Файл: Рузов, Л. Я. Научная информация и общественные науки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вующего семинара по прогнозированию в обла­

сти общественных наук. Столь большое внимание

к этому вопросу объясняется в первую очередь

тем, что «современный прогноз позволяет вовре­

мя направить соответствующие усилия и ресур­

сы на решение наиболее актуальных проблем

обоснованной перспективы развития» 97. Правильное определение направления разви­

тия информационной деятельности оказывает

серьезное влияние на разработку методики со­

здания вторичной информации. Это может быть

достигнуто лишь на основе учета ведущих тен­

денций развития науки, глубокого и всесторон­ него изучения интересов потребителя, выявления информационных связей и информационной

обеспеченности конкретных отраслей науки. Вы­ полнение этой работы в объеме, способном пред­

ставить практический

материал для качествен­

ных преобразований

научно-информационной

деятельности, требует

совместных усилий раз­

личных научно-информационных служб.

В нашей стране в 1965 г. был основан коми­ тет, носящий название «Исследование теоретиче­ ских основ научной информации». Его основной задачей является координация исследований по

теоретическим основам

информатики,

которые

ведутся в разных

странах — членах Междуна­

родной федерации

по

документации

(М Ф Д /

ТОЙ).

 

 

 

Секретариатом комитета издан сборник ста­ тей, в которых рассматриваются наиболее общие закономерности, лежащие в основе научно-ин­

97 Е. В. Б у р л я ц к и й, Л. П. С м и р н о в . Систем­ ный подход к научно-техническому прогнозированию.— «Науковедение и информатика». Вып. 2. Киев, 1970,

с. 46.

75


формационной деятельности9S. В них отмеча­

лось, что без научной организации управления

процессами информационного обслуживания уже

невозможно успешно вести работу. «Всякий не­

посредственно общественный или совместный

труд...,— писал К. Маркс,— нуждается в боль­

шей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивиду­

альными работами и выполняет общие функции,

возникающие из движения всего производствен­

ного организма в отличие от движения его само­

стоятельных органов. Отдельный скрипач сам

управляет собой, оркестр нуждается в дири­ жере»9899.

Обязательным требованием, стоящим перед

координационными службами, надо считать не­ обходимость ограничения многообразия методов, используемых при решении однотипных задач, установление оптимальных параметров докумен­ тов, методов, средств и других элементов инфор­

мационной системы, их фиксацию в нормативных

документах, имеющих обязательную силу. Эта проблема может быть решена только на основе стандартизации.

Однако если проблемы стандартизации в области технической информации достаточно изу­

чены, то в информационных процессах примени­

тельно к области общественных наук они требу­

ют специальной разработки.

Сейчас можно выделить по крайней мере три основных направления научно-информационной деятельности: 1) комплектование, хранение и

подготовка экспресс-информации, библиографи­

98

Теоретические проблемы информатики. М.,

1968.

99

К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с. Соч., т. 23,

с. 342.

76

ческих бюллетеней (отраслевых, тематических,

страноведческих) и информационных карточек;

2) переводы с иностранных языков, научно-рефе­

ративная продукция и выдача научно-информа­ ционных фактографических справок; 3) состав­

ление научно-аналитических обзоров. Решение

этих вопросов невозможно без обобщения практи­

ческого опыта информационной работы специаль­

ных и универсальных библиотек, а также респуб­

ликанских научно-информационных центров в области общественных наук.

Комплексное научно-информационное обеспе­

чение далеко выходит за рамки обычной библио­

течно-библиографической работы. В связи с

этим некоторые представители информатики

пытались игнорировать опыт, накопленный биб­ лиотечными информационными службами, остав­ ляя за ними лишь пассивную функцию хранения произведений печати. Со временем у многих биб­ лиотековедов и специалистов по информатике

произошла известная эволюция взглядов. Так,

Джесси Шира в 1962 г. утверждал, что инфор­ матику (документацию) можно рассматривать как теорию библиотечного дела. В 1968 г. он опубликовал статью, в которой признал ограни­

ченность данных ранее определений и подчерк­

нул самостоятельность библиотековедения и ин­ форматики как научных дисциплин 10°.

Отмечая наличие самостоятельных предметов исследования информатики и библиотековедения,01

100 Д ж. Ш и р а. Шагать в ногу со временем!— «Бюл­ летень ЮНЕСКО для библиотек», 1962, № 2, с. 68— 86; Д ж. Ш и р а . Библиотечное дело, документация н информационная наука.— «Бюллетень ЮНЕСКО для библиотек», 1968, № 2, с. 58—65.

77


необходимо учитывать процесс интеграции, взаи­

мопроникновения и взаимодействия отдельных

отраслей знания. Именно на стыке наук возника­ ют наиболее перспективные направления. Не

случайно сессия Международной

федерации

библиотечных ассоциаций (И Ф Л А ),

проведен­

ная в Гааге 11— 17 сентября 1966 г.,

была по­

священа проблеме «Библиотека и информация».

Совместное совещание руководства Междуна­ родной федерации по документации (Ф И Д ) и

руководства И ФЛА , состоявшееся в то же вре­

мя, свидетельствовало о стремлении этих органи­ заций уточнить функции библиотек и информа­

ционных центров, координировать их деятель­

ность.

В начале 60-х годов группой сотрудников ВИНИТИ, работавшей под руководством про­ фессора А. И. Михайлова, был проведен ряд исследований, касающихся научной информации

как самостоятельной области научной деятельно­

сти, ее предмета, задач и научных основ 101. Но эта проблема в основном рассматривалась в пла­

не развития научно-технической информации.

