Файл: Рузов, Л. Я. Научная информация и общественные науки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в области общественных наук библиотеки—глав­

ный канал получения научной информации.

Однако с созданием специальных информаци­

онных подразделений возникает проблема углуб­

ленного изучения связей и взаимоотношений от­

дельных направлений научно-информационного

процесса, необходимость поиска путей, позво­

ляющих устранить необоснованное дублирование

в научно-информационной работе и добиться по­ вышения ее эффективности. Наряду с определе­

нием границ деятельности научно-информацион­

ных подразделений необходимо уже сегодня ду­

мать о взаимодействии научно-информационных

служб.

ВАЖ НОЕ СРЕДСТВО РАЗВИ ТИ Я О БЩ ЕСТВЕН Н Ы Х НАУК

Развитие науки находится в постоянной за­

висимости от массы накопленных человечеством знаний. С информационной точки зрения процесс познания, каждое научное открытие можно рас­ сматривать как цикл усвоения имевшейся ранее информации, ее обогащения на основе новых ис­ следований и экспериментов и передачи этой обогащенной информации для последующего ис­

пользования. Процесс передачи такой информа­

ции и составляет содержание научно-информаци­

онной деятельности. А собственно информация

является источником сознательного творчества

ученых, аккумулирования знаний и их анализа с целью выдачи качественно новой научной инфор­ мации. В любой момент научного процесса чело­ век использует результаты накопленных знаний в виде опыта, навыков или научных положений,

10

закрепленных в его сознании, так как наука дви­

жется вперед благодаря и «пропорционально

массе знаний, унаследованных ею от предшест­

вующего поколения...»15

Роль информации в процессе познания, тем

более научного, трудно переоценить. Диалектиче­

ский путь постижения истины, подчеркивал В. И.

Ленин, проходит «от живого созерцания к аб­

страктному мышлению и от него к практике» 16. Это ленинское положение является фундаментом,

на котором строится учение о принципах науч­

ной информации в наши дни. Информация^—одно

из обязательных условий развития всех направ­

лений научно-исследовательской работы.

Говоря о единой классификации, одни уче­ ные 17 разделяют информацию на два общих вида — информацию живой природы (создан­ ную без участия человека) и искусственную; вторые 1819— на человеческую, осмысленную и ма­ шинную; третьи — на семантическую и техниче­ скую 1Э. В зависимости от функций информации

в процессе управления ее делят на директивную,

административно-правовую, контрольную, нор­ мативную, справочную, отчетную и т. д. Разли­

чия в подходах к классификации

информации

15

К.

М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . Соч.,

т.

1,

с. 568.

10

В.

И. Ле н и н . Поли. собр. соч., т.

29,

с.

152— 153.

17См.: Н. И. Жу к о в . Информация. Философский ас­ пект. Минск, 1971; А. Н. К о л м о г о р о в . Три под­ хода к определению понятия «количество информа­ ции», т. 1. Вып. 1. М., 1965.

18См.: С. Г. И в а н о в . Некоторые философские вопросы

кибернетики. Л., 1963; И.

И. Б л о х . Основные поня­

тия теории информации. Л.,

1959.

19См.: В. В. К о с о л а п о в . Информационно-логический анализ научного исследования. Киев, 1968.

11


обусловлены тем, что их авторы хотели бы вы­

двинуть на первый план.

В области общественных наук научная инфор­

мация выступает как одна из форм социальной

информации, которую ученые рассматривают в

связи с сознанием 20. Из этого следует, что науч­

ная информация существует только в одной из систем социальной коммуникации, а именно в

сфере научной деятельности. Она функциониру­

ет и развивается в рамках целого и сообразуется с ним в своих функциях. «Часть, — писал В. И.

Ленин,— должна сообразоваться с целым, а не

наоборот» 21.

Специалисты научно-информационной работы в области общественных наук выделяют экономи­ ческие, социально-политические и идеологические виды информации, которые как в отдельности,

так и в совокупности являются социаль­

ными. Отражая взаимоотношения между людь­

ми, классами, общественно-политическими систе­

мами, социальная информация характеризуется прежде всего классовым подходом, партийностью в освещении событий, связью с современностью. Учитывать это особенно важно тогда, когда речь идет об исследовании информации буржуазной, представители которой, прикрываясь объектив­

ностью, надклассовостью, прямо или косвенно

искажают ход объективно-исторических процес­ сов. Поэтому необходимо отметить, что понятие

«информация по общественным наукам» органи­

чески включает в себя идеологическую работу,

связанную с информацией советских и партийных работников об актуальных социально-политиче­

20См.: А. Д. У р с у л . Проблема информации в совре­ менной науке. М., 1975, с. 186.

