Файл: Юдович, Ю. Б. Техника промысла кошельковыми неводами.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
облова: в процессе кошелькования подбора как бы уко рачивается, ячеи вытягиваются и высота невода увели чивается.
Тем не менее экспериментальные данные свидетель ствуют, что снижение скорости кошелькования ниже 30—35 м/мин не приводит к существенному увеличению рабочей высоты невода (т. е. глубины облова). Это про исходит потому, что одновременно с увеличением высо ты невода происходит подъем нижней подборы.
Если скорость кошелькования составляет 30—35 м/мин, выбирают линь за один конец или поочередно за оба. Чтобы удержать судно рабочим бортом на ветер во время кошелькования, руль перекладывают на нера бочий борт и на несколько секунд пускают двигатель попеременно на передний и задний ход, однако такой способ удержания судна может привести к намотке дели на винт, поэтому более рационально для разворота суд на в нужное положение использовать мотодори.
При подходе к блоку точки соединения линя с пере ходным концом лебедка стопорится. К пятному урезу крепят вспомогательный трос длиной 25—30 м, заведен ный через киповую планку на шпиль. Затем отсоединя ют пятной урез и выбирают его на шпиль. После под хода стопорного кольца с вертлюгом к траловой дуге левый барабан лебедки стопорят и выводят из зацепле ния, а дальнейшее кошелькование ведут за бежной ко нец стяжного линя.
Кошелькование заканчивается с подходом стяжных колец к борту судна, после чего начинается подготовка к выборке невода.
Кольца снимают со стяжного троса, переносят на проводник, протянутый к корме судна, и по нему пере мещают кольца к неводной площадке. На кольцах, сня тых с проводника, закрывают замок и кладут их в жгут
5 2
невода, идущий в силовой блок. В начале выборки нево да его жгут вспомогательным концом заводится в сило вые блоки.
На судах СРТ-Р применяются два силовых блока: один для тяги невода, второй — для механизации его укладки. Второй блок в процессе выборки жгута невода перемещается от носовой к кормовой части неводной площадки.
Стяжные кольца в процессе выборки невода нани зывают на кронштейн. Верхнюю подбору укладывают вдоль левого, а нижнюю — вдоль правого борта. Выби рают невод со скоростью 12—14 м/мин. В штилевую по году скорость выборки увеличивают.
Когда в воде остается 3—4 части невода (150—200ж), начинается подготовка к вылнвке улова. Пятной урез обносится за бортом, заводится в мальгоггер и подается на шпиль, с помощью которого к мальгоггеру подтяги вается пятной кляч. Концевой огон кляча крепят к ноку поворотного выстрела, расположенного на фальшборте у носовой траловой дуги. Затем с помощью бокового стяжного троса выбирают пятной кляч невода и крепят боковые стяжные кольца на выстрел, который потом раз ворачивают перпендикулярно к борту. Бежной конец сливной части крепят к шкентелю грузовой стрелы, рас положенной на рубке, и немного приподнимают из воды. Дальнейшая подсушка дели осуществляется обычно
вручную.
Если промысел ведут в зоне, где вертикальный тем пературный градиент очень велик, подсушивать невод нужно с большой осторожностью, выбирать лишь сла бину дели и, если рыба препятствует дальнейшей под сушке, использовать для выливки каплер на длинном шкентеле или нарастить всасывающий шланг рыбона соса.
53
Техника кошелькового лова с двух судов сложнее, чем с одного. Обычно эта схема лова применяется на малых судах — мотодори, мотолодках, когда невод необ ходимых размеров нельзя разместить на одном таком судне.
Мотодори во время поисков рыбы находятся на бор ту судна-базы. Их спускают на воду, когда косяк рыбы найден. Мотодори швартуются рабочими бортами (ра бочий борт одной дори — правый, другой — левый). На каждую дори набирают половину невода, проводят стяжной линь через кольца и соединяют его ветви. За мет всегда делают «по ветру», чтобы к концу замета судно дрейфовало от невода.
Если облавливают ходовой косяк, то невод выметы вают на пути его движения, окружая косяк с двух сто рон. Учет направления ветра здесь не так важен, по скольку дрейф мотодори невелик и, кроме того, суднобаза может вывести дори из невода. К концу замета мотодори швартуются и кошелькуют невод. После того как нижняя подбора поднята, на дори выбирают и укла дывают крылья невода. После подсушки сливной части судно-база подходит к неводу и принимает на борт верх нюю подбору. Рыбу выливают на судно-базу. Неводы для лова — с двух судов симметричные. Сливная часть у них находится в центре невода.
