Файл: Юдович, Ю. Б. Техника промысла кошельковыми неводами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. И. Схема на­ водки на косяки:

1 — поисковое судно:

2 — промысловое суд­ но; 3 — непромысло­ вый косяк; 4 — точка

замета

быть проложен вдоль этой полосы. Расстояние между галсами при наводке обычно не превышает дальности действия гидролокатора. При большом скоплении судов или в условиях, неблагоприятных для гидроакустиче­ ских наблюдений, ограничивают дальность действия ло­ катора или диапазон угла наблюдения. Обычно наводка с судов осуществляется, когда косяки находятся близко от поверхности.

44

Поисковое судно пересекает косяки малым или сред­ ним ходом. После прохода и сброса буя ход доводят до полного, однако это часто приводит к погружению или смещению косяка и снижению улова. Обычно буй сбра­ сывают в тот момент, когда судно проходит над цент­ ром косяка. Если последний расположен на значитель­ ной глубине, замет с центром у буя дает снижение улова, так как при кошельковании нижняя подбора при­ поднимается и часть косяка остается необловленной. Для полного облова косяка буй целесообразно сбрасы­ вать у его наветренной кромки (рис. 12).

а

5

Рис. 12. Схема обмета косяка неводом:

а — правильно; б — неправильно.

Если облавливают косяк рыбы на поверхности, то и тут замет нужно производить так, чтобы расстояние' между судном и косяком было значительно больше рас­

.45

стояния между косяком и стенкой невода. В процессе кошелькования судно движется к центру замета и косяк рыбы может уйти под нижнюю подбору. На рис. 13 приводится график, построенный инженером Н. Н. Вино­ градовым по экспериментальным данным, который ил­ люстрирует процесс движения стены невода и судна при кошельковании. Иногда следует сбрасывать два буя — в начале и конце косяка.

Прицельная наводка сейнеров на подвижные косяки, которые погружаются или смещаются в сторону от иду­ щего судна, проходит менее успешно, так как трудно определять направление и скорость перемещения рыбы под водой. Удачными оказываются прицельные заметы, когда невод выметывается на такой дистанции от кром­ ки косяка, что косяк не меняет своего положения, ди­ станция выдерживается с помощью гидролокатора и выбирается так, чтобы рыба не пугалась шума.

Наводка судов на косяки рыбы — важная задача про­ мысловой разведки. Обычно вылов рыбы судами, обес­ печенными наводкой, возрастает в два-пять раз. Данные об уловах по наводке обрабатываются на поисковом судне и используются для прогнозирования суточных уловов, стойкости скопления. В первую очередь обраба­ тываются данные о количестве результативных уловов, плотности рыбы в косяке, размерном составе уловов, стадии зрелости, жирности рыбы. Наводить суда на ко­ сяки можно не только с судна, но и с самолета. Обслу­ живание промысла авиаразведкой особенно эффективно в прибрежных районах, где имеются аэродромы. При экспедиционном кошельковом лове вдали от берегов для авианаблюдений используют вертолеты, базирую­ щиеся на плавучих базах.

46


 

 

 

 

положение судна &отдельные

 

 

 

 

моменты ношельнооания

О

1 1 1 I

I I > I

100 90 80

ТО 6Q

 

 

ш

 

<0 5ЯЪ Z

1 нопрйЬление дбимени»

111

i <

 

го

’ | V'

 

390 -220-150

• „

судна

‘.'Л У - у Щ

р >

0 аремя о секундах

зо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« о № °Ь % - 40

 

 

 

 

 

 

банид 50

1— & — «5-йо-Ао-йб-А) - ж

- зЬк- h o - бремя Ьсекундах, спитаЯ1

 

м-сщюсто

46% , >ц— 28^н,« -и 001 начала

коиелькоосиОHU9

1 кошельков

Рис. 13. Положение нижней подборы невода в процессе кошелькования:

2—10положение центра нижней подборы невода при изменении ее глубины на 5 м


ТЕХНИКА ПРОМЫСЛА КОШЕЛЬКОВЫМ НЕВОДОМ

Обнаружив косяк рыбы, производят замет — выме­ тывают невод вокруг косяка. Исходное положение вы­ бирают так, чтобы судно к концу замета располагалось рабочим бортом на ветер. Схемы заметов показаны на рис. 14. Когда имеется течение, захватывающее слои

косяк

Рис. 14. Схема заметов:

п — косяки рыбы

на

поверхности; б — косяк

рыбы на глубине (дистанция

между неводом

и

косяком выдерживается

с помощью гидролокатора)

воды, где ведется лов, то судно с неводом сплывает по течению и может пройти мимо косяка раньше, чем ниж­ няя подбора успеет погрузиться на нужную глубину. Если невод, выметанный вокруг косяка, сплывает в его сторону воротами, то улов снижается или полностью от­ сутствует. Поэтому при сильном течении выметывать невод необходимо так, чтобы он после погружения сплы­ вал в сторону косяка не воротами, а стенкой. Ночью замет делают, максимально затемнив судовое освеще­

48

ние, так как косяк рыбы, попав в освещенную зону, может погрузиться.

