Файл: Деятельность Совета Экономической Взаимопомощи в области стандартизации..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СТАНДАРТОВ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ, КЛАССИФИКАЦИИ И КОДИРОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СОВЕТА
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ВЗАИМОПОМОЩИ В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ
ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
М о с к в а 1974
Гос. »'2у<4личн®и
|
| |
- T&xti'H4a»'KQt3 |
j |
УДК 389.6(103) |
|
G&GP |
| |
|
|
ЭКЗ£й*ПЛЯР |
f |
_ Д ^ |
читАДьмогу? »AJV^| |
||
s o ' m |
|
- f6 4 - r z |
|
Деятельность совета экономической взаимопомощи в об ласти стандартизации. Обзорная информация. Издательство стандартов, 1974, с. 1— . . .
В настоящей брошюре изложены вопросы, связанные с сотрудничеством стран — членов СЭВ в области стандартиза ции. В ней подведены итоги работы Постоянной комиссии СЭВ и Института СЭВ по стандартизации, отраслевых комиссий СЭВ по стандартизации.
Рассмотрены вопросы, связанные с решением задач, по ставленных Комплексной программой социалистической эко номической интеграции.
Брошюра рассчитана на широкий круг спецналнстов-стан- дартизаторов и научно-техническую общественность.
Составитель Я. В. Гуняева Ответственный за выпуск канд. эконом, наук
К. Г. Ильина
© Всесоюзный научно-исследовательский институт техничес кой информации классификации и кодирования, 1974
СОЗДАНИЕ СЭВ И РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА
Переход европейских стран народной демократии, всту пивших на путь социализма, к развитию своего народного хо зяйства на плановых основах и сложившаяся в послевоенный период международная обстановка явились предпосылкой для расширения, совершенствования и создания новых форм взаимного экономического сотрудничества. С учетом этих факторов в январе 1949 г. в Москве состоялось экономическое совещание представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Ру мынии, СССР и 'Чехословакии, на котором была достигнута договоренность о создании Совета Экономической Взаимо помощи из представителей стран—участниц совещания на основе равноправного представительства.
На I сессии Совета в апреле 1949 г. было принято решение о задачах, принципах и организационных формах его дея тельности. Это решение в последующие годы по мере углуб ления сотрудничества и совершенствования его форм допол нялось новыми положениями, а в дальнейшем послужило ос новой для разработки Устава Совета Экономической Взаимо помощи, одобренного XII сессией Совета в 1959 г. и вступив шего в силу в 1960 г.
В 1949 г. в СЭВ была принята Албания, а в 1950 г. — Германская Демократическая Республика. С конца 1961 г. Албания перестала участвовать в работе органов Совета. В июне 1962 г. в СЭВ была принята Монгольская Народная Республика, а в июле 1972 г. — Республика Куба.
По соглашению между СЭВ и правительством СФРЮ с 1964 г. эта республика принимает участие в работе ряда ор ганов СЭВ по вопросам, представляющим взаимный интерес. В качестве наблюдателей в работе некоторых органов СЭВ участвуют представители Демократической Республики Вьет нам и Корейской Народно-Демократической Республики.
В 1974 г. Совету Экономической Взаимопомощи испол нилось 25 лет. История возникновения и деятельности Сове та за эти годы является знаменательным фактом образо
3
вания и развития принципиально нового экономического со дружества социалистических стран—членов СЭВ. Сейчас это содружество — межгосударственное. Развитие его направля ется рядом международно-правовых или имеющих силу меж дународно-правовых документов, коллективно согласованных и одобренных или ратифицированных высшими органами вла сти и правительствами стран—членов СЭВ. К числу этих до кументов относятся Устав СЭВ (I960 г.), «Основные принци пы международного социалистического разделения труда» (1962 г.), «Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалисти
ческой |
экономической интеграции стран—членов СЭВ» |
(1971 г.) |
и некоторые другие документы, .определяющие це |
ли, принципы, формы и методы сотрудничества стран—членов
СЭВ.
СЭВ согласно Уставу призван содействовать путам объе динения и координации усилий стран—членов Совета плано мерному развитию народного хозяйства, ускорению экономи ческого и технического развития в этих странах, повышению уровня индустриализации стран с менее развитой промыш ленностью, непрерывному росту производительности труда и неуклонному подъему благосостояния народов стран—чле
нов Совета.
Наиболее общей и главной целью Совета Экономической Взаимопомощи является всестороннее экономическое сотруд ничество на основе последовательного углубления и расшире ния международного социалистического разделения труда в интересах построения социализма и коммунизма в странах— членах СЭВ и обеспечение устойчивого мира во всем мире.