21В. И. Ле н и н . Поли. собр. соч., т. 15, с, 362,

12

ских проблемах, вопросах международного по­

ложения и т. п. В этом прослеживается тенденция

рассмотрения информационных процессов как комплексной проблемы. В последнее время в на­

шей стране опубликован ряд работ, которые сви­

детельствуют о системном подходе при рассмот­

рении проблемы информации в науке 22.

Прогрессивное развитие науки постоянно

усложняет оперативную работу по каналу инфор­

мация — потребитель. Иными словами, с увели­

чением потока, несущего определенное количест­

во данных, затрудняется путь передачи их заин­

тересованному потребителю. Без потребителя, хотя бы воображаемого, потенциального, гово­

рить об информации так же бессмысленно, как и без наличия сообщения. Информация — есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Следова­ тельно, восприятие любой информации носит

субъективный характер. Огромное значение име­

ет профессиональная подготовленность потреби­

теля, его способность увязать новое со старым.

Однако никакие способности потребителя, на­ ходящегося на выходе информационной системы, не могут искусственно расширить поток инфор­ мационных данных. Всякой информационной си­ стеме — каналу от объекта информации к потре­

бителю—присуща определенная степень инфор­

мативности. Полнота информации зависит от

полноты первичной информации, материала на

входе в информационную систему. Поэтому глав­

ным является вопрос переработки информации с

22 См.: В. Г. А ф а н а с ь е в .

Социальная

информация н

управление обществом. М.,

1975; И. И. Г р и ш к и н .

Понятие информации. М.,

1973; А. Д.

У р с у л . Про­

блема информации в современной науке.

13


учетом изменяющихся потребностей ученых и специалистов.

На наш взгляд, необходимо остановиться на

следующих аспектах этой проблемы. Во второй

половине X X в., и особенно

в последние годы,

отмечено резкое увеличение

количества ученых.

В Советском Союзе уже в начале 60-х годов бо­ лее 15% выпускников вузов посвящали себя на­ учной работе. По данным Ю НЕСКО, в начале

нынешнего века во всех странах мира насчитыва­

лось 15 тыс. ученых, в середине 50-х годов —

400 тыс., в середине 60-х годов численность науч­

ных работников превышала 2 млн., к 1970 г.—

3,2 млн.23 Предполагается, что количество людей,

занятых в науке, будет удваиваться каждые 10—

15лет24.

Всвязи с этим отмечается ускоренный рост

числа научных публикаций. Следовательно, с од­

ной стороны, наблюдается рост научно-исследо­ вательского персонала какой-либо данной отрас­ ли науки, с другой, поток информации, касаю­ щейся той же отрасли науки, увеличивается по принципу рассеивания. Бесспорно, при концент­ рации даже всей умственной и физической энер­

гии специалиста он все же не может справиться

спереработкой информационного потока. Совет­ ские ученые рассматривали затраты времени об­

ществоведов на выявление и научную переработ­

ку информации. Установлено, что ежедневно на

поиск и осмысливание информации ученый за­

трачивает 50—70% времени, которое отведено12*

23В. В. К о с о л а п о в . Современная научно-техническая революция н информационная деятельность. Киев,

1968, с. 15.

21См.: Г. М. Д о б р о в . Наука о науке. Введение в об­ щее науковедение. Киев, 1970, с. 154.

14

ему для научных исследований 25*. И несмотря на

это, 95% информации оказывается неиспользо- «->26

ванной .

ВБелорусской ССР в 1933 г. насчитывалось

940 научных работников, среди которых было 30

академиков, 11 профессоров, 278 доцентов, 521

ассистент27. К 1972 г. только в Отделении об­

щественных наук АН БССР работали 32 доктора

и199 кандидатов наук, 10 академиков и 16 чле-

нов-корреспондентов АН БССР 2829.

В1919 г. в Белоруссии было одно высшее учебное заведение, в 1975 г. уже насчитывалось 30 вузов. С увеличением числа подготавливаемых

специалистов, а также с повышением культурно­

го уровня населения республики соответственно возрос годовой тираж книг и журналов. Если в

1922 г. их тираж был равен 800 тыс. экз., то в

1971 г. он достиг 54,1 млн., а в 1973 г. — 68,1

млн. экз.9Q

К 1970 Г. количество книг по общественным, политическим и экономическим наукам достигает

15,3% от общего количества книг, изданных в

2о А. А. К а р Ми нс к а я, А. А. Б е л а я . Изучение ин­ формационных связен ученых в области обществен­ ных наук.— «Научно-техническая информация», серия 1, 1974, № 11, с. 11.

