Файл: Рузов, Л. Я. Научная информация и общественные науки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 1968 г. Всесоюзная государственная биб­ лиотека иностранной литературы провела иссле­ дование по разработке автоматизированной системы издания общегосударственного печатно­ го сводного каталога иностранных книг, поступив­ ших в библиотеки СССР. Работа была основана

на

анализе эффективности сводных каталогов

в

СССР

и в других

странах,

являясь продол­

жением

теоретической и практической деятель­

ности библиотеки по совершенствованию

этого

важнейшего средства

информации в библиотеч­

ных фондах. В 1969— 1973 гг.

в ИНИОН

АН

СССР проводился эксперимент под кодовым на­ званием «Маневры», основанный на сопоставле­ нии трех поисковых языков и систем: предмет­

ных рубрик, сводного координатного индексиро­

вания, механического выписывания всех слов

текста. С помощью этих трех способов было об­ работано 500 рефератов по экономике труда и

проведен содержательный поиск по 40 запросам.

Эксперимент показал принципиальную воз­ можность автоматизации поиска по исследован­ ной тематике. Однако такая дескрипторная автоматизированная информационно-поисковая система (ДАИПС), работающая без участия

человека, не способна учитывать так называемые

«нефиксированные» словосочетания. Если для человека при традиционном «ручном» индекси­

ровании не представляет особого труда понять и

осмыслить значение словосочетания или сложно­

го слова, то для обеспечения автоматического

индексирования словосочетании, состоящих из

произвольных комбинаций слов поискового язы­

ка, требуется разработка сложных алгоритмов

перевода. Именно поэтому наибольшее распро­ странение получили те автоматизированные

68

информационно-поисковые системы, язык кото­

рых образован, как правило, из отдельных слов

естественного языка, выражающих с максималь­

но возможной эффективностью основное содер­

жание обрабатываемого документа. Одной из

главных задач в этом направлении является

создание списка предметных рубрик, или теза-

риуса, представляющего собой нормативный спи­

сок терминов, отобранных, осмысленных и долж­

ным образом организованных. Создание тезариvca по общественным наукам возложено на

ИНИОН АН СССР.

Разрабатываемый тезариус должен быть

своего рода языком-посредником между тради­

ционным предметным каталогом, дескрппторной

автоматизированной информационно-поисковой

системой и информационными изданиями ИНИОН. Эта его функция поможет не только объединить различные звенья поискового аппа­ рата ИНИОН в единую систему, но и дать рес­

публиканским научно-информационным подраз­

делениям по общественным наукам действенный инструмент в их практической работе.

Одна из основных задач информационного центра — информационное обслуживание по системе «запрос — ответ», или удовлетворение

долговременных запросов, т. е. на поступивший запрос информационный центр в течение уста­

новленного времени подготавливает и выдает ответ. В Советском Союзе системы избиратель­

ного распространения информации разрабатыва­

ются с 1964 г. В Белоруссии внедрение этих

систем осуществил Белорусский научно-исследо­ вательский институт научно-технической инфор­ мации и технико-экономических исследований Госплана БССР.

69



Некоторые

специалисты считают, что рас­

пространение

библиографических

карточек по

тематике работы организации

или

отдельных

лиц,

различная

адресная информация— это и

есть

система ИРИ 91. Однако,

исходя из опыта

библиотечно-библиографических работников и

специалистов научно-технической информации,

избирательным распространением информации

в области общественных наук можно назвать лишь такую систему, которая отвечала бы требо­

ванию максимальной полноты информации, по­

ступающей к потребителю. Она должна охваты­

вать все источники информации по данной тема­

тике: публикации широкого и ограниченного рас­

пространения, отчеты, рефераты. Потребитель должен быть уверен, что он получит полную информацию о достижениях науки по теме запроса.

Необходимо поддерживать непрерывность и

равномерность потока текущей информации к

потребителям системы, а также обеспечивать краткость и лаконичность направляемых потре­

бителю рефератов, несущих максимум информа­

ции о материалах, содержащихся в первоисточ­ никах. Потребитель должен затратить минимум времени на ознакомление с информацией, но сде­ лать вывод о ее полезности для работы.

Для четкого функционирования системы

ИРИ необходима и надежно организованная об­

ратная связь, обеспечивающая непрерывный кон­ троль за работой всей системы. Обратная связь предусматривает оценку работы рефератов и ин-49

94См.: М. А. 3 а б а в с к и й, В. И. Т а в р и л о в. Систе­ ма избирательного распространения информации в НИИ.— «Научно-техническая информация», серия 1, 1970, № 10, с. 7— 12.

70


формации в целом. Распространение научно­

реферативной продукции ИНИОН АН СССР и

республиканскими научно-информационными

подразделениями в области общественных наук

уже содержит в себе элементы дифференцирован­

ного распространения информации. Однако в данном случае потребитель пассивен, в то время как система ИРИ предполагает его активное уча­ стие в работе. Оно заключается в корректирова­

нии данной системы, эффективность которой оценивается по таким показателям, как полнота

поисков, точность, затраты труда, время ответа,

форма выдачи результатов поиска и т. д.