Основной недостаток лова с двух судов — это невоз можность работы в свежую погоду, так как во время выборки невода и выхода на замет дори испытывают значительные удары в борта. Кроме того, невозможно использовать большие неводы, затруднено согласован ное маневрирование. Лов по двухботной схеме не по лучил широкого развития в океаническом рыболовстве.
54
АВАРИЙНЫЕ СЛУЧАИ НА КОШЕЛЬКОВОМ ЛОВЕ
К аварийным случаям относятся все неполадки в ра боте с неводом, вызывающие частичную или полную по терю улова или повреждение невода. Наиболее частыми случаями аварий являются затягивание дели в кольца, порывы дели, обрывы приухов невода, стяжного линя, подбор. Реже наблюдаются объячеивание рыбы в неводе и перенос судна через верхнюю подбору.
З а т я г и в а н и е д е л и в с т я ж н ы е к о л ь ц а характерно при работе с неводами прямоугольной фор мы, имеющими высокие клячевые части. В процессе кошелькования стяжной линь вместе с нижней подборой клячевых частей поднимается, провисающие участки де ли захватываются стяжным линем и затягиваются в кольца.
Затягивание дели в кольца может произойти, если дель нижней части невода посажена на пожилины с большой слабиной или если соседние части невода силь но отличаются по высоте.
При попадании дели в кольца стяжной линь закли нивается в них и приводит в движение всю стенку не вода. Нагрузка на лебедку резко возрастает. Заметив, что дель затянута в кольца, можно продолжать кошелькование на пониженной скорости за второй конец линя. Если же дель втянута в кольца у обоих крыльев невода, кошелькование прекращают и выбирают невод вместе со стяжным линем, распутывают дель, попавшую в коль ца, и готовят невод к новому замету. Чтобы избежать затягивания дели в кольца, необходимо одновременно с выборкой стяжного линя втугую выбирать боковые стяжные лини, а кошелькование в течение 2—3 минут вести с малой скоростью.
55
Если нижние участки сливной части не имеют боль шой слабины, то дель реже затягивается в кольца. Рассматриваемые аварийные случаи крайне редки при эксплуатации неводов со скошенными крыльями, имею щими невысокие клячевые части.
П о р ы в ы д е л и и р а з р ы в ы ч а с т е й наиболее часто происходят в нижних участках невода, когда гру зила насажены на веревку, прикрепленную к нижней подборе. В процессе эксплуатации невода веревка вытя гивается, грузила провисают и, проскальзывая через несколько слоев дели набранного на площадке невода, рвут ее при замете. Для снижения числа аварий такого рода нужно грузила садить на нижнюю подбору или применять для нижней опушки мелкоячейную дель.
Другой причиной порывов являются выступающие детали на подводной части судна. Особенно сильными бывают порывы дели, если нарушены сварные швы бор товых килей.
Верхние участки дели невода и особенно верхняя опушка подвергаются интенсивному износу, если невод оснащен прямоугольными наплавами, за углы которых легко цепляется дель, прижимается ими к ребрам сило вых блоков и истирается. Для устранения порывов верх них участков дели необходимо оснащать невод литыми пенопластовыми наплавами, имеющими форму эллип соидов, или цилиндрическими наплавами со скруглен ными торцами.
Сильные порывы дели невода иногда происходят при больших уловах, когда выливка идет медленно и рыба «залегает». Если промысел ведется зимой или ран ней весной, когда верхние слои воды сильно охлаждены, закольцованная в неводе рыба препятствует подсушива нию дели и старается удерживаться на глубине, в зоне благоприятных для нее температур. Давление рыбы на
56
невод бывает настолько велико, что крен сейнера до стигает 10—12°. Вести вылнвку в таких случаях нужно с большой глубины насосом или каплером на длинном шкентеле. Выбирая район лова, необходимо учитывать распределение температуры воды по вертикали и рабо тать там, где перепад температур минимален.
О т р ы в ч а с т е й д р у г от д р у г а происходит, если они соединены сеточником из растительных мате риалов. Сеточник из-за бактериального износа теряет прочность значительно быстрее дели и других деталей невода. В южных широтах имели место случаи, когда части невода, сошворенного растительным сеточником, после 1—2 месяцев работы отрывались одна от другой. Чтобы избежать этого, соединять части невода нужно
капроновым |
сеточником. |
О б р ы в |
п р и у х о в и п о д б о р н е в о д а может |
происходить в тех случаях, когда клячи при замете не сведены и судно сводит их, подрабатывая главным дви гателем. Особенно часто рвутся приухи верхней подбо ры невода, испытывающие большие динамические на грузки. Для устранения подобных аварий приухи и 10—20 м концевых частей верхней подборы необходи мо делать из более прочного троса.
