Файл: Рузов, Л. Я. Научная информация и общественные науки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
в области общественных наук библиотеки—глав
ный канал получения научной информации.
Однако с созданием специальных информаци
онных подразделений возникает проблема углуб
ленного изучения связей и взаимоотношений от
дельных направлений научно-информационного
процесса, необходимость поиска путей, позво
ляющих устранить необоснованное дублирование
в научно-информационной работе и добиться по вышения ее эффективности. Наряду с определе
нием границ деятельности научно-информацион
ных подразделений необходимо уже сегодня ду
мать о взаимодействии научно-информационных
служб.
ВАЖ НОЕ СРЕДСТВО РАЗВИ ТИ Я О БЩ ЕСТВЕН Н Ы Х НАУК
Развитие науки находится в постоянной за
висимости от массы накопленных человечеством знаний. С информационной точки зрения процесс познания, каждое научное открытие можно рас сматривать как цикл усвоения имевшейся ранее информации, ее обогащения на основе новых ис следований и экспериментов и передачи этой обогащенной информации для последующего ис
пользования. Процесс передачи такой информа
ции и составляет содержание научно-информаци
онной деятельности. А собственно информация
является источником сознательного творчества
ученых, аккумулирования знаний и их анализа с целью выдачи качественно новой научной инфор мации. В любой момент научного процесса чело век использует результаты накопленных знаний в виде опыта, навыков или научных положений,
10
закрепленных в его сознании, так как наука дви
жется вперед благодаря и «пропорционально
массе знаний, унаследованных ею от предшест
вующего поколения...»15
Роль информации в процессе познания, тем
более научного, трудно переоценить. Диалектиче
ский путь постижения истины, подчеркивал В. И.
Ленин, проходит «от живого созерцания к аб
страктному мышлению и от него к практике» 16. Это ленинское положение является фундаментом,
на котором строится учение о принципах науч
ной информации в наши дни. Информация^—одно
из обязательных условий развития всех направ
лений научно-исследовательской работы.
Говоря о единой классификации, одни уче ные 17 разделяют информацию на два общих вида — информацию живой природы (создан ную без участия человека) и искусственную; вторые 1819— на человеческую, осмысленную и ма шинную; третьи — на семантическую и техниче скую 1Э. В зависимости от функций информации
в процессе управления ее делят на директивную,
административно-правовую, контрольную, нор мативную, справочную, отчетную и т. д. Разли
чия в подходах к классификации |
информации |
||||
15 |
К. |
М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . Соч., |
т. |
1, |
с. 568. |
10 |
В. |
И. Ле н и н . Поли. собр. соч., т. |
29, |
с. |
152— 153. |
17См.: Н. И. Жу к о в . Информация. Философский ас пект. Минск, 1971; А. Н. К о л м о г о р о в . Три под хода к определению понятия «количество информа ции», т. 1. Вып. 1. М., 1965.
18См.: С. Г. И в а н о в . Некоторые философские вопросы
кибернетики. Л., 1963; И. |
И. Б л о х . Основные поня |
тия теории информации. Л., |
1959. |
19См.: В. В. К о с о л а п о в . Информационно-логический анализ научного исследования. Киев, 1968.
11
обусловлены тем, что их авторы хотели бы вы
двинуть на первый план.
В области общественных наук научная инфор
мация выступает как одна из форм социальной
информации, которую ученые рассматривают в
связи с сознанием 20. Из этого следует, что науч
ная информация существует только в одной из систем социальной коммуникации, а именно в
сфере научной деятельности. Она функциониру
ет и развивается в рамках целого и сообразуется с ним в своих функциях. «Часть, — писал В. И.
Ленин,— должна сообразоваться с целым, а не
наоборот» 21.
Специалисты научно-информационной работы в области общественных наук выделяют экономи ческие, социально-политические и идеологические виды информации, которые как в отдельности,
так и в совокупности являются социаль
ными. Отражая взаимоотношения между людь
ми, классами, общественно-политическими систе
мами, социальная информация характеризуется прежде всего классовым подходом, партийностью в освещении событий, связью с современностью. Учитывать это особенно важно тогда, когда речь идет об исследовании информации буржуазной, представители которой, прикрываясь объектив
ностью, надклассовостью, прямо или косвенно
искажают ход объективно-исторических процес сов. Поэтому необходимо отметить, что понятие
«информация по общественным наукам» органи
чески включает в себя идеологическую работу,
связанную с информацией советских и партийных работников об актуальных социально-политиче
20См.: А. Д. У р с у л . Проблема информации в совре менной науке. М., 1975, с. 186.