Полнота поиска характеризуется степенью

удовлетворенности потребителя объемом пред­

лагаемой информации. В настоящее время в

ОНИОН АН БСС.Р предпринимаются меры

для накопления информации с тем, чтобы впо­

следствии развернуть работу по созданию фон­

да, максимально отражающего развитие общест­ венных наук в Белоруссии. Комплектование фон­ да, в основе которого лежит не библиографиче­ ская карточка с ее традиционными выходными данными, а документ — копия оригинала, требу­

ет больших усилий и экономических затрат.

Однако эффективность его значительно выше. Точность выдачи информации — это такой показатель информационной системы, при кото­

ром учитывается процент действительно необхо­

димого материала из всего количества, отобран­

ного по запросу.

Показатели полноты и точности — наиболее

важные определяющие эффективности ИПС. Полнота сама по себе характеризуется способно­

стью системы представлять на запрос как мож­ но больше релятивной информации. Коэффици-

71

снт точности фактически является мерой количе­

ства усилий, затрачиваемых для достижения

определенного числового значения полноты. Иными словами, коэффициент точности отража­ ет объем затрат труда, расходуемого на поиск.

Затраты труда непосредственно связаны и влия­

ют на такую характеристику ИПС, как время

ответа. Само собой разумеется, что в любой

информационной системе при поиске определен­ ной информации желательно затратить как мож­

но меньше времени для получения требуемого

ответа. Но сокращение времени не должно

влиять на полноту и точность поиска.

На точность ответа существенно влияет и

форма ответа. Но потребитель скорее может

согласиться с низкими показателями точности

системы, выдающей ему рефераты, чем с такими же показателями системы, выдающей только библиографические описания или номера доку­ ментов. Если система представляет потребителю рефераты документов, для него не составит тру­

да просмотреть даже сотни рефератов с тем, что­

бы отыскать по ним, скажем, 10 полезных для него документов. В случае же, когда система

выдает лишь библиографические описания, обыч­

но бывает труднее решить, какие из документов представляют реальную ценность, и потребитель вынужден просматривать большее число мате­ риалов, чтобы найти среди них необходимое.

В последние годы резко возрос количествен­

ный уровень информационных и реферативных

изданий в области общественных наук. Дальней­ шее увеличение выпуска материалов может при­ вести к тому, что трудности поиска информации в них для индивидуального читателя станут соизмеримы с трудностями пользования пото­

72


ком первичной информации. Устранить этот не­ достаток призваны системы спорадического

удовлетворения тематических запросов потреби­

телей и избирательного распространения инфор­

мации по постоянным запросам потребителей 95.

Различие их состоит в том, что при спорадиче­

ских тематических запросах отражается инфор­

мационная потребность ученого и специалиста в

данный момент, тогда как при избирательном

распространении предусматривается устойчивый

интерес потребителя информации к конкретной тематике.

Выполнение спорадических тематических за­

просов предполагает наличие определенного

количества информационного материала, введен­ ного в систему, и способность этой системы из

массива имеющихся данных «фильтровать» не­ обходимую информацию. Такими возможностя­ ми научно-информационные центры пока не рас­ полагают. В данном случае для их дальнейшего эффективного функционирования необходимо не только разрабатывать информационно-поиско­

вый язык, но и решить главную проблему: взаи­

моотношения научно-информационных центров

ибиблиотек.

Ихотя по данному вопросу единого решения нет, думается, что во всех случаях библиотека должна быть опорной базой научно-информаци­

онных учреждений. Научно-информационный центр, используя в ряде случаев фонды первич­

ной и библиографической информации, не толь­

ко дополняет информационную деятельность биб­

лиотек, но и разрабатывает ее новые формы.

90См.: В. С. М а л о в . Научные исследования и инфор­ мация.— В сб.: Информационные процессы и нх ав­ томатизация. М., 1973, с. 5— 13.

73

Принципиальной разницы между библиоте­

кой и информационным органом нет. Но, как от­

мечается в литературе, есть одно существенное

различие, которое связано со спецификой обра­

ботки информации. Под библиотечной обработ­

кой книги понимается комплекс процессов ее

обработки, включающий инвентаризацию, штем­

пелевание, составление формуляров, картотек,

шифровок и т. п. Под аналитико-синтетической переработкой документальной информации (или информационным анализом) понимается инфор­ мационный процесс, связанный с изучением и

обработкой документов с целью извлечения из

них наиболее существенных сведений или их

обобщений 96. Задачей библиотеки было и, надо

полагать, будет хранение, систематизация и рас­

пространение печатных произведений. Однако ответы на вопросы, какими свойствами обладает данный объект, какие объекты обладают данны­ ми свойствами, что известно по определенной теме, никогда не входили в задачи библиотек.

Эту работу должны выполнять научно-информа­

ционные центры.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ИНФОРМ АЦИОННЫХ СЛУЖБ

В январе 1968 г. в Москве состоялся III Все­ союзный симпозиум по проблемам информации и научного прогнозирования. На нем было принято

решение о создании в Москве постоянно дейст­

96См.: Г. С. Ж д а н о в а , О. В. И о с е л е в и ч, Е. С. К о ­ ло б р о д о в а, В. А. П о л у ш к и н, А. И. Ч е р н ы й . Русско-англо-французскнй терминологический словарь по информационной теории и практике. М., 1968.

74