Файл: Лилеев, С. К. Диспетчерская служба предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

петчер цеха вынужден вмешиваться в работу предшест­ вующих в технологической цепочке участков ɪ.

В крайних случаях диспетчер цеха меняет задание на формообразующих операциях — формовке в литейных цехах и штамповке в кузнечно-прессовых. Но такие явле­ ния нежелательны, поскольку задание для этих наиболее ответственных участков составляет ПДБ цеха, исходя из перспективного обеспечения планкарты.

В отличие от сборочного и обрабатывающего произ­ водств контроль за поступлением в данный цех или кор­ пус продукции от поставщика в функции диспетчерского аппарата подразделений заготовительного производства не входит по следующим причинам. Рассмотренные обя­

занности диспетчера в подразделениях заготовительной фазы достаточно велики. Дальнейшее расширение его функций, отрицательно повлияло бы на качество и свое­ временность выполнения им своих обязанностей. Конт­ роль за равномерным ходом производства в цехах и кор­ пусах заготовительной фазы сводится к контролю за обес­ печением металлом. А этот вопрос, как уже говорилось,

должен решаться производственно-диспетчерским бюро и представителями управления снабжения с учетом перс­ пективы. Они обязаны составить план-график подачи ме­

талла с опережением на 7—10 дней.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Уровень организации управления производством, и elчастности диспетчерской службы, в значительной мере

зависит от ее технической оснащенности.

Диспетчерский аппарат цехов, корпусов и в целом ма­ шиностроительного предприятия до начала создания

1 В заготовительной фазе производство организовано по после­ довательному принципу, т. е. каждый участок передает свою про­ дукцию следующему по технологической цепочке, в противополож­ ность обрабатывающей фазе, где производство организовано по предметно-замкнутому принципу.

33

автоматизированных систем управления предприятием

(АСУП) в основном был обеспечен только телефонной связью. В период создания диспетчерских пунктов пред­

полагалось, что там должен находиться диспетчер под­ разделения. Но отсутствие необходимых автоматизиро­ ванных средств контроля вынуждало его в большинстве случаев получать информацию о ходе производства пу­ тем личного осмотра отдельных участков.

На некоторых предприятиях в настоящее время рас­ пространено применение промышленного телевидения. Однако, на наш взгляд, оно имеет в основном дисципли­ нирующее и психологическое значение.

Используется так называемая вызывная сигнализа­ ция, организованная с применением световых табло или нескольких электроламп в различной комбинации по цве­

там. Существуют более эффективные средства вызывной сигнализации, к сожалению, мало распространенные. Это беспроволочная телефонная связь с использованием кар­ манных приемо-передающих аппаратов.

На многих предприятиях нашли применение автома­

тизированные установки и системы, позволяющие диспет­

черу учитывать, например, время использования уникаль­ ного оборудования, выпуск продукции, контролировать состояние страхового задела, сопоставлять план с фак­ тическим выпуском и т. д. Однако все эти средства, дей­ ствующие самостоятельно, помогают решать лишь узкие задачи и в условиях массово-поточного производства не позволяют обеспечить ритмичность производственного процесса, оперативного контроля и регулирования всех

его звеньев.

Научно-технический прогресс обусловил, с одной сто­ роны, необходимость, с другой — возможность комплекс­ ной автоматизации системы управления производством на базе применения экономико-математических методов и электронных вычислительных машин.

C учетом накопленного опыта на ЗиЛе было принято решение о создании автоматизированной системы управ­ ления АСУ-ЗиЛ.

АСУ-ЗиЛ должна охватывать все функций деятель­ ности предприятия. Однако создание ее, вполне естест­ венно, началось с подсистемы управления основным про­ изводством. Это было вызвано рядом веских, обстоя­

тельств.

34


Во-первых, процесс производства есть непосредствен­ но создание материальных ценностей, что в конечном сче­ те является главной задачей предприятия. Во-вторых,

темпы производства основной продукции уже сейчас на­ столько велики, что управление им без широкого внед­ рения средств механизации и. автоматизации становится крайне затруднительным. И наконец, немаловажно то,

что информация, возникающая в сфере оперативного уп­

равления производством, служит исходной для осуществ­ ления всех остальных функций хозяйственной деятельно­ сти на предприятии.

Рассматривая подсистему управления основным про­

изводством как совокупность планирования и учета, ана­ лиза и контроля, направленных на поддержание хода

производства, остановимся на ее двух взаимосвязанных

частях: информационно-вычислительной и контрольно­ диспетчерской.

