Файл: Басистов, М. А. Взрывные работы при сооружении земляного полотна железных дорог.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
В ПОМОЩЬ СТРОИТЕЛЯМ
БАМ______
М. А. БАСИСТОВ
ВЗРЫВНЫЕ РАБОТЫ ПРИ СООРУЖЕНИИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
МОСКВА, «ТРАНСПОРТ», 1975
6T1.1 |
ГОС.' ПУТТ. r |
\ я |
В Т |
|
Б27 |
||||
нау ч :,о-т7;>1 .^ческля; |
||||
УДК 625.122:$22.235И&.ПИОТС-CA |
СССР |
|
15~'Ц0£/6%(к_
Басистов М. А.
Б27 Взрывные работы при сооружении земляного по лотна железных дорог. М., «Транспорт», 1975.
96 с. с ил. («В помощь строителям БАМ»).
В брошюре излагаются вопросы взрывных работ при сооружении земляного полотна в условиях строительства БАМ. Приводятся основные
характеристики промышленных взрывчатых |
веществ |
и средств |
взрыва |
ния, способы взрывания зарядов, а также |
основные |
вопросы |
техники |
безопасности при выполнении взрывных работ.
Предназначена для рабочих-взрывников и может быть полезна ма
стерам |
и прорабам, ведущим взрывные работы. |
|
31802-175 |
(>Т1.1 |
|
Б 049(0 |
БЗ-40-22-75 |
|
1 )-7 5 |
|
4g) Издательство «Транспорт», 1975
ОТ АВТОРА
Развернутое |
строительство |
коммунизма |
в |
нашей |
стране требует |
рационального |
и равномерного |
размеще |
|
ния промышленности и транспорта, комплексного |
разви |
|||
тия различных |
районов. Строительство Байкало-Амур |
ской магистрали послужит новым, мощным толчком к ос воению огромного малоосвоенного района нашей страны. С вводом в строй этой магистрали появится возможность использовать имеющиеся запасы естественного сырья — угля, леса, железной руды, олова, меди, асбеста, цинка. Будет создан плацдарм для продвижения индустрии даль ше в районы Крайнего Севера, где сырьевые ресурсы еще только начинают осваиваться.
Трасса БАМ протяжением более 3000 км проходит по районам вековой тайги, пересекает сотни больших и ма лых рек, горные хребты и болота. Магистраль будет про ложена в исключительно трудных инженерно-геологиче ских условиях, в районах с повышенной сейсмичностью. Горные участки трассы сложены крепкими изверженными и осадочными породами — гранитами, гранодиоритами, гранитогнейсами, известняками и другими крепкими поро дами. Вечномерзлые грунты в районе строительства име ют включения крупнообломочного материала в виде галеч ника и валунов, которые сильно затрудняют их разра ботку.
При строительстве магистрали потребуется выполнить около 300 млн. м3 земляных работ. Более половины этого объема составят скальные и вечномерзлые грунты, тре-
3
бующие рыхления взрывным способом. Для обеспечения бесперебойной работы землеройно-транспортных машин ежегодно потребуется взрывать более 20 млн. м3 грунта.
Сроки, трудоемкость и себестоимость сооружения зем ляного полотна железной дороги во многом будут зави сеть от своевременного и качественного выполнения буро взрывных работ, эффективность которых зависит от внед рения передовой технологии, новой буровой техники, а также передовых методов организации труда.
При написании брошюры использован богатый опыт ведения буровзрывных работ в дорожном строительстве специализированными управлениями треста Трансвзрывпром Министерства транспортного строительства, учтены ценные замечания главного инженера треста Трансвзрывпром В. В. Груздева и заместителя начальника техниче ского отдела Главбамстроя А. К. Готгельфа, которым ав тор приносит свою благодарность.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Горные породы и их свойства
Наружная твердая часть земной коры сложена горными породами, состоящими из отдельных минералов или мине ральных частиц, связанных цементирующим веществом, такие породы называют с к а л ь н ы м и . Разработка скаль ных пород требует взрывного рыхления.
При оценке взрываемости горных пород и при установ лении параметров взрывных работ принимают во внима ние различные физико-механические свойства горных по род.
П р е д е л ь н а я п р о ч н о с т ь г о р н ы х п о р о д на раздавливание при одноосном сжатии характеризуется нагрузкой, при которой образец породы разрушается.
В зависимости от предельной прочности породы раз деляются на крепкие при сопротивлении раздавливанию от 1500 до 2000 кгс/см2; среднекрепкие при сопротивлении раздавливанию от 500 до 1500 кгс/см2 и слабые (некреп кие) при сопротивлении породы раздавливанию от 200 до
500 кгс/см2. |
горных пород |
характеризуется |
объем |
|||
П л о т н о с т ь |
||||||
ным весом (т. е. весом единицы |
объема), |
который |
для |
|||
скальных пород |
колеблется |
в |
пределах |
от |
1400 |
до |
2800 кг/м3. |
|
|
|
|
|
|
По степени выветриваемости горные породы разделя |
||||||
ют на слабовыветривающиеся |
и |
легковыветривающиеся. |
С учетом степени выветриваемости устанавливают крутизну откосов выемок, а также уточняют параметры взрывных ра бот.