Социалистические принципы развития содружества стран
— членов СЭВ определяются социально-экономической, политической и идеологической общностью государств, вхо дящих в него. Эти принципы основаны на общих объективных закономерностях развития стран мировой социалистической системы.
В переходный период (до 1960 г.) страны — члены СЭВ столкнулись с необходимостью изменения структуры своего хозяйства, создания и развития ряда новых отраслей произ водства, оргнизации нового комплексного хозяйства. Комп лексное развитие хозяйства способствовало упрочению хозяй ственного суверенитета и самостоятельности государства, разностороннему расцвету творческих способностей членов общества, умножению национального богатства. Однако тре бовалось решение ряда проблем, таких, как проблема на коплений, обеспечения стран необходимым сырьем, энергией,
4
■машинами и оборудованием, подготовка национальных кад ров и др.
Первоначально основная функция СЭВ сводилась к коор динации развития торговли между странами—участницами с целью ее расширения и повышения эффективности. С ростом производства неизбежно возрастал объем экономических свя зей между странами социализма, повышалась ответствен ность каждой страны за выполнение взаимных экономических и финансовых обязательств, возрастала потребность в совер шенствовании форм экономического сотрудничества, приве дении их в соответствие с новым уровнем развития сферы производства и обращения.
К началу 60-х годов в большинстве стран—членов СЭВ уже созрели предпосылки для перехода к более планомерно му формированию таких производительных сил, которые соот ветствовали бы интересам развитого социализма. Объектив но требовалось существенно усовершенствовать систему и методы планового руководства хозяйством, так как в 1962— 1963 гг. почти все страны СЭВ приступили к проведению экономических реформ, а также усовершенствовать саму си стему сотрудничества в рамках СЭВ. Пути перестройки си стемы и методов сотрудничества были намечены июньским Совещанием (1962 г.) руководителей партий и глав прави тельств, принявшим соответствующие решения и «Основные принципы международного социалистического разделения труда» в качестве программных документов.
«Основные принципы», разработанные на основе глубо кого научного анализа результатов сотрудничества стран— членов СЭВ, констатируют:
«Специализация и кооперирование являются важным ус ловием быстрого внедрения передовой технологии, полной механизации и автоматизации производства, освоения в со циалистическом лагере всей номенклатуры технически совер шенных видов машин и постоя,иного технического их совер шенствования.
Специализация производства машин между социалисти ческими страна,ми не должна ограничиваться отдельными из делиями или типоразмерами. Главное внимание в перспек тиве целесообразно сосредоточить на специализации по ос новным группам и видам машиностроительной продукции (конструкционно и технологически однородным), а также на специализации и кооперировании производства комплектного оборудования и оборудования для целых производственных линий. Это создает лучшие условия для концентрации произ водства, внедрения современной техники и технологии, а так
5
же улучшения организации производства, применения стан дартизации, типизации и нормализации».
Принятие этого документа руководителями партий и глав правительств явилось качественно новым этапом в развитии экономического сотрудничества между странами—членами СЭВ. В то же время в этом документе убедительно показано,
что |
развитие специализации, |
кооперирования |
производства, |
а также широкого товарообмена между странами—членами |
|||
СЭВ |
практически невозможно |
без развития |
сотрудничества |
в области стандартизации, типизации и унификации. Следует отметить, что и ранее рекомендации в этих областях разраба тывались по мере необходимости в отраслевых постоянных комиссиях, но эти работы не носили планомерного характера и проводились лишь в узкоотраслевых интересах для обес печения конкретных мероприятий по сотрудничеству. В ходе разработки рекомендаций и решений в области стандартиза ции определенную роль играло Совещание представителей стран—членов СЭВ, однако это совещание не являлось посто янно действующим органом.
Июньское Совещание (1962 г.) и XVI сессия СЭВ (1962 г.) приняли решение усовершенствовать организационно Совет Экономической Взаимопомощи, повысить его роль и ответ ственность. Вместо Совещания представителей был создан новый орган — Исполнительный комитет Совета, который в своей деятельности стал опираться на постоянные комиссии и другие органы СЭВ. Состав постоянных комиссий значитель но пополнился, и именно в этот период была образована По стоянная комиссия СЭВ по стандартизации. Таким образом* СЭВ организационно стал более действенным органом эко номического сотрудничества участвующих в нем стран, спо собным более активно содействовать решению новых акту альных экономических задач.