Вследствие того что информационно-вычислительная

часть создает информационную базу для контрольно-дис­ петчерской части, внедрение новых методов планирова­

ния и учета, основанных на применении ЭВМ, обуслов­ ливает определенные изменения в системе диспетчирова­

ния. Эти изменения прежде всего результат появления новых учетно-плановых документов, подготовленных C по­ мощью электронной вычислительной и другой техники управления.

В качественно новой форме принимается основной ин­

формационно-плановый документ, который используется диспетчерским аппаратом производственных подразделе­ ний при контроле за межцеховым движением продуктов производства. Вместо суточной планкарты подач, состав­ ляемой вручную работниками ПДБ цехов и корпусов, диспетчерский аппарат вооружается ежедневной анали­ тической сводкой о сдаче продукции цехам-потребителям по всей закрепленной за цехом-поставщиком номенкла­ туре (форма № 13). В сводке указывается, куда следует подать изделия данной номенклатуры, месячный план подач, фактические подачи с начала месяца и за про­ шедшие сутки, отклонение от плана и суточный темп Имея такую информацию, диспетчер может вести конт роль за выполнением плана подач по всей номенклатуре.

Однако, как уже говорилось, в ряде случаев закреп­

ленная за цехом номенклатура настолько велика, что

35

СО

eŋ S CX

ф

Аналитическая сводка о выполнении плана сдачи по литейному цеху 02 на 03.Х.73

 

 

 

BtlIiXW

lo

 

ɔ

 

’ф

 

BHHBHOIfHlQ

ср

 

 

 

 

I

 

 

 

 

σ>

 

 

 

ВЇ1

со

-EBBW BITBhEH В OHEfiQ

τf

ИЯ1Л.В ВЄ ИЯВЭЬИІЯВф

Tf

CN

 

 

 

 

Г-

 

 

 

 

СО

 

 

HhBÏÏO UWBl

OO

 

 

 

ңнньохАэ ЩЧЯОНВІЩ

Tf

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

B1HHBBW

о

BIfBhBH

ɔ

 

LO

HhBfirB НВІГЦ

о

 

 

 

 

cn

 

 

 

 

о

ÏIKBBW

BH

HhBfiB НВІГЦ

о

CP

 

 

 

 

о

 

 

 

 

о

 

W

 

S

 

 

s

 

 

 

Sa®

 

 

5

я

 

 

« g

а

 

 

≡≡8

 

 

a? «

сего

 

⅞≈° g

 

З

 

 

CQ

 

 

 

 

 

 

 

»

О

 

 

 

τθ∙

о

 

 

 

о

л

 

 

≥. .

 

 

о

 

ч

 

 

 

 

S

 

 

 

00

со

 

 

 

к

 

 

&

со

 

 

CN

 

 

 

£(

 

 

о

50

 

 

я

со

 

 

 

СО

S

 

 

 

 

 

 

*

 

О

 

 

Q

 

О

 

£15

 

О

 

<V

 

 

C ?

 

CN

 

Ii

 

 

 

Tf

ю

 

Ю

 

CP

CP

 

 

τf

 

 

I

 

CTi

LO

 

СО

Tf

 

τf

LO

 

CN

Tf

 

O-

 

 

со

 

 

 

22

 

LO

О

 

оо

S

 

τf

 

CN

 

 

CP

со

 

СО

о

 

о

г-

 

Tf

CN

 

ю

 

-D

 

 

Ч

 

 

О

 

 

S

о

 

О'

 

S

CN

 

О

 

О

 

 

L-.

CQ

 

OJ

 

<j

 

 

CQ

 

 

О

 

 

О

 

 

τf

 

 

о

 

 

^f

 

 

о

 

 

ю

 

 

со

 

 

о

 

 

о

 

 

о

 

 

CN

LO

СП

σ>

LQ

со

о

CN

СП

ср

I

I

I

ю

CP

CP

Tf

CP

Tf

«—<

CP

CN

 

CN

CN

іО

»—<

т—Ч

τf

 

г—ч

»■М

 

о

 

 

CN

 

 

ь-

 

О

LO

ю

τf

CQ

Tf

CP

СП

 

CQ

CN

О

Tf

іф

оо

О

CP

о

 

CP

CN

ф

ф

ч

5

о

 

Sк

≡,

ST

о

 

О

S

CN

 

г CN

о

 

О

о

ь

 

H

CQ

 

L-

CQ

 

0)

 

 

CJ

 

 

 

CQ

 

 

 

О

 

 

 

о

 

 

 

Tf

 

 

 

о

 

 

 

Tf

 

 

 

О

 

 

 

LO

 

 

 

CO

 

 

 

О

 

 

 

О

 

 

 

о

 

 

 

со

 

^Префикс. Суффикс.

