Файл: Рузов, Л. Я. Научная информация и общественные науки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
вующего семинара по прогнозированию в обла
сти общественных наук. Столь большое внимание
к этому вопросу объясняется в первую очередь
тем, что «современный прогноз позволяет вовре
мя направить соответствующие усилия и ресур
сы на решение наиболее актуальных проблем
обоснованной перспективы развития» 97. Правильное определение направления разви
тия информационной деятельности оказывает
серьезное влияние на разработку методики со
здания вторичной информации. Это может быть
достигнуто лишь на основе учета ведущих тен
денций развития науки, глубокого и всесторон него изучения интересов потребителя, выявления информационных связей и информационной
обеспеченности конкретных отраслей науки. Вы полнение этой работы в объеме, способном пред
ставить практический |
материал для качествен |
ных преобразований |
научно-информационной |
деятельности, требует |
совместных усилий раз |
личных научно-информационных служб.
В нашей стране в 1965 г. был основан коми тет, носящий название «Исследование теоретиче ских основ научной информации». Его основной задачей является координация исследований по
теоретическим основам |
информатики, |
которые |
|
ведутся в разных |
странах — членах Междуна |
||
родной федерации |
по |
документации |
(М Ф Д / |
ТОЙ). |
|
|
|
Секретариатом комитета издан сборник ста тей, в которых рассматриваются наиболее общие закономерности, лежащие в основе научно-ин
97 Е. В. Б у р л я ц к и й, Л. П. С м и р н о в . Систем ный подход к научно-техническому прогнозированию.— «Науковедение и информатика». Вып. 2. Киев, 1970,
с. 46.
75
формационной деятельности9S. В них отмеча
лось, что без научной организации управления
процессами информационного обслуживания уже
невозможно успешно вести работу. «Всякий не
посредственно общественный или совместный
труд...,— писал К. Маркс,— нуждается в боль
шей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивиду
альными работами и выполняет общие функции,
возникающие из движения всего производствен
ного организма в отличие от движения его само
стоятельных органов. Отдельный скрипач сам
управляет собой, оркестр нуждается в дири жере»9899.
Обязательным требованием, стоящим перед
координационными службами, надо считать не обходимость ограничения многообразия методов, используемых при решении однотипных задач, установление оптимальных параметров докумен тов, методов, средств и других элементов инфор
мационной системы, их фиксацию в нормативных
документах, имеющих обязательную силу. Эта проблема может быть решена только на основе стандартизации.
Однако если проблемы стандартизации в области технической информации достаточно изу
чены, то в информационных процессах примени
тельно к области общественных наук они требу
ют специальной разработки.
Сейчас можно выделить по крайней мере три основных направления научно-информационной деятельности: 1) комплектование, хранение и
подготовка экспресс-информации, библиографи
98 |
Теоретические проблемы информатики. М., |
1968. |
99 |
К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с. Соч., т. 23, |
с. 342. |
76
ческих бюллетеней (отраслевых, тематических,
страноведческих) и информационных карточек;
2) переводы с иностранных языков, научно-рефе
ративная продукция и выдача научно-информа ционных фактографических справок; 3) состав
ление научно-аналитических обзоров. Решение
этих вопросов невозможно без обобщения практи
ческого опыта информационной работы специаль
ных и универсальных библиотек, а также респуб
ликанских научно-информационных центров в области общественных наук.
Комплексное научно-информационное обеспе
чение далеко выходит за рамки обычной библио
течно-библиографической работы. В связи с
этим некоторые представители информатики
пытались игнорировать опыт, накопленный биб лиотечными информационными службами, остав ляя за ними лишь пассивную функцию хранения произведений печати. Со временем у многих биб лиотековедов и специалистов по информатике
произошла известная эволюция взглядов. Так,
Джесси Шира в 1962 г. утверждал, что инфор матику (документацию) можно рассматривать как теорию библиотечного дела. В 1968 г. он опубликовал статью, в которой признал ограни
ченность данных ранее определений и подчерк
нул самостоятельность библиотековедения и ин форматики как научных дисциплин 10°.
Отмечая наличие самостоятельных предметов исследования информатики и библиотековедения,01
100 Д ж. Ш и р а. Шагать в ногу со временем!— «Бюл летень ЮНЕСКО для библиотек», 1962, № 2, с. 68— 86; Д ж. Ш и р а . Библиотечное дело, документация н информационная наука.— «Бюллетень ЮНЕСКО для библиотек», 1968, № 2, с. 58—65.
77
необходимо учитывать процесс интеграции, взаи
мопроникновения и взаимодействия отдельных
отраслей знания. Именно на стыке наук возника ют наиболее перспективные направления. Не
случайно сессия Международной |
федерации |
библиотечных ассоциаций (И Ф Л А ), |
проведен |
ная в Гааге 11— 17 сентября 1966 г., |
была по |
священа проблеме «Библиотека и информация».
Совместное совещание руководства Междуна родной федерации по документации (Ф И Д ) и
руководства И ФЛА , состоявшееся в то же вре
мя, свидетельствовало о стремлении этих органи заций уточнить функции библиотек и информа
ционных центров, координировать их деятель
ность.
В начале 60-х годов группой сотрудников ВИНИТИ, работавшей под руководством про фессора А. И. Михайлова, был проведен ряд исследований, касающихся научной информации
как самостоятельной области научной деятельно
сти, ее предмета, задач и научных основ 101. Но эта проблема в основном рассматривалась в пла
не развития научно-технической информации.