Одним из важных элементов научно-технического и эконо мического сотрудничества социалистических стран в целом является сотрудничество стран—членов СЭВ в области стан дартизации. Оно призвано решить ряд крупных политических и экономических вопросов, таких, как:
обеспечение оптимальной для целей и задач СЭВ увязки технических норм и требований к продукции, являющейся предметом товарообмена между странами—членами СЭВ, а также третьими странами;
создание необходимых предпосылок для углубления и рас ширения международного социалистического разделения тру да, специализации и кооперирования производства в рамках СЭВ;
6
обеспечение высокого качества продукции, производимой в странах—членах СЭВ, с целью повышения ее конкуренто способности на мировых рынках;
обеспечение постепенного выравнивания уровней техниче ских норм и требований, устанавливаемых стандартами стран—членов СЭВ;
создание необходимых предпосылок для ускоренного вне дрения в народное хозяйство стран—членов СЭВ новейших достижений науки, техники и производственного опыта.
Это позволит в первую очередь ускорить подготовку, за ключение и реализацию в рамках СЭВ различных соглаше ний, договоров и контрактов на взаимные поставки продук ции и, следовательно, быстрее внедрять результаты сотрудни чества в народное хозяйство как нашей страны, так и стран— членов СЭВ.
ОБРАЗОВАНИЕ ПОСТОЯННОЙ КОМИССИИ СЭВ И ИНСТИТУТА СЭВ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
Работы по стандартизации в рамках СЭВ практически на чались с 1956 г. — с момента образования отраслевых посто янных комиссий Совета. Однако эта работа проводилась раз розненно, не было единого центра по координации и плани рованию этих работ, отсутствовала единая методология их проведения.
С образованием в 1962 г. Постоянной комиссии СЭВ по стандартизации (ПКС СЭВ) и Института СЭВ по стандарти зации эти работы приобрели более целеустремленный и пла номерный характер.
С возникновением этих органов сфера деятельности в об ласти стандартизации между органами СЭВ распределяется следующим образом.
Постоянная комиссия СЭВ по стандартизации разраба тывает рекомендации по стандартизации и мероприятия по унификации национальных стандартов и нормативной доку ментации, устанавливающих общетехнические нормы, кото рые обеспечивают взаимозаменяемость, а также по унифика ции основных показателей изделий, материалов и продуктов взаимосвязанных производств.
Отраслевые постоянные комиссии СЭВ разрабатывают рекомендации по стандартизации и мероприятия по унифи кации национальных стандартов и нормативной документации, которые устанавливают параметры и технические требования к изделиям, материалам и продуктам, выпускаемым данной
7
отраслью, в первую очередь связанных с проведением спе циализации и кооперирования, а также по другим вопросам стандартизации в своей отрасли.
Отдел стандартизации и отраслевые отделы секретариата Совета проводят работы по стандартизации согласно планам соответствующих постоянных комиссий Совета.
Институт СЭВ по стандартизации проводит работы по важнейшим для стран-участниц научно-техническим пробле мам в области стандартизации, решение которых связано с проведением теоретических и экспериментальных исследова ний, а также по другим вопросам в области стандартизации, в частности по разработке общих принципов и методов рабо ты по унификации и стандартизации.
Органы Совета Экономической Взаимопомощи свою дея тельность iBобласти стандартизации осуществляют в соответ ствии со следующими документами:
Временная инструкция о порядке проведения органами Совета Экономической Взаимопомощи работы в области стандартизации, утвержденная на 11 -м заседании Исполни тельного комитета Совета в феврале 1964 г.;
положения постоянных комиссий Совета Экономической Взаимопомощи, в которых наряду с другими задачами опре делены и задачи соответствующих комиссий по вопросам стандартизации;
Положение о Постоянной комиссии СЭВ по стандартиза ции, утвержденное на 2-м заседании Пополнительного комите та Совета 28 сентября 1962 г. и частично измененное на 3-м заседании Исполкома СЭВ 20 декабря 1962 г.;
Временное положение об Институте Совета Экономиче ской Взаимопомощи по стандартизации, утвержденное на 3-м
заседании Пополнительного |
комитета Совета |
20 |
декаб |
ря 1962 г.; |
стандартизации |
(МС |
1—67) |
методические указания по |
«Оформление, построение и изложение рекомендаций СЭВ по стандартизации», одобренные на 16-м заседании Посто янной комиссии СЭВ по стандартизации в мае1967 г.:
методические указания по стандартизации (временные МС 2—67) «Разработка, согласование и рассмотрение про ектов рекомендаций СЭВ по стандартизации», принятые на 16-м заседании Постоянной комиссии СЭВ по стандартиза ции в мае 1967 г.;
Методика проведения ускоренных изменений или отмены и систематического пересмотра рекомендаций СЭВ по стан дартизации, одобренная на 10-м заседании Постоянной ко миссии СЭВ по стандартизации в мае 1965 г;