Во время замета на палубе освещают рабочие ме­ ста (пульт, лебедки, площадку и т. д.), причем все све­ тильники нужно снабжать ограничительными козырь­ ками.

На судах СРТ-Р, работающих по схеме бесшлюпочного замета, к неводу крепят концевой буй, снабженный электрической батарейкой и лампочкой. По команде ка­ питана буй сбрасывают в воду и травят переходной ко­ нец и пятной урез. Одновременно травится проводник стяжного троса. В точке, исходной для выметки невода в воду, сбрасывают концевую часть пятного крыла, кото­ рая в виде жгута подвешена на кормовой кранбалке с помощью глаголь-гака. Дель крыла расправляется в во­ де, и невод начинает сходить с площадки. Одновременно растормаживаются вьюшка стяжного троса и левый ба­ рабан траловой лебедки, на котором находится провод­ ник. Проводник травится до середины замета, после чего начинается его выборка. Когда до буя остается 100—150 ж, ход судна сбавляют, а за 30—50 м стопорят машину. К бую судно подходит по инерции, оставляя его со сто­ роны нерабочего борта, с тем чтобы не сдрейфовать мимо буя. Стяжной трос, сойдя с вьюшки, своим сто­ порным кольцом захватывает кольцо вытяжного линя, набранного на правый барабан лебедки. Концевой буй подбирают на судно и отсоединяют, а переходной конец соединяется с вытяжным, проведенным через палубные направляющие роульсы.

При облове косяков, находящихся на поверхности, кошелькование начинают сразу же по окончании замета и выполнения подготовительных операций. Скорость вы­ борки линя в начале кошелькования в этом случае до­ водится до 100—120 м/мин. Линь выбирают за оба кон­

4 9



ца. По мере увеличения натяжения стяжного линя ско­ рость выборки уменьшают до 40—50 м1мин, а к концу кошелькования, при подъеме колец и нижней подборы, скорость минимальна.

При облове косяков, расположенных на значитель­ ной глубине, кошелькование начинают спустя 5—15 ми­ нут после окончания замета. Этот промежуток времени, называемый выдержкой, необходим для погружения нижней подборы невода на глубину основания косяка или на глубину, равную высоте невода в посадке. После этого начинают кошелькование невода.

Погружение стенки невода происходит со скоростью 10—15 м/мин. Столь медленное погружение объясняется тем, что стяжной линь вытравливается без слабины и замедляет погружение невода. Снижают скорость по­ гружения невода также течение, дрейф судна. Чтобы увеличить скорость погружения невода, увеличивают его загрузку. Необходимое время выдержки и скорость кошелькования можно определить по автограммам по­ гружения нижней подборы и ее движения в процессе кошелькования. На рис. 15 показана автограмма, полу­ ченная В. Н. Гиренко при заметах высокостенных не­ водов. Анализ большого числа автограмм позволяет сделать вывод: чтобы нижняя подбора при кошельковании шла глубоко, скорость кошелькования не должна превышать 30—35 м/мин. При этой скорости нижняя подбора движется глубоко и высота стенки невода используется наиболее рационально.

В некоторых случаях выдержку значительно увели­ чивают, чтобы добиться погружения невода на глубину, превышающую его высоту в посадке. С этой же целью иногда ведут кошелькование с остановками лебедки, чтобы использовать особенность кошелькового невода, менять высоту в процессе работы, увеличить глубину

50

бремя погружения нижней подборы, 6 мин

шлна Ьыбранного участка стяжного троса Ь

г

Рис. 15. Графики движения нижней подборы неводов (сплошная линия — траектория движения центральной части нижней подборы; горизонтальная пунктирная — высота невода в посадке);

а — невод длиной 500 м, высотой 93 м, загрузка — 2,3 кг/пог. м (пунктирной линией показана траектория движения нижней под­ боры сливной части); б — тот же невод (пунктирная линия — траектория движения нижней подборы третьей части); в, г — невод длиной 550 м, высотой 120 м, загрузка 3,2 кг/пог. м

(пунктиром показана траектория бежной части)