Файл: Рузов, Л. Я. Научная информация и общественные науки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
В 1968 г. Всесоюзная государственная биб лиотека иностранной литературы провела иссле дование по разработке автоматизированной системы издания общегосударственного печатно го сводного каталога иностранных книг, поступив ших в библиотеки СССР. Работа была основана
на |
анализе эффективности сводных каталогов |
||||
в |
СССР |
и в других |
странах, |
являясь продол |
|
жением |
теоретической и практической деятель |
||||
ности библиотеки по совершенствованию |
этого |
||||
важнейшего средства |
информации в библиотеч |
||||
ных фондах. В 1969— 1973 гг. |
в ИНИОН |
АН |
СССР проводился эксперимент под кодовым на званием «Маневры», основанный на сопоставле нии трех поисковых языков и систем: предмет
ных рубрик, сводного координатного индексиро
вания, механического выписывания всех слов
текста. С помощью этих трех способов было об работано 500 рефератов по экономике труда и
проведен содержательный поиск по 40 запросам.
Эксперимент показал принципиальную воз можность автоматизации поиска по исследован ной тематике. Однако такая дескрипторная автоматизированная информационно-поисковая система (ДАИПС), работающая без участия
человека, не способна учитывать так называемые
«нефиксированные» словосочетания. Если для человека при традиционном «ручном» индекси
ровании не представляет особого труда понять и
осмыслить значение словосочетания или сложно
го слова, то для обеспечения автоматического
индексирования словосочетании, состоящих из
произвольных комбинаций слов поискового язы
ка, требуется разработка сложных алгоритмов
перевода. Именно поэтому наибольшее распро странение получили те автоматизированные
68
информационно-поисковые системы, язык кото
рых образован, как правило, из отдельных слов
естественного языка, выражающих с максималь
но возможной эффективностью основное содер
жание обрабатываемого документа. Одной из
главных задач в этом направлении является
создание списка предметных рубрик, или теза-
риуса, представляющего собой нормативный спи
сок терминов, отобранных, осмысленных и долж
ным образом организованных. Создание тезариvca по общественным наукам возложено на
ИНИОН АН СССР.
Разрабатываемый тезариус должен быть
своего рода языком-посредником между тради
ционным предметным каталогом, дескрппторной
автоматизированной информационно-поисковой
системой и информационными изданиями ИНИОН. Эта его функция поможет не только объединить различные звенья поискового аппа рата ИНИОН в единую систему, но и дать рес
публиканским научно-информационным подраз
делениям по общественным наукам действенный инструмент в их практической работе.
Одна из основных задач информационного центра — информационное обслуживание по системе «запрос — ответ», или удовлетворение
долговременных запросов, т. е. на поступивший запрос информационный центр в течение уста
новленного времени подготавливает и выдает ответ. В Советском Союзе системы избиратель
ного распространения информации разрабатыва
ются с 1964 г. В Белоруссии внедрение этих
систем осуществил Белорусский научно-исследо вательский институт научно-технической инфор мации и технико-экономических исследований Госплана БССР.
69
Некоторые |
специалисты считают, что рас |
|||
пространение |
библиографических |
карточек по |
||
тематике работы организации |
или |
отдельных |
||
лиц, |
различная |
адресная информация— это и |
||
есть |
система ИРИ 91. Однако, |
исходя из опыта |
библиотечно-библиографических работников и
специалистов научно-технической информации,
избирательным распространением информации
в области общественных наук можно назвать лишь такую систему, которая отвечала бы требо
ванию максимальной полноты информации, по
ступающей к потребителю. Она должна охваты
вать все источники информации по данной тема
тике: публикации широкого и ограниченного рас
пространения, отчеты, рефераты. Потребитель должен быть уверен, что он получит полную информацию о достижениях науки по теме запроса.
Необходимо поддерживать непрерывность и
равномерность потока текущей информации к
потребителям системы, а также обеспечивать краткость и лаконичность направляемых потре
бителю рефератов, несущих максимум информа
ции о материалах, содержащихся в первоисточ никах. Потребитель должен затратить минимум времени на ознакомление с информацией, но сде лать вывод о ее полезности для работы.
Для четкого функционирования системы
ИРИ необходима и надежно организованная об
ратная связь, обеспечивающая непрерывный кон троль за работой всей системы. Обратная связь предусматривает оценку работы рефератов и ин-49
94См.: М. А. 3 а б а в с к и й, В. И. Т а в р и л о в. Систе ма избирательного распространения информации в НИИ.— «Научно-техническая информация», серия 1, 1970, № 10, с. 7— 12.
70
формации в целом. Распространение научно
реферативной продукции ИНИОН АН СССР и
республиканскими научно-информационными
подразделениями в области общественных наук
уже содержит в себе элементы дифференцирован
ного распространения информации. Однако в данном случае потребитель пассивен, в то время как система ИРИ предполагает его активное уча стие в работе. Оно заключается в корректирова
нии данной системы, эффективность которой оценивается по таким показателям, как полнота
поисков, точность, затраты труда, время ответа,
форма выдачи результатов поиска и т. д.
