Файл: Басистов, М. А. Взрывные работы при сооружении земляного полотна железных дорог.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а длина дублирующих ниток и ответвлений была одина­ ковой. Запрещается к сети из детонирующего шнура при­ креплять капсюли для усиления его детонации.

Соединение магистрального детонирующего шнура с капсюлем-детонатором зажигательной трубки или пиро­ техническим замедлителем КЗДШ, предназначенным для возбуждения детонации шнура, следует выполнять внак­ ладку на расстоянии 10—15 см от конца шнура. Иниции­ рование основной и дублирующей сетей необходимо произ­ водить от одного или нескольких детонаторов, связанных вместе.

Э л е к т р и ч е с к о е в з р ы в а н и е з а р я д о в .

Перед

выдачей электродетонаторов для работы следует

прове­

рить соответствие их сопротивлений пределам, указанным на этикетках упаковочной тары (за исключением ЭД, предназначенных для разделки негабаритов). При элект­

ровзрывании

необходимо

также

проверять

провода,

их изоляция не должна

иметь проколов и утолщений.

про­

Перед заряжанием

выработок

взрывник

должен

верить их состояние— глубину, обводненность и

т. д.

 

В период

проведения

электровзрывания

все

электри­

ческие установки

должны

быть

выключены

в

радиусе

опасной зоны с

момента

начала

монтажа взрывной

сети

и до конца

взрыва. Одним из основных требований

пра­

вил безопасности при электрическом взрывании является

необходимость замыкания

проводов электродетонаторов

накоротко до момента их

присоединения к

участковым

или концевым проводам

сети. Магистральные

провода

должны быть замкнуты накоротко до момента

их

присое­

динения к источнику тока. Ключи от взрывных машинок или ящиков с рубильниками в течение всего времени под­ готовительных работ и до момента взрыва должны нахо­ диться у руководителя взрывных работ или взрывника.

Электровзрывная сеть всегда должна быть двухпро­ водной, в качестве второго проводника запрещается ис­ пользовать воду, землю, трубы.

92


Для проверки электродетонаторов, а также для про­ верки сопротивления и исправности электровзрывной се­ ти следует применять предназначенные для этого прибо­ ры, которые дают в цепь ток не более 50 мА.

При применении детонаторов мгновенного действия выход взрывников из укрытия разрешается сразу же пос- ■ле взрыва и отсоединения магистральных проводов от ис­ точника тока. При применении электродетонаторов ко­ роткозамедленного действия выход из укрытия разре­ шается не ранее чем через 5 мин после отсоединения ма­ гистральных проводов от источника тока.

В случае отказа при электровзрывании взрывник дол­ жен отсоединить магистральные провода от источника тока, замкнуть их накоротко и выходить из укрытия не ранее чем через 5 мин при применении электродетонато­

ров мгновенного действия и не ранее чем через

15 мин

при применении электродетонаторов

короткозамедлен­

ного действия.

 

 

М е т о д н а р у ж н ы х з а р я д о в .

При этом

методе

заряды следует располагать так, чтобы при взрыве одного из них не было подрыва или разброса соседних. В случае когда необходимо взорвать группу близкорасположенных наружных зарядов, их взрывают электрическим способом или детонирующим шнуром. Нельзя взрывать наружные заряды без забойки. Запрещается закрывать их камнями, щебнем или другими тяжелыми предметами.

М е т о д с к в а ж

и н н ы х з а р я д о в . При этом методе

заряды разрешается

взрывать только детонирующим шну­

ром или электрическим способом. В период заряжания скважин необходимо не допускать натягивания электро­ проводов или детонирующего шнура в целях предохране­ ния их от обрыва. Опускать боевики в скважину разре­ шается только при помощи прочной веревки или шпагата, запрещено привязывать боевик к детонирующему шнуру или электропроводам.

93

Ме т о д к о т л о в ы х

з а р я д о в

и р у к а в о в -

При

взрывании этим методом

длина зажигательной трубки

должна быть не более 10

м. Заряды,

расположенные

на

глубине более 6 м, взрывают детонирующим шнуром или электрическим способом. Запрещается бросать боевик & скважину при ее простреливании. Новое заряжание сква­ жины аммиачно-селитренным ВВ разрешается произво­ дить не ранее чем через 15 мин. после ее прострела. Взры­ вание зарядов в скважинах глубиной более 9,5 м должно» производиться электрическим способом или детониру­ ющим шнуром.

ЛИКВИДАЦИЯ ОТКАЗОВ

При наличии отказов взрывник должен оградить опас­ ное место отличительными знаками (красный флаг, пла­ кат с надписью «Отказ» и т. п.). Ликвидацию отказов вовсех случаях производят под руководством лиц техниче­ ского надзора. В тех случаях когда произошел отказ, нельзя проводить вблизи отказавшего заряда никакие другие работы, кроме работ по ликвидации отказа. От­ казы наружных зарядов ликвидируют путем осторожного снятия части забоечного материала и помещения на за­ ряд боевика или зажигательной трубки с последующим восстановлением забойки и взрыванием.