Что касается научно-информационной работы в области общественных наук, то здесь, как прави­ ло, речь шла о совершенствовании информаци­ онной деятельности библиотек.

Конечно, функции библиотеки как культур­

но-просветительного учреждения для широких

слоев читателя и в настоящем времени, и в обо­

зримом будущем неосуществимы без применения

картотечных

систем информационного

поиска.

101 См.: А. И.

М и х а й л о в ,

А. И. Ч е р н ы й ,

Р. С.

Г и-

л я р с в с к и й . Основы

научной информации.

М.,

1965.

 

 

 

 

78


Но деятельность научно-информационных цен­

тров направлена на удовлетворение потребителя

(понятие более узкое, чем читатель). Поэтому в

данном случае интересы и требования читателя и

потребителя не совпадают. Следовательно, они

должны удовлетворяться различными информа­

ционно-поисковыми системами.

Однако до настоящего времени из-за несо­ гласованности в деятельности этих организаций

наблюдаются элементы дублирования в инфор­

мационном обслуживании. Так, одной из форм

справочно-библиографической работы библиотек

Белоруссии является групповая и индивидуаль­

ная информация ведущих специалистов. Но От­

дел научной информации по общественным нау­

кам АН БССР также выполняет подобную рабо­

ту. Такой параллелизм будет оправдан только в том случае, если Государственная библиотека БССР имени В. И. Ленина станет своевременно информировать о поступающих изданиях в ее фонды, а Отдел научной информации по общест­ венным наукам АН БССР — сообщать о лите­ ратуре, поступающей в крупнейшие библиотеки

страны.

Возникает и такой сложный вопрос, как изу­ чение информационных потребностей ученых.

Первое исследование информационных потреб­ ностей специалистов, работающих в области

науки, было предпринято в нашей стране про­

блемной комиссией «Библиотека и научная ин­

формация», которая в течение 1965— 1969 гг. в широких масштабах изучала информационные

запросы специалистов, их потребности в библио­

течно-библиографическом обслуживании. Полу­ ченные данные позволяют судить о составе не­ обходимой литературы, отношении специалистов

79


к справочному аппарату библиотек, к их спра­

вочно-информационной службе |02.

В Белоруссии ведущим учреждением, воз­ главлявшим разработку этой проблемы, явилась

Государственная библиотека БССР имени В. И.

Ленина. Уже в 1968 г. были подведены предва-

рительные итоги .

Иногда ставится под сомнение целесообраз­

ность крупных ассигнований на справочно-биб­

лиографическое обслуживание потребителей ин­

формации в библиотеках, особенно в универсаль­

ных. Одни специалисты информационных служб

утверждают, что справочно-библиографическое

обслуживание нельзя оставлять за библиотека­

ми 1<м. Другие, не отрицая важной роли научных библиотек, которую они играют в информаци­

онной работе, предлагают устранить их кон­

кретные недостатки 231054 . Это, во-первых, то, что библиотеки комплектуют лишь традиционную литературу (книги, журналы), в то время как в условиях современного научно-технического про­ гресса все большее значение придается предва­ рительным публикациям, неопубликованным

102 Специалист — библиотека — библиография. Опыт ис­ следования профессиональных потребностей в инфор­ мации. М., 1971.

103 И. А. С а и к о в а. Информационные запросы специа­ листов БССР и их значение для библиотечно-библио­ графического обслуживания.— «Библиотека и научная информация». Вып. 7. Л.. 1969, с. 114— 154.

104Г. И. Г о л ь д г а м е р. Новые задачи информацион­ ных служб и проблема кадров.— «Научно-техническая информация», серия 1, 1969, № 3, с. 3—7.

105См.: Л. П. П а в л о в а . О координации информацион­ но-библиографической работы в информационных службах Новосибирского научного центра.— В сб.: Научные библиотеки Сибири и Дальнего Востока. Вып. 13. Новосибирск, 1972, с. 63—73.

80

материалам. Во-вторых, традиционные библио­

течно-библиографические средства анализа доку­

ментов (систематизация, предметизация литера­

туры, аннотирование, реферирование) не обеспе­ чивают их многоаспектной характеристики и

приводят к потерям информации. В-третьих,

библиотека снабжает читателя документами или их названиями, в то время как специалисты'

нуждаются в фактах или извлеченной информа­

ции. В-четвертых, в библиотеках отсутствует

современная техника поиска информации.

В Белоруссии уже накоплен достаточный

опыт информационной работы как в библиотеках,

так и в ОНИОН АН БССР. В 1964 г. были сделаны первые шаги по координации справоч­

но-библиографической работы библиотек г. Мин­ ска. На совещании Минского городского

межведомственного библиотечного совета и биб­

лиографической секции Республиканского меж­ ведомственного совета были распределены функ­ ции и намечены совместные мероприятия по справочно-библиографическому обслуживанию

между Государственной и другими библиотеками

города 106. Подобную работу целесообразно про­

вести на уровне уже сложившихся больших

систем: информационных служб библиотек рес­ публики и ОНИОН АН БССР. О взаимодейст­ вии библиотек и отделов, групп НТИ говорилось

на республиканской конференции библиотечных

работников в сентябре 1972 г. в Минске 107.

106См.: И. С а и к о в а. Библиотечное дело БССР в 1964

году. Минск, 1965, с. 37.

107В. А. Ч и с т о в а . Библиотеки системы Академии на­ ук БССР и их значение в библиотечно-бнблиографи-» ческом обслуживании ученых и специалистов.— В сб.: 50-летие образования СССР и развитие библиотечно­ го дела в Белоруссии. Минск, 1973, с. 135.

0. Зак. 782

81