21В. И. Ле н и н . Поли. собр. соч., т. 15, с, 362,
12
ских проблемах, вопросах международного по
ложения и т. п. В этом прослеживается тенденция
рассмотрения информационных процессов как комплексной проблемы. В последнее время в на
шей стране опубликован ряд работ, которые сви
детельствуют о системном подходе при рассмот
рении проблемы информации в науке 22.
Прогрессивное развитие науки постоянно
усложняет оперативную работу по каналу инфор
мация — потребитель. Иными словами, с увели
чением потока, несущего определенное количест
во данных, затрудняется путь передачи их заин
тересованному потребителю. Без потребителя, хотя бы воображаемого, потенциального, гово
рить об информации так же бессмысленно, как и без наличия сообщения. Информация — есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Следова тельно, восприятие любой информации носит
субъективный характер. Огромное значение име
ет профессиональная подготовленность потреби
теля, его способность увязать новое со старым.
Однако никакие способности потребителя, на ходящегося на выходе информационной системы, не могут искусственно расширить поток инфор мационных данных. Всякой информационной си стеме — каналу от объекта информации к потре
бителю—присуща определенная степень инфор
мативности. Полнота информации зависит от
полноты первичной информации, материала на
входе в информационную систему. Поэтому глав
ным является вопрос переработки информации с
22 См.: В. Г. А ф а н а с ь е в . |
Социальная |
информация н |
управление обществом. М., |
1975; И. И. Г р и ш к и н . |
|
Понятие информации. М., |
1973; А. Д. |
У р с у л . Про |
блема информации в современной науке.
13
учетом изменяющихся потребностей ученых и специалистов.
На наш взгляд, необходимо остановиться на
следующих аспектах этой проблемы. Во второй
половине X X в., и особенно |
в последние годы, |
отмечено резкое увеличение |
количества ученых. |
В Советском Союзе уже в начале 60-х годов бо лее 15% выпускников вузов посвящали себя на учной работе. По данным Ю НЕСКО, в начале
нынешнего века во всех странах мира насчитыва
лось 15 тыс. ученых, в середине 50-х годов —
400 тыс., в середине 60-х годов численность науч
ных работников превышала 2 млн., к 1970 г.—
3,2 млн.23 Предполагается, что количество людей,
занятых в науке, будет удваиваться каждые 10—
15лет24.
Всвязи с этим отмечается ускоренный рост
числа научных публикаций. Следовательно, с од
ной стороны, наблюдается рост научно-исследо вательского персонала какой-либо данной отрас ли науки, с другой, поток информации, касаю щейся той же отрасли науки, увеличивается по принципу рассеивания. Бесспорно, при концент рации даже всей умственной и физической энер
гии специалиста он все же не может справиться
спереработкой информационного потока. Совет ские ученые рассматривали затраты времени об
ществоведов на выявление и научную переработ
ку информации. Установлено, что ежедневно на
поиск и осмысливание информации ученый за
трачивает 50—70% времени, которое отведено12*
23В. В. К о с о л а п о в . Современная научно-техническая революция н информационная деятельность. Киев,
1968, с. 15.
21См.: Г. М. Д о б р о в . Наука о науке. Введение в об щее науковедение. Киев, 1970, с. 154.
14
ему для научных исследований 25*. И несмотря на
это, 95% информации оказывается неиспользо- «->26
ванной .
ВБелорусской ССР в 1933 г. насчитывалось
940 научных работников, среди которых было 30
академиков, 11 профессоров, 278 доцентов, 521
ассистент27. К 1972 г. только в Отделении об
щественных наук АН БССР работали 32 доктора
и199 кандидатов наук, 10 академиков и 16 чле-
нов-корреспондентов АН БССР 2829.
В1919 г. в Белоруссии было одно высшее учебное заведение, в 1975 г. уже насчитывалось 30 вузов. С увеличением числа подготавливаемых
специалистов, а также с повышением культурно
го уровня населения республики соответственно возрос годовой тираж книг и журналов. Если в
1922 г. их тираж был равен 800 тыс. экз., то в
1971 г. он достиг 54,1 млн., а в 1973 г. — 68,1
млн. экз.9Q
К 1970 Г. количество книг по общественным, политическим и экономическим наукам достигает
15,3% от общего количества книг, изданных в
2о А. А. К а р Ми нс к а я, А. А. Б е л а я . Изучение ин формационных связен ученых в области обществен ных наук.— «Научно-техническая информация», серия 1, 1974, № 11, с. 11.