Что касается научно-информационной работы в области общественных наук, то здесь, как прави ло, речь шла о совершенствовании информаци онной деятельности библиотек.
Конечно, функции библиотеки как культур
но-просветительного учреждения для широких
слоев читателя и в настоящем времени, и в обо
зримом будущем неосуществимы без применения
картотечных |
систем информационного |
поиска. |
||
101 См.: А. И. |
М и х а й л о в , |
А. И. Ч е р н ы й , |
Р. С. |
Г и- |
л я р с в с к и й . Основы |
научной информации. |
М., |
||
1965. |
|
|
|
|
78
Но деятельность научно-информационных цен
тров направлена на удовлетворение потребителя
(понятие более узкое, чем читатель). Поэтому в
данном случае интересы и требования читателя и
потребителя не совпадают. Следовательно, они
должны удовлетворяться различными информа
ционно-поисковыми системами.
Однако до настоящего времени из-за несо гласованности в деятельности этих организаций
наблюдаются элементы дублирования в инфор
мационном обслуживании. Так, одной из форм
справочно-библиографической работы библиотек
Белоруссии является групповая и индивидуаль
ная информация ведущих специалистов. Но От
дел научной информации по общественным нау
кам АН БССР также выполняет подобную рабо
ту. Такой параллелизм будет оправдан только в том случае, если Государственная библиотека БССР имени В. И. Ленина станет своевременно информировать о поступающих изданиях в ее фонды, а Отдел научной информации по общест венным наукам АН БССР — сообщать о лите ратуре, поступающей в крупнейшие библиотеки
страны.
Возникает и такой сложный вопрос, как изу чение информационных потребностей ученых.
Первое исследование информационных потреб ностей специалистов, работающих в области
науки, было предпринято в нашей стране про
блемной комиссией «Библиотека и научная ин
формация», которая в течение 1965— 1969 гг. в широких масштабах изучала информационные
запросы специалистов, их потребности в библио
течно-библиографическом обслуживании. Полу ченные данные позволяют судить о составе не обходимой литературы, отношении специалистов
79
к справочному аппарату библиотек, к их спра
вочно-информационной службе |02.
В Белоруссии ведущим учреждением, воз главлявшим разработку этой проблемы, явилась
Государственная библиотека БССР имени В. И.
Ленина. Уже в 1968 г. были подведены предва-
рительные итоги .
Иногда ставится под сомнение целесообраз
ность крупных ассигнований на справочно-биб
лиографическое обслуживание потребителей ин
формации в библиотеках, особенно в универсаль
ных. Одни специалисты информационных служб
утверждают, что справочно-библиографическое
обслуживание нельзя оставлять за библиотека
ми 1<м. Другие, не отрицая важной роли научных библиотек, которую они играют в информаци
онной работе, предлагают устранить их кон
кретные недостатки 231054 . Это, во-первых, то, что библиотеки комплектуют лишь традиционную литературу (книги, журналы), в то время как в условиях современного научно-технического про гресса все большее значение придается предва рительным публикациям, неопубликованным
102 Специалист — библиотека — библиография. Опыт ис следования профессиональных потребностей в инфор мации. М., 1971.
103 И. А. С а и к о в а. Информационные запросы специа листов БССР и их значение для библиотечно-библио графического обслуживания.— «Библиотека и научная информация». Вып. 7. Л.. 1969, с. 114— 154.
104Г. И. Г о л ь д г а м е р. Новые задачи информацион ных служб и проблема кадров.— «Научно-техническая информация», серия 1, 1969, № 3, с. 3—7.
105См.: Л. П. П а в л о в а . О координации информацион но-библиографической работы в информационных службах Новосибирского научного центра.— В сб.: Научные библиотеки Сибири и Дальнего Востока. Вып. 13. Новосибирск, 1972, с. 63—73.
80
материалам. Во-вторых, традиционные библио
течно-библиографические средства анализа доку
ментов (систематизация, предметизация литера
туры, аннотирование, реферирование) не обеспе чивают их многоаспектной характеристики и
приводят к потерям информации. В-третьих,
библиотека снабжает читателя документами или их названиями, в то время как специалисты'
нуждаются в фактах или извлеченной информа
ции. В-четвертых, в библиотеках отсутствует
современная техника поиска информации.
В Белоруссии уже накоплен достаточный
опыт информационной работы как в библиотеках,
так и в ОНИОН АН БССР. В 1964 г. были сделаны первые шаги по координации справоч
но-библиографической работы библиотек г. Мин ска. На совещании Минского городского
межведомственного библиотечного совета и биб
лиографической секции Республиканского меж ведомственного совета были распределены функ ции и намечены совместные мероприятия по справочно-библиографическому обслуживанию
между Государственной и другими библиотеками
города 106. Подобную работу целесообразно про
вести на уровне уже сложившихся больших
систем: информационных служб библиотек рес публики и ОНИОН АН БССР. О взаимодейст вии библиотек и отделов, групп НТИ говорилось
на республиканской конференции библиотечных
работников в сентябре 1972 г. в Минске 107.
106См.: И. С а и к о в а. Библиотечное дело БССР в 1964
году. Минск, 1965, с. 37.
107В. А. Ч и с т о в а . Библиотеки системы Академии на ук БССР и их значение в библиотечно-бнблиографи-» ческом обслуживании ученых и специалистов.— В сб.: 50-летие образования СССР и развитие библиотечно го дела в Белоруссии. Минск, 1973, с. 135.
0. Зак. 782 |
81 |