П е р е н о с с у д н а ч е р е з в е р х н ю ю п о д б о р у происходит при ошибке в выборе исходной точки заме та, когда к его окончанию судно оказывается с навет ренной стороны невода. Иногда замет начинается не во время из-за того, что сброшенный участок невода бук сируется за судном жгутом, не расправляясь, и невод не сходит с площадки. Последствия переноса судна че рез подбору невода бывают очень тяжелыми, поэтому, заметив, что невод начал сходить с площадки не вовре мя, замет обычно прекращают и выметанную часть не вода выбирают. Если с площадки сошла значительная
5 7
часть невода, замет заканчивают, кошелькуют и выби рают невод с возможно большей скоростью, а при под ходе к верхней подборе невода, поднимают ее на борт.
О п р о к и д ы в а н и е шл ю п к и бывает при резком повороте судна сразу же после ее отдачи. В связи с освоением бесшлюпочных заметов число таких аварий ных случаев резко сократилось.
О б ъ я ч е и в а н и е р ыб ы в неводе наблюдается при работе в районах, где, кроме косяков взрослой ры бы, встречаются косяки молоди (или косяки мелкой непромысловой рыбы). Обметав неводом стаю мелкой рыбы, которая может объячеиваться в сетном полотне, стараются выпустить ее до того, как рыба начнет актив но искать выход из невода и объячеиваться. Отдельные случаи обмета крупных косяков мелкой сардины и сель ди приводили к массовому объячеиванию рыбы. Сопро тивление и вес такого невода возрастают настолько, что работать им становится невозможно. Приходится затра чивать много времени на переборку невода и отцепку рыбы или уходить с промысла.
|
|
|
Л И Т Е Р А Т У Р А |
|
|
А н д р е е в |
Н. Н. |
Некоторые вопросы проектирования кошель |
|||
ковых неводов. Труды ВНИРО, т. 47. М., |
1962. |
|
|||
Б а р а н о в |
Ю. |
Б. |
Постройка и |
эксплуатация кошельковых |
|
неводов. Хабаровск, Хабаровское кн. изд-во, 1956. |
сельди. Петроза |
||||
В и н о г р а д о в |
Н. |
Н. Кошельковый лов |
|||
водск, 1955. |
В. Н. |
Лов сельди с океанских |
сейнеров. Южно- |
||
Ги р е н к о |
|||||
Сахалинск, Сахалинское кн. изд-во, 1967. |
М., О х р я м к и н Д. Д. |
||||
П е т р о в П. Г., |
К у л и ч к о в Г. |
Промысел рыбы кошельковыми неводами. Рига, изд-во «Звайгзне», 1968.
58
Т о р б а н |
С. |
С- |
Механизация выборки кошельковых неводов. |
||||||||||
М., «Пищевая промышленность», 1968. |
|
|
М., |
Пище- |
|||||||||
|
Ух о в |
|
Г. И. |
Рыбная промышленность Исландии. |
|||||||||
промиздат, |
1965. |
А. |
Л. Взаимосвязь и взаимодействие орудий лова |
||||||||||
|
Ф р и д м а н |
||||||||||||
и промысловых судов. Калининград, |
1963. |
Промысловая разведка ры |
|||||||||||
|
Юд о в и ч Ю. |
Б., Б ар ал |
А. |
А. |
|||||||||
бы. М., Пищепромиздаг, 1968. |
|
|
|
р ы б в т у з а , |
т. |
XXI, |
|||||||
|
Т р у д ы К а л и н и н г р а д с к о г о |
||||||||||||
Калининград, |
1969. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
И н с т р у к ц и я по п о с т р о й к е « э к с п л у а т а ц и и |
||||||||||||
к о ш е л ь к о в ы х |
н е в о д о в . |
Таллинская БОРФ, 1967. |
|
|
|||||||||
П е р е о б о р у д о в а н и е |
CP Т-Р |
типа «Океан» д л я |
|||||||||||
к о ш е л ь к о в о г о |
л о в а |
с |
кормы. |
НТИ ВНИРО, т. 3, 1966. |
|||||||||
вый |
Р а з в и в а т ь и с о в е р ш е н с т в о в а т ь к о ш е л ь к о |
||||||||||||
п р о м ы с е л |
рыбы. М., |
Пищепромиздат, |
1965. |
|
|
||||||||
ции |
М а т е р и а л ы |
III научи о-т е хн и ч е с к о й к о н ф е р е н |
|||||||||||
по |
р а з в и т и ю |
фл о т а |
р ыб н о й п р о м ы ш л е н н о |
||||||||||
сти |
и п р о м ы ш л е н н о г о |
р ы б о л о в с т в а |
с о ц и а л и с т и |
||||||||||
че с к и х стран. |
М.—Л., |
«Судостроение», 1968. |
|
|
|