5
В з р ы в а е м о с т ь характеризует степень сопротив ления горной породы разрушению ее силой взрыва. Взры ваемость породы зависит от природных ее свойств (крепо
сти, трещиноватости и т. |
д.). Показателем взрываемости |
|
является у д е л ь н ы й |
р а с х о д взрывчатых веществ (ВВ) |
|
на отрыв от массива 1 |
м3 |
породы и разрушение ее до за |
данных размеров. |
|
|
На качество дробления породы взрывом большое влия ние оказывает ее трещиноватость, которая характеризу
ется частотой и пространственным |
расположением |
тре |
||||
щин в массиве горной породы. |
различают |
породы |
||||
По степени т р е щ и н о в а т о с т и |
||||||
слаботрещиноватые |
(с расстоянием |
между |
отдельными |
|||
трещинами более |
1 м), |
среднетрещиноватые |
(расстояние |
|||
между трещинами 0,5—1 |
м) и сильнотрещиноватые |
(рас |
||||
стояние между трещинами менее 0,5 м). |
|
на |
дро- |
|||
Трещиноватость |
оказывает большое влияние |
бимость породы при взрыве: чем больше трещин в масси
ве, тем лучше дробление. |
горной породы |
влияют |
|
На характер |
дробления |
||
такие ее свойства, как вязкость, пористость и |
зерни |
||
стость. |
— это сопротивление пород силам, стремя |
||
В я з к о с т ь |
|||
щимся разъединить их частицы. |
Вязкость зависит |
от со |
става пород, формы и размеров слагающихся частиц и ко личества цементирующего вещества. Для разрушения вяз ких пород требуется увеличенный расход взрывчатых ве ществ.
П о д п о р и с т о с т ь ю понимают наличие многочис ленных мелких пустот в массиве горных пород. Чем боль ше таких пустот, тем выше пористость. Наличие пористо сти уменьшает сцепление частиц между собой и способст вует более мелкому разрушению породы взрывом.
З е р н и с т о с т ь определяется |
крупностью зерен, сла |
гающих породу. Мелкозернистые |
породы разрушаются |
труднее, чем крупнозернистые. |
|
6
Взрыв и взрывные работы |
|
В з р ы в о м называют чрезвычайно |
быстрое химиче |
ское превращение взрывчатых веществ, |
при котором вы |
деляется большое количество тепла и |
газов, способных |
производить механическую работу разрушения и переме щения окружающей среды.
Под в з р ы в а н и е м понимают процесс детонации за рядов ВВ в заданной последовательности способом, обес
печивающим полную безопасность |
этих |
работ. Д е т о н а |
ц и я — это распространение взрыва |
по |
взрывчатому ве |
ществу от начального импульса с определенной скоростью
называемой |
с к о р о с т ь ю д е т о н а ц и и . |
импульса — |
|||||
Различают несколько |
видов |
начального |
|||||
тепловой, |
механический |
и детонационный. |
Т е п л о в о й |
||||
и м п у л ь с |
может быть в виде пламени |
или |
снопа |
искр. |
|||
М е х а н и ч е с к и й |
и м п у л ь с — это воздействие на |
||||||
ВВ удара |
или трения. |
Д е т о н а ц и о н н ы й |
и м п у л ь с |
||||
может быть получен |
от |
мгновенного |
сильного |
толчка, |
|||
ударной волны или от взрыва другого заряда ВВ. |
|
||||||
Для протекания |
устойчивой |
детонации |
взрывчатое |
||||
вещество должно размещаться в зарядах |
диаметром |
||||||
больше критического. К р и т и ч е с к и й |
д и а м е т р —это |
минимальный диаметр заряда ВВ, при котором он спосо бен к устойчивой детонации без ее затухания. Критический
диаметр зависит от химического состава ВВ, физического состояния, крупности частиц, качества технологической обработки ВВ и условий взрыва.
В з р ы в н ы м и р а б о т а м и называют комплекс тех нологических процессов по заряжанию и забойке взрыв ных выработок, монтажу взрывных сетей и взрыванию.
П о д з а б о й к о й понимают процесс введения забоеч ного материала в зарядную камеру. Забойку производят для создания необходимого сопротивления выходу газов при взрыве.
7
Зарядные камеры и заряды |
|
|
|
Взрывное дробление |
скальных пород |
при разработке |
|
их землеройными средствами выполняют |
с помощью |
за |
|
рядов взрывчатых веществ, располагаемых в горных |
вы |
||
работках, называемых |
з а р я д н ы м и |
к а м е р а м и . |
В |
шпурах, скважинах и рукавах зарядной камерой служит их конечная (донная) часть.
С к в а ж и н о й называют искусственно выбуренное в горной породе цилиндрическое углубление диаметром бо лее 75 мм, глубиной до 5 м или другого диаметра глуби ной более 5 м.
Шп у р о м называют искусственно выбуренное в гор ной породе цилиндрическое углубление диаметром не более 75 мм и глубиной до 5 м.
Р у к а в о м |
называют горизонтальную или слегка на |
||
клонную горную выработку |
небольшого сечения, |
предна |
|
значенную для |
размещения |
в ее донной части заряда ВВ. |
|
З а р я д о м |
называют определенное количество |
взрыв |
чатого вещества, подготовленного к взрыву.
По форме заряды разделяют на сосредоточенные и уд линенные.
С о с р е д о т о ч е н н ы м и называют |
заряды, имеющие |
форму, близкую к шару или кубу. К |
сосредоточенным |
можно также отнести заряды в виде цилиндра, длина ко торых не превышает трех — пяти диаметров.
У д л и н е н н ы м и называют заряды, длина которых более трех — пяти диаметров. Удлиненные заряды бывают
сплошные и рассредоточенные. |
Р а с с р е д о т о ч е н н ы м |
||
называют заряд, части которого отделены |
друг от друга |
||
промежутками породы, |
воздуха |
и т. д. Заряд, не разде |
|
ленный промежутками, |
называют с пл о шным . |
||
В целях снижения затрат на взрывные работы приме |
|||
няют к о м б и н и р о в а н н ы е |
з а р я д ы , |
состоящие из |
|
нескольких сортов ВВ. |
|
|
|
8