро |
||
дромов и посадочных площадок для вертолетов. |
|
|
31801-511 |
БЗ-16-12-1976 |
6Т5.19 |
Б 049(01)-76 |
|
|
|
|
© Издательство «Транспорт», 1976
ПРЕДИСЛОВИЕ
Гражданская авиация располагает обширным парком современных вертолетов всех классов — тяжелые вертоле ты Ми-6 и Ми-10К, средние Ми-4 и Ми-8, легкие Ми-1 и Ка-26; их используют на строительстве крупных промыш ленных объектов, транспортных магистралей, линий элект ропередач, нефте- и газопроводов; планируется их широкое применение на БАМе для выполнения транспортно-связ ных полетоз (перевозка служебных пассажиров, грузов и почты), монтажных работ по доставке и установке конст рукций в условиях, недоступных для других подъемно транспортных машин, оказания скорой медицинской помо щи, аварийно-спасательных работ, охраны лесов от пожа ров и других работ. Применение вертолетов значительно сокращает и ускоряет технологию и весь процесс выполне ния работ, обеспечивает резкое повышение производитель ности труда на строительстве, позволяет быстрее пустить в эксплуатацию сооружаемые объекты.
Успешное выполнение авиационных работ во многом зависит от своевременной предварительной подготовки к полетам, основу которой составляет изыскание и оборудо вание в зоне авиационных работ определенного количест ва аэродромов и посадочных площадок. Для длительной эксплуатации вертолетов в одном и том же пункте следует строить постоянные аэродромы или посадочные площадки,
3
имеющие необходимый комплекс для обеспечения взлета, посадки, руления, хранения и технического обслуживания вертолетов. Учитывая длительный срок строительства, в зоне БАМа должно быть построено значительное количе ство постоянных аэродромов и посадочных площадок, их проектирование, строительство, оборудование и эксплу атация должны производиться соответствующими органи зациями Управления строительства БАМа при обязатель ной консультации специалистов предприятий гражданской
авиации.
В процессе изысканий, проектирования и строительства данных сооружений необходимо обязательное выполнение ряда технических требований, норм и условий, без соблю дения которых невозможно обеспечить безопасность рабо ты вертолетов. Кроме того, построенные сооружения должны обладать необходимой долговечностью, особенно в условиях вечномерзлых грунтов, чем характерен район строительства БАМа.
Книга написана: § 1—3 А. П. Бурдиным; предисловие, § 4—7 и 15 В. Е. Тригони; § 8— 12 Н. В. Свиридовым; § 13 совместно Н. В. Свиридовым и А. П. Бурдиным. Редакти рование книги выполнено В. Е. Тригони.
Глава I
ОБУСТРОЙСТВО АЭРОДРОМОВ И ПОСАДОЧНЫХ ПЛОЩАДОК
§ 1. Особенности летной работы вертолетов, определяющие требования к площадкам
В зависимости от размеров посадочных площадок и со стояния полос воздушных подходов к ним, а также темпе ратуры наружного воздуха, атмосферного давления, ско рости и направления ветра, влажности воздуха и полетно го веса вертолеты могут выполнять взлеты и посадки одним из следующих способов: по-вертолетному без исполь зования влияния воздушной подушки; по-вертолетному с использованием влияния воздушной подушки; по-само- летному.
При взлете по-вертолетному без использования влия ния воздушной подушки осуществляется отрыв и верти кальный подъем вертолета с выходом из зоны влияния воз душной подушки до высоты, обеспечивающей безопасный проход над препятствиями с превышением не менее 5 м, последующий переход на маршевый полет с набором высо ты. При взлете по-вертолетному с использованием влия ния воздушной подушки осуществляется отрыв и верти кальный подъем вертолета до высоты, обеспечивающей бе зопасный разгон в зоне влияния воздушной подушки. При взлете по-самолетному осуществляется разбег вертолета до скорости, обеспечивающей безопасный набор высоты.