36


диспетчерский аппарат не всегда в состоянии организо­ вать контроль по всем ее позициям, а должен сосредо­ точивать свое внимание только на отстающих. Для этого в помощь диспетчеру вычислительным центром выдается так называемая справка-задание на выполнение плана сдачи продукции по «отстающей номенклатуре» (форма № 14). В справке-задании указываются месячный план и суточный темп, выполнение за предыдущие сутки и с на­ чала месяца, минимальный корректированный (с учетом недодачи) суточный темп, количество деталей, которые следует подать до конца месяца, наличие деталей в про­ изводстве.

Как справочным материалом диспетчерский аппарат пользуется аналитической сводкой о ходе производства по цеху (форма № 15). Из этой сводки диспетчер может получить информацию о состоянии в цехе интересующей его позиции и принять меры к обеспечению подачи в соот­ ветствии с минимальным корректированным темпом.

Технология образования аналитической сводки о сда­ че деталей и справки-задания по «отстающей номенкла­ туре» подтверждает, что в условиях механизации сбора и обработки учетно-плановой информации функции аппа­ рата оперативного планирования и учета переплетаются с функциями диспетчерской службы.

Например, при отправке партии деталей потребителю работник диспетчерского аппарата (как правило, опера­ тор диспетчерского пульта) фиксирует эту отправку с по­ мощью регистраторов производства, установленных в зоне отправки или в непосредственной близости от нее. Отправитель, комплектующий партию деталей, сообщает оператору номер позиции и число деталей в ней. Послед­ ний закладывает в соответствующие щели регистратора производства бланк накладной и карточку, в которой указаны номер детали или узла, цена детали, цех-постав­ щик, цех-потребитель и т. д. Эта карточка находится в

картотеке у рабочего места оператора. Картотека охва­

тывает всю номенклатуру продукции, выпускаемой дан­ ным цехом.

Чтобы зарегистрировать отправляемую партию, опе­ ратор, кроме указанных выше операций, должен раз в

сутки набрать на соответствующем устройстве регистра­ тора производства дату отчетных суток, а при отправке

продукции — на клавиатуре регистратора ее количество.

37

38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф о р м а

g

Справка-задание по выполнению плана изготовления продукции по «отстающей номенклатуре»

 

 

 

 

по___________________ цеху

на___________________ 19___ г.

 

 

 

прошло_____________рабочих дней

 

 

 

 

 

 

 

і

Шифр детали

(узла)

Плановый

 

Минимальный

Наличие деталей

в производ­

 

 

 

 

 

Выполнено за

 

стве (всего)

 

 

 

 

 

суточный

корректиро­

 

 

 

 

 

 

 

 

сутки

ванный суточ­

 

 

 

 

 

 

 

 

темп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ный темп

в

штуках

в днях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заход

 

пре­

 

суф­

 

 

 

 

 

Задел

вид

модель

номер

 

Осталось

 

в том числе готовых

 

фикс

фикс

Выполнено C

 

 

 

 

 

 

План на

выполнить до

 

 

 

 

 

 

 

 

месяц

начала

конца

 

 

 

 

 

 

 

 

 

месяца

месяца

в

штуках

в днях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫ ПОЛНЕНИЕ

Сумма в рублях:

ПЛАНА

другим цехам

CSCSCS CS CS CS SSSKXS

q

4©©

 

φS©©φφЄ\чч.

 

c

 

ч

 


LO

03

2

CX

Q

е

Аналитическая сводка о ходе производства по цеху 09-00 на 09.Vl 1.73

X s

E

о

XO

CX

LO

о

ракБ

exo,π oiəooɔ

OIfDHh WOl S

 

 

 

oaəɔs

I

 

 

Остатки

 

XKHtf я

 

•іт а

 

 

 

OHHOhEHSEH

 

віікээи

еїіном otf

чіинігошча

4□oifBiDQ

Отклонениеот начапланас ­ ламесяца

1

 

 

Выполнено

 

+

-OW

EÏIKO

 

EIfEhEH ɔ

 

 

иміАэ ЕЄ

Суточный темп

 

⅛14HHE3

-OdHiMOddOM

 

$14H4IfEWHHHW

 

ViqsoHEifII

 

tnsɔəw

EH HEIf∏

 

Позиция учета

 

(узла)

 

омиффЛо

 

dowoH

детали

 

 

θMHφodn

Шифр

 

 

HIfOtfow

 

 

 

 

Йид

 

 

VoXBg

 

 

Цехпотр.