Для ликвидации отказавших шпуровых' зарядов про­ водят параллельное бурение вспомогательных шпуров на расстоянии 30 см от отказавшего заряда. Во всех случаях

категорически запрещается

разбуривать нижнюю

часть

шпура — «стакан» (независимо от того, имеется ли

там

взрывчатое вещество

или

нет).

 

Для установления

направления бурения разрешается

удалить забоечный материал из ранее выбуренного шпура на длине 20 см от его устья. После пробуривания вспо-

94


могательного шнура на глубину не менее глубины зало­ жения отказавшего заряда его заряжают и взрывают.

Порядок ликвидации отказавших скважинных заря­ дов зависит от расположения и величины заряда. При от­ казе из-за нарушения внешней взрывной сети без умень­ шения прежней линии наименьшего сопротивления дела­ ют повторное взрывание скважин. При уменьшении вели­ чины линии наименьшего сопротивления после взрыва со­ седних скважин, вызвавшего увеличенный разлет кусков породы, взрывать отказавший заряд в скважине запреща­ ется.

Ликвидацию такого отказа производят одним из следу­ ющих способов:

производят параллельное бурение скважин на рассто­ янии 3 м от отказавшейся скважины с последующим взрыванием в них зарядов ВВ;

разбирают породу в месте нахождения скважины с от­ казавшим зарядом (при бескапсюльном взрывании раз­ борку породы вблизи отказавшихся зарядов можно про­ изводить экскаватором);

вскрывают скважину путем ее обуривания и взрывания шпуровых зарядов, располагаемых не ближе 1 м от этой скважины.

Если в отказавшем заряде имелись электродетопаторы, найденные провода от них должны быть немедленно замкнуты накоротко.

После ликвидации отказа взрывник тщательно осмат­ ривает взорванную породу, собирает все обнаруженные остатки ВМ отказавшего заряда и подает сигнал отбоя.

О Г Л А В Л Е Н И Е

От автора ..........................................................

 

 

 

 

3

Основные понятия

...................................

 

 

.

5

Действие взрыва на окружающую среду

9

Промышленные взрывчатые вещества . .

11

Средства

взрывания..........................................

 

 

 

20

Источники тока для электрического взрывания

29

Контрольно-измерительная аппаратура . .

33

Способы

взрывания

зарядов .

. .

.

37

Управление действием

взрыва зарядов ВВ .

46

Особенности ведения буровзрывных работ

 

60

в условиях строительства БАМ

. . .

Организация буровзрывных работ при образо­

66

вании скальных выемок...................................

 

со­

Виды взрывных работ, выполняемых при

70

оружении земляного

полотна . . . .

 

Методы взрывных работ и технология их про­

72

изводства ........................................................

 

ведения

взрывных

Организация безопасного

82

р а б о т

...............................................................

 

 

 

 

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ БАСИСТОВ

 

 

ВЗРЫВНЫЕ РАБОТЫ ПРИ

СООРУЖЕНИИ

 

 

ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

 

 

Редактор

Т. п . С оловьева

 

 

 

 

Обложка

художника Г.

П.

К азаковцева

 

 

 

Технический редактор Л . А . Усенко

 

 

 

Корректор

Л. А . Петрова

 

 

 

 

Сдано в набор 3/VII 1975 г. Подписано к печати 5/1X 1975 г Бумага 70ХЮ8Уз2, типографская № 1. Печатных листов 3 '(условных 4,2). Учетно-изд. листов 4,31. Тираж 4000. Т15509. Изд. № 1-3-3/3 № 8078. Зак. тип. 5028. Цена 17 коп.

Изд-во «ТРАНСПОРТ», Москва, Басманный туп., 6а

г. Куйбышев, проспект Карла Маркса, 201. Типография изд-ва «Волжская коммуна»


ИЗДАТЕЛЬСТВО «ТРАНСПОРТ» ВЫПУСКАЕТ СЕРИЮ КНИГ «В ПОМОЩЬ СТРОИТЕЛЯМ БАМ»

ИМЕЮТСЯ В ПРОДАЖЕ КНИГИ:

АНИКИН Н. И. Стройка века. 1974. 45 с. 9 к. ЖУКОВСКИЙ А. И., РЕДЬКО В. П. Оплата труда в

транспортном строительстве. 1974. 79 с. 15 к. ЛАВРЕНТЬЕВ В. Б. Вождение автомобилей высокой про­

ходимости. 1974. 91 с. 18 к.

ИВАНОВ В. А. Машина двухбаровая для резки мерзлого грунта. (Модель БМРМГ). 1975. 47 с. 8 к.

НАЗАРОВ В. А. Вертолеты на Байкало-Амурской маги­ страли. 1975. 71 с. T9 к.

ФЕДОТОВ В. П. Водоснабжение и канализация на Бай­ кало-Амурской магистрали. 1975. 80 с. 15 к.

ПРОДАЖА ПРОИЗВОДИТСЯ

отделениями издательства «Транспорт» при управлениях железйых дорог, киоскерами, книгоношами на предприятиях, центральным магазином «Транспортная книга» (107078, Моск­ ва, Б-78, Садово-Спасская, 21). Заказать литературу можно также в отделе книжной торговли издательства (103092, Мо­ сква, К-92, ул. Сретенка, 27/29).

По желанию покупателей литература высылается по поч­ те наложенным платежом.