Каждый из способов взлета и посадки вертолетов обла дает своими преимуществами и недостатками. Возможно сти вертолетов по грузоподъемности при различных спосо
5
бах взлета и посадки могут быть охарактеризованы сле дующим образом. Если грузоподъемность вертолета при взлете' по-вертолетному без использования влияния воз душной подушки принять за 100%, то при взлете по-вер толетному с использованием влияния воздушной подушки она может быть в 1,5, а при взлете по-самолетному — в 2 раза больше. Однако и требования, предъявляемые вер толетами к размерам посадочных площадок при различных способах взлета (посадки), существенно различаются.
Так, площадки для взлетов и посадок по-вертолетно му без использования влияния воздушной подушки могут иметь минимальные размеры, необходимые для обеспече ния безопасного приземления вертолета. Площадки для обеспечения взлетов и посадок по-вертолетному с использо ванием влияния воздушной подушки должны иметь боль шие размеры, так как требуется дополнительный участок для разгона или торможения вертолета у поверхности зем ли. Еще большие размеры должны иметь площадки для взлета и посадки по-самолетному, так как в этом случае нужна территория для разбега или пробега вертолета.
При взлете (посадке) по-самолетному или по-вертолет ному с использованием влияния воздушной подушки более жесткие требования предъявляются и к ограничению вы соты препятствий в районе посадочной площадки. Таким образом, от правильного выбора расчетного способа зави сит эффективность использования вертолета и необходи мые размеры посадочной площадки, а следовательно, и затраты на ее строительство.
Опыт эксплуатации вертолетов дает возможность реко мендовать некоторые положения, которыми следует руко водствоваться при выборе расчетного способа взлета вер толета. Выбор расчетного способа взлета вертолета обус ловлен видом выполняемых работ, объемом планируемых перевозок с данной площадки, местными условиями.
Па вертолетах могут производиться пассажирские, спе циальные и транспортные перевозки. Транспортные пере
6
возки в зависимости от габаритов груза или специфики строительно-монтажных работ осуществляют с размещени ем груза в грузовой кабине или на внешней подвеске.
Если при пассажирских, специальных и транспортных пе ревозках с размещением груза в грузовой кабине взлеты и посадки вертолета могут выполняться любым способом, то при полетах с грузом на внешней подвеске взлеты и посадки производятся только по-вертолетному без использования влияния воздушной подушки. Поэтому для посадочных площадок, предназначенных обеспечивать полеты вертоле тов с грузом на внешней подвеске, при любых объемах пе ревозок и в любых местных условиях расчетным способом взлета будет взлет по-вертолетному без использования влияния воздушной подушки.
При больших объемах перевозок расчетный способ взлета должен обеспечивать максимальную грузоподъем ность вертолета, которая достигается при полетах с мак симально допустимым полетным весом. Возможность взлета вертолета с максимальным весом тем или иным способом определяется местными расчетными условия ми, в основном высотой расположения посадочной пло щадки над уровнем моря и расчетной температурой на ружного воздуха. Для определения рационального спо соба взлета вертолета с максимально допустимым полет ным весом в различных местных условиях разработаны
графики, представленные |
на рис. 1. Расчетная |
темпера |
тура наружного воздуха определяется по формуле |
|
|
tp = |
1,08^з - 5 , 8 , |
(1) |
где /13 •— среднемесячная температура за многолетний период в 13 ч дня самого теплого месяца периоды исполь зования посадочной площадки.