CKE

ООО

oo оо en o о о

со со

со со

со о оо

оо

--

 

хґ

OO

OO

 

 

cn cn

cn oq

cn cn

 

tαθn^So∩^2o≡α)

о

s ⅛ о

≡ l-i

C

OCQCQ

? О CQ CQ к U CQ CQ

к

ООО

 

CN

 

CN

CN

 

ООО

 

ООО

 

ООО

 

СО

 

OO

CN

 

-→

““

CN

СО

 

іо

íñ

ю

 

Г-

 

Г-

t"-

 

CO

 

со

со

 

■ЧҐ

 

-ςf

4f

 

о

 

о

о

-

 

ООО

 

 

СО

СО

СО

 

39


При включении регистратора производства вся необходи­ мая информация будет зафиксирована на двух носителях информации: в накладной (в двух экземплярах) как в сопроводительном документе и на перфоленте.

Информация на перфоленте накапливается в течение суток, по истечении которых перфолента направляется в вычислительный центр для обработки на ЭВМ. Там дан­ ные о фактической передаче деталей за отчетные сутки

обрабатываются с информацией за весь период с начала месяца и сравниваются с хранящейся на машиноноси-

телях плановой информацией. В результате вычисли­ тельный центр к началу следующих суток выдает произ­ водственным подразделениям рассмотренную выше аналитическую информацию о ходе производства и новое задание на планируемые сутки.

Кроме подобной отчетной информации в пределах су­ ток, диспетчерскому аппарату необходима непрерывная информация в темпе производства для оперативного конт­ роля и регулирования. Но информация, получаемая визуальным методом, а также в устной форме от испол­ нителя, как правило, недостоверна и несвоевременна, что приводит к неправильным оперативным решениям.

На ЗиЛе, как и на ряде других промышленных пред­ приятий, было решено разработать и внедрить комплекс технических средств, позволяющих организовать непре­ рывную информацию о состоянии производства. Но пред­ варительно потребовалось установить, какая именно ин­ формация и с какой степенью достоверности нужна дис­ петчерскому аппарату для непрерывного контроля за ходом производства. Анализ диспетчерских функций по­ казал, что к такой информации относятся данные о коли­ честве изготовленной продукции на последних операциях автоматических и поточных линий в сборочной и обраба­ тывающей фазах производства, о количестве запущенных в производство деталей в сборочной и обрабатывающей фазах, изготовленных деталей на формообразующей операции (формовке, штамповке, высадке и т. д.), о количестве позиций, сданных потребителям, о работе ведущего оборудования (простои и причины их возник­

новения) .

Для обеспечения непрерывной информации по пере­ численным параметрам на ЗиЛе созданы комплексные системы контроля и управления производством «СКУП».

40

Такие системы используются на различных уровнях дис­ петчеризации: от главного диспетчера до диспетчера под­ разделения. В зависимости от уровня диспетчеризации осуществляются подбор и комплектация технических средств.

На контрольно-диспетчерских пунктах в производст­ венных подразделениях комплекс технических средств контроля и управления составляют:

диспетчерский телефонный коммутатор для оператив­ ной связи с производственными участками данного цеха, обслуживающим персоналом (механиком, энергетиком, инструментальной службой), с дежурным диспетчерским аппаратом отраслевого производства и главным диспет­ чером завода, а также с руководящими работниками цеха;

панель, на которой размещены средства фиксирова­ ния информации — электроимпульсные счетчики и свето­ вые цифровые табло. Эти счетчики и табло соединены с устройствами для сбора информации. Последние пред­ ставляют собой в основном автоматические и полуавто­ матические датчики, которые устанавливаются на тех­ нологическом оборудовании. На панели, кроме средств, фиксирующих фактическое состояние производства, уста­ новлены автоматические устройства, показывающие пла­

новые задания на данный период. Таким образом, диспет­

чер может в любой момент видеть состояние производства

по интересующим его позициям и определить отклонения от плана;

, внутризаводская телеграфная связь. Во всех цехах основного производства на диспетчерских пунктах уста­ новлены телетайпы, с помощью которых диспетчерские службы цехов и завода могут обмениваться любой необ­ ходимой информацией. Вся передаваемая информация фиксируется на рулоне телетайпа или на телетайпной ленте как в цехе-потребителе, так и у поставщика, что гарантирует точность информации. Использование теле­ тайпной связи в значительной степени упорядочило ра­ боту диспетчеров цехов-потребителей с диспетчерами це­

хов-поставщиков, особенно по «отстающей номенклатуре»

деталей. Кроме обеспечения диспетчерской связи система внутризаводского телеграфа может быть использована для передачи различного рода распоряжений, письмен­ ного подтверждения которых не требуется;

41