26А. А. К а р м и н с к а я. Об информационном обеспече­ нии общественных наук.— «Науковедение и информа­ тика». Вып. 1. Киев, 1969, с. 118.

27Итоги выполнения первого пятнлетнего плана разви­

28

тия народного хозяйства БССР. Минск, 1933, с. 106.

К. П. Б у е л а у.

Грамадскую навуку — на вышэйшы

 

узровень.— «Весц1 АкадэмП навук БССР. Серыя гра-

29

мадсюх навук». Мшск, 1973, №

4, с. 10.

Рассчитано по данным стат. сб. «Народное хозяйство

 

СССР. 1922—1972». М., 1972, с. 542; «Статистиче­

 

ский ежегодник

Белорусской

ССР, 1974». Минск,

1974, с. 220—221.

15


республике 30. В 1972— 1973 гг. научными сотруд­

никами институтов Отделения общественных

наук было издано книг, сборников научных ра­

бот и научно-популярных брошюр на 115,3%

больше, чем в 1966— 1967 гг.31

При колоссальном потоке информации преж­

ний метод — самостоятельное ознакомление спе­

циалиста с литературой, необходимой ему по

профилю исследовательской деятельности, осу­ ществлявшийся при помощи библиотечно-биб­

лиографических способов обслуживания, — на­

талкивается на серьезные затруднения. Главное

из них состоит в трудоемкости современного ин­

формационного поиска, который определяется

как «совокупность ряда логических операций,

конечной целью которых является выявление по

заданным признакам всех документов, содержа­ щих требуемую информацию (с последующей выдачей самих информационных документов или их копий), или выдача фактических справок, представляющих собой ответы на заданные во­

просы» 32.

Формы и методы информационного поиска зависят от интенсивности потребительских за­

просов и от состояния информационной системы.

В настоящее время потребитель научной инфор­ мации в области общественных наук имеет в сво­

30 Рассчитано по данным стат. сб. «Друк Бсларускай ССР. 1966— 1970». Мшск, 1972, с. 25.

31 Рассчитано по данным библиогр. указат. «Библиогра­ фия трудов сотрудников учреждений Академии наук БССР. 1966— 1967». Минск, 1968; «Библиография

трудов сотрудников

учреждений Академии

наук

БССР. 1972— 1973». Минск, 1975.

 

32 А. И. М и х а й л о в ,

А. И. Ч е р н ы й , Р. С. Г и л я-

р е в с к и й. Основы

научной информации. М.,

1965,

с. 284.

 

 

16

ем распоряжении стройную, трехступенчатую

систему. Первой ступенью научно-информацион­

ной системы является библиографическая, вклю­

чающая информационные картотеки и различные типы библиографических указателей; вторая сту­

пень — это фактографические справки, переводы

и рефераты, качественно отличающиеся от биб­

лиографической информации; наивысшая, третья

ступень — подготовка научно-аналитических об­

зоров, т. е. работа, имеющая наиболее обобщаю­ щий, творческий характер 33.

Такая классификация не может вызвать

принципиальных возражений. Однако практика показывает, что ко второй ступени информации

целесообразно относить аннотации и сборники аннотированных изданий, а к третьей — крупно­ форматные рефераты.

Ученые предъявляют возрастающие требова­ ния к качеству научно-информационных данных всех ступеней информационной системы. Это объясняется тем, что лавина информации во все

прогрессирующей степени содержит огромное

количество общих, часто повторяющихся данных. Кроме того, она несет в себе различные по ха­

рактеру потоки34. Подсчеты, проведенные в

Фундаментальной библиотеке общественных на­

ук (в настоящее время Институт научной инфор­

мации по общественным наукам АН СССР), показали, что лишь одна треть отечественных и

иностранных журналов содержит материал по

33 С. И. К у з н е ц о в а. В. И. Ленин н научная инфор­ мация в области общественных наук.— «Библиотечнобиблиографическая информация», 1970, № 3, с. 33—55.

34См.: В. Е в л а д о в. Некоторые особенности социаль­ ной информации.— В сб.: О некоторых проблемах общественных наук. Новосибирск, 1969, с. 71.

2 Зак. 7S2

17