Определение расчетного способа взлета с помощью гра фиков производится в следующей последователь
7
ности. По высоте рас |
||||
положения |
посадочной |
|||
площадки |
над |
уров |
||
нем моря |
(Я) |
и темпера |
||
туре |
113 на графике опре |
|||
деляется |
критериальная |
|||
точка. Если эта точка рас |
||||
положена |
выше |
верхней |
||
границы |
для |
соответст |
||
вующего |
типа |
вертолета, |
||
то |
принимается |
расчет |
||
ный |
способ взлета по-са- |
Рис. |
1. Графики |
для |
определения |
молетному. Если же |
эта |
|||||
расчетных |
способов |
взлета |
(посад- |
точка |
расположена |
над |
||||
. ки) |
вертолетов |
при |
больших |
|
объе |
нижней границей для со |
||||
мах |
перевозок: |
|
|
|
|
|
||||
----------- — |
верхняя |
граница |
для |
вертоле- |
ответствующего типа вер |
|||||
тов |
типа: |
|
|
|
Ми-8; |
5 — |
толета, |
то расчетный спо |
||
1 — Ми-2; 2 — Ми-4: 4 — |
||||||||||
М и -6;---------------- — |
нижняя граница |
для |
соб взлета принимают по- |
|||||||
вертолетов |
типа; 3 |
— |
Ми-2; |
6 — Ми-8; |
||||||
7 — Ми-4; |
8 — Ми-6 |
|
|
|
|
вертолетному без исполь |
зования влияния воздушной подушки. В случаях, когда критериальная точка рас положена между верхней и нижней границами, принимает ся расчетный способ взлета по-вертолетному с использова нием влияния воздушной подушки.
Пример. Определить расчетный способ взлета (посадки) вертоле тов Ми-2, Ми-6 и Ми-8 при высоте расположения посадочной пло щадки над уровнем моря 1250 м и /=5°С. По графику на рис. 1 на ходим критериальную точку А, соответствующую //= 1250 м и tiз= = 5°С. Для вертолета Ми-2 точка А расположена под нижней гра ницей, поэтому расчетным будет взлет по-вертолетному без использо вания влияния воздушной подушки. Для вертолета Ми-6 точка А расположена выше верхней границы, поэтому принимается расчетный способ взлета по-самолетному. Для вертолета Ми-8 точка А распо ложена между верхней и нижней границами. В этом случае целесо образен способ взлета по-вертолетному с использованием влияния воздушной подушки.
8
При небольших объемах перевозок выбранный рас четный способ взлета вертолетов на посадочной площад ке должен быть обоснован технико-экономическим рас четом, в котором должно быть произведено сравнение затрат на строительство посадочных площадок, рассчи танных на обеспечение различных способов взлета вер толетов и эксплуатационных затрат на перевозку задан ного объема грузов при различных способах взлета вер
толета. |
Методика |
расчета эксплуатационных |
затрат на |
||
перевозку |
грузов |
вертолетами приведена |
в |
брошюре |
|
В. А. |
Назарова |
[7]. За расчетный принимается тот |
|||
способ |
взлета, при котором получается минимальная |
||||
сумма строительных и эксплуатационных затрат. |
|
||||
§ 2. |
Элементы аэродромов и посадочных площадок, |
||||
их размеры и оборудование |
|
|
|||
Летная |
работа |
на вертолетах производится |
с аэро |
дромов и посадочных площадок. Аэродромы представля
ют собой специально подготовленные и |
оборудованные |
||||
участки местности |
для выполнения |
безопасного взлета |
|||
и посадки вертолетов, их размещения |
и |
технического |
|||
обслуживания. |
Посадочные площадки — это |
специально |
|||
подготовленные |
и |
оборудованные |
участки |
местности, |
предназначенные для выполнения безопасной летной ра боты вертолетов. Аэродромы и посадочные площадки могут быть постоянными и временными. Постоянные аэродромы и посадочные площадки имеют, как правило, стационарное оборудование и предназначены для дли тельной эксплуатации вертолетов. Временные аэродромы и посадочные площадки не имеют стационарного обору
дования |
и эксплуатируются |
в течение |
ограниченного |
||
срока (не более одного года). |
аэродромов |
и |
посадочных |
||
Основными элементами |
|||||
площадок |
являются летная полоса |
и полосы воздушных |
|||
подходов; |
аэродромы, кроме |
того, |
включают |
рулежные |
9