26А. А. К а р м и н с к а я. Об информационном обеспече нии общественных наук.— «Науковедение и информа тика». Вып. 1. Киев, 1969, с. 118.
27Итоги выполнения первого пятнлетнего плана разви
28 |
тия народного хозяйства БССР. Минск, 1933, с. 106. |
||
К. П. Б у е л а у. |
Грамадскую навуку — на вышэйшы |
||
|
узровень.— «Весц1 АкадэмП навук БССР. Серыя гра- |
||
29 |
мадсюх навук». Мшск, 1973, № |
4, с. 10. |
|
Рассчитано по данным стат. сб. «Народное хозяйство |
|||
|
СССР. 1922—1972». М., 1972, с. 542; «Статистиче |
||
|
ский ежегодник |
Белорусской |
ССР, 1974». Минск, |
1974, с. 220—221.
15
республике 30. В 1972— 1973 гг. научными сотруд
никами институтов Отделения общественных
наук было издано книг, сборников научных ра
бот и научно-популярных брошюр на 115,3%
больше, чем в 1966— 1967 гг.31
При колоссальном потоке информации преж
ний метод — самостоятельное ознакомление спе
циалиста с литературой, необходимой ему по
профилю исследовательской деятельности, осу ществлявшийся при помощи библиотечно-биб
лиографических способов обслуживания, — на
талкивается на серьезные затруднения. Главное
из них состоит в трудоемкости современного ин
формационного поиска, который определяется
как «совокупность ряда логических операций,
конечной целью которых является выявление по
заданным признакам всех документов, содержа щих требуемую информацию (с последующей выдачей самих информационных документов или их копий), или выдача фактических справок, представляющих собой ответы на заданные во
просы» 32.
Формы и методы информационного поиска зависят от интенсивности потребительских за
просов и от состояния информационной системы.
В настоящее время потребитель научной инфор мации в области общественных наук имеет в сво
30 Рассчитано по данным стат. сб. «Друк Бсларускай ССР. 1966— 1970». Мшск, 1972, с. 25.
31 Рассчитано по данным библиогр. указат. «Библиогра фия трудов сотрудников учреждений Академии наук БССР. 1966— 1967». Минск, 1968; «Библиография
трудов сотрудников |
учреждений Академии |
наук |
БССР. 1972— 1973». Минск, 1975. |
|
|
32 А. И. М и х а й л о в , |
А. И. Ч е р н ы й , Р. С. Г и л я- |
|
р е в с к и й. Основы |
научной информации. М., |
1965, |
с. 284. |
|
|
16
ем распоряжении стройную, трехступенчатую
систему. Первой ступенью научно-информацион
ной системы является библиографическая, вклю
чающая информационные картотеки и различные типы библиографических указателей; вторая сту
пень — это фактографические справки, переводы
и рефераты, качественно отличающиеся от биб
лиографической информации; наивысшая, третья
ступень — подготовка научно-аналитических об
зоров, т. е. работа, имеющая наиболее обобщаю щий, творческий характер 33.
Такая классификация не может вызвать
принципиальных возражений. Однако практика показывает, что ко второй ступени информации
целесообразно относить аннотации и сборники аннотированных изданий, а к третьей — крупно форматные рефераты.
Ученые предъявляют возрастающие требова ния к качеству научно-информационных данных всех ступеней информационной системы. Это объясняется тем, что лавина информации во все
прогрессирующей степени содержит огромное
количество общих, часто повторяющихся данных. Кроме того, она несет в себе различные по ха
рактеру потоки34. Подсчеты, проведенные в
Фундаментальной библиотеке общественных на
ук (в настоящее время Институт научной инфор
мации по общественным наукам АН СССР), показали, что лишь одна треть отечественных и
иностранных журналов содержит материал по
33 С. И. К у з н е ц о в а. В. И. Ленин н научная инфор мация в области общественных наук.— «Библиотечнобиблиографическая информация», 1970, № 3, с. 33—55.
34См.: В. Е в л а д о в. Некоторые особенности социаль ной информации.— В сб.: О некоторых проблемах общественных наук. Новосибирск, 1969, с. 71.
2 Зак. 7S2 |
17 |