Полнота поиска характеризуется степенью
удовлетворенности потребителя объемом пред
лагаемой информации. В настоящее время в
ОНИОН АН БСС.Р предпринимаются меры
для накопления информации с тем, чтобы впо
следствии развернуть работу по созданию фон
да, максимально отражающего развитие общест венных наук в Белоруссии. Комплектование фон да, в основе которого лежит не библиографиче ская карточка с ее традиционными выходными данными, а документ — копия оригинала, требу
ет больших усилий и экономических затрат.
Однако эффективность его значительно выше. Точность выдачи информации — это такой показатель информационной системы, при кото
ром учитывается процент действительно необхо
димого материала из всего количества, отобран
ного по запросу.
Показатели полноты и точности — наиболее
важные определяющие эффективности ИПС. Полнота сама по себе характеризуется способно
стью системы представлять на запрос как мож но больше релятивной информации. Коэффици-
71
снт точности фактически является мерой количе
ства усилий, затрачиваемых для достижения
определенного числового значения полноты. Иными словами, коэффициент точности отража ет объем затрат труда, расходуемого на поиск.
Затраты труда непосредственно связаны и влия
ют на такую характеристику ИПС, как время
ответа. Само собой разумеется, что в любой
информационной системе при поиске определен ной информации желательно затратить как мож
но меньше времени для получения требуемого
ответа. Но сокращение времени не должно
влиять на полноту и точность поиска.
На точность ответа существенно влияет и
форма ответа. Но потребитель скорее может
согласиться с низкими показателями точности
системы, выдающей ему рефераты, чем с такими же показателями системы, выдающей только библиографические описания или номера доку ментов. Если система представляет потребителю рефераты документов, для него не составит тру
да просмотреть даже сотни рефератов с тем, что
бы отыскать по ним, скажем, 10 полезных для него документов. В случае же, когда система
выдает лишь библиографические описания, обыч
но бывает труднее решить, какие из документов представляют реальную ценность, и потребитель вынужден просматривать большее число мате риалов, чтобы найти среди них необходимое.
В последние годы резко возрос количествен
ный уровень информационных и реферативных
изданий в области общественных наук. Дальней шее увеличение выпуска материалов может при вести к тому, что трудности поиска информации в них для индивидуального читателя станут соизмеримы с трудностями пользования пото
72
ком первичной информации. Устранить этот не достаток призваны системы спорадического
удовлетворения тематических запросов потреби
телей и избирательного распространения инфор
мации по постоянным запросам потребителей 95.
Различие их состоит в том, что при спорадиче
ских тематических запросах отражается инфор
мационная потребность ученого и специалиста в
данный момент, тогда как при избирательном
распространении предусматривается устойчивый
интерес потребителя информации к конкретной тематике.
Выполнение спорадических тематических за
просов предполагает наличие определенного
количества информационного материала, введен ного в систему, и способность этой системы из
массива имеющихся данных «фильтровать» не обходимую информацию. Такими возможностя ми научно-информационные центры пока не рас полагают. В данном случае для их дальнейшего эффективного функционирования необходимо не только разрабатывать информационно-поиско
вый язык, но и решить главную проблему: взаи
моотношения научно-информационных центров
ибиблиотек.
Ихотя по данному вопросу единого решения нет, думается, что во всех случаях библиотека должна быть опорной базой научно-информаци
онных учреждений. Научно-информационный центр, используя в ряде случаев фонды первич
ной и библиографической информации, не толь
ко дополняет информационную деятельность биб
лиотек, но и разрабатывает ее новые формы.
90См.: В. С. М а л о в . Научные исследования и инфор мация.— В сб.: Информационные процессы и нх ав томатизация. М., 1973, с. 5— 13.
73
Принципиальной разницы между библиоте
кой и информационным органом нет. Но, как от
мечается в литературе, есть одно существенное
различие, которое связано со спецификой обра
ботки информации. Под библиотечной обработ
кой книги понимается комплекс процессов ее
обработки, включающий инвентаризацию, штем
пелевание, составление формуляров, картотек,
шифровок и т. п. Под аналитико-синтетической переработкой документальной информации (или информационным анализом) понимается инфор мационный процесс, связанный с изучением и
обработкой документов с целью извлечения из
них наиболее существенных сведений или их
обобщений 96. Задачей библиотеки было и, надо
полагать, будет хранение, систематизация и рас
пространение печатных произведений. Однако ответы на вопросы, какими свойствами обладает данный объект, какие объекты обладают данны ми свойствами, что известно по определенной теме, никогда не входили в задачи библиотек.
Эту работу должны выполнять научно-информа
ционные центры.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ИНФОРМ АЦИОННЫХ СЛУЖБ
В январе 1968 г. в Москве состоялся III Все союзный симпозиум по проблемам информации и научного прогнозирования. На нем было принято
решение о создании в Москве постоянно дейст
96См.: Г. С. Ж д а н о в а , О. В. И о с е л е в и ч, Е. С. К о ло б р о д о в а, В. А. П о л у ш к и н, А. И. Ч е р н ы й . Русско-англо-французскнй терминологический словарь по информационной теории и практике. М., 1968.
74